Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Античное наследие в средневековой культуре.



Эта традиция имела подтверждение в высказываниях религиозных деятелей, утверждавших " ненужность" мирского знания для христианина, в частности, такова была позиция основателя западного монашества Бенедикта Нурского (VI в.) и папы Григория Великого. Гуманисты Возрождения, историки XIX и XX вв. были убеждены, что с уходом " последних римлян" наступил многовековой интеллектуальный застой. Применительно к современному этапу развития культурологии эта позиция также имеет своих сторонников, считающих, что переход к средневековью характеризуется утратой всех достижений античной цивилизации. Ряд авторов занимает прямо противоположную точку зрения, доказывая, что античное наследие было важнейшим истоком не только византийской, но и европейской культуры вообще.

Мы считаем, что это упрощённый подход. Культура средневековой Европы имеет своё собственное, " варварское" основание и исток. Эта собственная культура народов Европы, которую они отстаивали от разрушения римлянами, сохраняли её самобытный характер, частично воспринимая культуру античности, а частично отбрасывая её как ненужную и враждебную.

Средневековье, развивая свою историческую культурную традицию, избирательно относится к культуре античности, в том числе и культуре римской цивилизации. У средневековой европейской культуры было множество истоков, но важнейшими из них были те родники, которые пробивались из её собственной, ещё варварской, почвы. Тем более, что и авторы, отстаивающие прямую преемственность двух культур - античности и средневековья, признают общий упадок культуры средневековья. Так, З. В. Удальцова пишет, что " на фоне общего упадка культуры уровень знаний Григория Великого выглядел очень впечатляюще". Но и далее: " Сочинения Григория, конечно, обнаруживают падение языковой, риторической, философской и даже теологической культуры по сравнению не только с авторами " Классической" античности, но и с отцами церкви". И. С. Брагинский отмечает, что для всей эпохи Средневековья " бесспорно, характерен в целом культурный спад", но в то же время он признаёт, что ошибочно толковать Средневековье как сплошной упадок, сплошную реакцию. Он отмечает наличие в средневековой культуре противоборствующих тенденций - прогрессивных, народных, и реакционных, церковных, а также моментов подъема.

Так же, как и цивилизация Рима, культура цивилизации Средневековья не стала технической. Культура Средневековья покоится на аграрном производстве, где главной фигурой является земледелец. Но это не раб - " говорящее орудие" античности, вытесняющий свободного работника, это и не свободный общинник периода " военной демократии", варварских походов. Это феодально-зависимый крестьянин, с его натуральным производством и продуктом труда.

Французский исследователь культуры Жак де Гофф (Париж, 1965) отмечал, что сознание средневековья было " антитехнично". И повинен в этом господствующий класс - рыцарство. Рыцарство было заинтересовано в развитии техники военного дела, а не в её производительном применении. Но и трудящееся население не было заинтересовано в применении техники. Прибавочный продукт, который производился земледельцем, поступал в полное распоряжение феодала, которого не интересовало оснащение труда. А у земледельца не хватало ни времени, ни знаний для технического перевооружения аграрного производства. Поэтому технические достижения Рима в области сельскохозяйственного труда оказались невостребованными.

Культура Средневековья - это культура цивилизации. А для цивилизации характерен раскол на противоположности, в частности, на классы. В древнем Риме это привело к появлению " культуры хлеба" - тех, кто производит, и " культуры зрелищ" - тех, кто правит, распределяет этот хлеб. В культуре Средневековья также наблюдается раскол, дифференциация на социально-противоположные виды.

Характерной чертой Средневековой культуры является её раздел на два вида:

1. культура господствующего меньшинства и

2. культура " безмолвствующего большинства".

Культура господствующего меньшинства - это культура господствующего класса феодалов, это придворная, рыцарская культура. Она выступает в двух формах - светской, мирской, и религиозной, клерикальной. Эти две формы господствующей культуры противостоят друг другу как мир и " клир", государство и церковь.

Наиболее яркий вид культуры образует культура рыцарей. Рыцарская культура - это воинская культура. Средневековье утверждалось в ходе непрерывных войн, сперва варварских, против римлян, потом феодальных. Это наложило отпечаток на культуру господствующего класса - это прежде всего милитаризованная, военная культура.

Культура рыцарей - это культура воинских дел, " боевых искусств". Правда, от нас это обстоятельство скрыто более поздними явлениями в культуре, когда романтизм " облагородил" рыцарскую культуру, придал ей куртуазный характер, стал абсолютизировать рыцарскую этику. Рыцари - это сословие профессиональных военных средневековья. Многие из них - верхушка, сами были крупнейшими феодалами. У них сложился своеобразный образ жизни: турниры, ловы, придворные приёмы и балы и, время от времени, - военные походы. Их отличала особая профессиональная этика - верность сеньору, служение " прекрасной даме". Наличие определенного " обета" - обещания, которое рыцарь обязан выполнить и т. д.

 

22.Влияние христианства на развитие западноевропейской культуры. Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны:

Отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала).

Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).

Иерархичность - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

На основе феодальной земельной собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры " безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.

Средневековая культура формировалась в условиях:

господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;

замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;

слабой центральной власти,

феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах.

Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как " зараженной" грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всего мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит над внешними различиями людей - этническими, сословными и т.д. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.

В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада " варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Культурно-идеологической основой консолидации разноплеменной империи стало христианство. Реформы Карла Великого в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого для всего государства текста. Осуществлена была и реформа литургии, которая была приведена в соответствие с римским образцом.

В драматический период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей. После периода резкого ослабления (X - середина XI вв.), когда папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров, в последующий период (XII - XIII вв.) могущество и независимость церкви, ее влияние на все сферы общественной жизни не только были восстановлены, но еще более возросли. Будучи надгосударственной организацией, используя жестко организованную собственную иерархическую структуру, церковь была в курсе всех процессов, которые происходили в католическом мире, умело контролировала их, проводя свою линию.

23.Ислам и арабо-мусульманский тип культуры.

Арабо-мусульманским типом культуры называют культуру, которая сложилась на основе последней по времени возникновения мировой религии – ИСЛАМА (первая половина VII в.). Его становление полно драматических событий, которые определили дальнейший ход развития этой культуры. И здесь узловым моментом истории, отправной точкой отсчета становится судьба основоположника ислама – МУХАММАДА. Сущность Ислама.

" Ислам" в переводе с арабского означает - " покорность", " мусульманство" (от арабского " муслим" ) - предавший себя Аллаху - одна из трех мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры на Аравийском полуострове (ныне королевство Саудовская Аравия), в его западной части - провинции Хиджаз. В этой части Аравийского полуострова издавна и доныне находятся крупнейшие города, пролегают известные с древности караванные пути, обитают самые влиятельные племена и высятся главные историко-культурные центры - города Мекка и Медина, с которыми связаны важнейшие события в жизни мусульман. Мекка - это город, где возник ислам и родился его основатель Мохаммед, происходивший из племени Курейш. В Аривии в этот период насчитывают более сотни племен и племенных объединений. Племена бедуинов (от арабского бадауин - обитатель пустынь) сохраняли полную независимость от кого бы то ни было. Они кочевали со стадами одногорбых верблюдов, овец, коз по степям и паустыням; в оазисах выращивали финиковые пальмы, сеяли ячмень и пшеницу. У кочевников веками сохранялчся почти без изменений племенной строй. Основным ядром племени была семья. Глава самого могущественного клана обычно являлся и главой племени - шейхом. По своим представлениям арабы были приверженцы идолопоклонства и многобожия - каждое племя имело дело со своими собственными божествами. В основном племена поклонялись солнцу и луне. Имена богов были Ассар, Син, Накрух, Лат и др. Символом божества были идолы - бетилы (" жилища бога" - вертикально врытый в землю длинный неотесанный камень - мегир), которые устанавливали около источников, в рощах, скалах. Последователи этого культа периодически устраивали процессии, они обходили вокруг бетила, прикасаясь к нему, чтобы получить часть заключенной в нем силы (два таких камня " Черный Камень" и " Место Авраама" сохранились до сих пор в священной ограде мекканского храма). Наряду с культом бетилов важное место занимал культ предков. Бедуин, проезжая мимо мест погребения, обязательно клал на могилу камень или ветвь. И не было большего несчастья, чем умереть вдали от своего племени. Курейшиты занимались в основном торговлей с Йеменом, Сирией, Палестиной и Ираком. Однако основной доход мекканцы получали от религиозных церемоний. Благодаря тому, что в Мекке находился источник воды - легендарный колодец Замзам, через город проходили важные караванные пути, пребывало святилище - аль-Кааба - Мекка стала самым главным местом проведения больших языческих ярмарок. Родо-племенная знать извлекала много выгод из торговли. Были в Аравии и поселения иноземуев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В VI веке торговые дороги переместились на восток, в Аравии начался упадок караванной торговли, что нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потеряв доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жиззни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами: остро встал вопрос об объединении, в том числе и в религиозной сфере. Возникло движение за слияние племенных культов. В этой-то обстановке и начинает свою проповедь Махаммед - основатель и пророк ислама. Имя пророка - Мохаммед, Ахмад ибн Абд Аллах считается священным для мусульман всего мира (еще его называют Расулюль-Аллах -" посланник Аллаха" или Хатаму-н-Набийин - " главный и последний пророк" ). Мохаммед (ок.570 г.) родился в Мекке, и сведения о его детских и юношеских годах весьма скудны. Многие рассказы существуют в нескольких, разнящихся версиях: они часто окрашены в чудесно-сказочные тона. Например, известна легенда следующего содержания, рассказанная самим Мохаммедом и записанная его биографом Ибн Исхаком: " Однажды я с одним из братьев пас ягнят за шатрами, и тут подошли к нам два человека в белых одеждах с золотым тазом, полным снега. Они схватили меня, разрезали мне живот, потом вынули мое сердце, рассекли его, извлекли из него черныый сгусток крови и выбросили его. Потом они обмыли сердце и внутренности этим снегои и очистили их. Затем один из них сказал другому: " Взвесь его и десять человек из его народа". Тот взвесил меня с ними, и я оказался равным им по весу. Тогда первый сказал: " Взвесь его и сотню его сородичей", и тот взвесил меня с ними, и я был равным им по весу. Первый сказал: " Взвесь его и тысячу людей из его народа". Тот взвесил меня с ними, и я уравновесил их. Тогда первый сказал: " Оставь его. Если б ты взвесилл его вместе со всем его народом, он был бы равен ему по весу". Достоверно известно то, что Мохаммед рано потерял отца, и в молодости его жизнь была очень тяжелой, о чем говорится в Коране: " Разве не нашел Он тебя сиротой и приютил? И нашел тебя заблудшим - и направил на путь? И нашел тебя бедным и обогатил? " Для личности Мохаммеда характерно, что разбогатевший бедняк сделался защитником обездоленных и обиженных, проповедником учения о едином боге, осыпающем благодеяниями все свои создания и за это имеющим право на их покорность и поклонение. Примерно к двадцати годам Мохаммед начал самостоятельную жизнь - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к торговцавм в качестве приказчика, проводника караванов, и при этом отличался безукоризненной честностью, добросовестностью, умом и верностью данному слову. В двадцать пять лет Мохаммед женился на богатой вдове Хадидже, брак с которой оказался на редкость счастливым, хотя женщина была значительно старше. Она стала первой из всех в окружении Мохаммеда, кто поверил в его пророческую миссию и не жалела ни сил, ни средств, чтобы помочь и поддержать Мохаммеда в очень нелегком начале его борьбы за новую веру - ислам. Мохаммед много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришел к выводу, что Бог (Аллах) один и никакой идол не может его заменить, поэтому поклоняться идолам - преступление. Мохаммед молился Аллаху в полном одиночестве, уединясь в пещере, находя в молитве, как говорил он сам " истинное наслаждение". Его часто осеняли озарения, позволяя чувствовать присутствие Бога в мире и в нем самом, и его стремление упрочить и углубить веру росло. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его труды увенчались успехом: на него снизошло первое откровение Бога. Вот как описывает этот случай первый биограф Мохаммада - мединец Ибн Исхак: однажды ночью к Мохаммеду явился архангел Джабраил и приказал: " Читай"! При этом он протягивал Мохаммеду книгу, завернутую в парчовое покрывало. Мохаммед ответил: " Я не умею читать". Тогда Джабраил стал душить Мохеммеда покрывалом, а потом вновь приказал читать. Так продолжалось некоторое время. Ангел провозгласил: " Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом (араб. букв. - слово, речь), научил человека тому, чего он не знал" (Коран 96: 1-5). Мохаммед прочитал это, и ангел оставил его. Когда Мохаммед проснулся, то услышал следующее: " О, Мухаммед, ты - посланник Аллаха, а я Джибрил". Мохаммед был настолько потрясен случившимся, что впал в состояние душевной депрессии, из которой его вывел все тот же Джабраил, приказавший ему идти к людям со словом Аллаха: " О завернувшийся! Встань и увещевай! И господа твоего возвеличивай! И одежды твои очисть! И скверны беги! И не оказывай милось, стремясь к большему! И ради Господа твоего терпи"! (Коран 74: 1-7) Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры. Первые проповеди Мохаммеда не имели успеха: курейшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха, идолопоклонники требовали чудес, которые подтвердили бы его превосходство. Мохаммед считал главным чудом новой веры Коран и ничего другого демонстрировать в качестве чуда не собирался. Со временем обстановка накаляется - торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит и экономического центра. Мохаммеду с его приверженцами приходится бежать: приют пророку предоставляет город Ятриб, сделавшийся со времени Мохаммеда " Мединой", то есть " Городом" (подразумевается пророка). Укрепившись в Медине, посланник Аллаха приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было объединение всех арабских племен, погрязших в язычестве, бесконечной междуусобной войне в единый народ, преданный исламу. В начале 624 года был составлен документ " Конституция Медины", где было определено положение мохаммеда в Медидне и принципы, на основании которых осуществлялось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ - умму (народ) пророка. В " Конституции" Мохаммед не назван правителем, он признан пророком - человеком, получившим откровения от Аллаха. Слава о Мохаммеде и его вере разнеслась далеко вокруг. Благоденствие Медины под управлением Мохаммеда и военная добыча его войска привлекли к нему гораздо большее число последователей, чем его проповеди в Мекке. Постепенно его власти подчинилась почти вся Аравия. Корейшитский предводитель Халид ибн ал-Валид добровольно явился к Мохаммеду и сделался " мечом ислама". Мухаммед вступил в Мекку победителем. Он демонстративно уничтожил языческие идолы и символы, которые находились в Каабе (кроме Черного камня) а большинство мекканцев было принято в мусульманскую общину. Каким же был Мохаммед? Вот как описывает Пророка В.Ирвинг в книге " Жизнь Мухаммеда": " Мохаммед, по свидетельству современников, был среднего роста, широкоплеч и жилист, с большими руками и гогами. В молодости был необыкновенно крепок и силен… Лицо у него было проддолговатое, с резкими и выразительными чертами; орлиный нос, черные глаза, крутые, почти сросшиеся брови; большой и гибкий рот, один из признаков красноречия, очень белые зубы; черные гладкие волосы, которые падали ему на плечи, и длинная окладистая борода… В минуты одушевления и восторга лицо его разгоралось и сияло таким огнем, что его ученики навывали это сверхестественным светом пророчества. Нет сомнения, что его умственные способности были необыкновенны. Он одарен был быстрой сообразительностью, сильной памятью, живым воображением и гением изобретательным. Его музыкальный и звучный голос много помогал его красноречию. По характеру он был вспыльчив, однако умел владеть порывами сердца, так что даже в непринужденном домашнем быту отличался ласковостью и снисходительностью. В частных своих делах он был честен. Его обращение и с друзьями, и с пришельцами, и с богатыми, и с бедными, и с сильными и со слабыми было одинаково, а простой народ любил его за приветливость, с которой он принимал и выслушивал все жалобы". Мохаммед умер, не завершив все свои начинания, но он сделал главное: создал организацию (религиозно-политическую и социально-правовую), функционирующую на основе универсальных принципов, поддерживаемыых авторитетом Аллаха и его Пророка; оставил множество откровений, которые служили руководством в теоретической и практической деятельности для каждого мусульманина во всех сферах жизни (они и составили Коран - священную книгу). И, наконец, оставил память о себе, как выдающемся общественном деятеле, подобного которому ни до, ни после не рождала Аравийская земля. Ислам стал знаменем объединения Аравии, а затем и завоевательных войн. В короткий срок арабы заняли Сирию, Ирак и Египет, распространили здесь свою веру и язык: с тех пор население этих стран стало арабским. Огромная держава - Арабский халифат - простиралась от Пиренейского полуострова до Индии. Объединив под своей властью много разных народов, арабы сооздали предпосылки для взаимовлияний, взаимодействия их культур. Помимо политического единства в рамках одного государства действовала и религиозно-идеологическая общность, установленная этим государством и пережившая его на многие века. Политическим и культурным ядром Арабского халифата была территория нынешних Сирии и Ирака.

 

Учение Ислама.

Важнейшие столпы ислама: совершение молитвы. Молитва совершается пять раз в день и состоит из поклонов, сопровождаемых произнесением различных ритуальных формул; уплата милостыни в пользу бедных. Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блеженства; пост, заключающийся в воздержании от пищи, питья и развлечений: все время должно быть посвящено Аллаху, чтению молитв, Корана, благочестивым размышлениям; паломничество в святые места (хаджж). Паломничество обязательно хотя бы раз в жизни. При этом проводится целый ряд очистительных ритуалов и вступление в состояние ихрама. Смысл ихрама заклюячается во временном отказе от повседневных дел мирской жизни ради предстояния перед Аллахом в том виде, в котором верующие предстанут перед ним в Судный день. В Исламе существует большое количество ограничений, регулирующих разные стороны жизни мусульманина. Это запрет пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Столпы веры: Аш-Шахада (свидетельство) -- формула исламского символа веры: " Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мохаммед - посланник Аллаха". Смысл этих двух свидетельств заключался в признании и вере в то, что истинное божество, достойное поклонения, только один Аллах. Он -- создатель всего сущего, и что Мохаммед -- его посланник. Основной принцип ислама -- строгий монотеизм. " Скажи: " Он - Аллах - един, Аллах, вечный: не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один" (Коран 112: 1-4); " Аллах - нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон: Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с его позволения? Он знает то, что было до них, а Они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что он пожелает" (Коран 2: 255). Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их. Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, Аллах именуется милостивым, прощающим. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха. Ислам требует от верующего не самосовершенствования, а лишь акта безусловной преданности Богу и соблюдения тех границ, которые установлены божественными заповедями. Во втором догмате речь идет о почитании посланника Аллаха -- Мохаммеда. Третий основной догмат в учении ислама -- вера в святость Корана -- " Богооткровенной книги". Фактически Коран является основным источником вероучения. Четвертый догмат -- вера в загробное воздаяние (бессмертие души, страшный суд, ад, рай и др): " Поистине, день разделения есть некий Срок, день, когда подуют в трубу, И прийдете вы толпами, и небо Откроется и станет вратами, и Сдвинутся горы, и станут миражем И погонят тех, которые не веровали, В гиенну толпами" (Коран 78; 17 -- 20) Характерная особенность Ислама в том, что он энергично вмешивается во все сторны жизни людей. Личная, семейная, культурная, политическая, правовая жизнь верующих мусульман целиком и полностью подчинена религиоззным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства - халиф считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, право было целиком построено на религиозном законе - шариате. Мусульманская мораль непосредственно связана с догматами Корана.

 

3) Литература и искусство арабо-мусульманских народов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2767; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь