Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕХОДА К УДЕЛЬНОМУ ПЕРИОДУ



 

С распадом Древнерусского государства на самостоятельные княжества начинается период феодальной раздробленности или, по определению историков XIX в., удельный период.

Политического дробления не избежало ни одно раннефеодальное государство Европы. Все они после кратковременного и бурного расцвета вступали в полосу кризиса и распада. Древняя Русь — не исключение. Отсюда можно сделать вывод, что распад раннефеодальных государств — явление закономерное, порожденное общими причинами. По мнению исследователей, сторонников формационного подхода, крушение «варварских» империй — прямое следствие генезиса феодализма, прежде всего становления и развития крупного феодального землевладения. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество. Он все более ориентируется на местного князя. Общественная и политическая жизнь дробится и замыкается на суверенных землях. В обособившихся княжествах с наследственными династиями интенсивнее идет развитие экономики и культуры. Местный князь, по привычке поглядывая вожделенно на Киев, не порывает отношений со своей наследственной «отчиной», главным источником своей силы.

Распад Древнерусского государства связан с ростом городов и превращением их в самостоятельные политические центры. Этот процесс усилился с возникновением местных династий. Отныне города-волости с сильными вечевыми порядками не желали мириться с ущемлением своих интересов. Естественным союзником городов выступал местный князь, могущество и сила которого всецело зависели от поддержки местных землевладельцев и вече.

Изменение торговых путей привело к тому, что путь «из варяг в греки» постепенно утратил значение важнейшей торговой артерии, связывающей Восток и Византию с Европой, и это отразилось на державе Рюриковичей.

Пагубным для единства Древней Руси оказался напор половцев на земледельческие районы юга страны. Центр Половецкой земли находился в междуречье Днепра и Донца. Отсюда половцы расселились сначала на средний Днепр и верхний Донец, затем в низовья Днепра, в Предкавказье, в Крым и, наконец, уже в XIII в.— в междуречье Дона и Волги.

Отношения Южной Руси со Степью складывались непросто. Различия в образе жизни, языке, культуре и, главное, в способе ведения хозяйства — все это накладывало свой отпечаток на взаимоотношения. Сами жители южных княжеств были заинтересованы в мирной торговле — ведь половецкая степь связывала Русь со странами Причерноморья и Закавказья. Половцы, как многие кочевые

-60-

скотоводческие народы, в соседстве с сильными государствами также предпочитали поддерживать торговые отношения. Однако клонившаяся к упадку и терявшая былое единство Древняя Русь не могла организовать эффективную оборону южных границ. Слабость воспринималась кочевниками как возможность военного обогащения. Летописи из года в год сообщают о набегах орд, столкновениях русских и половцев. Но нередки и совместные походы русских князей с половецкими ханами — иногда против русских же земель.

«Втягивание» половцев в усобицы привело к тому, что князья стали стремиться упрочить свои отношения с опасными и одновременно столь нужными соседями. В практику входили династические браки. Еще в 1094 г. князь Святополк женился на дочери половецкого хана Тугоркана (его имя известно из русских сказок, где он называется Тугарин). Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой и другие женились на половчанках, либо сами были наполовину половцами. В роду новгород-северского князя Игоря Святославича, чей поход в Половецкую степь воспет в «Слове о полку Игореве», пять поколений князей были женаты на дочерях половецких ханов.

Из-за угрозы набегов жители Среднего Поднепровья покидали обжитые места. Один поток миграции устремился на северо-восток, в далекий Залесский край, другой — на юго-запад, в Галицко-Волынские земли. В средневековье плотность населения, политическое и экономическое процветание — понятия взаимосвязанные. Исход населения прямо сказался на могуществе киевских князей, которым было трудно утвердить свое первенство силой.

Таким образом, распад Древнерусского государства — результат действия нескольких причин, одни из которых носят общий характер для всех варварских государств, другие тесно связаны с особенностями исторического развития державы Рюриковичей.

Однако с распадом Древнерусского государства не было утрачено сознание единства Русской земли. Княжества продолжали жить по общим законам — «Русской Правде», в рамках одной православной митрополии, они оставались едиными по культуре и языку. Уместно говорить о своеобразной федерации русских княжеств, способной, при совпадении интересов, даже к совместным действиям. Тем не менее распад на уделы пагубно отразился на военной и политической мощи Русской земли.

Известная парадоксальность заключается в том, что утрата политического единства, нередко воспринимаемая как шаг назад в развитии государственности, свидетельствовала о зрелости общества. Удельный период характеризуется ростом городов, существенными культурными достижениями. Ослабев в военном отношении, Русь продвинулась вперед в экономическом и социально-политическом развитии. Нетрудно заметить противоречивый характер последствий раздробленности.

С наступлением раздробленности число удельных княжеств непрерывно росло* В середине XTI в. их было 15, к началу XIII — 50, а в XIV столетии — не менее 250. Из этого огромного числа суверенных земель,

-61-

 

некогда входивших в состав Древнерусского государства, наиболее крупными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Эти земли довольно долго сохраняли единую территорию, что предопределило их большое влияние на остальные княжества.

Обращаясь к теме наследия Древней Руси, следует обратить внимание на три основных типа политического устройства суверенных княжеств и земель. Все они различаются соотношением «властных элементов», сформировавшихся еще в эпоху Древней Руси — князь, вече, дружина (боярство). Эти различия и связанные с ними политические возможности оказали огромное, а в некоторых случаях даже решающее влияние на исторические судьбы различных регионов, некогда входивших в Древнерусское государство.

Первый тип государства представлен Киевским и Галицко-Волынским княжествами. Форму правления здесь принято называть раннефеодальной монархией. В Киеве, а позднее в Галиче и на Волыни, по-прежнему была сильна княжеская власть. Князь опирался на дружину и зависел от нее. Иногда бояре даже вмешивались в личную жизнь князя. Так, в 1173 г. галицкий князь Ярослав Осмомысл вынужден был подчиниться решению своих бояр. Те заставили князя вернуть из изгнания его законную жену, княгиню Ольгу, и сына Владимира. Сам Ярослав был арестован, помогавшие ему союзники-половцы — изрублены. Княжескую возлюбленную Настасью, сыну которой Олегу Ярослав отдавал предпочтение перед законным сыном Владимиром, галицкие бояре сожгли на костре.

В 1187 г. умирающий Ярослав вынужден был договариваться со своими «мужами» о передаче власти в Галиче младшему сыну Олегу, в обход старшего Владимира. Совещались южные князья со своими дружинами и по вопросам войны и мира. При этом голос князя оказывался решающим, но лишь после того, как он убеждал дружинников в своей правоте.

Если князь по каким-то причинам не мог выполнять свои функции, реальную власть в южных княжествах брало в свои руки городское вече. Так случилось в 1113 г., когда киевское вече, вопреки существовавшему порядку престолонаследования, пригласило на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Подобные отношения между князем и городским вече были характерны не только для Киева. В 1206 г. в Галиче бесчинствовали венгры. Жители города обратились за защитой к своему князю Мстиславу. Однако тому не удалось унять незванных пришельцев и тогда жители прогнали князя.

Иной тип государства сложился на Северо-Востоке Руси. Этот край не имел глубоких вечевых традиций. Тем не менее управление в Ростове и Суздале в XII в. строилось на взаимодействии городского вече и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. великим князем Киевским стал Андрей Боголюбский. В том же году жители Ростова, Суздаля и Владимира-на-Клязьме избрали его своим князем. В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из Ростово-Суздальской земли своих братьев, племянников и мачеху. Вместе с ними он прогнал отцовскую дружину. Тем самым были заложены основы

-62-

неограниченной деспотической власти владимирского князя, утвердившейся в Северо-Восточной Руси.

Свой тип государственной власти сложился на Северо-Западе руси. Здесь князь потерял свое влияние в 1136 г., после того как новгородцы «указали путь» — изгнали из города ставленника киевского князя Всеволода Мстиславича. С этого времени должность новгородского князя стала выборной, а власть существенно ограничена вечем. На вече решались важнейшие вопросы жизни республики. Главный из них — выборы должностных лиц.

Огромную роль в жизни Новгорода играло боярство. Экономическое и политическое могущество новгородских бояр позволило им монополизировать высшие должности в новгородском управлении. Таким образом в Новгороде и Пскове утвердились республики. Учитывая ту огромную роль, которую играло в политической жизни новгородское боярство, многие историки говорят о боярской, аристократической республике.

 

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

Северо-Восточная Русь была окраиной Киевского государства, далеким Залесским краем. Славяне появились здесь относительно поздно, столкнувшись с финно-угорским и балтским населением. С северо-запада в волжско-окское междуречье в IX—X вв. пришли ильменские словене, с запада — кривичи, с юго-запада — вятичи. Отдаленность и изолированность предопределили более медленные темпы развития и христианизации здешних районов. Автор «Повести временных лет» писал о «звериных обычаях» вятичей. Киевским князьям приходилось долго «примучивать» племена к державе Рюриковичей, и даже Владимир Мономах счел нужным среди своих ратных подвигов упомянуть поход «сквозе вятичи».

На северо-востоке было мало городов. Первоначально столицей земли стал Ростов — племенной центр вятичей. По-видимому, родоплеменными традициями можно объяснить устойчивую оппозиционность ростовского боярства пришлым князьям.

Северо-восточные земли уступали по плодородию черноземам юга. Но славяне нашли здесь и свои преимущества: богатые заливные луга, широкое Ополье — подзолистые поля близ лесов, сами леса, бесчисленные озера, озерца и реки. Несмотря на более суровый климат в Залесском крае удавалось получать урожаи зерновых, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование.

Протянувшиеся через северо-восток торговые пути способствовали росту городов. В XI в. рядом с Ростовом появляются Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. Колонизационные потоки окрепли по мере того, как возросла угроза на юге со стороны кочевников. Прежние «недостатки» края — его отдаленность и дикость — обратились в неоспоримые преимущества. Расстояния и густые леса стали непреодолимой преградой для половцев. Северо-Восточная Русь заселялась выходцами с юга, о чем напоминали названия оставленных мест:

-63-

 

Переяславль-Залесский — Переславль-Русский, Владимир-Залесский (Владимир-на-Клязьме) — Владимир-Волынский и т. д.

Сами князья довольно поздно обратили внимание на Залесскии край — престолы в здешних городах были малопрестижные, предназначенные для младших в роду. Лишь при Владимире Мономахе, на излете единства Киевской Руси, началось постепенное возвышение Северо-Восточной Руси.

Исторически сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала наследственной «отчиной» Мономаховичей. Здесь раньше, чем в других землях, привыкли воспринимать внуков и правнуков Мономаха как своих князей.

Более позднее освоение края имело свои последствия. Многие города своим возникновением были обязаны деятельности князя. В них еще не успели сложиться крепкие вечевые порядки и традиции. Окняжение земли опережало миграционные потоки и ставило переселенцев в большую зависимость от князя. Местное боярство, выросшее из племенной знати, не отличалось силой. Дружинники же, появлявшиеся вместе с Мономаховичами, получали землю из их рук. Эти обстоятельства в совокупности способствовали возникновению сильной княжеской власти, которая станет характерной для этой части Древней Руси. Но и сами владимиро-суздальские князья, оказавшиеся как на подбор людьми честолюбивыми, жестокими я властными, приложили для этого немало сил.

Первым самостоятельным ростово-суздальским князем считается Юрий Владимирович (1125—1157). Сын Владимира Мономаха он долгие годы стремился к вокняжению в стольном Киеве и в этом смысле был типичным князем эпохи Киевской Руси. Но он не только мечтал — он много для этого делал, протягивая свои длинные руки к чужим землям.

При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество превратилось в обширное и независимое. Княжество уже не отправляет свои дружины на юг бороться с половцами, для него куда важнее была борьба с Волжской Болгарией, которая пыталась энтролиро-вать торговлю на Волге. Юрий Владимирович ходил доходами на булгар, воевал с Новгородом за важные в стратегическом и торговом отношении пограничные земли. Это и была независимая, без оглядки на дряхлеющий Киев, политика, которая превращала Долгорукова в глазах жителей Ростова, Суздаля и Владимира в своего князя.

С именем князя связано основание в крае новых городов — Дмитрова, Звенигорода, Юрьева-Польского и первое летописное упоминание о Москве под 1147 г. (тогда Юрий Владимирович пировал со своим союзником, черниговским князем Святославом Ольговичем). Юрию Долгорукому удавалось дважды занимать киевский престол. Первый раз он не удержался и был изгнан. Наконец, незадолго до смерти, в 1155 г., он исполнил заветную мечту и стал киевским князем.

Расцвет Северо-Восточной Руси пришелся на время правления сыновей Юрия Долгорукова — Андрея и Всеволода Юрьевичей.

-64-

 

Разница в возрасте между сводными братьями составляла почти сорок лет и, когда имя Андрея гремело по Руси, Всеволод делал на княжеском поприще лишь первые шаги.

Андрей Боголюбский был уже князем эпохи феодальной раздробленности. Всеми помыслами он был с Северо-Восточной землей где вырос и которую почитал за свою родину. Дряхлеющий Юрий Долгорукий, нуждавшийся в поддержке старшего сына, держал его рядом с собой, в Вышгороде близ Клева. Однако Андрей попытался самовольно вернуться на Север.

Став после смерти отца в 1157 г. киевским князем, Андрей Боголюбский не долго оставался в городе. В том же году жители Ростова, Суздаля и Владимира-на-Клязьме избрали его своим князем, и внук Мономаха, не мешкая, отправился в наследственную «отчину». В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из Ростово-Суздальской земли своих братьев, племянников и мачеху, и отцовскую дружину. Столица была перенесена в бывший пригород Суздаля Владимир. Таким образом, Андрей Боголюбский предпочел не Суздаль и Ростов, где были сильны местные боярские кланы, а Владимир, население которого, соперничавшее со старыми городами, охотнее поддерживало его. Перенесение акцентов в политической жизни отражено историками в названии: Ростово-Суздальская Русь уступает место Владимиро-Суздальской Руси.

Еще одна опора князя — «милостники» (люди, зависевшие от милости князя), дворовые холопы князя. Права, прежде принадлежавшие только княжеским дружинникам, начали распространяться и на них. Однако, в отличие от дружинников, дворня, или дворяне, не могли считаться ровней князю. Он был для них господином, а не товарищем. Именно княжеские слуги станут опорой деспотической монархии. Так во второй половине XII в. в Северо-Восточной Руси начинают складываться отношения прямого подчинения подданных-холопов своему господину-князю. Эти новые общественные отношения подданства будут коренным образом отличаться от западноевропейских вассально-сюзеренных. Впоследствии они создадут основу деспотической системы правления во всех русских землях.

Согласно легенде, во время возвращения князя из Киева на подъезде ко Владимиру лошади неожиданно встали. «Богородица», которую следовало везти в стольный град княжества, избрала местом своего пребывания Владимир, о чем Андрею было видение. Икона «освятила» город (отсюда ее ныне всем известное название икона Владимирской Богоматери), предсказала его возвышение; на месте же, где она явила свою волю, была основана княжеская резиденция Боголюбове

С легендой связаны и изменения в духовной жизни общества XII в. Утверждая свою самостоятельность, Андрей Боголюбский пытался добиться духовной «независимости». На северо-востоке приобретает особую силу богородичный культ — Богородица раскрывает свой Покров над Северо-Восточной Русью, становится ее заступницей и защитницей. Конечно, Богородицу высоко почитали

 

-65-

 

во всех уголках православной Руси. Но не следует забывать, что кафедральные соборы в Киеве и Новгороде были возведены в честь святой Софии. Культ Богородицы отражал известную противоположность Владимирской земли старым центрам.

Желая добиться церковной самостоятельности, Андрей Боголюбский обратился в Константинополь с просьбой возвести ростовского митрополита Федора в сан владимирского митрополита. Но разделение Киевской митрополии не отвечало интересам византийской церкви. Последовало запрещение. Единственное, чего добился князь Андрей — переноса епископской епархии из Ростова во Владимир.

В своих многочисленных войнах Андрей Боголюбский знал и победы, и неудачи. Он подчинил своей власти Киев и Новгород, куда посадил своих «подручников», зависимых князей. В 1164 г. он разгромил Волжскую Болгарию. Пять лет спустя войска князя взяли Киев. Андрей даже не высказал желания утвердиться на престоле. Зато город был до основания разрушен, жители перебиты: победители действовали в полном соответствии с логикой удельных войн — победив, всеми способами ослабить своего соперника.

Летопись называла Андрея Боголюбского за его стремление править единовластно «самовластием». Тяжелую длань властолюбивого князя испытывали на себе родственники, бояре, жители Владимира, даже возвышенные им «милостники». Против князя был составлен заговор. В ночь с 29 на 30 июня 1174 г. он был убит.

В борьбе за власть даже близкие родственные связи не имели значения. Андрей Боголюбский смотрел на своих сводных братьев как на нежелательных соперников и тем пришлось немало претерпеть от него. Со смертью владимирского князя ситуация изменилась. Всеволод Юрьевич получил возможность бороться за владимирский престол.

Ему не сразу удалось утвердиться на нем. Из-за опасения мести заговорщики предпочли увидеть во Владимире князя Ярополка Ростиславича. Но последний очень скоро дал почувствовать местным жителям разницу с прежними князьями. На новое княжение он смотрел как на временное пристанище. Это привело к конфликту с владимирцами. Последние обратились за помощью к братьям Андрея, Михаилу и Всеволоду: «Мы приняли князей на всей нашей воле, они крест целовали, что не сделают зла нашему городу, а теперь они точно не в своей волости княжат, точно не хотят долго сидеть у нас, грабят не только всю волость, но и церкви». Послание заканчивалось недвусмысленным призывом: «Так промышляйте, братья! ».

В этом эпизоде отчетливо видны перемены в сознании. Владимирцы готовы поддержать не просто князя, а князя, который бы смотрел на владимиро-суздальские земли как на наследственные. В их глазах такими князьями были дети Юрий Долгорукова — не случайно они тотчас откликнулись на призыв.

Ростиславич был изгнан. Михаил, как старший, сел во Владимире, но правил недолго — в 1176 г. он скончался и престол занял князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо.

-66-

 

Новый владимирский князь сильно отличался от Андрея Юрьевича. Возможно, горячая степная кровь, унаследованная Андреем Боголюбским от матери-половчанки, побуждала его к поступкам решительным, дерзким. Это был князь гордый и нетерпеливый. Всеволод не менее своего брата жаждал власти, но был осторожен и осмотрителен, предпочитая иногда добиваться своего не силой, а уговорами и угрозами. Это ему удавалось — противник пасовал перед многочисленной дружиной владимирского князя. Андрей и Всеволод Юрьевичи дополнили друг друга: один заложил, другой продолжил и упрочил традиции княжеского самовластия на Северо-Востоке Руси.

Всеволод, как некогда Андрей Боголюбский, упрочил свою власть изгнанием племянников. В зависимость были поставлены киевские и рязанские земли. Новгород, предпочитавший поддерживать дружеские отношения с самыми могущественными князьями, стал приглашать владимирского князя на княжение.

Всеволод заботился о процветании своей столицы и княжества. При нем шло активное строительство, жители Владимиро-Суздальского княжества стали отвыкать от межкняжеских распрей. Боярство, поднявшее было голову после смерти Андрея Боголюбского, вновь было приведено к покорности. Всеволод продолжал приближать к себе младшую дружину, опираться на «милостников». Всецело зависевшие от княжеской милостыни, они были рьяными и покорными исполнителями его воли.

Во время долгого княжения Всеволода мало кто осмеливался бросать ему вызов. Автор «Слова о полку Игореве», желая подчеркнуть силу Всеволода, писал, что воины его могут шлемами вычерпать Дон, а Волгу раскропить веслами. Всеволод считался великим князем Киевским, но именно в его годы появился титул великого князя Владимирского,

В начале XIII в. оспорить права Всеволода в Новгороде попытался князь Мстислав Удалой, выходец из Смоленского княжеского дома. На Руси Мстислав рано приобрел репутацию искусного воителя, удалого воина. Имея поддержку среди части новгородского боярства, он стал претендовать на новгородское княжение. Всеволод тотчас ответил мерами решительными и действенными: он призвал новгородцев «любить только тех, кто им добр» и казнить «кто зол». Новгородцы разбирались в княжеских интонациях — сторонники Мстислава Удалого вынуждены были на время отказаться от своих замыслов. Тогда же Всеволод постарался упрочить мысль, что обладание Новгородом означает «старейшинство иметь княженью во всей Русской земли».

Смерть Всеволода Юрьевича в 1212 г. показала, сколь непрочны были государственные образования удельного периода. Своим единством Владимиро-Суздальское княжество во многом было обязано незаурядности князя. Но Всеволод умер и началась борьба за первенство между его шестью сыновьями.

Владимир должен был перейти старшему Всеволодовичу, князю Константину.

-67-

 

Последний попытался сохранить за собой также Ростовское княжество, на котором он сидел в последние годы жизни отца. Объединение Владимира и Ростова давало заметное преимущество над остальными братьями и возможность предотвратить деление обширного отцовского наследия. Константин не случайно получил прозвище Мудрого. Он понимал, что подлинное старейшинство при существующем наследственном праве невозможно — оно должно быть подкреплено мощными материальными ресурсами. Но даже Всеволод Юрьевич, успевший познакомиться с планами старшего сына, не решился нарушить обычай. Напротив, за ослушание он решил посадить во Владимире своего второго сына Юрия. С этим уже трудно было согласиться Константину Владимиро-Суздальская земля оказалась обреченной на дальнейшее дробление и междуусобную борьбу, причем в условиях примерного равенства сил последняя грозила затянуться надолго.

Соперничество Константина и Юрия складывалось для первого неудачно. Но в борьбу Всеволодовичей вмешался Мстислав Удалой Он поддержал Константина. Юрий, обосновавшийся во Владимире, взял в союзники брата Ярослава. Обе стороны строили обширные планы передела древнерусского наследия. Юрий Всеволодович собирался сохранить за собой Владимир и Ростов, Ярославу отдать Новгород, брату Святославу — Смоленск, Киев передать союзным черниговским князьям.

Мстислав перекраивал карту на иной лад. Новгород, Смоленск и Галич он и без того держал в своих руках; на Киевщине и Черниговшине собирался посадить своих союзников, а Суздальскую землю передать старшему Всеволодовичу. Нетрудно заметить, что с распадом тех или иных образований каждый раз начинался новый тур борьбы: вновь появлялся князь, претендующий на первенство, а в перспективе, когда сформируются объективные условия для преодоления феодальной раздробленности, — и на роль создателя единого государства. Такой сценарий характерен для большинства европейских стран. Первые страницы его перелистали и русские князья, но «дочитать» не успели — вмешалась сторонняя сила, нашествие татаро-монголов.

Весной 1216 г. князья сошлись на р. Липице. Несмотря на численное превосходство полков Юрия и Ярослава, они не устояли перед воинским мастерством и отвагой Мстислава Удалого и его ратников. Как повествует летопись, Мстислав вламывался в ряды противников, повергая их в ужас сокрушительными ударами топора. Победа новгородских, смоленских и союзных с ними дружин была полной. Их противники бежали, бросая оружие и доспехи. Потомкам на память о Липецкой битве достался княжеский шлем, найденный в XIX в. на месте сражения.

Однако надежды Мстислава Удалого стать общерусским лидером также потерпели крах. Утвердившийся во Владимире и Ростове Константин не собирался уступать первенство Мстиславу. Союз распался. Сам Мстислав Удалой вскоре оставил Новгород и перебрался в Галич, чтобы помочь своему зятю Даниилу в его борьбе с боярством и враждебными соседями — Венгрией и Польшей.

-68-

 

Я 1219 г. он станет галицким князем, а четыре года спустя вместе другими южнорусскими князьями первый столкнется с отрядами Чингисхана.

Константин Всеволодович, утвердившись во Владимире, должен был примириться с уделами братьев. Центробежные силы брали верх, дробя некогда единое княжество Северо-Восточной Руси. Процесс продолжился после смерти Константина в 1219 г., когда владимирский престол по праву старшинства перешел к Юрию. Этому последнему суверенному великому князю Владимирскому была уготована печальная участь — пасть под ударами татарских сабель, защищая родную землю.

 

НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ

 

Самым обширным русским владением в удельную эпоху стала Новгородская земля, включавшая пригороды Новгорода — Псков, Старую Руссу, Великие Луки, Торжок, Ладогу, обширные северные и восточные территории, где жили преимущественно финно-угорские племена. К концу XII в. Новгороду принадлежали Пермь, Печора, Югра (область по обоим склонам Северного Урала). В Новгородской земле существовала иерархия городов. Главенствующие позиции занимал Новгород. Остальные города имели статус пригородов.

Новгород господствовал на важнейших торговых путях. Купеческие караваны с Днепра шли по Ловати через озеро Ильмень по Волхову в Ладогу: здесь путь раздваивался — по Неве на Балтику, в Швецию, Данию, в Ганзу — торговый союз северогерманских городов; по Свири и Шексне — на Волгу в северо-восточные княжества, в Булгарию и далее на восток. В городе находились иноземные торговые дворы — «Немецкий» и «Готский». В свою очередь новгородские купцы имели дворы во многих княжествах и странах — в Киеве, Любеке, на о. Готланд. Неисчерпаемые и разнообразные лесные ресурсы делали новгородских купцов заманчивыми партнерами. Особенно прочные торговые отношения существовали с Ганзой.

Суровый климат и бедные почвы не способствовали развитию земледелия в Новгородской земле. Она в неурожайные годы оказывалась в зависимости от соседних-княжеств — поставщиков хлеба. Из этого, однако, не следует, что сельское население не занималось хлебопашеством. В обширнейших владениях новгородского боярства проживали сотни смердов, занятых сельским трудом. Относительно развиты были скотоводство, огородничество и садоводство. Сама природа с ее многочисленными реками и необъятными лесами побуждала новгородцев заниматься промыслами. За мехом, «рыбьим зубом» (моржовая кость), воском и другими природными богатствами отправлялись в лесные чащобы и заполярную тундру. Новгородцы принудили к уплате дани аборигенные племена ижору, карелу, водь, печеру, югру, емь. Даннические отношения едва ли были чрезмерно обременительными, как правило, они носили мирный характер и с уплатой дани начинался торговый обмен.

 

-69-

Археологические раскопки выявили в центре города многометровый культурный слой. К XIII в. это был большой, хорошо организованный и укрепленный город. Его население составляли ремесленники различных специальностей. Ремесленный характер города отразился в его топонимике, отсюда названия улиц Щитная, Гончарная, Кузнецкая и т. д.

Исследователи не пришли к единому мнению, имели ли новгородские ремесленники цеха подобно западноевропейским. Несомненно, однако, что какие-то зачатки объединений по профессиональному признаку существовали. Это облегчало занятие ремеслом и позволяло отстаивать корпоративные интересы.

Торгово-ремесленные жители составляли большую часть населения Новгорода. Их сила была в многочисленности и сплоченности. Голос низов был хорошо слышен на городском вече, и с этим не могла не считаться правящая элита. Тем не менее новгородские купцы и ремесленники не обладали реальной властью. Ведущие позиции в политической жизни города занимало боярство.

Исторически сложилось так, что новгородское боярство сумело сохранить свою обособленность и относительную самостоятельность. Так, изучение берестяных грамот позволило историкам предположить, что данью в Новгородской земле распоряжались не князья, а бояре.

Достаточно быстро на Северо-Западе Руси сложилось крупное землевладение. Причем речь идет о боярском землевладении, поскольку с обретением независимости новгородцы не допускали появления княжеского землевладения. Иные боярские владения были столь обширны, что превосходили княжества. Сами бояре предпочитали жить в городе. Таким образом, интересы города и новгородского боярства тесно переплетались. Феодальная эксплуатация и прибыль, получаемая от участия в торговых операциях, становились главными источниками благосостояния боярства.

Еще одна особенность новгородских бояр — их корпоративность. В отличие от остальных земель, в независимом Новгороде боярское звание было потомственным. Князья, лишившись возможности формировать местную элиту и наделять ее земельными владениями, утратили эффективный рычаг воздействия на правящее сословие. Замкнутость новгородского боярства делала его малозависимым от князя. 30—40 боярских кланов занимали ведущие позиции в жизни города, монополизировав высшие государственные должности. Возраставшая роль боярства была столь велика, что многие исследователи определяют Новгородскую республику как боярскую.

К феодалам небоярского происхождения в Новгороде относились так называемые житьи люди. Это достаточно разнородная группировка включала крупных и мелких землевладельцев. Несколько ущемленные в своем правовом статусе — далеко не все должности были им доступны — житьи люди не играли самостоятельной роли и обыкновенно примыкали к боярским группировкам.

Боярство, житьи люди, купечество, торгово-ремесленный люд,

-70-

 

обшинники-земледельцы составляли свободное население Новгородской земли. Зависимыми были холопы и смерды.

В отличие от Северо-Восточной Руси, где верх взяло монархическое начало, новгородская история отмечена дальнейшим развитием вечевых институтов, доказавших свою жизнеспособность.

Для Новгорода стало характерным призвание князя на княжение. Отношения с князем оформлялись договором, нарушение которого влекло его изгнание. Князь не имел права владеть вотчинами и тем более жаловать села и деревни своему окружению. Даже резиденция князя была вынесена за пределы детинца, на Городище. Эта экстерриториальность — своеобразное подтверждение чужеродности княжеской власти по отношению к новгородским институтам.

Вместе с тем новгородцы не могли совсем обойтись без князя. В представлении людей того времени князь — военный руководитель, защитник рубежей. Профессиональный воин, он появлялся в Новгороде со своей дружиной, для которой война была делом привычным. По выражению В. О. Ключевского, князь был необходим как «наемный сторож». Кроме того, князь был адресатом той дани, которую получал Новгород с покоренных земель. Он же разрешал и многие тяжбы, был высшей судебной инстанцией. В реальной жизни князь выступал символом единства республики, уравнивал ее в общении с окружающими княжествами, где сидели свои Рюриковичи.

С XIV в. новгородское вече предпочитало выбирать своим князем обладателя великокняжеского ярлыка. Поскольку чаще всего это были тверские, а затем московские князья, то они и присылали в город своих наместников. При этом все традиции соблюдались — князья обязывались держать «Новгород в старине, без обиды», новгородцы — принимать и слушаться княжеских наместников. На практике же князья, призванные охранять целостность республики, не упускали случая отторгнуть ту или иную волость. Почин сделал Иван Калита, попытавшийся присоединить к Московскому княжеству Двинскую землю. Острая борьба шла за города Волок, Торжок, Вологду.

Князья обыкновенно не задерживались на Городище. За 200 лет, с 1095 г. по 1304 г., смена княжеской власти произошла 58 раз!

Новгородская политическая система — это своеобразная федерация самоуправляющихся общин и корпораций — новгородских сторон и улиц, высшим органом для которых было вече — народное собрание. Вече призывало и изгоняло князей, утверждало решения, имевшие жизненно важное значение для города.

Река Волхов делила Новгород на две стороны — левобережную Софийскую и правобережную Торговую. Стороны в свою очередь Делились на концы. Новгородские концы — административно-политические единицы города (Славенский, Неревский, Людин, Загородский, Плотницкий) — имели право собирать свое кончанское вече. Кончанские старосты оформляли претензии к исполнительной власти и определяли способы борьбы за свои интересы. На городском вече концы выступали своеобразными «партиями».

-71-

 

Вечевая демократия предполагала принятие решения по старинному выражению «сойдутся все на одну речь». Новгородские грамоты обретали силу, когда скреплялись печатями концов. Новгородское ополчения состояло из военных отрядов, возникших на основе концов. Концы, в свою очередь, делились на улицы со своими выборными уличанскими старостами.

На городском вече избирались высшие должностные лица республики — посадник, тысяцкий, владыка (архиепископ). Центральное место в исполнительной власти занимал институт посадников. В Новгородской республике эта должность была выборной. Посадники контролировали деятельность князя, в их руках сосредоточивалась внутренняя и внешняя политика. Посадников выбирали из боярских родов.

Должность посадника была временная. Два действующих посадника назывались степенными посадниками. По истечении срока они уступали свои места. Со временем число посадников увеличилось — в этом отразилась острая внутренняя борьба в городе, стремление каждой из боярских группировок и стоявших за ними районов города влиять на дела республики.

В функции тысяцкого входили контроль за сбором налогов, участие в торговом суде, руководство ополчением города и округи. Новгородский архиепископ обладал не только церковной, но и светской властью. Под его председательством проходило совещание посадников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь