Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аристотелю принадлежит заслуга в открытии трех основных законов логики. Укажите, какой из перечисленных ниже законов является лишним.



А. закон исключенного третьего

Б. закон отрицания отрицания

В. закон противоречия

Г. закон тождества

 

140. Структура души человека, согласно Аристотелю, может быть представлена следующим образом:

А. бессознательная, сознательная, надсознательная части души

Б. вожделеющая, яростная, разумная части души

В. растительная, животная, разумная части души

Г. эмоциональная, волевая, рациональная части душ

141. II-III вв. средневековой европейской философии называются этапом...

А. апологетики

Б. патристики

В. софистики

Г. схоластики

 

142. IV-VIII вв. средневековой европейской философии называются этапом...

А. апологетики

Б. систематики

В. софистики

Г. схоластики

143. II-VIII вв. средневековой европейской философии называются этапом...

А. апологетики

Б. патристики

В. софистики

Г. схоластики

 

144. IX-XIV вв. средневековой европейской философии называются этапом...

А. апологетики

Б. патристики

В. софистики

Г. схоластики

 

145. Для эпохи Средневековья характерен...

А. антропоцентризм

Б. космоцентризм

В. культуроцентризм

Г. теоцентризм

 

146. Понятие «догмат» означает:

А. идею, от которой философ в рамках своей системы не может отказаться

Б. положение, лежащее в основе религиозного вероучения и не подлежащее сомнению

В. текст, признающийся в конкретной религии боговдохновенным

Г. философа, буквально излагающего взгляды другого философа

 

147. Христианское учение о сотворении мира Богом «из ничего» обозначается термином:

А. креационизм

Б. монотеизм

В. провиденциализм

Г. эволюционизм

 

148. Христианская доктрина, стремящаяся согласовать идею существования всемогущего и всеблагого Бога с наличием мирового зла, обозначается термином:

А. космология

Б. теодицея

В. теология

Г. эсхатология

 

149. Христианское понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного плана «спасения» человека обозначается термином:

А. креационизм

Б. монотеизм

В. провиденциализм

Г. ревеляционизм

 

150. Христианское учение о конечных судьбах мира и человека обозначается термином:

А. антропология

Б. космология

В. теология

Г. эсхатология

151. В текстах христианских апологетов II-III вв., отрицавших возможность культурного синтеза христианства и античности, можно встретить, например, такое суждение: «Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях после Евангелия. У нас есть Библия, нам не нужна никакая другая книга». В данном случае автором высказывания является:

А. Августин Блаженный

Б. Квинт Септимий Тертуллиан

В. Климент Александрийский

Г. Фома Аквинский

 

152. В решении проблемы о соотношении веры и разума Квинт Септимий Тертуллиан придерживался позиции:

А. о превосходстве веры на разумом

Б. о превосходстве разума над верой

В.о гармонии веры и разума

Г.о несовместимости веры и разума

 

153. В текстах христианских апологетов II-III вв., допускавших возможность культурного синтеза христианства и античности, можно встретить, например, такое суждение: «Иисус, прежде чем явиться во плоти для спасения людей, подготовил весь христианский мир к этому спасению, дав иудеям закон, а эллинам – философию. Философия сама по себе не влияет гибельно на человеческую жизнь, как некоторые клевещут на нее, напротив, мы открываем в ней некоторого союзника, совместно с которым и обосновываем нашу веру». В данном случае автором высказывания является:

А. Августин Блаженный

Б. Квинт Септимий Тертуллиан

В. Климент Александрийский

Г. Фома Аквинский

 

154. В период патристики особое влияние на становление христианской философии оказали взгляды...

А. Аристотеля

Б. Демокрита

В. Платона

Г. Эпикура

 

155. Высшей точкой развития христианской философии в период патристики является творчество...

А. Аврелия Августина

Б. Пьера Абеляра

В. Фомы Аквинского

Г. Сигера Брабандского

Д.Николая Кузанского

 

156. Августин Блаженный написал книгу под названием:

А. «Да» и «Нет»

Б. «О бесконечности, Вселенной и мирах»

В. «О граде Божьем»

Г. «Сумма теологии»

 

157. В решении проблемы соотношения веры и разума Августин Блаженный придерживался позиции:

А. о превосходстве веры на разумом

Б. о превосходстве разума над верой

В.о гармонии веры и разума

Г.о несовместимости веры и разума

 

158. Учение Августина Блаженного о творении Богом мира «из ничего» делает акцент на...

А. понимании Бога как абсолютного существа

Б. понимании Бога как всесильного существа

В. понимании Бога как всеблагого существа

Г. понимании Бога как вездесущего существа

Д. понимании Бога как всезнающего существа

 

159. Августин, стремясь согласовать идею существования всемогущего и всеблагого Бога с наличием мирового зла, пришел к выводу о том, что...

А. зло есть порождение Дьявола

Б. зло есть порождение материи

В. зло есть средство для наказания грешников

Г. зло есть недостаток добра

 

160. С именем Августина Блаженного связано становление взгляда на историю как...

А. линейный процесс

Б. спиралевидный процесс

В. циклический процесс

Г. эмерджентный процесс

161. В период схоластики особое влияние на развитие христианской философии оказали взгляды...

А. Аристотеля

Б. Демокрита

В. Платона

Г. Эпикура

Д. Фалеса

 

162. Высшей точкой развития христианской философии в период схоластики является творчество...

А. Аврелия Августина

Б. Пьера Абеляра

В. Фомы Аквинского

Г. Сигера Брабантского

Д.Николая Кузанского

 

163. Фома Аквинский написал книгу под названием:

А. «Да» и «Нет»

Б. «О бесконечности, Вселенной и мирах»

В. «О свободе христианина»

Г. «Сумма теологии»

 

164. Сигер Брабантский, один из основателей западноевропейского аверроизма, сформулировал теорию, в которой доказывал...

А. необходимость признания в качестве истин только выводов теологии

Б. необходимости признания в качестве истин только выводов науки

В. необходимость гармонии истин теологии и истин науки

Г. допустимость противоречия между истинами теологии и истинами науки

 

165. Согласно Фоме Аквинскому, два пути ведут к познанию Бога:

А. путь апофатической и катафатической теологии

Б. путь апологетической и догматической теологии

В. путь богооткровенной и естественной теологии

Г. путь экспериментальной и теоретической теологии

 

166. В решении проблемы соотношения веры и разума Фома Аквинский придерживается позиции:

А. о превосходстве веры над разумом

Б. о превосходстве разума над верой

В.о гармонии веры и разума

Г.о несовместимости веры и разума

 

167. Автором книги «Да» и «Нет» был:

А. Августин Блаженный

Б. Пьер Абеляр

В. Мартин Лютер

Г. Фома Аквинский

 

168. В решении проблемы соотношения веры и разума Пьер Абеляр придерживался взгляда:

А. о превосходстве веры над разумом

Б. о необходимости разума как предварительного условия веры

В. о гармонии разума и веры

Г. о несовместимости разума и веры

 

169. Желая ограничить роль разума в делах веры, Фома Аквинский создал учение об…

А. истинах «абсолютных» и «относительных»

Б. истинах «априорных» и «апостериорных»

В. истинах «разумных» и «сверхразумных»

Г. истинах «эмпирических» и «рациональных»

 

170. Доказательства бытия Бога Фомой Аквинским, выводившим его бытие из явлений материального мира, получили название...

А. онтологические доказательства

Б. космологические доказательства

В. нравственные доказательства

Г. телеологические доказательства

171. XIV - XVI вв. западноевропейской философии называются этапом...

А. патристики

Б. просвещения

В. ренессанса

Г. софистики

Д. схоластики

172. Возрождение как движение в европейской культуре возникло в(во)...

А. Англии

Б. Германии

В. Италии

Г. Франции

 

 

173. Эпоха Возрождения как целостная культурно-историческая эпоха возникла на основе...

А. возвращения к ценностям античной культуры

Б. освоения новых географических пространств

В. попыток разумного переустройства общества

Г. создания утопических теорий

 

174. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется...

А. антропологизмом

Б. гуманизмом

В. космизмом

Г. эллинизмом

 

175. Для эпохи Возрождения характерен...

А. антропоцентризм

Б. космоцентризм

В. культуроцентризм

Г. теоцентризм

 

176. Философами Возрождения ценились такие личностные качества, как… (2 варианта ответа)

А. аполитичность

Б. глубокая религиозность

В. интерес к земной жизни

Г. склонность к аскетизму

Д. способность к творчеству

 

177. Автором книги «Город Солнца» является:

А. Д. Бруно

Б. Н. Кузанский

В. Т. Кампанелла

Г. Н. Макиавелли

Д. Т. Мор

178. Автором книги «О бесконечности, вселенной и мирах» является:

А. Д. Бруно

Б. Н. Кузанский

В. Т. Кампанелла

Г. Н. Макиавелли

Д. Т. Мор

179. Автором книги «Об ученом незнании» является:

А. Д. Бруно

Б. Н. Кузанский

В. Т. Кампанелла

Г. Н. Макиавелли

Д. Т. Мор

180. Автором книги «Утопия» является:

А. Д. Бруно

Б. Н. Кузанский

В. Т. Кампанелла

Г. Н. Макиавелли

Д. Т. Мор

 

 

181. В натурфилософии эпохи Возрождения минимизация роли Бога по отношению к природе и человеку в итоге привела к возникновению таких философских концепций как...(2 варианта ответа)

А. политеизм

Б. деизм

В. монотеизм

Г. пантеизм

Д. теизм

 

182. В своей философии Н.Кузанский использует понятия «абсолютной бесконечности» и «потенциальной бесконечности» для решения проблемы соотношения:

А. Бога и Вселенной

Б. Вселенной и Земли

В. Земли и человека

Г. человека и общества

 

183. Онтологические взгляды Д.Бруно следует определить как:

А. атеизм

Б. деизм

В. пантеизм

Г. теизм

 

184. Д.Бруно утверждал, что...

А. Бог создал мир из себя самого, потому Бог и мир единосущны

Б. Бог сотворил мир и присутствует в каждой из его частей

В. каждая из частей мира совершенна, потому божественна

Г. нет иного бога, кроме природы, творящей и совершенной

 

185. Рассуждая о политике, этот автор писал: «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам. Так пусть же государь побеждает и удерживает власть, а средства всегда сочтут при этом достойными и одобрят». Этим автором является:

А. Н.Кузанский

Б. М.Лютер

В. Н.Макиавелли

Г. Т.Мор

 

186. Кто из мыслителей эпохи Возрождения является автором этого текста: «Природа - создательница мира - дала многим женщинам лицо красивое и благородное. Для чего, спрашивается: чтобы они наслаждались этим даром или пренебрегали им? Конечно, чтобы наслаждались и радовались. Но украшение женщин - не только лицо, но и волосы, грудь и бедра, и, наконец, все тело. Но, почему женщинам, имеющим красивое лицо, красивые волосы, красивую грудь, мы позволяем обнажать эти части тела, а к другим женщинам, которые красивы другими частями тела, мы так несправедливы»?

А. Ф. Бэкон

Б. Л. Валла

В. М. Лютер

Г. Ф. Аквинский

187. Томас Мор и Томмазо Кампанелла являются представителями...

А. неоплатонизма

Б. политического направления

В. реформационного направления

Г. утопического социализма

 

188. Страну, жители которой, демонстрируя презрение к богатству, изготавливали из золота «ночные вазы», описал в своем романе:

А. Д.Бруно;

Б. Н.Кузанский;

В. Н.Макиавелли;

Г. Т.Мор.

 

189. Кому из мыслителей эпохи Реформации принадлежит авторство этого текста: «Если только не убедит меня в том Писание и здравый рассудок, то я не приемлю авторитета пап и соборов, ибо они пребывают меж собой в разногласии, моя же совесть вверена Слову Божьему. Я не могу и не желаю ни от чего отрекаться, ибо идти наперекор совести - дело неправедное и опасное. Да поможет мне Бог. Аминь»?

А. Н.Кузанский

Б. М.Лютер

В. Н.Макиавелли

Г. Т.Мор

 

190. Религиозное движение, возникшее в начале XVI в. на территории Западной Европы и получившее название «Реформация», было направлено против...

А. англиканской церкви

Б. католической церкви

В. православной церкви

Г. протестантской церкви

191. Продолжительная дискуссия по вопросу о достоверном базисе знания, который позволял бы избавляться от недостоверного знания и служил бы надежной основой познавательной деятельности, привела к возникновению в Новое время таких направлений в теории познания как... (2 варианта ответа)

А. атеизм

Б. идеализм

В. материализм

Г. рационализм

Д. эмпиризм

 

192. Родоначальником эмпиризма как философского направления эпохи Нового времени является...

А. Ф. Бэкон

Б. Т. Гоббс

В. Р. Декарт

Г. Д. Локк

 

193. В разработке своего универсального метода познания Ф.Бэкон ориентировался на...

А. биологический идеал научности

Б. гуманитарный идеал научности

В. математический идеал научности

Г. физический идеал научности

 

194. Метод индукции, разработанный Ф.Бэконом, представлял собой:

А. разложение сложного на простое

Б. силлогистическое умозаключение

В. умозаключение от общего к частному

Г. умозаключение от частного к общему

 

195. Учение об «идолах» Ф.Бэкона является частью его...

А. антропологии

Б. гносеологии

В. онтологии

Г. социологии

 

196. Заблуждения, возникающие на основе неправильного употребления слов, Ф. Бэкон определил как…

А. «идолы пещеры»

Б. «идолы религии»

В. «идолы рода»

Г. «идолы рынка»

Д. «идолы театра»

 

197. Утопический роман Ф.Бэкона «Новая Атлантида» являет собой проект...

А. демократического устройства общества

Б. олигархического устройства общества

В. теократического устройства общества

Г. технократического устройства общества

 

198. Родоначальником рационализма как философского направления эпохи Нового времени является...

А. Ф. Бэкон

Б. Т. Гоббс

В. Р. Декарт

Г. Д. Локк

199. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Р.Декарт утверждал:

А. «знание – сила»

Б. «во всём должно сомневаться»

В. «существовать – значит быть воспринимаемым»

Г. «я знаю, что ничего не знаю»

 

200. Согласно Р.Декарту, путь познания заключается в выведении всякой истины из предыдущей и всех истин из первой. Этот путь познания он связывает с такими актами мышления как...

А. индукция и воображение

Б. интуиция и индукция

В. интуиция и дедукции

Г. дедукция и воображение

201. В гносеологии Д. Локк был сторонником...

А. интуитивизма

Б. мистицизма

В. рационализма

Г. эмпиризма

 

202. Образ «чистой доски» применяется Д.Локком для иллюстрации своих идей в области...

А. антропологии

Б. гносеологии

В. онтологии

Г. социологии

 

203. Родоначальником субъективного идеализма Нового времени считается...

А. Д.Беркли

Б. Р.Декарт

В. Г.Лейбниц

Г. Б.Спиноза

 

204. Ознакомившись с идеями этого философа, И.Кант написал: «Нельзя не признать скандалом для философии необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению». Этим «кто-нибудь» был:

А. Ф.Бэкон

Б. Д.Беркли

В. Р.Декарт

Г. Д.Локк

 

205. Кому из представителей западноевропейского эмпиризма Нового времени принадлежит следующее высказывание: «Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации»?

А. Р. Декарт

Б. Г. Гегель

В. Б. Спиноза

Г. Д. Юм

 

206. Образ «легковерной курицы» в гносеологии Д.Юма должен был иллюстрировать склонность людей к такому заблуждению как...

А. вере во всеблагость Бога

Б. вере в нравственный прогресс человечества

В.вере в объективность существования вещей

Г.вере в объективность и необходимость причинности

 

207. Декарт признавал существование...

А. одной субстанции – протяженной

Б. одной субстанции с двумя атрибутами: протяжением и мышлением

В. двух независимых субстанций: протяженной и мыслящей

Г. множества духовных субстанций – монад

 

208. Онтологической предпосылкой возникновения психофизической проблемы явилось признание существования...

А. одной субстанции – протяженной

Б. одной субстанции - мыслящей

В. двух независимых субстанций: протяженной и мыслящей

Г. множества духовных субстанций – монад

 

209. Теория «двух часов» картезианца А. Гейлинкса была призвана проиллюстрировать решение проблемы:

А. соотношения Бога и мира

Б. соотношения души и тела

В. соотношения человека и Бога

Г. соотношения чувств и разума

 

210. Б.Спиноза признавал существование:

А. двух независимых субстанций: протяженной и мыслящей

Б. одной субстанции – протяженной

В. одной субстанции с двумя атрибутами: протяжением и мышлением

Г. множества духовных субстанций – монад

 

211. Для своей категории «субстанция» Спиноза использует следующий синоним:

А. атрибут

Б. модус

В. природа творящая

Г. природа сотворенная

Д. природа творящая и природа сотворенная

 

212. Г.Лейбниц признавал существование:

А. одной субстанции – протяженной

Б. одной субстанции с двумя атрибутами: протяжением и мышлением

В. двух независимых субстанций: протяженной и мыслящей

Г. множества духовных субстанций – монад

 

213. Согласно Г.Лейбницу, источником развития мира в сторону всё более высоких и совершенных образований является...

А. активное вмешательство в мировой процесс Бога

Б. уподобление мира творческому саморазвитию самого Бога

В. духовное саморазвитие субстанций – монад

Г. эволюционное саморазвитие материи

 

214. При создании теорий, объясняющих возникновение государства, права, морали, философы XVII-XVIII вв. использовали такое понятие как... (2 варианта ответа)

А. божественное провидение

Б. естественное состояние

В. классовая борьба

Г. общественный договор

Д. производственные отношения

 

215. Согласно Т.Гоббсу, возникновению государства предшествовало так называемое «естественное состояние», которое он определял как...

А. «войну всех против всех»

Б. дружелюбное сообщество дикарей

В. «золотой век человечества»

Г. коммунитарное сообщество семей

 

216. С идеей Т. Гоббса принято вести родословную классического...

А. абсолютизма

Б. коммунизма

В. консерватизма

Г. либерализма

 

217. С идеей Д.Локка принято вести родословную классического...

А. абсолютизма

Б. коммунизма

В. консерватизма

Г. либерализма

 

218. Основными естественными правами человека Д.Локк считал:

А. свободу, равенство, братство

Б. труд, счастье, справедливость

В. жизнь, свободу, собственность

Г. труд, равенство, счастье

 

219. В ответ на присланную ему книгу, Вольтер написал ее автору: «Я получил, мсье, Вашу новую книгу против человеческой расы. Никто еще не применял столько умственных способностей на то, чтобы превратить нас, людей, в зверье. Прочитав ее, хочется встать на четвереньки. Тем не менее, более чем за шестьдесят лет я утратил такую привычку». Этим автором был:

А. Т.Гоббс

Б. Ж.Кондорсе

В. Д.Локк

Г. Ж.Руссо

 

220. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в...

А. божественном предопределении

Б. неразвитости науки

В. низком уровне развития культуры

Г. существовании частной собственности

 

221. В творчестве И. Канта выделяют периоды:

А. докритический и критический

Б. идеалистический и материалистический

В. метафизический и диалектический

Г. логический и практический

 

222. Теория Канта-Лапласа посвящена...

А. атомному строению вещества

Б. классификации видов животных по строению их тела

В. обоснованию субъективности таких категорий как пространство и время

Г. объяснению происхождения вселенной, движения планет, соотношению их масс и орбит

 

223. В одном из своих произведений И. Кант писал: «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка, ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы». Этим высказыванием он подвел итог затянувшемуся спору между...

А. материалистами и идеалистами

Б. метафизиками и диалектиками

В. рационалистами и сенсуалистами

Г. теистами и атеистами

224. И. Кант выделял следующие познавательные способности человека:

А. мышление, интуицию, сомнение

Б. ощущение, восприятие, представление

В. чувственность, разум, веру

Г. чувственность, рассудок, разум

 

225. Согласно И.Канту, пространство и время являются...

А. всеобщими формами бытия материи, ее атрибутами

Б. внешними условиями существования и движения тел

В. субстанциями, обладающими самостоятельным и самодостаточным существованием

Г. условиями ощущений, априорными формами чувственности

 

226. Первоосновой всего сущего, согласно Г.Гегелю, является:

А. Абсолютная Идея

Б. Бог

В. Материя

Г. Мировая Воля

 

227. Конечная цель развития Абсолютного Духа состоит...

А. в познании самого себя

Б. в переходе в иное

В. в вечном возвращении

Г. в самоотрицании и переходе в ничто

 

228. Логическая система Г.Гегеля построена на основе «диалектической триады», элементами которой являются...

А. большая посылка – меньшая посылка – заключение

Б. рождение – расцвет – смерть

В. понятие – суждение - умозаключение

Г. тезис – антитезис – синтез

 

229. Укажите, какой из перечисленных ниже законов не является законом диалектики Гегеля?

А. закон единства и борьбы противоположностей

Б. закон отрицания отрицания

В. закон перехода количественных изменений в качественные

Г. закон исключенного третьего

 

230. В своей концепции истории Гегель говорит о «хитрости мирового разума». Это образное выражение он употребляет для обозначения того, что...

А. в истории отсутствует как причина, так и цель

Б. в истории отсутствует цель, она неразумна

В. люди, преследуют свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость

Г. хитрость разума заключается в том, что он делает вид, что его вовсе нет

231. Философия К.Маркса и Ф.Энгельса носит название:

А. антропологический материализм

Б. диалектический материализм

В. механистический материализм

Г. научный материализм

 

232. Первоосновой всего сущего, согласно марксизму, является...

А. Абсолютная Идея

Б. Бог

В. Материя

Г. Мировая Воля

 

233. Ф.Энгельс полагал, что основным способом существования материи является...

А. движение

Б. категория

В. понятие

Г. субстанция

 

234. В марксизме пространство и время рассматриваются как:

А. всеобщие формы бытия материи, ее атрибуты

Б. внешние условия существования и движения тел

В. субстанции, обладающие самостоятельным и самодостаточным существованием

Г. условия ощущений, априорные формы чувственности

 

235. Понятие «отражение» в диалектическом материализме обозначает...

А. способность передавать внешний вид ближайших предметов

Б. свойство сознания, благодаря которому человек получает представление о внешнем мире

В. реакция объекта на внешнее воздействие, несущая в себе информацию об этом воздействии

Г. это изменение предмета под действием другого предмета

236. Марксистское понимание истины основывается на:

А. когерентной концепции истины

Б. конвенциональной концепции истины

В. корреспондентской концепции истины

Г. прагматической концепции истины

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.195 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь