Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На какие виды подразделяется культура по ее носителю?



Что такое культурология?

 

В настоящее время в высшей школе нашей страны в качестве обязательного преподается предмет (дисциплина) «Культурология». Он введен в учебные планы с 1994/95 учебного года.

Культурология — наука о культуре. Эта наука, так же как всякая другая, формировалась веками по мере развития человеческого общества. В ходе развития складывались особенности народов и народностей в образе жизни, поведении, бытовых условиях, верованиях, искусстве, умственной деятельности, в отношениях с соседями. Хозяйственная жизнь оказывала влияние на формирование элементов культуры людей, а культура – на все стороны бытия. Эти процессы шаг за шагом обогащали представление о культуре, формировали ее виды, структуру, определяя постепенно общие закономерности и особенности развития, взаимодействие культур разных народов.

В XVIII в. термин «культура» занял прочное место в науке – западноевропейские мыслители стали широко применять его при анализе общественного развития. Это свидетельствовало о складывании самостоятельной отрасли знания.

В XIX в. процесс формирования этой науки ускорился, существенно расширился предмет ее изучения, были опубликованы фундаментальные исследования по проблемам культурного развития отдельных народов, эпох, цивилизаций. В их числе труды Георга Гегеля (1770 – 1831), Эдуарда Тайлора (1832 – 1917), Фридриха Ницше (1844 – 1900), 3игмунда Фрейда (1856 – 1936) и др. Наука вырабатывает разнообразные методы исследования, появляются первые научные школы и ученые, специализирующиеся на разработке культурологических проблем.

В XX в. изучение вопросов культуры значительно расширилось и Углубилось. Возникли основательные школы этого направления, созданы оригинальные культурологические концепции, сформулированы фундаментальные теории развития западноевропейской культуры. Имена выдающихся авторов этой эпохи: Лесли Уайт (1900-1975), Эрих Фромм (1900-1980), Освальд Шпленгер (1880-1936), Альберт Швейцер (1875-1965), Альфред Ве6ер (1868-1958) и др.

Появление термина «культурология» связано с именами двух ученых - Эдуарда Тайлора и Лесли Уайта. Э. Тайлор – английский исследователь первобытной культуры – назвал эту область знания наука о культуре, а Л. Уайт – американский культуролог и антрополог — в своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» использовал и широко применял термин «культурология». Его признают создателем этой науки.

Предметом изучения культурологии является культура как явление. Явление это многогранное, поэтому в предмет культурологии входит изучение разных сторон (граней) культуры: ее структуры, формы, типов, функций и задач, закономерностей развития, особенностей и взаимодействия различных культур во времени и пространстве. А это значит, что важной составной частью предмета «Культурология» является изучение истории культуры.


Что такое культура?

 

Явление культуры всеобъемлюще, многозначно, однако до настоящего времени универсального (единого) понятия ее не установлено (не выработано). Существует около 500 определений культуры, а некоторые учены, считают, что их количество приближается к тысяче.

Практически каждый человек произносит слово «культура». Но понимают и трактуют этот термин по-разному. Определенная категория людей относит к ней ценности духовной жизни, другие – только явления искусства, литературы. Политизированные люди считают культурой идеологию, обслуживающую «трудовые отношения».

По-разному раскрывают содержание (образ) культуры и науки, её изучающие. А их много – это археология, этнография, социология, история, философия, искусство, мораль, эстетика, религия и др.

Термин «культура» появился в античную эпоху и происходит от латинского слова «cultura», которое означает возделывание, т. е. культивирование. Это говорит о том, что культуру понимали как изменение в природном объекте под воздействием человека. Таким образом, в содержании термина выражено отличие «созданного человеком», «внеприродного» от природы (natura). Если природа – это то, что развивается само собой без вмешательства человека, то культура – это то, что преднамеренно возделывается человеком. Культуры не существует вне человека. Поэтому любой предмет или явление культуры воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат усилий человека, деятельности людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование данного непосредственно природой.

Со временем стали применять слово «культура» для обозначения воспитания, образования, улучшения самого человека. Так, эллины свое главное отличие от некультурных варваров видели в образованности, воспитанности. Для римлян слово «культурный» был синонимом слов «воспитанный», «цивилизованный».

В эпоху Средневековья слово «культура» ассоциировалось с личными качествами человека, с признаками его личного совершенствования, которое с наступлением Возрождения понималось как соответствие гуманистическому идеалу.

Просветители XVIII в. понимали культуру как «разумность»; культура, по их мнению, проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений. Измеряется она достижениями в области науки и искусства. В XX в. культурология окончательно выдвинулась в самостоятельную отрасль знания, хотя выработать единое определение понятия «культура» не удалось.

В настоящее время в «Новом энциклопедическом словаре» дается следующее определение слова «культура». Оно происходит от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание и представляет собой «совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства. В этом смысле культура (в отличие от понятия природы) характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т. д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура) [Новый энциклопедический словарь: Большая российская энциклопедия. М., 2004. С. 594].

 

 


На какие виды подразделяется культура,

На какие виды подразделяют культуру

Как многоуровневую систему?

 

Культура является сложной, многоуровневой системой и отражает многообразие человеческой деятельности. Поэтому помимо классификации по носителю (творцу) ее подразделяют на виды и роды. По базисным элементам культуры выделяют два вида – материальную и духовную.

Материальная культура включает: культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру топоса – места жительства (жилища, дома, хижины, села, деревни, города), культуру отношения человека к собственному телу, физическую культуру.

Многослойным образованием является и духовная культура, она включает познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.

Такое подразделение в определенной мере условно, так как в реальной действительности они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Кроме того, существуют виды культуры, которые отнести только к материальной или духовной невозможно. Некоторые культурологи характеризуют их как «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. К таким видам культуры относят экономическую, политическую, экологическую, эстетическую.


Что представляла собой пещерная живопись,

Культура древневосточной цивилизации Культура стран Месопотамии

Культура Древнего Египта

Одной из старейших цивилизаций является древнеегипетская цивилизация. На первых этапах египетская держава включала 40 городов-государств. Около середины VI тыс. до н. э. из них образовалось два царства, которые в 3000 г. до н. э. объединились в единое государство Египет. Египет стал первым государством на Земле. В XVI—XV вв. до н. э. Древний Египет переживал необыкновенный расцвет. Он владел огромными территориями от современной Турции до Эфиопии, являясь могущественной державой, претендующей на мировое господство. Здесь была сильной государственная власть, основным принципом которой были незыблемость и непостижимость. Здесь народ был полностью подчинен правящему классу. В Египте высокого уровня развития достигла культура — было создано множество памятников материальной культуры, произведений живописи и скульптуры, неповторимых архитектурных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства.

Культура Древней Индии

 

Древнеиндийское государство образовалось на полуострове Индостан. Его культура формировалась с середины IV тыс. до н. э. до VI в.

э. Археологические изыскания, проведенные английскими учеными в начале XX в. в долине реки Инд, обнаружили многочисленные находки, которые дают представление о высоком уровне материальной, художественной культуры народов, населявших эту территорию. Весомым вкладом в мировую культуру Древней Индии являются эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Она дала миру писателя Калидаса, сборники рассказов и притч «Панча Тантра». Здесь были построены пещерные храмы и ступы. Здесь возникла древнейшая система обозначения чисел, значительные успехи были достигнуты в астрономии и медицине.

Таким образом, здесь сложилась одна из древнейших цивилизаций, которая по своему уровню не уступает первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

В истории Древней Индии и ее культуры выделяют следующие этапы:

– Хараппская цивилизация (IV – середина II тыс. до н. э.);

– Ведическая культура (середина II – середина I тыс. до н. э.);

– культура Маурийской эпохи (IV – II вв. до н. э.);

– культура Кушано-Гуптского периода (I – VI вв. н. э.).

Какова их эволюция?

 

О религиозных верованиях и воззрениях древних индийцев дают представление большое количество сохранившихся религиозных сборников, которые называются «Ведами» (от санскритского – знание). На основании этих священных писаний можно видеть, что индийская религия прошла сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.

Древнейший этап индийской религии (индуизм) охватывает III – I тыс. до н. э. Его называют ведийским – по имени указанных выше источников. Религиозные воззрения народов Индии этого периода восходят к тотемизму, обоготворению природы и к культу предков. При археологических раскопках в древнейших городах долины Инда найдены примитивные статуэтки богини плодородия, изображения священных деревьев и животных, включая быка, змею, слона. На печати сохранилось изображение сидящего трехликого бога с рогами на голове, который окружен четырьмя священными зверями. Это изображение считается типично индийским, напоминающим позднейшего бога Шиву. Его культ впоследствии был широко распространен.

В «Ведах» отражен культ природы. Индийцы поклонялись Солнцу (его называли Сурия), обоготворяли небо (его называли Варун).

Особенное значение придавалось культу священного огня и домашнего очага. Властителя этого культа называли Агни. Оформились представления о богине производительных сил природы в связи с развитием земледелия. Эту богиню называли Адити и считали «общей Матерью», поэтому говорили, что боги – «дети или сыны Адити». Слово «адитья» стало обозначать «боги».

Кроме домашнего огня поклонялись и небесному огню. С культом огня был тесно связан культ предков. Он возник еще при родовом Строе и должен был укреплять устои рабовладельческого общества, поддерживая священным авторитетом власть богатых аристократов глав патриархальных семей, домохозяев.

По мере развития рабовладельческого общества, индийского государства названные древние формы религии сменяются новыми религиозными верованиями. Поскольку их цель – поддержать и оправдать существующий строй, то происходит перевоплощение богов, теперь древние боги природы становятся богами – покровителями государства, царя, царской власти. Последующее формирование классового общества сопровождалось дальнейшими изменениями прежних верований. В I тыс. до н. э. выделяют новую стадию развития индуизма, получившую название брахманизма, хотя и на этом этапе религия используется для оправдания общественного неравенства. Вырисовывается и усиливается иерархия богов. Среди них выделяются верховные боги. Это Брахма – бог-творец, создатель Вселенной. Это Вишну – бог хранитель мирового порядка, могущий перевоплощаться в земные смертные образы. Это Шива – бог, представляющей собой воплощение космической энергии, а также бог-разрушитель.

На этапе образования крупных централизованных государств в религии индийцев возникают элементы единобожия. Поскольку государством на земле управляет единый царь, то ему должен соответствовать единый бог на небе. В кругах высшего жречества для защиты этой концепции сложилось учение о едином творце всего мира. Брахманская каста переживала в этот период усиление своей роли. Это проявляется и в появлении особой жреческой и богословской литературы, которая получила названия брахманских книг. По ходу времени значение Брахмы усиливалось и в I тыс. до н. э. его стали почитать как единого бога над всеми. Его признали единственным устроителем Вселенной, неведомым и неисчерпаемым.

Очень важное значение в ведийской религии придавалось жертве и жертвоприношениям, так как люди надеялись взамен получить от богов защиту от всяких несчастий (злых духов, болезней, врагов). Брахманы создали учение о переселении душ, в соответствии с которым люди после смерти рождаются вновь. При этом родиться человек может в самом различном образе – червя, моли, человека, птицы, зверя, смотря какой он заслужил в прежней жизни и какие знания имел. Таким образом возникла идея в сансаре, что означает беспрерывное круговращение жизни и переселение душ.

В основе вероучения брахманизма – признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир – всего лишь иллюзия. Жрецы утверждали и обещали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот.

Но действительность, пытливая мысль человека подтачивала эти стой брахманской религии, постепенно закрадывались сомнения в истинности догматов брахманизма.

Так, постепенно теряла свои устои брахманская религия и на смену ей приходит буддизм. Он вступил в свои права в VI в. до н. э. и стал идеологией развитого рабовладельческого общества. Основателем этой религии является Будда, т. е. «Просвещенный», по имени этого отшельника получила название религия. Он жил с 566 до 486 гг. до н. э. Несмотря на то что он родился в царской семье, ушел в монахи, стал отшельником и искал рецепт всеобщего счастья. В 35 лет ему снизошло просветление, он ушел странствовать с проповедями. Его ученики дали ему имя Будды. По эдиктам Ашоки можно видеть, что уже в III в. до н. э. буддизм получил широкое распространение. В этот период в Индии наблюдается подъем экономики, значительно выросла торговля. И буддизм сложился как идеологический протест против брахманизма и системы варн, тормозивших развитие социально-экономических отношений. Буддизм особенно резко выступил против кастовых традиций брахманизма. В учении Будды отражен протест против признания каждого человека, рожденного в касте брахманов, жрецом, который получает по одному праву своего рождения место в высшем обществе. Буддисты обвиняли брахманизм в излишнем использовании внешних форм религиозной жизни, в том числе ритуализма.

Буддизм в настоящее время наряду с христианством и исламом является одной из великих мировых религий.

Вместе с тем буддизм, тесно связанный с ведической религией и брахманизмом, соглашается с тем, что жизнь – зло и жить – значит страдать. Буддисты также учили тому, что жизнь представляет собой бесконечную цепь перерождений, которые жестко регулируются причинно-следственной связью. Связь заключается в следующем: если в настоящее время человек знатен и богат, это означает, что в предыдущей жизни он был добродетелен. Если же человек сейчас беден, болен и несчастен, это говорит о том, что в прошлой жизни он был Решен и должен получить по заслугам. Таким образом, догматами Законами) учения Будды являются переселение душ – круговорот превращений (он называется сансара) и возмездие за грех и воздаяние а Добродетель (он называется карма). Считается, что важнейший закон в буддийском учении о переселении душ – закон моральной причинности.

Учение Будды включало «четыре благородные истины»: страдание, его причины, возможность его уничтожения, пути к избавлению. По утверждению Будды, любой человек, несмотря на касту, цвет кожи, пол, может освободиться от страданий и стать богоподобным существом. Он не исключал возможности даже достижения высшей цели – вырваться из круга сансары.

Очень важным в буддизме является именно положение о том, что спасет от страдания не бог; спасение приходит в результате собственных усилий человека или благодаря помощи просветленных людей – будд. Это положение буддийской религии принципиально отличает ее от других мировых религий.

Если человеку удается освободиться от страдания, от сансары и слиться с мировым духом, то он тогда окажется в состоянии нирваны. Это значит, что наступит безмятежная отрешенность от мира, человек обретет абсолютный душевный покой – у него не будет никаких земных желаний, он отказался от мира и всех жизненных привязанностей.

Параллельно буддизму в VI в. до н. э. в Индии сложилась еще одна религия – джайнизм. Ее основатель – Джина. Сохранились его религиозно-философские трактаты – сутры. В них изложено учение об освобождении от уз сансары. Джайнизм расценивают как реакцию на ритуализм и умозрительность брахманизма. Представители этого религиозного учения отвергли авторитет «Вед», они открыли доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). В то же время джайнизм придерживался учения о переселении душ и воздаянии за поступки.

Своей целью они ставили освобождение от перерождений. Этого может достичь, согласно их учению, аскет, который соблюдает строгие правила, например не причиняет вреда живым существам. По этой причине джайны не могут заниматься земледелием, потому что при вспашке земли можно повлечь за собой убийство живых существ – червей, насекомых.

В конце I тыс. до н. э. сформировалась религия, получившая название индуизм. Она впитала в себя определенные результаты ведической религии, брахманизма, ассимилировала народные верования и стала одной из наиболее многочисленных религий мира. Центральными звеньями воззрения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздания (карма) в зависимости от поведения (добродетельного или дурного). Сторонники индуизма почитают верховных богов (Вишну или Шиву) или их воплощения; они обязаны соблюдать кастовые бытовые правила. В индуизме считаются священными корова, змея, лотос, река Ганг.

 

 


Что такое культурология?

 

В настоящее время в высшей школе нашей страны в качестве обязательного преподается предмет (дисциплина) «Культурология». Он введен в учебные планы с 1994/95 учебного года.

Культурология — наука о культуре. Эта наука, так же как всякая другая, формировалась веками по мере развития человеческого общества. В ходе развития складывались особенности народов и народностей в образе жизни, поведении, бытовых условиях, верованиях, искусстве, умственной деятельности, в отношениях с соседями. Хозяйственная жизнь оказывала влияние на формирование элементов культуры людей, а культура – на все стороны бытия. Эти процессы шаг за шагом обогащали представление о культуре, формировали ее виды, структуру, определяя постепенно общие закономерности и особенности развития, взаимодействие культур разных народов.

В XVIII в. термин «культура» занял прочное место в науке – западноевропейские мыслители стали широко применять его при анализе общественного развития. Это свидетельствовало о складывании самостоятельной отрасли знания.

В XIX в. процесс формирования этой науки ускорился, существенно расширился предмет ее изучения, были опубликованы фундаментальные исследования по проблемам культурного развития отдельных народов, эпох, цивилизаций. В их числе труды Георга Гегеля (1770 – 1831), Эдуарда Тайлора (1832 – 1917), Фридриха Ницше (1844 – 1900), 3игмунда Фрейда (1856 – 1936) и др. Наука вырабатывает разнообразные методы исследования, появляются первые научные школы и ученые, специализирующиеся на разработке культурологических проблем.

В XX в. изучение вопросов культуры значительно расширилось и Углубилось. Возникли основательные школы этого направления, созданы оригинальные культурологические концепции, сформулированы фундаментальные теории развития западноевропейской культуры. Имена выдающихся авторов этой эпохи: Лесли Уайт (1900-1975), Эрих Фромм (1900-1980), Освальд Шпленгер (1880-1936), Альберт Швейцер (1875-1965), Альфред Ве6ер (1868-1958) и др.

Появление термина «культурология» связано с именами двух ученых - Эдуарда Тайлора и Лесли Уайта. Э. Тайлор – английский исследователь первобытной культуры – назвал эту область знания наука о культуре, а Л. Уайт – американский культуролог и антрополог — в своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» использовал и широко применял термин «культурология». Его признают создателем этой науки.

Предметом изучения культурологии является культура как явление. Явление это многогранное, поэтому в предмет культурологии входит изучение разных сторон (граней) культуры: ее структуры, формы, типов, функций и задач, закономерностей развития, особенностей и взаимодействия различных культур во времени и пространстве. А это значит, что важной составной частью предмета «Культурология» является изучение истории культуры.


Что такое культура?

 

Явление культуры всеобъемлюще, многозначно, однако до настоящего времени универсального (единого) понятия ее не установлено (не выработано). Существует около 500 определений культуры, а некоторые учены, считают, что их количество приближается к тысяче.

Практически каждый человек произносит слово «культура». Но понимают и трактуют этот термин по-разному. Определенная категория людей относит к ней ценности духовной жизни, другие – только явления искусства, литературы. Политизированные люди считают культурой идеологию, обслуживающую «трудовые отношения».

По-разному раскрывают содержание (образ) культуры и науки, её изучающие. А их много – это археология, этнография, социология, история, философия, искусство, мораль, эстетика, религия и др.

Термин «культура» появился в античную эпоху и происходит от латинского слова «cultura», которое означает возделывание, т. е. культивирование. Это говорит о том, что культуру понимали как изменение в природном объекте под воздействием человека. Таким образом, в содержании термина выражено отличие «созданного человеком», «внеприродного» от природы (natura). Если природа – это то, что развивается само собой без вмешательства человека, то культура – это то, что преднамеренно возделывается человеком. Культуры не существует вне человека. Поэтому любой предмет или явление культуры воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат усилий человека, деятельности людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование данного непосредственно природой.

Со временем стали применять слово «культура» для обозначения воспитания, образования, улучшения самого человека. Так, эллины свое главное отличие от некультурных варваров видели в образованности, воспитанности. Для римлян слово «культурный» был синонимом слов «воспитанный», «цивилизованный».

В эпоху Средневековья слово «культура» ассоциировалось с личными качествами человека, с признаками его личного совершенствования, которое с наступлением Возрождения понималось как соответствие гуманистическому идеалу.

Просветители XVIII в. понимали культуру как «разумность»; культура, по их мнению, проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений. Измеряется она достижениями в области науки и искусства. В XX в. культурология окончательно выдвинулась в самостоятельную отрасль знания, хотя выработать единое определение понятия «культура» не удалось.

В настоящее время в «Новом энциклопедическом словаре» дается следующее определение слова «культура». Оно происходит от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание и представляет собой «совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства. В этом смысле культура (в отличие от понятия природы) характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т. д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура) [Новый энциклопедический словарь: Большая российская энциклопедия. М., 2004. С. 594].

 

 


На какие виды подразделяется культура по ее носителю?

 

О том, что культура является многоуровневой, сложноорганизованной системой, свидетельствует такой критерий: кто является ее творцом и носителем.

С учетом этого фактора система включает следующие виды культуры:

– индивидуальную (культура личности);

– групповую (народная, национальная, элитарная, массовая, классовая, профессиональная и др.);

– общечеловеческую (или мировую).

Безусловно, эти составляющие тесно взаимосвязаны, отделять их друг от друга нельзя.

Индивидуальная культура – это культура отдельного человека, личности. Личность – это конкретно-историческое понятие человека, обозначенного вовне своей деятельностью и образом жизни. Личностная организация человека направлена своими интересами на другие такие же личности для занятия определенных позиций в обществе, т. е. самоутверждения. Несмотря на то, что как личность человек является носителем социальной деятельности, своими интересами и ценностями он принадлежит обществу не всецело.

Национальная культура – это синтез культур различных классов, слоев и групп конкретного общества. Она отличается от культур других наций, что проявляется в языке, литературе, религии, музыке, организации быта и т. д. Таким образом, своеобразие национальной культуры проявляется как в духовной, так и материальной сферах жизни и деятельности.

Народная культура является частью национальной, но она создается преимущественно анонимно неизвестными творцами. Такая культура демократична, связана с традициями определенной местности, локализована. Иначе ее называют коллективной или любительской. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия). Народная культура считается непрофессиональной, но поскольку ее содержание основано на фольклоре, т. е. народном творчестве, народная культура является фундаментом любой национальной культуры.

В групповой культуре в соответствии с конкретными носителями выделяются такие культуры, как культуры социальных общностей. Это классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная культура, а также культура семьи. Такие малые культурные миры называются субкультурами.

Мировая культура представляет собой синтез лучших достижений национальных культур всех народов планеты. В мировой культуре отражается вся совокупность национальных, религиозных, государственных, а также общеродовых, общечеловеческих связей и отношений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь