Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Автор: Ю.Ю. Демидова, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»



ОГОНЬКИ

ВТОРАЯ ПОЛОВИНКА

Автор: Ю.Ю. Демидова, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»

«Много-много лет назад в далеком городе на морском побережье жила счастливая семья, в которой недавно родилась дочь. Родители очень ждали появления малышки. Девочка росла очень веселым и открытым ребенком на радость родителям.

И вот ей исполнилось семнадцать лет. Из девочки-непоседы она превратилась в красивую, умную девушку. Она очень любила музыку, природу и весь мир. Однажды солнечным и безветренным днем она гуляла у стен старого замка. Вдруг большая туча закрыла солнце и, подняв глаза на самую высокую башню замка, девушка увидела слепящий свет в окошке. Как и все молодые любопытные особы, она очень заинтересовалась, что это может быть. Подойдя к воротам, она увидела старушку. Поздоровавшись, девушка спросила у нее, что там так ярко светится. Старая женщина сразу изменилась в лице и посоветовала никогда не подниматься наверх, потому что это принесет беду. Девушка, конечно, не послушала ее, любопытство одержало верх. Когда она поднялась по крутой лестнице на самый верх башни, то увидела человека, сидящего перед яркой лампадой. Он сидел спиной к двери, поэтому она не могла видеть его лица. Как только он услышал, что кто-то вошел, то сразу задул огонь. Девушка почему-то не испугалась. Она заговорила с незнакомцем. Он рассказал ей свою историю. В его доме случился пожар, у него обезображено лицо, поэтому он не выходит к людям. Они долго разговаривали. Незнакомец оказался интересным собеседником, их очень многое связывало и, к тому же они были одного возраста. Девушка стала приходить сюда каждый день. Она сама не понимала, что же ее так притягивает.

Через некоторое время она уже не могла прожить и дня без общения со своим новым другом. Не делясь ни с кем своим секретом (даже друг с другом), они осознавали, что их сердца полны любовью, и самое огромное счастье – взаимной.

Однажды он подарил ей половинку нарисованного сердца, а вторую оставил у себя. Девушка поняла, что этот подарок дороже, чем все золото мира. Как-то раз, поднимаясь по лестнице, словно на крыльях, она мысленно говорила ему слова любви, которые наконец-таки решила произнести вслух. Войдя в темную комнату, ее охватил страх. Девушка привыкла к темноте, но сейчас почему-то она не чувствовала его присутствия. Она позвала его, но не услышала ответа. Его не было…

Прошло несколько месяцев. Девушка так и не нашла своего любимого. Вскоре заговорили о странной девушке, которая подходила к нищим, прокаженным, и показывала им нарисованную половинку сердца. Она искала свою вторую половинку…».

Ребята сами могут выбрать круг вопросов, которые хотят обсудить, например: Как меняется человек, когда он любит и любим? Когда, по-вашему, дружба переходит в любовь? Чем любовь отличается от влюбленности? Верите ли вы в любовь с первого взгляда? Почему так больно расставаться? Безответная любовь – сладкая мука? Моя первая любовь.

Вопросы написаны на сердечках, ребята по кругу (по желанию) берут сердечко и зачитывают вопрос. Каждый желающий может высказать свое мнение.

Огонек можно закончить фразой: «А теперь закройте глаза и представьте свою вторую половинку. Какая она? ».

Подведение итогов: предложить задуматься о том, какое место занимает любовь в нашей жизни.

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Автор: А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Цель: прежде всего, огонек позволяет проследить личностный рост участников и им самим упорядочить, проследить свое развитие. Выявляются многие скрытые проблемы, и при помощи и участия всех, кто присутствует на огоньке, дается взгляд со стороны на каждого участника. Разработан для коллективов, где дети, в принципе, давно знакомы, как первый огонек, огонек знакомства, т.к. затрагивает темы и области, которые не так часто обсуждаются при общении в таких замкнутых группах; позволяет по-другому взглянуть на давно знакомых людей; узнать что-то новое, неизвестное. Может использоваться и на сборных коллективах как первый огонек или в течение смены.

Реквизит: Свечка, вокруг три предмета: игрушка, зеркало, часы. Игрушка всегда ассоциируется с детством, поэтому, взяв ее в руки, легче рассказать о себе маленьком; зеркало – сегодня; часы всегда идет вперед – это завтра.

Ход огонька: огонек проходит в три круга, из которых самый сложный – второй («Сегодня»). Сразу оговаривается, что каждый, кого что-то задело или заинтересовало в словах другого, не перебивая, может задать свои вопросы, и даже поощрять это. И если на огоньке действительно будут такие ситуации, то он получится интересным, и можно считать, что огонек удался.

Первый круг «Вчера» – игрушка идет по кругу, и тот, к кому в руки она попадает, рассказывает о том, каким он был маленьким: круг общения, любимые занятия, кем хотел быть, о чем мечтал.

Второй круг «Сегодня» – зеркало идет по кругу. Задание: 1) Посмотреть на свое отражение как бы со стороны и сказать: если бы ты встретил такого человека в толпе, на улице, какое бы впечатление он на тебя произвел бы, что бы ты о нем подумал? 2) Как ты изменился по сравнению с «вчера», чего добиваешься, о чем мечтаешь теперь? Ни в коем случае не настаивать на том, чтобы, рассказывая, участник постоянно смотрел в зеркало. Те, кто могут, итак это сделают. Очень интересно и полезно посмотреть, как участники реагируют на зеркало. Некоторые смотрят в него постоянно в течение рассказа, и выдают в основном положительные отзывы о себе. Многие отворачиваются и возвращаются к нему несколько раз, многие, взглянув один раз в начале, тут же отворачивают зеркало от себя.

Третий круг «Завтра» – по кругу идут часы, и каждый говорит, каким он видит себя в будущем, уже взрослым (чего достигнет в обществе, семья и т. д.).

Подведение итогов: предложите детям задуматься о том, как и кем, они растут, как изменяются, достигают ли они поставленных целей, что мешает и т. д.

МОЙ МИР

А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Цель: развитие в ребенке умения оценивать, анализировать окружающее, выработка собственного мнения на происходящее вокруг, определение степени тревожности детей.

Возраст: любой, но, соответственно, изменяется 2 часть, подгоняется под возраст и особенности детей.

Ход огонька: вначале проводится беседа, в ходе которой ставятся вопросы, касающиеся окружающего мира; проблемы, с которыми в нем сталкивается ребенок; места и позиции, который занимает ребенок в окружающем мире.

Примерные варианты вопросов: назвать несколько положительных и отрицательных сторон окружающего мира; комфортно ли вы чувствуете себя в нем; что беспокоит, какие проблемы мешают воспринимать окружающее позитивно; чего больше – хорошего или плохого; что делает этот мир таким интересным и ярким; цветовая ассоциация на окружающее и т.д.

И вопросы, и форма их постановки варьируются в зависимости от возраста, контингента и настроя детей. Можно проводить в форме огонька.

Затем небольшое «погружение». Например: «Закройте глаза, расслабьтесь… Сосредоточьтесь на звуках вокруг вас, все больше и больше расширяйте круг прослушивания, включайте в него все более широкие горизонты… Почувствуйте дыхание окружающего мира, его движение, изменчивость… Потянитесь к н ему… Что-то вызывает раздражение? Ничего, начинайте изменять то, что вам не нравится… Постепенно создавайте свой собственный мир… (2-3 минуты).

А теперь представьте, что вы просыпаетесь в своей комнате с предчувствием чего-то необычного. Вы медленно встаете, откидываете одеяло, босиком подбегаете к окну и видите в нем мир, свой мир, мир, в котором вам хотелось бы жить. Этот мир прекрасен и удивителен именно для вас. Это тот мир, о котором вы мечтали. В своем окне вы видите именно свой мир.

Откройте глаза и возьмите краски, фломастеры или карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, то окно и тот мир в нем, которые вы только что увидели».

Рисуется много окошек, разных и интересных. В это время ведущий делает большую заготовку окна (пустого), и в него по мере готовности вклеивает те маленькие миры, которые создали дети. Называется это панно «В своем окне я вижу мир…».

ПОБЕДИ СВОЕГО ДРАКОНА

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Ребятам предлагается, ориентируясь на выполнение домашнего задания, нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.

После выполнения задания ребятам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.

Для сочинения в каждой группе или отдельному ребенку можно предложить набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа». «Карты Проппа» – это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе.

Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом) или (в варианте, используемом Дж. Родари) – 20.

Мы предлагаем использовать набор из пятнадцати карт: предписание или запрет, нарушение, принятие решения о битве с драконом, сбор вооружения, путь к дракону, встреча с дарителем, волшебные дары, препятствия, враги, помощники, вызов дракона на бой, условия битвы, битва, победа, возвращение героя, последействия победы.

Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем понадобились помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность заводить друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях. Каждому ребенку раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники занятий, в том числе и тот, кто посылает «телеграммы». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.

В заключение еще раз подчеркивается, что умение найти хорошее в каждом человеке характеризует не только адресата, но и того, кто это делает. Для того, чтобы «телеграммы» могли быть вовремя доставлены адресату, их необходимо положить в «волшебный ящик» за день до занятий, а ведущий специально придет за ними. (Последнее делается для того, чтобы предварить появление нежелательных – оскорбительных, грубых «телеграмм». Если же такие «телеграммы» все же будут, их необходимо вернуть участнику, чтобы тот переделал или, если она не подписана, заменить «позитивными»).

СЕРЫЙ ГОРОД

Отряд садится в круг, устанавливается тишина, и вожатый дает настрой на огонек – слушать друг друга, быть, по возможности, открытыми и вежливыми. Затем он рассказывает о правилах огонька: свечка горит – один говорит, нельзя ходить через круг, где горит свеча. Торжественно зажигается свечка, и вожатый начинает рассказывать легенду про Серый Город. Хорошо, если кто-то тихонечко будет подыгрывать на гитаре.

«Давным-давно на берегу зеркального озера стоял город. Странный это был город. Стены домов в этом городе были унылого серого цвета, серыми были заборы, серыми были камни мостовых. Над городом нависало тусклое серое небо, моросил неприятный серый дождик. Солнце уже давно не показывалось над городом. И люди в этом городе были странными. Скучные и равнодушные лица, опущенные глаза… Они бродили по городу без всякой цели, не обращая внимания друг на друга. Они давно уже разучились улыбаться. Впрочем, это им было ни к чему: друг на друга они почти не смотрели, ибо это было скучное зрелище. А посмотреть на себя и увидеть, что у него самого лицо ничуть не лучше, каждый из них тоже не мог, ибо в городе никогда не было зеркал. Работали люди просто так и только для того, чтобы занять время. Впрочем, понятие о времени у них было очень смутным: последние часы в городе остановились много лет назад, и с тех пор люди забыли, что такое время. Они научились никуда не спешить, ни о чем не беспокоиться. Так жил, а вернее умирал Серый город.

Но однажды в город пришел юноша – один из тех бродяг-менестрелей, что путешествуют по землям, собирая песни и легенды, а потом поют их на городских площадях, рассказывают долгими вечерами в трактирах и богатых замках…

Юноша вошел в город и первому же человеку, которого он встретил, сказал: «Доброе утро! ». Но человек ничего ему не ответил, прошел мимо, даже не подняв головы. «Ну, мало ли какие неприятности у человека, – подумал бродячий певец, – Бывает так, что вообще никого видеть не хочешь». Пошел он дальше. И следующего встретившегося на пути человека он снова приветствовал: «Доброе утро! ». Но снова не получил ответа. И в третий, и в четвертый раз пытался юноша заговорить с людьми этого города, но каждый раз происходило то же самое, а точнее, не происходило ничего: люди словно не слышали его.

«Что за город такой странный? » – удивился менестрель. Он оглянулся вокруг и внимательно посмотрел на город, в который забросила его дорога, и в глаза ему бросилось то, что он должен был заметить с самого начала: унылые серые стены, пустые лица, тусклые глаза, холод и равнодушие. Он почувствовал, как город давит на него безжизненными серыми камнями, тяжелым свинцовым небом, людским равнодушием, и ему захотелось бежать, бежать прочь из города, забыть о нем, а если и вспоминать, то лишь в легендах, рассказывая о том, как не должно быть. Юноша повернул к городским воротам, но тут его остановила мысль: «Убежать проще всего, но имею ли я на это право? Вдруг я смогу как-то помочь этому городу, этим людям? ». Он вновь вернулся на улицу, ведущую в центр города, и шел по ней в раздумьях…

Тут вожатый останавливает свой рассказ и просит каждого, сидящего в кругу, представить, что это он (или она) попали в Серый Город, и рассказать, что бы стали делать в такой ситуации они на месте менестреля. Какой-нибудь символ огонька (небольшая игрушка, ключики, значок, еще одна свечка и т.д.) пускается по кругу. Каждый, к кому он попадает, рассказывает, что бы он предпринял, попади в такой город. Когда круг замкнется, вожатый рассказывает легенду до конца:

А юноша вновь вернулся на улицу, ведущую в центр города, и шел по ней в раздумьях, пока она не привела его на городскую площадь. Первое, что бросилось юноше в глаза, – это старая городская башня, которая возвышалась над площадью. Видно, что построена она была искусными мастерами: стены ничуть не обветшали, хотя и поросли мхом, а наверху уже который год замер в неподвижности циферблат Главных Городских Часов. «А что, если завести часы, – подумал менестрель. – Вдруг непривычный для людей звук разбудит город? ».

По шатким лестницам и скользким от плесени переборкам, то и дело срываясь и поскальзываясь, юноша взобрался наверх башни к старому часовому механизму. Долго провозившись с ним – ведь он был поэт, а не механик – юноша обнаружил, что механизм полностью исправен. Причина остановки часов оказалась в том, что уже давно никто не чистил их, не смазывал и не заводил. Пыль, ржавчина, паутина были повсюду. Вооружившись терпением, юноша почистил и завел часы, поставил стрелки на «12» и…

С первым ударом часов люди вздрогнули от непривычного звука. Со вторым ударом они, словно просыпаясь, удивленно стали оглядываться вокруг в поисках источника звука. С четвертым ударом они поняли, что это бьют, отсчитывая время, старые городские часы. Сколько времени прошло с тех пор, как они били в последний раз? Сколько вообще прошло времени? С восьмым ударом люди устремились на площадь. И с двенадцатым ударом весь город собрался там.

Юноша, стоящий наверху башни, поднял правую руку. Люди заметили этот жест и поняли, что он хочет что-то сказать, что ему есть, что сказать им. Тишина повисла над площадью, все взгляды были обращены к юноше. И тогда он обратился к ним:

– Люди! Посмотрите, во что вы превратили свой город! Посмотрите, кем вы стали сами! Оглянитесь друг на друга: каждый из вас неповторим и интересен для другого, а вы проходите мимо друг друга, проходите мимо того, кто мог бы действительно стать вашим другом. Вы сами отказываетесь от своего счастья. Ваш город умирает, и вместе с ним умираете вы. Зачем?

Кто-то из толпы тихо спросил:

– Как же мы можем увидеть самих себя?

– Я отведу вас к озеру, – сказал юноша. – И в его зеркально чистой воде вы увидите свое отражение.

Менестрель привел людей города к озеру. Озеро было чистым и прозрачным, как зеркало. И люди увидели себя, свои безрадостные лица – и им захотелось измениться. Они возвращались в город, отмывали окна, перекрашивали стены, заводили в домах часы, доставали из старых сундуков давно забытые яркие одежды. Они улыбались друг другу, а, встретившись на улице, подолгу разговаривали. Они поняли, насколько они непохожи и насколько нужны друг другу, в душах стали зарождаться давно забытые чувства: дружба, любовь…

Вечером люди, не сговариваясь, потянулись к тому месту, где они обрели счастье, где впервые по новому увидели друг друга, на городскую площадь. Юноша уже был там. Он зажег свечу, люди сели вокруг свечи и впервые за долгое время откровенно заговорили друг с другом, делились своими радостями и проблемами, спрашивали совета, вместе вспоминали старые песни и сочиняли новые. С этого дня в городе прочно укрепилась традиция – традиция Доброго отношения друг к другу.

Вскоре юноша ушел, но люди по-прежнему каждый вечер собирались вместе у свечи, чтобы поговорить о прошедшем дне, поделиться чем-то важным или просто вместе попеть. И появилась традиция Вечернего огонька.

И еще одну традицию, сам того не ведая, оставил юноша после себя в городе. Хотя люди относились к ней как к закону, который приняли все. Когда человек хотел что-то сказать всем. Он поднимал правую руку, как бы безмолвно говоря: «У меня есть, что вам сказать», и люди выслушивали его.

Города давно уже нет. Но традиция, если она нужна людям, умудряется выжить там, где время рушит города и высушивает реки. Она бережно хранится и передается из поколения в поколение. Теперь на месте города – «Зеркальный», который отчасти живет по традициям и законам, которые ввели люди этого города.

СКАЗКА

ТРИ МИНУТЫ ТИШИНЫ

Ведущий: «Сейчас мы с вами представим, что каждый из вас – это маленькая радиостанция со своими буковками СОС, и у нас наступают свои минуты тишины. Закройте глаза и не открывайте их, пока наши минуты тишины не закончатся. В нашем эфире будет звучать только СОС: то, что вас беспокоит, на что вы хотите обратить внимание других, ваша просьба о помощи. Итак, наступает тишина. Когда какая-либо радиостанция захочет дать свой сигнал, он должен начаться именно с этих трех букв «СОС».

Лучше, чтобы во время огонька дети сидели не в кругу, а вразнобой, можно предложить им принять наиболее удобное для них положение. Если делать огонек полным, то перед легендой нужно «ввести детей в проблему» выбранной темы. После окончания основной части – выход из огонька. Например, сыграть в игру «Ручек».

Можно, и даже удачно пускать «Три минуты тишины» вечером в течение смены, каждый день, определяя область – отряд. Это позволит постоянно наблюдать за настроем коллектива, состоянием отдельных детей, не допускать конфликтности в отряде, а также приучить ребят к открытости, доверию и мирному способу решения проблем.

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

УБИТЬ ДРАКОНА

Задание № 1: каждый, по кругу, называет имя и качество своего характера на первую букву имени.

Задание № 2: по кругу передается лист. Тот, к кому он попал, называет свой недостаток, дурную привычку или черту характера, от которой неплохо было бы избавиться.

Задание № 3: представить, что вы стали воплощением того самого недостатка, который вам мешает и изобразить, как бы вы тогда выглядели (мимика, жесты).

Ведущий: «У каждого из нас есть свои недостатки. Наши недостатки – это драконы, выращенные и вскормленные в домашних условиях нами самими. И у каждого в один прекрасный день появляется желание учить своего дракона. Но это – трудное и долгое дело, с которым не каждый может справиться. Поэтому сейчас мы объединимся в группы, ведь с помощью друзей легче справиться с любой неприятностью. Давайте попробуем придать каждому дракону реальный облик, чтобы мы знали, с кем воевать нам придется. А также обязательно надо написать план нашей битвы, потому что стратегия – часть успеха военных действий. Пока одна часть группы рисует дракона, другая часть пишет по картам Проппа историю битвы с ним. Нарисовали? Затем, поменяемся карточками. Те, кто писал, теперь дают дракону имя, рисуете оружие, которым будете биться с драконом, а те, кто рисовал, дописывают историю».

Ведущий (когда работа закончена): «Итак, все готовы к битве? Покажите своих драконов, оружие. Да, вы действительно хорошо подготовились. Пора выходить на бой. Сейчас каждая команда по написанному сценарию покажет нам свою битву с драконом, а мы посмотрим, кому же лучше удалось с ним справиться. Вам дается двадцать минут. На то, чтобы все отрепетировать, придумать костюмы и грим. Обязательно сделайте так, чтобы каждый участвовал в битве, потому что только командой вам удастся справиться с драконом».

Около свечки кладется 2 листа бумаги: черный и белый. Участникам предлагается несколько минут посмотреть на них и выбрать какой-то один, причем сразу оговаривается, что цвет здесь берется в переносном смысле: как жизненная позиция, взгляд на окружающее.

Огонек проводится как дискуссия, слово поочередно дается то одной, то другой команде. Время работы над той или иной темой регулируется ведущим в зависимости от того, насколько она интересна детям, и как идет обсуждение.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Прошло десять лет. Мы живем в России. Как вы думаете, кто у нас президент? Какая форма правления? Что изменилось, что осталось прежним? (Можно использовать как индивидуальное сочинение, или как коллективный рассказ.)

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Прошло двадцать лет. Ты стал (президентом, членом государственной думы, директором банка, руководителем крупной фирмы и т. п.). Напиши письмо самому себе, тому, кем ты будешь через двадцать лет от самого себя, того, кто ты есть сейчас.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

В твои руки случайно попал цветик-семицветик. Каждый лепесток может исполнить одно твое желание. Но это желание ты должен загадать не для себя, а для других: первый лепесток – для своего друга; второй лепесток – для своего отряда; третий лепесток – для своей семьи; четвертый лепесток – для «Зеркального»; пятый лепесток – для своего города; шестой лепесток – для России; седьмой лепесток – для планеты Земля.

АССОЦИАЦИИ

Ключевая фраза: давайте поиграем.

Содержание: огонек строится на основе известной игры «Ассоциации». В начале огонька ведущий говорит о традициях лагеря, традиции огонька. Фраза «Давайте поиграем» должна стать ключевой на огоньке. Ведущий задает ассоциа­ции, на которые ребята по принципу «свободного микрофона» называют свою ассоциацию и поясняют свой выбор. Что? По­чему?

Темы ассоциаций: какой сейчас наш отряд, мы, лагерь, смена, ведущие, ожидания от смены и т.д.

Ассоциации: цветы, предмет мебели, одежда, учебный пред­мет в школе, вид спорта, книга, дерево.

БУКЕТ ЦВЕТОВ

Подготовка: необходимо сделать бумажные цветы или по количеству человек в отряде, или по количеству вопросов для обсуждения. Вопросы записываются на цветах.

Содержание. После некоторого вступления ведущего «огонька» и объяснения правил ведения разговора, ребенок бе­рет один из цветков и отвечает на поставленный вопрос. Затем дарит другой цветок кому-либо по выбору, и уже другой чело­век отвечает на вопросы. Для педагога это не только способ проанализировать день или дело, но и своеобразная диагности­ка: кто из ребят кого выбирает, выделяет из остальных (некий способ для дальнейшего определения состава микрогрупп).

ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК

...И вожатый снова будет песни петь,

И свеча согреет нас...

В самом начале смены отряд собирается на первый вечерний сбор – «огонёк знакомств», на котором происходит более подробное, чем просто при встрече, знакомство детей с «Зеркальным» (в том числе, с законами и традициями), с вожатыми и друг с другом. И на самом этом же сборе рассказывается о традиции «вечернего огонька».

«Вечерний огонёк» – это ежедневный вечерний сбор отряда при свече (или у костра). Ребята и вожатые садятся в круг, чтобы видеть лица друг друга. Несколько песен «для настроения», а потом начинается разбор дня, или «коллективный самоанализ», который заканчивает длиннейший день, пролетающий как одно мгновение. " Что сегодня было хорошего? Что плохого? Кому было сегодня хорошо от нашей работы? Кто проявил себя лучше всех? Кому было труднее всех? Словом, как ««сделали» день? » – такие вопросы обсуждаются на огоньке. Кроме того, оценивается работа дежурного командира дня и выбирается дежком на следующий день. Что касается общей обстановки «огонька, то свеча и лирические песни обычно настраивают на спокойный, доверительный лад. «Вечерний огонёк» – это откровенный разговор. Там можно и похвалить, и поругать, но никто не обижается, потому что все слова – правда, всё – от чистого сердца и только с добрыми намерениями. Негласное правило «огонька»: говори правду или молчи. И ещё один важный момент: «огонёк» – это минуты единения отряда, поэтому те, кто действительно пришли общаться, садятся ближе к центру круга, чтобы свеча освещала их лица, а те, кто по каким-то причинам хотят не показывать всем своего настроения, – отодвигаются в тень. На огоньке есть две священные «вещи» – это свеча и песня. Пламя свечи, говорят, может показать, говорит ли человек правду, потому что только тогда оно ровное и спокойное. Если же пламя свечи сильно колеблется или гаснет – это плохой знак. К свече в «Зеркальном» принято относиться очень бережно, поэтому нельзя ходить через круг со свечой в центре нельзя, а зажигают и гасят свечу только особыми способами. Право зажечь свечу на «вечернем огоньке» – это почетное право, и оно предоставляется обычно ребятам, проявившим себя в течение прошедшего дня, или именинникам в качестве подарка. В конце огонька отряд встает в «орлятский круг» и поёт несколько традиционных «вечерних» песен. Затем наступает «ритуал вечернего прощания»: все берутся за руки (каждый человек скрещивает руки перед собой – правая поверх левой – и берет за руки соседей) и хором говорят следующие слова: «Над лагерем ночь спускается, «Зеркальному» спать пора. Спокойной ночи. Родина, До светлого утра! (говорят все вместе) Спокойной ночи, дорогие девочки! (говорят мальчики) Спокойной ночи, дорогие мальчики! (говорят девочки) Спокойной ночи, дорогие вожатые! (говорят все дети) Спокойной ночи, дорогие зеркалята! (говорят вожатые) Спокойной ночи, дорогие все! (говорят все вместе) До свидани-мы! ».

На последнем слове «мы! » руки разрываются, все встают вокруг свечи, загадывают желание на следующий день и на «раз-два-три» задувают пламя. Есть ещё один «ритуал», скорее шуточный но, тем не менее, существующий и очень «живучий» в «Зеркальном». Он заключается в том, что после задувания свечи нужно взяться правой рукой за левое ухо и прыгать на правой ноге вокруг себя три круга, трижды повторяя при этом: «Чтоб мне завтра повезло! ». Сложно сказать, насколько имеет смысл это действие, но оно явно несет в себе некий положительный эмоциональный заряд, а это, по-моему, никогда не вредно.

ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

Цель: разрешение скрытого конфликта между ребятами в отряде, когда необходимо подчеркнуть необходимость в коллективе каждого человека Формирование умения видеть в каждом человеке положительные качества, признавать их.

Реквизит: красиво (сказочно) оформлен­ный стул.

Содержание: ведущий рассказывает историю (легенду) про данный «волшебный» стул, а затем предлагает каждому (или желающим) по очереди на нём посидеть, а всем остальным участникам по очереди называть достоинства человека, который занимает волшебный стул. Ведущий призывает всех участников придерживаться следующего правила: волшебный стул высвечивает только по­ложительные качества, называть недостатки человека катего­рически запрещается. Завершается огонек общим обсуждением вопросов: Что ты чувствовал сидя на волшебном стуле? Что нового услышал о себе? Приятно ли было тебе слышать о своих достоинствах? Легко ли говорить в слух приятные вещи друг другу?

ВОТ Я КАКОЙ

Ключевая фраза: «Как много есть людей хороших, Друг на друга непохожих...».

Подготовка: готовится множество различных карточек с изображением буквы «Я», составленных из различных предметов. Или, наоборот, карточки со всевозможными изображениями буквы «Я» (больших, маленьких, по-разному разукрашенных, с разными предметами и т.д.). Буквы или картинки раскладываются вокруг «живого» огня.

Содержание. Каждый участник «огонька» выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше всего похожа на него, а потом объясняет, почему.

ГОРОСКОП

Из архива О. Ефимчевой, методический отдел

Идея: знакомство с личностью каждого человека через общее описание качеств, свойств, черт характера людей, родившихся под каким-либо знаком Зодиака.

Ключевая фраза: влияют ли на судьбу человека звезды?

Оборудование: фигурки или картинки всех 12 знаков Зодиака, свечи.

Содержание: дети распределяются по группам – знакам Зодиака. При невозможности такого распределения, в группы можно объединить по стихиям: вода, земля, воздух, огонь. Детям предлагается рассказать о себе, о своих интересах, мечтах, желаниях, интересных случаях из жизни и т.д. Но перед высказыванием детей педагогом дается краткая характеристика знака Зодиака. Необычность такой характеристики способствует запоминанию личности ребят через выделение необычных качеств. Возможно, что ребенок мало информации скажет о себе, в этом случае помогут такие вопросы, как: «Как ты думаешь, соответствует ли описание знака Зодиака, под которым ты родился, твоим личностным качествам? », «По каким позициям ты принципиально не согласен с описанием? », «Какой из знаков тебе больше всего нравится и почему? ».

ДВА КАМЕШКА

Л. Бучкова, «Олимпийский»

Идея: повлиять на сложные (конфликтные) отношения ребят в отряде, продемонстрировать способ решения возникающих проблем.

Необходимый реквизит: по два камешка – черному и бе­лому – по количеству детей, несколько листов бумаги, ручка или фломастер.

Содержание: У каждого ребенка в руках два камешка – белый и черный. Ведущий (ведущий) просит положить один камешек рядом с костром (свечой). Белый камешек – если ребенок считает, что в отряде все хорошо и не существует проблем. Черный, если ребенок считает, что в отряде не все благополучно и есть какие-либо проблемы. Когда все дети подобным образом обозначат свое мнение, ведущий или ведущий подводит итог и делает вывод о том, что большинство ребят отряда считают, что в нашем отряде существуют проблемы. Все вместе стараются назвать наиболее общие существующие проблемы (или проблему), формулируем и записыва­ем на листе. Коллективное обсуждение причин возникновения проблем (проблемы), поиск путей решения. После того, как принимается общее решение относительно выхода из какой-либо проблемы, листок, на котором записана данная проблема, сжигается. Подведение итогов – это озвучивание того решения, к которому пришел отряд. Можно придумать определенный ритуал, который бы символизировал объединение отряда для успешного решения выделенных проблем. Например, на ниточку капаем воском, делаем браслетик. Носим его на запястье, чтобы если будут возникать подобные проблемы, он напоминал о нашем разговоре. Или берем на память уголек от костра. В конце «огонька» исполняется любимая песня отряда.

ДВЕ ПТИЦЫ

О. Лукашкина, «Звездный»

Цель: реализация потребности подростков осознать себя в мире человеческих отношений, понять, что он есть такое, как личность, индивидуальность, как его видят со стороны другие люди, открыть для себя ценность удивительного, неповторимого, непохожего, сложного и тонкого мира «Я».

Оборудование: костер, гитара, зеркало.

Ход дела: звучит гитара. Ребята рассаживаются вокруг костра.

Ведущий: «Вездесущий огонь насыщает каждое жизненное проявление, направляет каждое действие, поддерживает жизнь в каждом начинании. Об огне знает сердце человеческое, но рассудок пытается затемнить эту явленную мудрость. Люди говорят – он сгорел от злобы, или он загорелся желанием. Во множестве выражений, точных и ясных, люди знают значение огня. Огонь... Огонь – это особая энергия огромной силы. Он легко разгорается, но так же легко и гаснет. На мгновение все освещается пламенем – и вот уже все сгорело дотла. Огонь своей силой делает людей одновременно защищенными, всемогущими и беспомощными. Огонь всегда порождал фантазию и воображение человека, внушал чувства покоя и страха. Огонь всегда стремится вертикально вверх, от земли к небу искрами, вылетающими из костра, теплом, поднимающим вверх воздушный шар, просто языками пламени, всегда устремленным только вверх. Мы можем очень долго сидеть у костра и смотреть на пламя. Просто смотреть и думать. О чем? О себе, о своих желаниях и мечтах, о прошлом, настоящем и будущем. О том, что происходит, и что может произойти. О своей жизни. О людях, окружающих нас. На пламя костра мы можем смотреть часами. Пламя нас завораживает и притягивает. Около костра порой не произносится ни одного слова. Но люди, сидящие вокруг него, могут думать и мыслить созвучно, а иногда и понимать друг друга, не произнося вслух ничего. Странно? Да, действительно странно... Может быть, мы читаем по глазам, освещаемым пламенем? Ведь глаза – это зер­кало души, а зеркало всегда делает даже небольшое пламя бо­лее ярким. Но чаще всего рядом с огнем людей тянет поговорить. К словам людей внимательно прислушивается пламя. Давайте и сегодня поговорим, попробуем сказать друг другу слова, кото­рые запомнятся надолго, останутся в наших сердцах, понравятся пламени нашего костра».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь