Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 6. «Бунташный век» в истории России (XVII век).



Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название " Смуты". При этом, в первую очередь, имелось в виду " смущение умов", т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

Ученые по-разному объясняли причины и характер этих трагических событий. Н.М. Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии в конце XVI в. и ослаблением монархии. С.М. Соловьев основное содержание " Смуты" видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством. Более комплексный подход был присущ С.Ф. Платонову, определявшему ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил.

Перед царями новой династии Романовых стояла трудная задача преодоления Смуты и ее последствий, что удалось сделать только в середине XVII века. С этого же времени наблюдается процесс перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную, который завершится в начале XVIII века.

План.

1. Сущность всеобщего (системного) социального кризиса XVII в.

2. Начало XVII века: «смутное время» в России:

а) династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;

б) социальный период «смутного времени»;

в) национальный этап «смутного времени».

3. Россия при первых Романовых. От сословно-представительной к абсолютной монархии.

4. Рост социальной напряжённости. Оформление крепостного права. Крестьянская война под предводительством С. Разина.

Источники:

1. Окружная грамота князя Дм. Пожарского (1612). /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – М.-В-д: Издатель, 2003. – С. 48-49.

2. Соборное уложение 1649 г. Там же. – С.49-54.

Дополнительные источники:

1. Протопоп Аввакум. /Хрестоматия по истории России: В 4т. Т.2, кн.1 – М: МИРОС – Междунар. отношения, 1995. – С.41-49.

Обязательная литература:

1. Орлов А.С. и др. Указ. соч. – С.85-117.

2. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории.– М., 1991.

3. Века А.В. История России. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. – С. 330-413.

Рефераты.

1. Персоналии:

- Борис Годунов (исторический портрет).

- Патриарх Филарет.

- Подвиг Ивана Сусанина.

- Спасители России: Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.

- Церковный раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум.

2. Внешняя политика России в XYII веке.

3. Воссоединение Украины и России: современные оценки.

4. Россия и Страны Западной Европы в XYIIв. (экономические, политические и культурные связи).

Дополнительная литература:

1. История России с древнейших времён до 1861года. /Под ред. Н.И. Павленко. М.1998.

2. Ключевский В.О. Русская история. Кн.2. – М., 1993.

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: Правда, 1991. – 568с.

4. Скрынников Р.Г. Русь IX –XVII. – СПб., 1999.

5. Кобрин В. Смута // Родина. – 1991. – №3. – С. 67-73.

6. Андреев И. Дворянство и служба в XVII в. //Отечественная история. 1998 – №2 – С.164-175.

7. Филюшкин А. Злого умышления ради. Кого считали изменником в XVII в. //Родина. – 2000. – №7. – С.33-39.

8. Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л.: Лениздат, 1990. – С.276-347.

 

Методические рекомендации.

Начинать подготовку к семинарскому занятию необходимо с просмотра конспекта лекции по теме и выполнения рекомендаций лектора. Важно учесть, что XVII век является одним из самых сложных для изучения. Поэтому предварительно необходимо понять его особое место в отечественной истории. Это место можно определить как пограничное, отделяющее один период истории от другого. Поэтому, отвечая на первый вопрос, подумайте, какие исторические периоды отграничивает этот век? Сказалась ли эта особенность на ситуации внутри страны? Что означает понятие системный кризис (сравните с медицинским понятием системное заболевание). Это поможет вам понять, почему его называют «бунташным веком», и увидеть связь между деятельностью первых Романовых и реформами Петра Великого.

По второму вопросу необходимо обратить внимание на периодизацию «смутного времени», которую даёт С.Ф. Платонов и характеристику династического, социального и национального периода. Обстоятельный ответ по первому вопросу семинара предполагает знание и понимание следующих моментов:

· какой период охватывается понятием «смутное время»;

· каковы причины династического кризиса в России начала XYII в.;

· причины и основные события социального периода.

Разобравшись в данных вопросах можно перейти к изучению содержания “Окружной грамоты князя Дм. Пожарского”, который поможет при подготовке к ответу на следующие вопросы:

· кому адресована окружная грамота Дм. Пожарского;

· каковы цели народного ополчения;

· кого Дм. Пожарский считает своим союзником.

 

Окружная грамота князя Д.М. Пожарского (1612г.) По праведному прещению божию, за грехи наши, неутолим гнев наведе бог па землю нашу: стал на государство Московское Жигимонт король польский... Московского ж государства бояре и воеводы, и думный дворянин Прокрфий Ляпунов, сослався с вами, со всеми городы, и собрався с ратными людьми всех городов Московского государства, пришли под царствующий град Москву, и польских и литовских людей и русских воров в Москве осадили, и целовали все крест, что было за дом пресвятые богородицы и за Московское государство помереть, и выбрати б государя всею землею, кого милосердный бог даст. Старые ж заводчики всякому злу, атаманы и казаки, холопы боярские, умысля с своим начальником с Иваном Заруцким, Прокофия Ляпунова убили, и всчали в полкех и по дорогам многие грабежи и убийства, а дворяном и детем боярским смер­тные позоры учинили, а бедных полонянников, которые от смертного по­лона из города выходят, немилостидно обругали и смерти предали… И в Нижнем Новгороде гости и посадские люди и выборный человек Косма Минин, ревнуя пользе, не пощадя своего имения, учали ратных людей сподоблять денежным жалованьем, и присылали по меня, князя Дмитрия из Нижняго многажды, чтобы мне ехти в Нижний для земского совета; я, по их прошению, приехал к ним в Нижний, и учали ко мне в Нижним приезжати бояре, и воеводы, и стольники, и стряпчие и дво­ряне большие, и дворяне и дети боярские, вязмичи, дорогобужане и смоляне и иных розных городов; и я, прося у бога милости, учал с ни­ми со всеми и с выборным человеком с Космою Мининым и с посадцкими людьми совстолать чтобы нам против врагов и разорителей веры христианские, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно, и вору, который во Пскове, и Марине и сыну ее не служити и против их и тех, которые им учнут служить, стояти, а государя выбрати всею землею, кого милосердный бог даст; и сове­товав, дали мы в том богу душу своя, а ратным всяким людей денежное жалованье дали нескудно... И вам бы, господа, про то было ведомо, и прислати бы вам к нам, для общего земского совета, изо всяких чинов человека по два по три, и против сея грамоты совет свой к нам приписати за своими руками, как нам против общих врагов, польских и литовских людей стоятъ, и как нам в нынешнее злое настоящее время безгосударным быть, выбрати б нам государя всею землею, кого милосердный бог, по своему праведному человеколюбию, даст; а будет, господа, вы к нам на совет вскоре не пришлете, и от вора и от Марины от сына ее не отстанете, и с нами и со всею землею не соединитесь, и общим Советом на Московское государство государя не учнете с нами выбирати, и нам, господа, с сердечными слезами с вами ростався, всемирным советом с Поморскими и с Понизовыми и с Замосковными городы выбирать государя, кого нам бог даст, чтоб нам внынешнее злое время безгосударным не быть, и государство Московское ивсе городы Московского государства без государя до конца не разорилось… Печатается по: Хрестоматия по истории России. М., 1994.– 323-326 с.  

По материалам учебника Века А.В. или Орлова А.С. ответьте на следующие вопросы:

· какова роль первого и второго ополчения в национальный период «смутного времени»;

· Каковы экономические, политические, социальные, культурные, нравственные последствия «смутного времени»?

· закончилось ли «смутное время» избранием на русский престол М. Романова? Объясните свой ответ.

Подготовка по третьему вопросу требует вспомнить: что представлял из себя “Земский Собор”; когда они начали действовать в России, каковы их функции? (Всё это можно уточнить по книге «Полный энциклопедический справочник. История России»). Кроме того, необходимо знать смысл следующих понятий: мануфактура, общенациональный рынок, политика протекционизма. Для полного ответа нужно прояснить следующие моменты:

· значение Великого Земского Собора 1613 г.;

· особенности соборной деятельности при первом Романове;

· основные задачи периода правления Михаила Фёдоровича Романова;

· трудности в борьбе за возврат территорий оккупированных Польшей и Швецией;

· основные задачи правления Алексея Михайловича Романова;

· изменение системы сбора налогов;

· военная реформа;

· развитие торговли, появление первых мануфактур, зарождение общенационального рынка;

· значение царствования Алексея Михайловича.

Далее необходимо уточнить по материалам лекции или энциклопедическому словарю следующие понятия: сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, абсолютизм, самодержавие. Помимо основной литературы, необходимо ознакомиться с документом «Соборное Уложение 1649», который поможет прояснить некоторые важные моменты этого вопроса:

· причины «угасания» соборной деятельности;

· изменение роли Боярской Думы;

· совершенствование приказной системы;

· значение принятия Соборного уложения 1649г.;

· причины формирования абсолютной монархии в России.

 

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г. …И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга. А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди…. ГЛАВА II О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬа в ней 22 статьи 1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию. 2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию. 5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя. 13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить. 18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем. 21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады. ГЛАВА III О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО 1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впередь так делати. А кого он обесчестит, и тому указати на нем бесчестье. 4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука. ГЛАВА XI СУД О КРЕСТЬЯНEX а в ней 34 статьи 1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в и(ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет. 2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, …и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет. 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать. 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися, и тех пытати. 30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити. ГЛАВА XIX О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ а в ней 40 статей 1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи и владычни и монастырския и бояр и околничих и думных и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабалные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей, и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб. 11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов, платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити. 12. А которые в городех же иных чинов служилые люди, пушкари и затинщики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют, и им, с торговых своих промыслов, по тому же платити государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле, и всякие государевы подати платити и службы служити с посадскими людми в ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продати государевым тяглым людем. 40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы, или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бити челом на руских людей, и купчие и закладные учнут приносити к записке в Земской приказ, и тех купчих и закладных не записывати А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавати, и им за то от государя быти в опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех керкам не быти. А быти им за городом за Земляном, от церквей Божиих в далных местех. Печатается по: Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г. М., 1961.–56-236.  

Данный вопрос семинарского занятия требует прояснения положения русской православной церкви. Реформы Алексея Михайловича затронули и её. Их целью было утверждение главенства государства над церковью. Важно учесть, что раскол РПЦ середины XVII в. был, в какой-то степени следствием этих реформ. В целом раскол привёл к ослаблению церкви, её неспособности как-то ограничить рост самодержавия. Поэтому для прояснения сути всех этих сложных моментов желательно ознакомиться с автобиографией Протопопа Аввакума, в которой изложены цели и ход борьбы «старообрядцев» (сторонников Аввакума) и новообрядцев (сторонников Никона). Данный документ поможет вам понять:

· Каковы причины и последствия раскола русской православной церкви в XYII веке?

· С каким явлением в истории Европы его можно сравнить? Подумайте в чем разница Европейской Реформации и русского раскола?

После выяснения основных событий XVII в., как вы можете объяснить рост социальной напряжённости в стране? Какие факторы, по вашему мнению, работали на разрастание социального кризиса? Уточните, что означает понятие «бунт». Почему А.С. Пушкин считал русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? Как борьба за возврат оккупированных территорий, военная реформа, реформа управления страной, должны были сказаться на положении основной массы населения страны – крестьянстве? Как вы считаете, закрепощение крестьян – это был единственный путь решения проблем? Выделите основные этапы закрепощения крестьянства? Какие формы принимал социальный протест в России XVII века? Почему крестьянская война под предводительством Степана Разина отражала пик социальных противоречий в России XVII века?

На основе проработки всех вопросов необходимо составить общее мнение о месте и роли XVII в. в нашей истории, понять почему его называют “бунташным веком”, сформировать представление о том, что в XVII в. Россия вступила на “порог” Нового времени. Это означало создание условий для развития общероссийского рынка, товарно-денежных отношений в стране. Кстати, необходимо понимать, какой период в мировой истории мы относим к Новому времени, и в чем его особенность. Также желательно уметь объяснить, почему деятельность первых Романовых, в частности Алексея Михайловича, подготовила почву для реформ Петра I.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь