Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ценности, нормы и обычаи в системе социальной регуляции.



Вопросы по культурологии

1. Объект и предмет культурологии.

2. Место культурологи в системе наук.

3. Структура культурологи.

4. Методы культурологических исследований.

5. Функции культуры.

6. Субъекты культуры.

7. Динамика в культуре.

8. Ценности, нормы и обычаи в системе социальной регуляции.

9. Элитарная, народная и массовая культура.

10. Гендерное измерение культуры.

11. Психологические аспекты культуры.

12. Язык культуры.

13. Цивилизация как стадия социокультурного процесса.

14. Цивилизация как локальная социокультурная общность.

15. Цивилизация как противоположность культуры.

16. Марксистское учение о культуре.

17. Общая характеристика «философии жизни». Культурфилософия Ф. Ницше.

18. Академическая «философия жизни»: В. Дильтей и Г. Зиммель.

19. Культурфилософия неокантианства.

20. Й. Хёйзинга: игровая теория культуры.

21. К. Ясперс о смысле исторического процесса. Теория осевого времени.

22. Проблема культуры в классическом психоанализе.

23. Проблема культуры в аналитической психологии К. Г. Юнга.

24. Эволюционизм.

25. Диффузионизм.

26. Функционализм.

27. Расово-антропологическая школа.

28. Структурализм.

29. Теория «первобытной ментальности» Л. Леви-Брюля.

30. «Новая историческая наука».

31. Направление «Культура-и-Личность».

32. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

33. Философия культуры О. Шпенглера.

34. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.

35. Культурная конфликтология С. Хантингтона.

36. Этнология Л.Н.Гумилёва.

37. Социокультурные характеристики традиционного общества.

38. Социокультурные характеристики современного общества.

39. Запад и Восток как культурные типы.

40. Общая характеристика традиционной индо-буддийской культуры.

41. Общая характеристика традиционной китайско-конфуцианской культуры.

 

 

1. Объектом культурологии является культура или мир культуры как более или менее целостная система.

Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики технологии функционирования социального опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики:

- Различные культуросодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе

- Сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества

- Специфика региональных локальных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов

- Особенности и специфика современной цивилизации, основные тенденции ее развития

- Личность как носитель культурных качеств, субъект культурной деятельности

- Человечество как целое

 

 

Структура культурологии

Фундаментальная и прикладная.

1. выявляет общие закономерности развития культуры и изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов.

– социальная культурология-она изучает культуру как результат деятельности человека. Социальная культурология на сосредотачивает внимание на личности человека. Человек здесь обычная функциональная единица, воспроизводящая культуру.

– психология культуры-обращает внимание на культуру как на результат психической деятельности человека, изучает человека, как носителя той или иной культуры;

– культурная семантика-изучает языки культуры. Здесь рассматриваются культура как текст. Любое произведение культуры можно прочитать как текст. Наука, занимающаяся рассмотрением текстов называется герменефтика;

– культурологические теории. История культурологи. Изучаются теории культуры. Личность человека, как творца культуры и отдельные культурные эпохи.

2. Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

 

 

Функции культуры

-гуманистическая (в процессе культурной деятельности человек обретает собственную сущность, отдаляется от свой природы)

-транслирующая (создает механизмы отбора, накопления, и передачи социального опыта)

-регулятивная (ограничивает социально опасные проявления человеческой натуры)

-коммуникативная (создает пространство общения. Особые механизмы кодирования и считывания информации)

-интегративная (способность сплачивать людей вокруг образов, символов)

-творческая (позволяет реализовывать природные задатки и способности)

 

 

Субъекты культуры

-культурные институты (система учреждений и организаций, упорядочивают культурные процессы)

-агенты культуры (индивиды, задействованные в культурном процессе: философы, писатели, актеры, педагоги, люди, действия которых имеют важные культурные последствия)

 

Динамика в культуре

Это изменения, которые имеют целостный и направленный характер. Типы:

-культурогенез – появление новых тенденций и форм в культуре

-застой-состояние длительной задержки

-диффузия-проникновение черт различных культур в географическом и социальном пространстве

-кризис-состояние несогласия культурных элементов

-деградация-ухудшение культурного состояния

 

Ценности, нормы и обычаи в системе социальной регуляции.

Ценности-оценки чего-либо по степени социальной значимости. Функции:

-предают значимость поступкам, вещам

-задают базовые ориентации знанию и поведению

-задают представление о должном

Виды:

-гедонистические (удовольствие, наслаждение)

-утилитарные (польза, надежность, эффективность)

-эстетические (красота, изящество, грация)

-познавательные (знания, истина)

-нравственные (добро, гуманность, справедливость)

-социальные (взаимодействие людей)

-витальные (жизнь, здоровье, безопасность)

Нормы-конкретные социокультурные программы, устанавливающие меру дозволенного. По отношению к норме, ценность является высшим ориентиром.

Обычай-поведение, утвержденное силой массовой привычки. В отличие от норм и ценностей обычаи не получают разъяснения. «Так принято».

 

 

Элитарная, народная и массовая культура.

Массовая-культура большинства, культура, преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе.

Народная-художественная, коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Элитарная-культура, предназначенная для определенного слоя населения, определенной группы людей.

 

 

Гендерное измерение культуры.

На уровне культуры весь мир (и природный, и вещно-предметный) оказывается сексуализированным, т. е. разделенным на две части по признаку мужское/женское. В половом символизме большинства культур “мужское” отождествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т. д. “Женское” – с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмою, пустотой, бесформенностью.

 

Цивилизация как стадия социокультурного процесса.

Цивилизация-историческая эпоха, которая приходит на смену историческому обществу. Признаки:

-появление письменности

-появление городов (города, ставшего главным культурным центром)

-профессионализация-формирование особого социального слоя

-появление государственных и религиозных институтов

 

 

Марксистское учение о культуре.

 

Академическая «философия жизни»: В. Дильтей и Г. Зиммель.

\\---------------------------\\-----------------------------\\------------------------\\----------------------------\\

 

 

Проблема культуры в классическом психоанализе.

 

Проблема культуры в аналитической психологии К. Г. Юнга.

 

Эволюционизм.

Направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках Э. принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов. Человеч. культура в этих теор. рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в об-ве, к их природному окружению.

 

 

Диффузионизм.

Диффузион́ изм (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнографии (этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.

 

Функционализм.

Методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними.

 

 

Структурализм.

Направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах.

Одним из основных положений структурализма является утверждение о том, что социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением.

Структурализм ставит своей целью объяснить, как данные социальные институты, которые могут быть выявлены в рамках структурного анализа, делают возможным человеческий опыт.

 

Этнология Л.Н.Гумилёва.

Согласно Гумилёву, этносы являются важнейшими субъектами истории, а сам исторический процесс оказывается тождественным этногенезу – процессу возникновения и исчезновения этнических групп.

По Гумилёву, этнос – это явление, находящееся на границе географического, биологического и социокультурного.

По его мнению, этнос не может быть адекватно истолкован в социологических терминах. Если социальная история, починяясь закону прогресса, представляет собой непрерывное, неуклонное восхождение человечества, переход от несовершенных социально-экономических форм к более совершенным, то этническая история представляет собой дискретный (прерывистый) процесс, с множеством рывков и зигзагов. Исходя из идеи социального прогресса невозможно объяснить, откуда берутся народы, как бы остановившиеся в своём развитии, и почему исчезают народы, некогда создавшие великие культуры. Гумилёв определяет этнос как «коллектив особей, противопоставляющих себя всем прочим коллективам».

 

Вопросы по культурологии

1. Объект и предмет культурологии.

2. Место культурологи в системе наук.

3. Структура культурологи.

4. Методы культурологических исследований.

5. Функции культуры.

6. Субъекты культуры.

7. Динамика в культуре.

8. Ценности, нормы и обычаи в системе социальной регуляции.

9. Элитарная, народная и массовая культура.

10. Гендерное измерение культуры.

11. Психологические аспекты культуры.

12. Язык культуры.

13. Цивилизация как стадия социокультурного процесса.

14. Цивилизация как локальная социокультурная общность.

15. Цивилизация как противоположность культуры.

16. Марксистское учение о культуре.

17. Общая характеристика «философии жизни». Культурфилософия Ф. Ницше.

18. Академическая «философия жизни»: В. Дильтей и Г. Зиммель.

19. Культурфилософия неокантианства.

20. Й. Хёйзинга: игровая теория культуры.

21. К. Ясперс о смысле исторического процесса. Теория осевого времени.

22. Проблема культуры в классическом психоанализе.

23. Проблема культуры в аналитической психологии К. Г. Юнга.

24. Эволюционизм.

25. Диффузионизм.

26. Функционализм.

27. Расово-антропологическая школа.

28. Структурализм.

29. Теория «первобытной ментальности» Л. Леви-Брюля.

30. «Новая историческая наука».

31. Направление «Культура-и-Личность».

32. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

33. Философия культуры О. Шпенглера.

34. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.

35. Культурная конфликтология С. Хантингтона.

36. Этнология Л.Н.Гумилёва.

37. Социокультурные характеристики традиционного общества.

38. Социокультурные характеристики современного общества.

39. Запад и Восток как культурные типы.

40. Общая характеристика традиционной индо-буддийской культуры.

41. Общая характеристика традиционной китайско-конфуцианской культуры.

 

 

1. Объектом культурологии является культура или мир культуры как более или менее целостная система.

Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики технологии функционирования социального опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики:

- Различные культуросодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе

- Сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества

- Специфика региональных локальных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов

- Особенности и специфика современной цивилизации, основные тенденции ее развития

- Личность как носитель культурных качеств, субъект культурной деятельности

- Человечество как целое

 

 

Структура культурологии

Фундаментальная и прикладная.

1. выявляет общие закономерности развития культуры и изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов.

– социальная культурология-она изучает культуру как результат деятельности человека. Социальная культурология на сосредотачивает внимание на личности человека. Человек здесь обычная функциональная единица, воспроизводящая культуру.

– психология культуры-обращает внимание на культуру как на результат психической деятельности человека, изучает человека, как носителя той или иной культуры;

– культурная семантика-изучает языки культуры. Здесь рассматриваются культура как текст. Любое произведение культуры можно прочитать как текст. Наука, занимающаяся рассмотрением текстов называется герменефтика;

– культурологические теории. История культурологи. Изучаются теории культуры. Личность человека, как творца культуры и отдельные культурные эпохи.

2. Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

 

 

Функции культуры

-гуманистическая (в процессе культурной деятельности человек обретает собственную сущность, отдаляется от свой природы)

-транслирующая (создает механизмы отбора, накопления, и передачи социального опыта)

-регулятивная (ограничивает социально опасные проявления человеческой натуры)

-коммуникативная (создает пространство общения. Особые механизмы кодирования и считывания информации)

-интегративная (способность сплачивать людей вокруг образов, символов)

-творческая (позволяет реализовывать природные задатки и способности)

 

 

Субъекты культуры

-культурные институты (система учреждений и организаций, упорядочивают культурные процессы)

-агенты культуры (индивиды, задействованные в культурном процессе: философы, писатели, актеры, педагоги, люди, действия которых имеют важные культурные последствия)

 

Динамика в культуре

Это изменения, которые имеют целостный и направленный характер. Типы:

-культурогенез – появление новых тенденций и форм в культуре

-застой-состояние длительной задержки

-диффузия-проникновение черт различных культур в географическом и социальном пространстве

-кризис-состояние несогласия культурных элементов

-деградация-ухудшение культурного состояния

 

Ценности, нормы и обычаи в системе социальной регуляции.

Ценности-оценки чего-либо по степени социальной значимости. Функции:

-предают значимость поступкам, вещам

-задают базовые ориентации знанию и поведению

-задают представление о должном

Виды:

-гедонистические (удовольствие, наслаждение)

-утилитарные (польза, надежность, эффективность)

-эстетические (красота, изящество, грация)

-познавательные (знания, истина)

-нравственные (добро, гуманность, справедливость)

-социальные (взаимодействие людей)

-витальные (жизнь, здоровье, безопасность)

Нормы-конкретные социокультурные программы, устанавливающие меру дозволенного. По отношению к норме, ценность является высшим ориентиром.

Обычай-поведение, утвержденное силой массовой привычки. В отличие от норм и ценностей обычаи не получают разъяснения. «Так принято».

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь