Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культурология, как наука: объект и предмет, структура, место в системе гуманитарного знания.
Культурология, как наука: объект и предмет, структура, место в системе гуманитарного знания. Предмет — объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Объектом являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде. Структура: 1) Ядро – философия культуры, теория – общий взгляд. 2) История культуры (позволяет понять становление идей) 3)Социология культуры (культура неоднородна, более адекватное представление) 4)Семиотика культур (знаки) Культурология является важнейшей составной частью современного гуманитарного знания. Хотя человек давно осознал особенность своего существования, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый ряд предпосылок объективного и субъективного характера, чтобы это привело к появлению культурологии. Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно – около ста лет назад. Современная культурология – это фундаментальная наука, базовая гуманитарная дисциплина, изучающая общие закономерности развития культуры как системы. Культурология – система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры. Начиная еще с античных времен, философы обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры, но только начиная с XVIII в. слово культура становится философским понятием. Идея культуры как обобщенного ( тогда, прежде всего, духовно-деятельностного) отличия человека от всего остального мира. И. Г. Гердер был одним из первых, кто ввел в научный оборот термин «культура». В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство. Сущность культуры; основные исторические модели понимания культуры Теоретик культуры Л. Н. Коган, характеризуя сущность культуры, произнес красивую и весьма содержательную фразу: «Культура — вот подлинная душа и лицо любого народа. Все остальное — политическая система, государственное устройство, экономический уклад, способ производства — это лишь визитная карточка». Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры, вне культуры. В основе наук о культуре лежат оценочные суждения. Они не являются субъективными, а формируют ценностное ядро культуры. В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее концептуальные модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская. Натуралистическая модель культуры рассматривает человека и культуру как высшие звенья природной эволюции, через усвоение культурных традиций человек превращается в культурное существо, и культура начинает выступать как внутренняя характеристика человека. Основные положения натуралистической школы таковы: - человек как культурное существо; - частичное подчинение бессознательной, природной части психики человека культурным нормам; - «Сверх-Я» как основа культурного человека (З. Фрейд); - коллективное бессознательное как коллективный культурный опыт человечества (К.Юнг); - история культуры как осуществление бессознательных основ души человека. Классическая модель культуры, рассматривает культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений.(Гегель) Неклассический подход к культуре, также как классический, вызревал в недрах философии, если судить по творческим биографиям его первых представителей - А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Причем неклассические мотивы в философии каждого из них проявились на почве неприятия европейской культуры и противопоставления ей совершенно иной восточной жизни. Когда постмодернисты, в частности Дж. Клиффорд, ставят акцент на “полифонии” применительно к описанию, интерпретации культуры, следует иметь в виду, что речь при этом идет прежде всего о полифонии самой культуры. Данная модель культуры не только определяет суть постмодернизма, но и задает границы применимости этого подхода. Понимание этой концепции и тех следствий, которые она в себе содержит, делает ясным и все остальные аспекты постмодернистской антропологии, высвечивает ее слабые и сильные стороны.
Структура культуры Структура культуры по Когану Познавательно-ценностный блок Этот блок характеризует культуру как развивающуюся и изменяющуюся совокупность социального опыта человека: знания, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы. Ядром этого блока являются ценности культуры. Поведенческий блок Нормы поведения – это правила и поведения, ожидания и стандарты, указывающее на дозволенное и недозволенное в определенной ситуации. Обряд – это совокупность символических действий людей. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению. Праксеологический блок Регулирует культурную деятельность людей через социальные институты культуры (образование, право, наука, религия) Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру. 1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. 2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. В материальную культуру входят: · культура труда и материального производства; · культура быта; · культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города); · культура отношения к собственному телу; · физическая культура. Духовная культура включает в себя: · познавательную (интеллектуальную) культуру; · нравственную; · художественную; · правовую; · педагогическую; · религиозную; Функции культуры Семиотическая: необходимость изучения культуры как определенной знаковой системы. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами. Аксеологическая: культура формирует ценности. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. Коммуникативная: связь между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей. Культура определяет тип связий и взаимоотношений между людьми. Регулятивная: регулирование общественных отношений средствами политической, нравственной, религиозной, экологической культурами. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право. Человекотворческая: социализация человека. Цицерон говорил о ней - " cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция " возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к " преображению жизни". Передача социального опыта. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Пространство культуры Культура находится в пространстве. На Земле пространственность реализуется как разнообразие геокосмической и географически ландшафтной реальности, особые протяженности, объемы, площади, разнообразие. Это важно по отношению к культуре, а точнее к культурам, возникающим и развивающимся в конкретных физико-географических условиях. Многие особенности культурной жизни обусловлены рельефом местности, ландшафтом и протяженностью территории. В истории культуры известны цивилизации различного типа: речные, морские, океанические, горные, степные, лесные, пустынные. Казалось бы, все это связано лишь с природными факторами. Но от них во многом зависит организация жизни, хозяйственный уклад, тип жилищ, способы сообщения, кулинарные предпочтения и технологии, верования, т. е. характер и формы культуры в целом. Наряду с этим в жизни общества формируется то, что именуют социальным пространством - различные сложно организованные системы отношений, в которых и протекает жизнь людей. Это социальное пространство практически всегда социокультурно. Культурное пространство - это поле (по аналогии с физическими полями), порождаемое взаимодействиями и воздействиями ценностей культуры и их систем. Если в архитектуре, скульптуре, музыке или словесности, а главное - в поступках людей так или иначе действительно воплощены вера, любовь, честь, красота, порядочность, вкус и т. д., то появляется пространственно-эмоциональная насыщенность, аура добра и милосердия, порядочности, благородства и изящества.
Время культуры Пространство и Время являются необходимыми координатами исторического исследования культуры. Каждый факт, событие, памятник или открытие в истории культуры всегда имеют достаточно четкие пространственные и временные контуры, обозначенные ответами на вопросы «где» и «когда». Единство этих двух жизненно связанных координат выражено в понятии «хронотоп». Этот термин получил широкое признание в философии для определения духовного и исторического измерения природы и общества. Понятие «хронотоп» получило широкое распространение в трудах эстетика и культуролога М. М. Бахтина. Анализируя творчество Ф. М. Достоевского и Ф. Рабле, он отмечал особенность субъективного переживания пространства и времени в разных исторических эпохах и культурных ситуациях. Далекие культурные миры преодолевают пространство и время, становятся близкими и понятными. Бахтин вводит понятие «большого времени» истории мировой культуры, которое способно выводить из далекого прошлого разные события, сюжеты, ценности и биографии и восстанавливать, «воскрешать» их жизненный смысл и значение, тем самым сближая историю и современность. В культуре нет ничего «абсолютно мертвого», как писал М. М. Бахтин. Эта мысль является основой диалога культур и доступности ушедших эпох для понимания людьми исторически иного пространства и времени. Время обладает целым комплексом всеобщих признаков, которые проявляются в космосе, природе, обществе, культуре и человеческой жизни. Ничто не может оказаться вне его объективных свойств. Время имеет длительность, ритм и темп, последовательность смены отдельных этапов и необратимость. Оно «течет» от прошлого к будущему, и его бег ни на миг не остановить. В истории культуры эти объективные свойства времени всегда вызывали субъективное стремление замедлить или ускорить его неумолимое движение, повернуть его назад, стереть из памяти отдельные периоды, приблизить будущее, перескочить через этапы. Легенды и мифы об эликсирах молодости, о вечной жизни, параллельном мире «Зазеркалья» лишь подтверждают утопичность подобных желаний.
Культура и личность Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами). Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира. Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности. Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
Феномен массовой культуры В XX веке качественно изменились представления о времени и пространстве, изменились не только в рамках научной картины мира, но прежде всего в рамках картины человеческого бытия в целом. XX век - это век научно-технической революции. Качественно изменилось значение и место техники в человеческом мире. На смену техническим устройствам, которые в XIX веке заменяли и усиливали физические способности человека, пришла новая техника. «Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео и компьютерная техника способствовали её распространению. Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали. Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением» и тогда, когда слушает поп- музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама. Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А.Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества. Одним из наиболее интересных следует признать подход Д. Белла, согласно которому массовая культура – это организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т.е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура. Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками являются: · ориентированность на гомогенную аудиторию · опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное · эскейпизм · быстродоступность · быстрозабываемость · традиционность и консерватизм · оперирование средней языковой семиотической нормой · занимательность.
Культурология, как наука: объект и предмет, структура, место в системе гуманитарного знания. Предмет — объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Объектом являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде. Структура: 1) Ядро – философия культуры, теория – общий взгляд. 2) История культуры (позволяет понять становление идей) 3)Социология культуры (культура неоднородна, более адекватное представление) 4)Семиотика культур (знаки) Культурология является важнейшей составной частью современного гуманитарного знания. Хотя человек давно осознал особенность своего существования, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый ряд предпосылок объективного и субъективного характера, чтобы это привело к появлению культурологии. Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно – около ста лет назад. Современная культурология – это фундаментальная наука, базовая гуманитарная дисциплина, изучающая общие закономерности развития культуры как системы. Культурология – система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры. Начиная еще с античных времен, философы обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры, но только начиная с XVIII в. слово культура становится философским понятием. Идея культуры как обобщенного ( тогда, прежде всего, духовно-деятельностного) отличия человека от всего остального мира. И. Г. Гердер был одним из первых, кто ввел в научный оборот термин «культура». В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы