Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации. Аксиологическое начало в представлениях о культуре.



. В различных сферах социогуманитарного знания существуют различные трактовки ценности: 1) в общенаучном смысле: ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы или общества в целом, определяемыми не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, а также критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях; 2) в философии: ценность – единство нормы и идеала. В этом определении также значительная доля субъективности, но тем не менее сущность ценности схватывается более полно. Именно в ценности идеал образует относительно устойчивое единство с нормой. Великие произведения искусства кажутся нам идеальными и прекрасными, но для самих их создателей нет иных норм, которыми они сами владеют и которым неизменно следуют. Гений творцов – одновременно норма и идеал; 3) в социальной культурологии Б. Ерасов связывает возникновение ценностей с культурной регуляцией человеческой деятельности. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают ВЫБОР того или иного объекта, состояния, потребности, цели и т.д.; 4) в социологии культуры ценности выступают как измерители реальности – субъективной реальности, виртуальной и реальности повседневности. При этом в каждой из этих видов реальности происходит заметная переоценка ценностей, трансформация самих критериев порождения и функционирования ценностей. В повседневности, например, не только на личностном уровне, но и с точки зрения общественных интересов, происходит преодоление ценностей духовной жизни в угоду ценностям постмодернистского толка – экономическим, политическим, ценностям социального контроля и т.д.

Ценности более гибко определяют нормы поведения, они могут иметь санкцию, выданную тем или иным институтом, автором или традицией; ценности допускают градацию от низших – к высшим, и наоборот. В некоторых системах ценностей они персонифицируются (святые, герои, вожди, классики и т. д.). Ценности в духовной жизни общества создают смысловые поля различной напряженности. Человек, побуждаемый поиском смысла своих действий, не может вести себя в таких полях индифферентно. Он либо принимает существующие смыслы, либо становится к ним в оппозицию. Либо пытается найти компромисс. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности.

Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.

. В различных сферах социогуманитарного знания существуют различные трактовки ценности: 1) в общенаучном смысле: ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы или общества в целом, определяемыми не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, а также критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях; 2) в философии: ценность – единство нормы и идеала. В этом определении также значительная доля субъективности, но тем не менее сущность ценности схватывается более полно. Именно в ценности идеал образует относительно устойчивое единство с нормой. Великие произведения искусства кажутся нам идеальными и прекрасными, но для самих их создателей нет иных норм, которыми они сами владеют и которым неизменно следуют. Гений творцов – одновременно норма и идеал; 3) в социальной культурологии Б. Ерасов связывает возникновение ценностей с культурной регуляцией человеческой деятельности. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают ВЫБОР того или иного объекта, состояния, потребности, цели и т.д.; 4) в социологии культуры ценности выступают как измерители реальности – субъективной реальности, виртуальной и реальности повседневности. При этом в каждой из этих видов реальности происходит заметная переоценка ценностей, трансформация самих критериев порождения и функционирования ценностей. В повседневности, например, не только на личностном уровне, но и с точки зрения общественных интересов, происходит преодоление ценностей духовной жизни в угоду ценностям постмодернистского толка – экономическим, политическим, ценностям социального контроля и т.д.

Ценности более гибко определяют нормы поведения, они могут иметь санкцию, выданную тем или иным институтом, автором или традицией; ценности допускают градацию от низших – к высшим, и наоборот. В некоторых системах ценностей они персонифицируются (святые, герои, вожди, классики и т. д.). Ценности в духовной жизни общества создают смысловые поля различной напряженности. Человек, побуждаемый поиском смысла своих действий, не может вести себя в таких полях индифферентно. Он либо принимает существующие смыслы, либо становится к ним в оппозицию. Либо пытается найти компромисс. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности.

Классификация ценностей.

Классификации ценностей, по мысли Бориса Ерасова, условны в силу того, что в них постоянно вносятся социальные и культурные значения; кроме того, трудно отнести некоторые ценности к той или иной группе, если они по своей природе многозначны. Ерасов выделяет следующие классы ценностей: витальные (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, качество жизни, выносливость, практичность, потребление и др.); социальные (трудолюбие и труд, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство и др.); политические (права человека, свобода слова, государственность, порядок, конституция, гражданский мир и др.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, уважение к старшим и др.); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, ритуал, Священное Писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, эклектика, самобытность и др.).

 

 

Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами посредством

• культурных заимствований (целенаправленное подражание),

• культурной диффузии (стихийное распространение),

• независимых открытий.

Последний путь означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах. Независимые изобретения — открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий.

Ярким примером независимого открытия служит неолитическая революция (переход от охоты и собирательства к земледелию, приручение животных и окуль-туривание злаков), которая произошла 7 000 лет назад в Месопотамии и 3 000 лет назад независимо от нее в Месоамерике (цивилизация майя).

Наибольший интерес для культурологии вызывают первые две формы (способа), распространения культуры.

Культурные заимствования

Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой.

Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.

Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.

Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.

Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры.

Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:

— культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;

— новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;

— идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;

— члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором. Как правило, культурное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, внедрять и защищать культурное новшество; причем, выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения. Однако на практике подсчитать плюсы и минусы не удается. Возможны лишь приблизительные и, как показывает история, очень грубые прикидки.

Когда российская интеллигенция в 90-е годы пошла на заимствование западных рецептов рыночной экономики и вступила на путь «шоковой терапии», она надеялась в одно десятилетие, подобно Польше, проскочить самый опасный отрезок пути и резко повысить эффективность производства. Но жизнь оказалась много сложнее научных расчетов: через десять лет производство в стране почти полностью развалилось, большинство населения обнищало, спонсорство культуры сократилось или прекратилось полностью. Но и при таких результатах никто не берется однозначно утверждать, стоило ли стране браться за экономические реформы или нет.

Культурные заимствования могут быть а) стихийными и неуправляемыми, такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций; б) целенаправленными и сознательными. Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии, а именно:

• создание проекта заимствования и его критическая проработка;

• отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов;

• практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.

С одной стороны, внедрение культурного новшества идет тем быстрее, чем сильнее страны, откуда заимствуется новшество, и чем сильнее культура-донор оказывает давление на культуру^реципиента.

С другой стороны, внедрение культурного новшества идет тем медленнее, чем сильнее оно навязывается культуре-реципиенту.

Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности, которая указывает на особенности национального характера и национальной психологии, а именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста (например, когда русский попадает в другую страну).

Культурная диффузия

Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием.

Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией». В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

Распространение, или диффузия, культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора — вертикальным.

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия1 выражается в двустороннем процессе:

• средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;

• высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса.

Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы. К середине 20-х годов XX века в США насчитывалось 42 тысячи бильярдных клубов (poolroom), но к середине 60-х их число сократилось до И тысяч. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-американцев был неизбежным постольку, поскольку радикально изменился весь строй культуры: усилилась роль женщины в семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень образования населения, и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже непрестижно. Американские мужчины стали больше ориентироваться на семейный досуг, нежели проведение свободного времени в сомнительных закрытых для женщин заведениях2.

В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются тем, что является общим для всех.

Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем—спуск—подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией.

Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением. Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части для активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь