Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Абстракционизм (абстрактное искусство).



Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цвето-форм и их бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г. Кандинским

Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: гармонизации аморфных цветовых сочетаний; создания геометрических абстракций. Первое направление (главные представители - ранний Кандинский, Ф.Купка) довело до логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в области " освобождения" цвета от форм видимой реальности. Второе направление развивалось по пути создания новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными представителями его были Малевич периода геометрического супрематизма, участники голландской группа " Де Стейл" (с 1917г.) во главе с Мондрианом и Т.Ван Дусбургом, поздний Кандинский с его геометрическими абстрактными композициями. Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую " случайности, неопределенности и произволу природы" " простоту, ясность, конструктивность, функциональность" чистых геометрических форм, выражавших, по их мнению, космические, божественные закономерности Универсума (Ван Дусбург).

Супрематизм

Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель супрематизма - выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира. В супрематических картинах остутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх - низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной.

Конструктивизм.

Направление, возникшее в России (с 1913-14 гг.) в среде материалистически ориентированных художников и архитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократических настроений революционной общественности. В дальнейшем получило развитие и в западных странах. Родоначальником считается художник В.Татлин, основными представителями в России А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги, теоретиками Н.Пуни, Б.Арватов, А.Ган; на Западе - Ле Корбюзье, А.Озанфан, Т. Ван Дусбург, В.Гропиус, Л.Моголи-Надь. В противовес традиционным художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие конструкции в качестве главного принципа организации произведения. Под конструкцией в общем случае понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигалась функциональность. Однако единства в понимании термина у них не было. В конструктивизме существовало два основных направления: отвлеченный конструктивизм, близкий к геометрическому абстракционизму, не преследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно художественными задачами (развитие идущих от кубизма тенденций поиска конструктивных законов формы, пространства, внутренней архитектоники предмета и т.п.) и «производственно-проектный», направленный на художественное конструирование предметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека. Он был тесно связан с архитектурой и промышленностью и руководствовался принципом: превратить искусство в производство, а производство - в искусство. Термин «художник» заменяется словом «мастер»; главными профессиональными категориями становятся технологичность, конструктивность, функциональность, рациональность, практичность, тектоничность, фактурность. Многие художники- конструктивисты стали первыми профессорами в художественно-производственных институтах ( мастерских) ВХУТЕМАСе в России и «Баухаусе» в Германии. Конструктивизм стал лабораторией для дизайна ХХ в. и таких направлений в искусстве. как кинетическое искусство, минимализм, отчасти - концептуализм.

Футуризм.

Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах Италии и России в период 1909 -15 гг. Главные теоретики: Ф.Маринетти в Италии, В.Хлебников, А.Крученых в России. Футуристы остро ощутили наступление глобального кризиса в традиционной культуре в связи с начавшимися научно-техническими и социально- политическими революционными процессами. Они с восторгом приняли их и, почувствовав, что они ведут к сущностным изменениям в психо-сенсорике и менталитете человека, попытались найти им художественные аналоги. В революционно-техногенной действительности их больше всего привлекали активное бунтарское действие, движение, скорость, энергетика, революционные порывы во всем.

Дадаизм.

Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно к данному направлению. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Возникло во Франции в среде эмигрантской художественной молодежи в разгар Первой мировой войны, просуществовало с 1916 по 1922 гг. Главные теоретики и организаторы Т.Тцара и Х.Балль. Своим предтечей дадаисты почитали Марселя Дюшана, введшего в искусство ready-mades (готовые изделия) - предметы обихода (велосипедное колесо, сушку для бутылок, писсуар) в качестве равноценных и полноправных произведений искусства; открывшего этим новую эпоху в искусстве ХХ в. Путем скандальных акций, выставок, манифестов, экспонирования шокирующих обывателя объектов и т.п. действий дадаисты отрицали и передразнивали все традиционные ценности культуры и искусства, включая и достижения довоенного авангарда, хотя и часто пользовались многими приемами ранних авангардистов. Среди творческих находок дадаистов, унаследованных другими направлениями авангарда можно указать на принцип стохастической организации своих произведений, метод «психического автоматизма» в творчестве, активное использование при создании артефактов содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших предметов обихода. Все это найдет последователей в сюрреализме, поп-арте, концептуализме и других арт-практиках ХХ в.

Сюрреализм.

Эстетика сюрреализма опирается на идеи романтиков, символизма, интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Основа творческого метода сюрреализма, по определению Бретона (" Манифест сюрреализма" 1924г.), - " чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли…" Отсюда два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. Методом графического автоматизма начал свою деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, Андре Массон. Он водил тушью по бумаге, возникающие линии и пятна напоминали некие образы, которые при последующем движении руки изменялись. Рождались очень цельные композиции, наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными таинственными узорами. Практиковались и другие новоизобретённые техники (всего их начитывалось около тридцати), например, фроттаж (франц. «натирание»). Как-то Эрнст положил бумагу на пол и натёр её графитом. Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи делали, используя любую негладкую поверхность. Случайный рисунок, по мнению авторов, напоминал галлюцинации. В. Паален изобрёл фюмаж (франц. копчение), при котором использовались следы на бумаге или холсте от копоти свечи. Отличительной особенностью многих полотен стали реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их окружения, но в фантастических бредовых сочетаниях. Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой пол. ХХ в. В нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному; именно в нем наметились многие принципы, методы арт- мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры второй половины века. Художественные находки сюрреализма активно используются практически во всех видах современного искусства - в кинематографе, телевидении, видеоклипах, театре, фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых «продвинутых» арт-практиках и проектах конца ХХ в.

Экспрессионизм.

Его суть заключается в обостренном, часто гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического спектров: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, нередко истеричность, мрачный эсхатологизм, а иногда и громкие крики протеста против окружающего мира и безнадежные призывы о помощи наполняют многие произведения экспрессионистов. Центральным и наиболее характерным для экспрессионизма принято считать деятельность, прежде всего, немецких художников, связанных с группой " Die Brьcke" (" Мост" ), альманахом " Der Blaue Reiter" (" Синий всадник" ), организованным В.Кандинским и Ф.Марком в 1911 г. и с галереей, издательством и одноименным журналом " Der Sturm" Х.Вальдена (Берлин, 1910-1932 гг.). Периодом расцвета считаются 1905- 1920 гг, т.е. время вокруг Первой мировой войны и социальных потрясений в Европе (в Германии, прежде всего), когда именно экспрессионизм в искусстве наиболее полно выражал дух времени, был адекватен социально-политическим перипетиям и потрясениям и психологическим настроениям многих европейцев, особенно - художественно-интеллектуальных кругов.

Роль и значение Реформации

В эпоху Возрождения большой размах получило движение, получившие название «Реформация», что в переводе с латинского означает преобразование. Реформация – это широкое антикапиталистическое движение за обновление христианства в Европе XVI в. Но Реформация была не только просто религиозным обновлением, но и глубочайшей трансформацией христианской культуры. Это религиозно - идеологическое и социально-политическое движение XVI в., борющееся за изменения сознания и внутреннего мироощущения человека.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества.
Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. Почему именно в Германии?
В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и палой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Священное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохранить только два церковных таинства — крещение и причащение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.
Учение Лютера нашло поддержку широких слоев германского общества. Его поддержали многие князья Центральной и Северной Германии, стремившиеся выйти из- под власти Рима. Когда глава Священной Римской Империи Карл V признал лютеранство как вероучение, но приказал прекратить «секуляризацию» (отчуждение) церковных земель, князья-сторонники Лютера выступили с протестом, и с тех пор их стали называть «протестантскими». Затем этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.
В первой половине XVI века возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509—1564 гг.). Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Учение Кальвина, построенное на принципах рационализма и логики, несколько отличалось от лютеранства; в его основе находился догмат о «предопределении», суть которого заключалась в том, что вера делает праведным лишь того человека, которого избрал Господь, спасение зависит исключительно от этого предначертания. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений. Реформация затронула и Англию, однако здесь она имела ряд особенностей. Инициатива ее проведения исходила от короля Генриха VIII (1509 — 1547 гг.), который в 1534 г. «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви. Хотя церковная иерархия и литургия сохраняются, в Англии вводятся некоторые принципы лютеранства, активно проводится секуляризация католических земель и имуществ. Политический акцент реформы сыграл здесь большую роль, чем духовный. Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 — 1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545— 1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате, активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.
Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Нидерландское восстание 60 — 70-х гг. XVI века), борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габсбургами XVI — XVII вв.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь