Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология как наука: предмет, задачи, методы исследования



Культурология как наука: предмет, задачи, методы исследования

Термин «культурология» предложил американский антрополог Л. Уайт (1900-1976). Заявил: культура д. исслед-ся как наука о культуре, т.к. это независимая от других сфер область жизни человека. Она функционирует по своим закономерностям. Л. Уайт определял культуру как мир символического, опосредующего взаимодействие человека с объективной реальностью. Культура не происходит от биологических, психических и социальных факторов, но программирует саму себя. Различия в образе жизни народов задаёт небиологически наследуемая культурная традиция. Например, индейцы, рождённые в индейской языковой традиции будут разговаривать и мыслить по-индейски, но не по-русски.

На Западе культурология так и не выделилась в отдельную науку, а культура как исследовалась, так и исследуется в рамках культурной (социальной) антропологии. Однако как отдельная дисциплина прочно закрепилась в России со времён перестроечных лет (1980-е). В нашей стране её популярность была обусловлена неидеологичностью дисциплины. К тому же, для культурологии Л. Уайта был характерен привычный для советской науки эволюционный подход.

Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Культурология представляет собой междисциплинарную науку, соединяющую знания о культуре, добытые методами как социальных, так и гуманитарных наук. Структурно она состоит из двух блоков:

1. История культуры – исследование конкретных культур и культурных фактов. В этом разделе культурология оперирует научным материалом, открытым историей, археологией, этнологией, культурной (социальной) антропологией и социологией. В данном разделе задача культуролога, опираясь на проверенные факты, дать объективное описание исторического развития культуры социальных групп, отдельных стран, регионов, человечества в целом.

2. Теория культуры – это теоретико-философский уровень, на котором ставятся такие задачи как определение сущности культуры и её универсальных черт, описание структуры культуры и её функций, разработка типологии культур на основе обобщения множества историко-культурных фактов и их сравнения. В данном разделе культурология близко смыкается с философией культуры, исследующей духовные основы культуры и наиболее фундаментальные черты и закономерности культурного процесса.

Задачи: наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; изучения генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; определение места и роли человека в культурных процессах; разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии др. областей связанных с ненаучным познанием культуры; исследование развития отдельных культур.Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

 

Историческое развитие представлений о культуре

Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как «культуру души». В широкий философский оборот понятие стало входить только на рубеже XVII-XVIII вв. в среде западно-европейских философов и просветителей (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Н. Кондорсе, И.Г. Гердер, И. Кант и др.). Окончательное становление «культуры» как самостоятельной научной и философской категории произошло во второй половине XIX в.

 

Типология культуры

Cовременные подходы. Марксистский и отечественные подходы, исходят из оппозиции культуры как рукотворного, опредмеченного социального опыта человека, порожденного его творческими усилиями, отчуждением собственных природных сил и натуры, природы, покоряемой человеком. Культура — упорядочение естественного хаоса (Пригожин), порождение взаимодействия этноса с природной средой (Гумилев). 1)Диалогический открыл инвариант Вечного в культуре, показав созидающую силу диалога как универсального способа миропостижения. 2)Феноменологический подход исходит из представления о том, что культура — утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала), хранимое в произведениях искусства и поэзии народного языка. 3)Деятельностный подход ставит акцент на том, что культура есть деятельность человека по созиданию культурных благ, по преображению природы и прошлого опыта. 4)Технологический подход понимает культуру как систему обновления технологий. 5)Ценностный подход к пониманию культуры ставит ударение на общечеловеческом, значимом в культуре, на таких культурных благах, которые задают динамику и совершенствование культурного процесса. 6)Семиотический подход к культуре рассматривает ее как систему транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком (К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю.Кристева). Итак, культурология — комплексная дисциплина, предметом изучения которой является динамика, становление культуры. Ее задачи направлены на поиск и исследование культурно значимого факта. Кратко, культура — мир человека, им же самим и созданный

 

Культура эпохи реформации

Переход от средневековой культуры к культуре Нового времени неразрывно связан с реформацией. Под реформацией понимают широкое общественное движение, направленное на изменение той культуры, которая сложилась в рамках средневековой, а именно: отказ от чрезмерного давления католической церкви на общество, отрицание многих католических традиций, изменение общественных экономических и политических отношений, переход от феодальных отношений к отношениям буржуазным. Реформация началась в тридцатые годы 16 столетия. Начало реформаторского движения было положено выступлениями Мартина Лютера. По его мнению, церковь занимала чрезвычайно безнравственную позицию, продавая индульгенции (документы, владельцу которых отпускались все грехи). Сама практика индульгенции воспринималась воспринималась многими прогрессивными людьми того времени как недопустимая. Католическая церковь позиционировала себя как институт, который создан в роли посредника между человеком верующим и богом. Таким образом, священник – это наместник бога на земле. Эта практика чрезмерно высокой роли церкви в судьбах людей не воспринималось обществом как норма. Мартин Лютер делал и другие шаги к тому, чтобы церковь стала более понятной и близкой людям, откликалась на экономические и политические изменения, которые в обществе назревали ( например, зарождение буржуазии).

Шаги Мартина Лютера, Жака Кальвина, Томаса Мюнцера были направлены на то, чтобы в корне изменить католическую церковь, сделать ее более приближенной к жизни людей. Тем самым Мартин Лютер и другие реформаторы стремились к активизации процесса секуляризации. Реформаторское движение разделяется на три направления:

1. Буржуазно-бюргерское, которое возглавил Мартин Лютер. Цели этого направления были связаны с отказом от феодальных пережитков и установлением капиталистических отношений.

2. Королевско-княжеское. Это направление развивалось, но не осознавалось как бесперспективное. Действительно, аристократия того времени пыталась использовать реформаторское движение как повод к личному обогащению, стремления не получили достаточного подтверждения.

3. Народно-демократическое. Одним из ярких реформаторов этого движения был Томас Мюнцер. Оно предполагало обеспечение больших прав и возможностей для крестьянства. Но и это направление в условиях 16 века не могло получить максимальное удовлетворение. Только буржуазно – бюргерское направление максимально реализовалось в ходе общественного движения 16 века. Действительно, были созданы условия для того, чтобы начался переход к капиталистическим отношениям, были обеспечены социальные права и гарантии зарождающемуся классу предпринимателей.

В ходе реформации формируется третья ветвь христианского учения – протестантизм. Само название «протестантизм» происходит от слова «протест». Протестантская церковь воспринималась как протестная по отношению к католической церкви. Протестанты выдвигали такие условия и формировали такие традиции, которые не соответствовали католическим нормам. Считается, что первые предприниматели в Европе стояли на протестантских позициях, поскольку максимально полно протестантизм соответствовал духу капитализма. Ведь с точки зрения протестантизма важнейший акцент делался на том, каким должен быть верующий человек. Верующий человек, должен быть трудолюбивым; честным, пунктуальным, отвечать за свои поступки, быть деятельным, т.е. протестантизм вырабатывал в человеке такие качества, которые были необходимы для ведения предпринимательской деятельности.

Протестантизм лишь давал простор для развития новых экономических отношений, давал большую свободу человеку, но и делегировал и большую ответственность. Он заставлял его быть более активным и более ответственным перед обществом. Все это было чрезвычайно важным в условиях новых экономических и политических отношений во второй половине 16 века. Таким образом, можно утверждать, что реформация была направлена не только на изменение отношения человека к церкви, но и на изменение общественных отношений в целом.

Культурология как наука: предмет, задачи, методы исследования

Термин «культурология» предложил американский антрополог Л. Уайт (1900-1976). Заявил: культура д. исслед-ся как наука о культуре, т.к. это независимая от других сфер область жизни человека. Она функционирует по своим закономерностям. Л. Уайт определял культуру как мир символического, опосредующего взаимодействие человека с объективной реальностью. Культура не происходит от биологических, психических и социальных факторов, но программирует саму себя. Различия в образе жизни народов задаёт небиологически наследуемая культурная традиция. Например, индейцы, рождённые в индейской языковой традиции будут разговаривать и мыслить по-индейски, но не по-русски.

На Западе культурология так и не выделилась в отдельную науку, а культура как исследовалась, так и исследуется в рамках культурной (социальной) антропологии. Однако как отдельная дисциплина прочно закрепилась в России со времён перестроечных лет (1980-е). В нашей стране её популярность была обусловлена неидеологичностью дисциплины. К тому же, для культурологии Л. Уайта был характерен привычный для советской науки эволюционный подход.

Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Культурология представляет собой междисциплинарную науку, соединяющую знания о культуре, добытые методами как социальных, так и гуманитарных наук. Структурно она состоит из двух блоков:

1. История культуры – исследование конкретных культур и культурных фактов. В этом разделе культурология оперирует научным материалом, открытым историей, археологией, этнологией, культурной (социальной) антропологией и социологией. В данном разделе задача культуролога, опираясь на проверенные факты, дать объективное описание исторического развития культуры социальных групп, отдельных стран, регионов, человечества в целом.

2. Теория культуры – это теоретико-философский уровень, на котором ставятся такие задачи как определение сущности культуры и её универсальных черт, описание структуры культуры и её функций, разработка типологии культур на основе обобщения множества историко-культурных фактов и их сравнения. В данном разделе культурология близко смыкается с философией культуры, исследующей духовные основы культуры и наиболее фундаментальные черты и закономерности культурного процесса.

Задачи: наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; изучения генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; определение места и роли человека в культурных процессах; разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии др. областей связанных с ненаучным познанием культуры; исследование развития отдельных культур.Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь