Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные характеристики современной культурологии.



Признаки современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее структуры и целостной иерархии организации ее пространства.

Современная культура — это не только множество культур это также мировая культура, единый культурный поток (течение) от шумеров до наших дней - от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались 2 разных понимания, 2 взгляда – «оптимистический» и «пессимистический».

Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути что будущее — за наукой техникой, информацией рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры являются истинными, а западный образ жизни — единственно правильным. Пессимисты, начиная от Шпенглера, уверены в обратном, что современная мировая культура клонится к закату.

Еще одна особенность современной культуры состоит в том, что наряду с традиционным ее сложившимся образом идёт формирование нового образа.

Новый образ культуры ассоциируется с космическими и экологическими идеями с эстетическими идеями единства человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план, как и эстетические. При этом новый образ культуры рождается вместе с новым образом человека.

В качестве еще одной особенности современной культуры можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего понимание этнической и социальной многополярности и многоформности всей мировой культуры и постепенный отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем.

Основные понятия культурологии.

Культурология – это комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры: от причин зарождения до исторического самовыражения. Культура – предмет культурологии. Интерес феномена культуры объясняется определенными обстоятельствами.

1. Окружающая среда, социальные институты бытовой уклад преображаются современной цивилизацией. Культура выступает источником общественных нововведений. Появляется стремление выявить потенциал культуры, возможности ее активации.

2. Актуальными остаются вопросы о соотношении понятий культура и общество, культура и история, о воздействии культуры на общественную динамику. Культурные цели современности меняются настолько быстро, что это ставит человека в трудное положение. Особую значимость в связи с этим приобретает изучение наиболее существенных особенностей культуры прошлых веков для избежания примитивизации современной культуры.

Категории культурологии, составляющие ее терминологический аппарат, включают в себя наиболее существенные понятия о закономерностях в развитии культуры как системы, отражают сущностные свойства культуры.

Основные составные компоненты культурологии – философия культуры и история культуры. Вместе они составляют основу культурологии. Исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению.

Философия культуры– раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры.

История культуры – раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных культурно-исторических этапов.

Разделы культурологии, основные параметры которых еще продолжают формироваться, – это морфология культуры и теория культуры.

Основные направления в изучении культуры.

Понятие культуры.

В широком смысле слова - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

Сущность культуры

К настоящему времени имеется несколько представлений о сущности культуры:

- Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей.

- Культура есть специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

- Культура есть исторически выработанные эквивалентные в своей альтернативности образы жизни, способы человеческого существования.

- Культура есть относительно устойчивые социально-психологические структуры, которые постоянно воспроизводятся в человеческой деятельности.

- Культура есть специфически человеческий процесс духовного производства, функционирования и развития личности.

- Культура есть передаваемые и созидаемые типы ценностей, идей и других символических систем, есть факторов, обусловливающих выработку человеческого поведения.

- Культура есть совокупность символических миров (мифа, науки, искусства, религии и т.п.), представляющих собой внешние манифестации и рефлексии человеческого духа.

Подобный плюрализм в определении культуры находит свое объяснение в плюрализме подходов к изучению культуры. Среди этих подходов обычно выделяют: феноменологию, геременевтику, структурализм (вместе со сменившим его постструктурализмом), персонализм, экзистенциализм, психоанализ и теологию культуры. Если сущность культуры по-прежнему остается предметом острых дискуссий, то в отношении функций, свойств и структуры культуры исследователи почти единодушны.

Основные характеристики культуры

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Фундаментальные элементы культуры:

1. Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...

2. Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека.

3. Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях:

А) приспособление к окружающей среде

Б) накопление, хранение и передача культурных ценностей (развитие от низшего к высшему)

В) Социализация (человек усваивает нормы, ценности, знания, которые позволяют ему адаптироваться в жизни общества)

Г) Коммуникативная (обеспечивает взаимодействие между людьми, способствует процессам интегрирования, создает единое культурное пространство)

Д) Регулирование жизни общества и деятельности человека

Типология культур.

Понятно, что с каждым типом общественного воспроизводства (простой, интенсивный и деструктивный) связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.

Простое воспроизводство соотносится с культурой, сложившейся в условиях господства до машинного производства и аграрного труда. В этой культуре субъект воспроизводства нацелен на неизменность масштабов воспроизводства, на максимальную адаптацию к природным ритмам, которые диктуют условия доурбанизированного земледелия. Для этой культуры характерно представление об окружающей среде как о заданной человеку внешними силами, убеждение, что она не может быть изменена человеком, так как не им создана. В культурах, сложившихся в этих условиях, даже активность самого человека рассматривается как результат действий нечеловеческих сил.

С интенсивным типом воспроизводства связан качественно иной тип культуры. В отличие от субъекта простого воспроизводства, ориентированного на адаптацию к заданным природным ритмам, на систему неизменных смыслов, субъект динамичного типа культуры нацелен на совершенствование самого себя в единстве с совершенствованием человеческого мира, уже сформированного, созданного всей предшествующей человеческой активностью. Человек в таком типе культуры занят организацией ранее организованного, переосмыслением уже ранее осмысленного, перестройкой самих ритмов окружающего его мира.

Для деструктивного типа воспроизводства характерна недостаточная способность субъекта в силу тех или иных причин преодолевать внутренние и внешние противоречия, ограничивать поток деструктивных инноваций, обеспечивать необходимые инновации, сохранять параметры простого общественного воспроизводства, удерживать на минимальном для данного общества уровне эффективность производства и воспроизводства.

Понятие структуры культуры.

Культура - это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

В рамках культурологии исследуются такиеееструктурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая городская, сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные.

Культуру поее носителю подразделяют на мировую и национальные культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

На­циональная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие национальной культуры, ее не­повторимость и оригинальность проявляются в духов­ной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделя­ются культуры социальных общностей (классовая городская, сельская, профессиональная молодежная культура), семьи, отдельного человека. Выделяют также народную (непрофессиональную) и профессио­нальную культуру.

Кроме того, выделяется материальная и духовная культура. Хотя это подразделение часто бывает услов­ным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека. Материальная культурахарактеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культу­ра места жительства, культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура.

Нематери­альная (или духовна) культура выступает многослой­ным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру: философскую, нравст­венную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Духовную культуру образуют нормы, пра­вила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, ми­фы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельно­сти людей, но сотворены не руками, а разумом. Нема­териальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Понятие элемента культуры.

Элементами культуры называются базисные единицы культурней статики. По мнению американского антрополога Э.Хобеля, элементом культуры является далее неделимая единица в виде поведенче­ского образца или материального продукта. Эти атомы культурного мира могут быть материальными (плуг, па­ровая машина) и нематериальными (идея равенства и справедливости, пожатие руки, поцелуи и улыбка как выражение одобрения).

По К. Коттаку элементы культуры делятся на универ­сальные, общие и уникальные (специфические). Универсальные культурные элементы - это свойст­ва, которые присущи всему человеческому роду и от­личают его от других видов живых существ. Это социо-биологические черты: длительный период детства; круглогодичный, а не сезонный характер сексуальной активности; сложно устроенный мозг, позволяющий пользоваться символами, языком и инструментами; необходимость длительного и заботливого воспитания потомства: привязанность детей к родителям.

Общие черты культуры расположены на шкале культурных черт между универсальными и уникальны­ми. Они чаще присущи народам, поэтому их еще назы­вают региональными. Благодаря диффузии (спонтан­ному проникновению) и независимым открытиям неко­торые культурные черты настолько же широко распро­странены, как и культурные универсалии.

Уникальные черты культуры иногда еще называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. Различие в подходе к одному и тому же событию у раз­ных народов можно объяснить культурными фактора­ми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождение людей в других культу­рах думают иначе.

Основные элементы культуры.

Основные элементы культуры как социальной системы — это знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях элементов реального мира и сферы сверхъестественного; внешние формы поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы. Приведем один из вариантов систематизации элементов культуры.

1. Первый, наиболее важный, элемент - познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Второй, не менее важный элемент культуры - ценностно-познавательная система.

Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и о смысле жизни);

2) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет);

3) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

 

3. Третьим элементом культуры можно назвать образцы поведения как продукт синтетической формы культуры: обряды, обычаи, традиции.

Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причиной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д.

Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

15. Субкультура.

В рамках культурной морфологии выделяются субкультуры и контркультуры.

Субкультура - особое образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Субкультуры выделяются по территориальному, возрастному, социальному и др. признакам.

Например, этнические и национальные культуры с неповторимостью своих черт и особенностей языка, быта, национального характера и по отношению к мировой культуре; городская и сельская культуры; молодежная, профессиональная и др. культуры внутри культур. Каждая из субкультур имеет свою историю. Одни из них (элитарная и неэлитарная, городская и сельская) возникли несколько тысяч лет назад, другие – лишь XX в. вследствие новых общественных запросов, меняющихся условий жизни. Эта культура охватывает значительный круг людей и не противостоит доминирующей. Наиболее характерными чертами субкультуры как культуры социальной группы являются:

- особая манера поведения;

- особая манера общения;

- специфическое отношение к окружающим, не входящим в данную группу.

Контркультура.

Контркультура - социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, господствующим в господствующей культуре. Контркультуры характерны, как правило, лишь для молодежной среды

Культура Контркультура
Признается государственная система, правовые учреждения, экономическая система Отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики. Анархизм.
Политические и идеологические доктрины Отказ от политики и идеологии. Деполитизация и деидеологизация общества.
Система образования и воспитания Отказ от старой системы образования; отрицание всякой системы в воспитании и образовании
Искусство Нетрадиционное искусство: поп-рок, панк-искусство
Религия Нетрадиционные формы религии: мистика, восточные культы

 

Контркультура -понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическом отношение к современной культуре и отвержение ее как " культуры отцов"

Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - контркультура.

Основные свойства культуры.

Независимо от того, в какое время и в каком регионе возника­ет культура, независимо от того, является ли она культурой от­дельной личности или культурой общества, — у всех культур есть общие свойства. Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабиль­ность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу — обеспечивать психологиче­ский комфорт. Стабильность же культуры общества в целом определяется ста­бильностью основной массы входящего в него населения. Это ре­шающий фактор, и если он отсутствует, то рано или поздно на­ступает кризис культуры, разрешающийся либо окончательной ее гибелью находящим часто свое воплощение в социальных револю­циях, гражданских и религиозных войнах, переворотах, корен­ных реформах и т.п. Нестабильность личностной культуры означает эмоциональный дискомфорт, отсутствие устойчивой системы ценностей. Внешне неустойчивость культуры личности выражается в нравственных исканиях, в смене (иногда резкой до полярности) идеалов и цен­ностей. Нестабильность свойственна обычно культурам, находящимся в стадии становления. Другой, бо­лее редкий случай нестабильности наступает в результате каких-либо важных событий в жизни человека, которые обесценивают прежние ценности и заставляют искать новые. Что касается национальных культур, то они обыкновенно демонстрируют очень высокую стабильность, устойчивый мента­литет. Однако при всякого рода культурных революциях, сопро­вождающихся, как правило, социальными переворотами, нацио­нальная культура входит в полосу нестабильности, что связано с кратковременной потерей исторической памяти или даже с активным ее неприятием.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2856; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь