Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типы культур (материальная и духовная, этническая и национальная культура, субкультура и т.д.)



Чтобы разобраться в многообразии культур, существовавших и существующих ныне в составе мировой культуры, необходимо их некоторое упорядоченное описание (классификация).

 

Классификация объектов культуры по существенным признакам называется типологией. Она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, идеальной модели исторически развивающихся культурных объектов.

 

Тип культуры – это научная абстракция, которая получается в результате акцентирования, усиления, логического связывания культурных феноменов, встречающихся в различные эпохи в различных культурах. Эта теоретическая абстракция делает возможным изучать множество явлений культуры на количественной и качественной основе.

 

Однако каждая реальная культура уникальна, отнести ее к тому или иному типу удается только с определенными упрощениями и оговорками. Конкретные культуры лишь приблизительно могут соответствовать тому или иному типу. Они могут в чем—то отходить от его типических черт и включать в себя черты других типов.

 

Характеристики, свойственные культурам одного типа и отличающие их от культур другого типа, можно выделять по—разному. Взяв те или иные из них в качестве критерия, ученые строят различные типологии.

 

Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления).

 

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.

 

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. В качестве критериев в них выступают различные основания.

 

Существуют варианты типологий культуры, в основе которых лежат географический (локализация в пространстве), хронологический принципы (локализация во времени), этнонацио—нальная, демографическая специфика, особенности религии, языка, экономики, сферы общества или вида деятельности и т. д.

 

Существуют типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно—детерминированное поведение индивида.

 

Каждая типология обладает своими сильными и слабыми сторонами, имеет определенную методологическую значимость.

 

Все типологии достаточно условны, так как не исчерпывают всего многообразия культурных феноменов.

Этническая культура охватывает преимущественно сферу обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Этническая культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

 

Специалисты различают в этнической культуре два слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

 

Нижний слой включает в себя наиболее устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры.

 

Этническая культура указывает прежде всего на социокультурные особенности людей. Национальная культура предполагает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее сложную социальную структуру и политическую организацию.

 

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно—бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры.

 

Поскольку нация охватывает общество, а общество стратификационно структурировано, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической культуры.

 

Большинство современных национальных культур полиэтничны.

 

Но национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственные специфические четы, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою национальную идентичность. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам (например, гимну, флагу государства) составляет содержание национальной культуры.

 

В отличие от этнической культуры, которая связывает людей генетически, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Национальная культура складывается на фундаменте письменной культуры.

Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих той или иной социальной группе, называется субкультурой.

 

Существование субкультур связано с тем, что никакое общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородным.

 

Формирование субкультур происходит по этнографическим, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Субкультуры идентичны или близки базовой культуре, от нее они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами культуры. Но субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп.

 

В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры не ставят перед собой целью переделку господствующей культуры, а по—своему приспосабливаются к ней.

 

Но в обществе нередко появляются элементы, которые находятся в оппозиции к господ—ст—вующим образцам культуры или полностью их отрицают.

 

Такие социокультурные установки, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но и противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями, обозначаются понятием «контркультура». Этот термин появился в научной литературе во второй половине XX в. Он был введен американским социологом Т. Роззаком, который пытался объединить различные духовные явления, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен.

 

Примерами контркультуры служат богема, движение хиппи, преступная субкультура.

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир находящийся вне человека и культура как мир человека. Последнее также можно разделить на три группы: культура – мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура мир духовной жизни человека; культура живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны – качественная характеристика живой человеческой деятельности.

Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной – важный момент. В смысле физического выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания.

Четкой демаркационной линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно «вкладывает» в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное.

 

Произведения материальной культуры помимо влияния на духовный мир человека предназначены прежде всего для удовлетворения какой-то иной функции. К материальной культуре относятся объекты и процессы деятельности, главным функциональным назначением которых не является развитие духовного мира человека, для которых эта задача выступает как побочная.

6. Функции культуры, их содержание

Термин «функция» (от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».

 

Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.

 

Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.

 

Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.

 

В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.

 

Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).

 

Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.

 

Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.

 

Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).

 

Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.

 

Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь