Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура и функции культуры. Динамика культурного развития. Взаимодействие культур.



Подходы к понятию культура.

А) филосовский.выдел-т 3 аспекта понятия культура:

-систематический аспект: к-одна из подсистем общества

-ценностный: к- сфера самореализации личности, ценностное отношение к реальности

-деятельностный: к- мир, созданный человеком и отличный от реальности

Б) антропологический.выделяются 2 школы

1-антропологическая, сложилась в великобритании в 60х гг 19 в.Представители-Фрейзер, Тейлор, Веселовский

Культура-совокупность обычаев, традиций, привычек, ценностей, усвоенных членом общества.

К-ра исследуется через призму культурного становления человека и общества.ученые этой шк выдвинули теорию самозарождения сюжетов и ученые объяснили сходство к-ры различ народов не находящихся м.у собой в этническом родстве сходством человеческой природы.

Ученые считали, что кажд народ, создавая собств культуру обогащает культуру мировую

2- символическая.Представители-Кассирер, Леви -Стросс. Развитие этой шк связано с развитием СМИ.

Кассирер: в основе к-ры лежит способность чел –ка к массовой символизации; чел сам творит свой искусственный мир, обозначач реальность определенными символами.

Цивилизованный человек не может иметь дела непосредственно с вещами, он взаимодействует с ними с помощью языковых форм, художественных образов, символов, религиозных обрядов.

Леви- Стросс: к-ра- совокупность знаковых систем: наука, искусство, религия, язык, мода.С помощью них обнаруживаются скрытые закономерности, кот подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры. В основе коллективного сознания лежит миф: Миф объясняет в равной степени как прошлое, так и настоящее, и будущее.

В) психологический подход.Представители Фрейд, Юнг, Малиновский.

Особенность данной шк в том, что ее представители подчеркивают биологич-ю обусловленность к-ры.Шк объединяет медиков, психологов, биологов, кот пытаются объяснить к-ру основываясь на психобиол природе человека.

С точки зрения Фрейда к-ра, особенно искусство-есть результат превращения психобиологической, особенно сексуальной энергии человека в духовные и материальные ценности. При этом природное начало –его природные инстинкты в человеке подавляются, что плохо сказывается на физич и психич здоровье.Фрейд в книге «Недовольство культурой »предостерегает от переизбытка к-ры в виде условностей и запретов, т.к. условности и запреты(зона суперэго) давит на бессознательное (ид), а именно в бессознательном коренятся творческие порывы, вдохновения, индивид-й стиль, связанный с бессознательным.

Юнг выдвинул идею коллективного бессознательного.Центральная роль в своем учении Юнг отводит архитипам(прообразам).Архитипы-отражение опыта предыдущих поколений, кот запечетляются в нашем сознании.

Центральное место занимает архетип самости(самость-центр личности). Архетипы лежат в основе народного творчества.

Г) социологический.Представители Элеот, Сорокин, Парсонс.

В центре внимания социологического подхода находится само общество, его структура и социальные институты.

Элеот: к-ра- образ жизни данного народа.К-ра-средство упорядочения общественной жизни с помощью норм, ценностей, организаций и убеждений.К-ра- средство социализации индивида, таким образом, кризис и противоречия современного общества обусловлены общим кризисом к-ры.Кризис к-ры связан с развитием материализма и науки.Выход из кризиса в будущей победе религиозной культуры.

Теория духовной элиты(авт Элеот, теорию разделял Сорокин)

Общество:

Духов.элита непросвещенная масса

К созиданию

Способна не способна

Должна постоянно

пополняться, двигает

культур процесс

Сорокин: исторический процесс-циклическая смена трех типов культур

1-чувственный.преобладает чувственное восприятие принцип удовольствия, чувтвен-я оценка действительности

 

Цивилизация и культура

Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга.

Слово цивилизация произошло от латинского civilis — гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом.

Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII— XIX веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении.

Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Второе значение термина «ци-вилизация» восходит к его латинскому корню: civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны.

В понятии «культура» воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой1.

Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры — появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т. п.), в области духовной культуры — возникновение письменности2.

Для антропологов цивилизация — всего лишь более сложный, или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация — это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным эконо-мическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества.

Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной группы профессиональных жрецов.

Общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Цивилизация — определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от вар-варства и цивилизации.

 

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

Культура никогда не остается неподвижной: она воз­никает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поко­лений к будущим. Культурная динамика описывает измене­ния или модификацию черт культуры во времени и про­странстве.

 

Изобретение— новая комбинация известных культур­ных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления пещей, т. е. технологии. Изобрете­ния подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.

Первое крупное изобретение человека — превращение палки и камня в средство обороны.

Второе крупное изобретение— превращение оружия в орудие труда.

Третье крупное изобретение— «приручение» огня.

Этнографы и антропологи выделили около 200 культур­ных изобретений, сыгравших решающую роль в исто­рии.

Изобретения и открытия распространяются па другие культуры тремя основными способами — посредством:

- культурных заимствований (целенаправленного под­ражания),

- культурной диффузии (стихийное распространение),

- независимых открытий.

■ Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Глобальный всемирно-исторический процесс восхожде­ния человеческих обществ от состояния дикости к вер­шинам цивилизации называется социальным прогрессом.

■ Различают постепенный и скачкообразный виды соци­ального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным. Реформа — частичное усо­вершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд по­степенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция — ком­плексное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, затрагивающее основы существую­щего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качест­венного состояния в другое.

Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится приручение живот­ных и окультуривание растений.

«Культурный лаг» описывает ситуацию, когда одни час­ти культуры изменяются быстрее, а другие медленнее.

Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успева­ет приспособиться к опережающему развитию мате­риальной культуры, например научно-технического прогресса.

Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которо­му культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмис­сия делает возможным такое явление, как преемствен­ность культуры, ее непрерывность во времени.

Культурная аккумуляция представляет собой такой про­цесс, конечным завершением которого выступает обра­зование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчеза­ет больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благода­ря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.

Если различие культурных черт затрагивает не второ­степенные, а главные элементы, то единая культура рас­падается на множество культур.

Диверсификация культуры выражается в форме разветв­ления доминирующей культуры на множества субкультур.

Культурная экспансия (от лат. expansio— распростра­нение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первона­чальные пределы или государственные границы.


Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному.

Органическая модернизация является моментом собст­венного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация на­чинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на внеш­ний вызов со стороны более развитых стран. Она пред­ставляет собой способ «догоняющего» развития, пред­принимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зави­симости.

Неорганическая модернизация начинается не с культу­ры, а с экономики и политики. Иными словами, органи­ческая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».

Культурная диффузия — стихийное и никем не контро­лируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распростра­нение одинаковых культурных образцов но всему миру, открытость границ для культурного влияния и расши­ряющееся культурное общение заставили ученых гово­рить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация — ускорение интеграции наций в миро­вую систему в связи с развитием современных транс­портных средств, СМИ, экономических связей.

и Глобализация несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.

Сохранение культурного своеобразия в современном об­ществе стало оцениваться как высшее достижение ци­вилизации.

Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регули­руемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации.

Культурная политика во многих странах сегодня пере­ориентируется на мультикультурную модель, где инди­вид социализируется и к доминирующей, и к этниче­ской культурам.

 

Субкультура

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные

только для нее.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Крут ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах, посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвященном истории мировой художественной культуры.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци-альных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов.

 

Архаический период.

 

В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры.

 

Культура Др. Индии.

 

Ранняя инд. цивилизация была создана древ. местным населением Сев. Индии в 3в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро ( теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центр. и Ср. Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры ); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, кот. не было ни у одной их других древ. к-р. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью к-ры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древ. инд. мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой к-ры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, кот. взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные - брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеинд. к-ра достигла в эпоху «Ригведи» - большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так наз. «великого переселения народов». В это же время образовался брахманизм как своеобр. синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения Сев. Индии. В эпоху «Ригведи» начал складываться инд. феномен - кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения инд. Общ-ва на 4 осн. «варны»: жрецы, воины, простолюдинов-земледльце и слуг. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим законным считался брак лишь в пределах одной варны. Рез-том таких отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее кол-во мелких каст. Формирование каст - это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе к-ры древнеинд. общ-ва, где образовалась очень сложная соц. структура. В к-ре Др. Индии тесно связаны оригинальность к-рных направлений и ф-фкая мысль. Ф-фские взгляды, кот. разделяли религиозное разделение света, вкл. в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все ф-фские взгляды играли важную роль не только в истории к-ры Индии, а и мир. ф-фии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеинд. науки - мат-ки, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что инд. ученые еще в далеком прошлом опередили некот. открытия, сделанные европ. учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, В отдельных деталях этих памятников ис-ва ощущается и влияние ис-ва и др. древ. вост. цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по кот. не только шли караваны с товарами, но и происходил к-рный обмен. В этом процессе Индия сыграла к-рную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на др. древ. страны.

 

Культура Др. Китая.

 

Наиболее древ. периодом китайской цивилизации считается эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и правящей династии царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз. новое царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, кот. путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую коллеграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. к-ру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена.Также был изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства. В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Важным оставалось также строительство фортов, направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотич. средств. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана ф-фско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также ис-ву самообороны «кунг-фу». Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в китайской духовной к-ре занимает конфуцианство. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент.

 

 

Культура Древней Греции.

. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире.

Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома.

Византийская культура

Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе.

Античная традиция ярко проявляла себя и в искусстве: в центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образс христианского бога и святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонная пластика форм, точный рисунок.

Первый подъем византийского искусства приходится на VI век. Главным художественным центром становится Константинополь. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного которые постепенно превратились в утвержденные Церковью каноны.

Каролингское возрождение

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX веках.

Влияние античности не менее ярко проявилось в каролингском изобразительном искусстве и архитектуре.

Карл придавал большое значение распространению грамотности среди народа.

Основу европейской культуры теперь уже составляет христианская религия. В начале XI столетия вся Европа была покрыта белоснежными церквами. В XI веке на смену

монолитному искусству каролингской эпохи приходит большое разнообразие художественного творчества, начинается подлинный расцвет империи и необыкновенная активность монастырских центров.

Классическое средневековье

Классическое средневековье охватывает период XII—XIV веков. Центрами европейской культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия.

Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»), Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной науки.

Появление университетов. Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым— университет в Кембридже (1209).

Романский стиль. В западноевропейском искусст-не раннего средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв.). Массивные романские строения символизировали о неограниченной власти новых правителей Европы, о всемогуществе христианского Бога. Характерные особенности романской архитектуры — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.

В эпоху романского стиля расцветает книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, художественное ткачество, ювелирное искусство.

Готика. Она символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор.

Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью.

 

Образование и наука в средние века.

Средневековые школы. Последние языческие школы в Западной Европе были закрыты в 6 в. Юстинианом. Вместо них появляется церковная форма обучения. Школы были: монастырскими, епископальными (преимущественно для начального обучения чтению, письму, общим представлениям о Библии и литургии) и придворными. Последние имели такую же религиозную направленность. Но именно в этих школах начинает культивироваться идея возрождения Античности.

Возникновение университетов (11-12 вв.). В отличие от школ, университеты были продуктом именно Средневековья. И хотя университеты по-прежнему обслуживали нужды государства и церкви, для них была характерна большая степень автономности от местных (в том числе и городских) властей и особый дух свободного братства. Деятельность университетов имела три очень важных культурных следствия. Во-первых, рождение профессионального сословия ученых (священников и мирян),.Наряду с церковной и светской властью появляется власть интеллектуалов, воздействие которых на духовную культуру и социальную жизнь будет становиться все больше. Во-вторых, университетское братство с самого начала не знало сословных различий. Студентами становились дети крестьян и ремесленников.В-третьих, именно в рамках университетов оформляется в Средневековье попытка примирить разум и веру. Средневековый университет делился на факультет свободных искусств и факультет теологии (высшая ступень образования). На факультете искусств изучали грамматику, логику, математику, физику, этику. Эти науки опирались только на разум. Здесь вызревали новые идеи. На факультете теологии главным было точное изучение Библии через толкование текста. учащиеся теологического факультета сначала должны были закончить факультет искусств.Университеты породили и новые формы преподавания: лекции и семинары, где постоянно шли дискуссии, любая тема предлагалась в форме вопроса.

С течением времени в университетах складывалась своя специализация. Начинался процесс формирования и систематического изучения гуманитарных и естественных наук. При этом все науки были еще долгое время подчинены теологии.

Техника в Средние века также долгое время считалась лишь вспомогательным средством для имитации других явлений. К примеру, в первом из известных средневековых технических трактатов монаха Теофила, техника рассматривается как набор секретов по украшению храма и демонстрации чудес. Что же касается трудовой деятельности, то здесь техника не отделялась от работника. Но с развитием бюргерских городов в 12-13 вв. постепенно происходит поворот к осознанию самоценности техники. Самым важным по культурным следствиям приспособлением, значимость которого осознало Средневековье, стало колесо и вообще принцип механического вращательного движения. В позднее Средневековье начинают широко использоваться водяные и ветряные мельницы. Появление механических часов в 13 в. способствовало проникновению в повседневную жизнь идеи линейного времени, все больше вытесняющего время циклическое. В недрах феодального общества шел процесс зарождения промышленного производства.

 

Подходы к понятию культура.

А) филосовский.выдел-т 3 аспекта понятия культура:

-систематический аспект: к-одна из подсистем общества

-ценностный: к- сфера самореализации личности, ценностное отношение к реальности

-деятельностный: к- мир, созданный человеком и отличный от реальности

Б) антропологический.выделяются 2 школы

1-антропологическая, сложилась в великобритании в 60х гг 19 в.Представители-Фрейзер, Тейлор, Веселовский

Культура-совокупность обычаев, традиций, привычек, ценностей, усвоенных членом общества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь