Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коран как свод исламской культуры



Коран написан в виде стихов и содержит 114 глав (сур) — 90 мекканских и 24 мединских. В поэтической, рифмованной форме изложены диалоги между Аллахом (говорящим то в первом, то в третьем лице) и его противниками или колеблющимися. Важнейшим источником для изучения исламской культуры является также Сунна, священное предание ислама, основанное на ходисах — рассказах о жизни Мухаммеда. Складываясь под непосредственным влиянием Корана, Сунна вобрала в себя также древние мифологические представления арабов. Здесь немалую роль сыграли многочисленные комментаторы Корана, как богословы, так и бродячие проповедники. Сказалось и влияние соседних культур — античной, христианской.

Коран провозглашает культ Аллаха как всемогущего, справедливого и милосердного бога. Он никогда не покинет своих сторонников, от которых требуется только стойкость и непреклонность в вере. Весь мир и каждое существо в нем, любые их поступки определяются волей Аллаха. От него зависят мир и война, урожай, размножение скота, он создал небесные светила, чтобы по ним люди находили путь домой и т. д. Согласно коранической космогонии, Аллах в 6 дней сотворил землю и семь небес «рядами», «сделал месяц на них светом, а солнце светильником», «создал из воды всякую живность». Над седьмым небом помещен трон Аллаха.

Мусульманское предание дополняет отрывочные описания Корана такими подробностями. Земля покоится на плечах ангела, в другой версии — на роге быка, сам он держится на рыбе, рыба на воде, вода на воздухе, воздух на влажности. Землетрясения происходят тогда, когда бык перебрасывает землю с одного рога на другой. (См.: Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 184). В легенде о Нимруде, упорствующем в своем неверии, утверждается, что добраться от одного неба до другого можно только за пятьсот лет. На небесах находятся рай джанна и ад — джоханнам (ср. перс. и арм. джохк). Доступ на небо охраняют от злых духов ангелы и звезды, «поражающие светочами». Выше других ангелов стоят Джебраил (передавший Мухаммеду содержание Корана), Микал, Азраил и Исрафил, верно служащие Аллаху.

Аллах создал первых людей — из глины Адама и из его ребра, на радость ему, Хавву. Нашелся однако, среди ангелов, возгордившийся, не признающий людей, который поначалу носил имя Азазел. Посланный на землю для усмирения перессорившихся джиннов, он, напротив, сеял среди них новые смуты. После сотворения Адама и Хаввы он добился их совращения, прибегнув к помощи змея и павлина, которые дали им попробовать пшеницы. Адам и Хавва, изгнанные из рая, оказались на горе Арафат и родили 70 пар близнецов, положив начало роду человеческому на земле, а непокорный ангел стал известен как шайтан (ср. лат. сатана) по имени Иблис (ср. диаболис).

В мусульманском сказании с шайтаном расправился пророк Ибрахим, и произошло это в долине Мина близ Мекки. В память об этом во время Хаджа, паломничества в Мекку, совершается обряд интифады, побиения шайтана камнями. Важнейшим праздником является также Курбан-байрам, в память о готовности праведника Ибрахима принести в жертву своего сына Исмаила.

В Коране говорится также о Даджале, чудовище, прикованном к утесу на необитаемом острове, где его кормят и охраняют злые духи — джинны. Перед концом света он установит свое жестокое царство, разрушит храмы, но посланный аллахом мессия, Махди, убьет его, а спустившийся с четвертого неба Иса Ибн Мариам сумеет восстановить чистоту и силу ислама. Затем трубы Исрафила поднимут лежащих в могилах, и тогда воздастся каждому. Согласно древнему преданию, в рай ведет мост Сират, тонкий, как меч, а под ним — ад. Праведники свободно проходят по мосту, грешники падают в геенну. Некоторые представления о мусульманском рае антропоморфны настолько, что допускают в нем и плотские наслаждения с девами — гуриями, к утру восстанавливающими свою девственность. Ряд исследователей, однако, видят в коранических описаниях рая лишь иносказания (См.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 186). Души находится у Аллаха, и нам не дано знать их судьбу.

Ключевое место в дискуссиях исламских богословов изначально занимало положение об абсолютной предопределенности человеческих поступков. Существовала даже «инструментальная концепция бога»: люди — лишь инструменты в выполнении воли Аллаха, вплоть до того, что даже если рука тянется почесать за ухом, и тогда она направляется свыше. Уже в первой половине IX в. богословы-мутазилиты оспаривали, с помощью логико-философских доводов, непреодолимость предопределения, допуская свободу человеческой воли. Предполагалось и некое компромиссное решение: человек обладает свободой воли, но Аллах приходит к нему на помощь в правильных поступках и покидает в неправедных. Мутазилиты были разгромлены, разделив участь еретиков в любой религии и идеологии. Существует только воля Аллаха, и изложена она в Коране, а судьба человека — в «Книге судеб», где скрупулезно подсчитаны все его дела. Мотив книги судеб и писца, фиксирующего поступки людей, характерен также для египетской, персидской и многих других религий. Каждый человек — песчинка, покорная воле Аллаха, ее воин — федаин. Погибнув в битве за веру, мусульманин становится шахидом и сразу же попадает в рай. Идея джихада (букв. усердие, рвение), или газавата, священной войны против неверных, и сейчас служит оправданием для религиозного фанатизма и нетерпимости, ловко обыгрываясь при этом определенными политическими кругами.

Наряду с вопросом о свободе воли много споров вызывал, естественно, вопрос о политической и религиозной власти, принципах ее наследования. Хараджиты допускают в качестве главы общины любого избранного ею правоверного мусульманина. Сунниты считают, что отношения между главой государства, халифом, и религиозной общиной должен регулировать особый договор, при условии, что халиф происходит из племени курейшей (как и Мухаммед), имеет звание богослова-законоведа высшего ранга, следует букве и духу Корана в своей заботе о подчиненных и требованиям к ним. Шииты же, исходя из божественной природы государственной и религиозной власти, считают, что она может переходить только к прямым наследникам Мухаммеда. В ряде исламских государств, например, Йемене, Ираке это имеет место и сегодня.

Любой мусульманин должен неукоснительно соблюдать заповеди, изложенные в Коране. Аллах подарил человеку самое священное и ценное — жизнь, и поэтому на него возлагается ответственность за каждый ее миг. Страшнейший грех, как и в христианстве — самоубийство. Правоверный мусульманин обязан помогать нуждающимся. Многие люди ослаблены болезнями или прочими невзгодами, нельзя забывать о стариках, сиротах, вдовах. Исламом не осуждается богатство, однако богатый человек должен делиться — вплоть до того, что путник, проходящий мимо богатого стола, должен быть приглашен к нему или даже может сесть без приглашения.

Пять важнейших требований ислама, изложенные в Коране, таковы:

Провозглашение. Первое, что должен сделать мусульманин — это объявить о своей вере в присутствии свидетелей: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк».

Молитва. Пять раз в день должна совершаться молитва — намаз, лицом к Мекке, где бы ни застал верующего ее час — на работе, в пути, в развлечениях. Один день — пятница, полностью посвящен молитвам в мечетях.

Пост, который проводится в течение Рамадана, девятого месяца мусульманского года. В течение всего месяца нельзя ни есть, ни пить (даже слизывать с губы каплю дождя или слюну) — от рассвета до заката, нельзя вступать в плотские связи.

Налог-милостыня в пользу нуждающихся. Когда-то он был обязанностью, сейчас считается добровольным пожертвованием, но очевидно, что осуждение за отсутствие подобной доброй воли имеет не меньшую силу, чем закон. В Коране это называется «закият» — очищение (за чрезмерное богатство).

Паломничество в Мекку. Мухаммед призывал совершать его раз в год, в течение двенадцатого мусульманского месяца. Сейчас, из-за большой разбросанности мусульман по всему миру и опасности значительных скоплений людей (пожары, эпидемии) считается достаточным посетить Мекку хотя бы раз в жизни.

Исламский путь жизни называется шариа, а свод религиозных этических предписаний, регламентирующих ее (и созданных в VII—VIII вв.) — Шариат. Ими руководствуется мусульманская община, умма, на их основе выносит решения исламский суд, который и по сей день во многих странах действует наравне с официальным, светским или даже может оказывать на него давление. Нормы шариата выделяют поступки обязательные, желательные, безразличные, неодобряемые (нежелательные), запрещенные. Пять столпов ислама составляют обязательные поступки. К желательным относятся дополнительные молитвы и посты, благотворительность. Безразличные, то есть ни осуждаемые, ни поощряемые — еда, сон, вступление в брак. Неодобряемые, хотя и не подлежащие наказанию — чрезмерная тяга к наслаждениям и роскоши. Запрещенные поступки, наказываемые не только при жизни, но и после нее: есть свинину (как нечистых животных), пить вино, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать. Дозволенная пища называется словом халал (halal — чистый, честный), запрещенная — харам (haram).

Прошедшие с тех пор века внесли и некоторые послабления, скажем, водка — страшный грех, а вино все же кое-где пьют. Не удалось вытравить и тягу к колдовству, в том числе гаданию по снам, издавна принятым у арабов. Они считают, что человека на каждом шагу подстерегают джинны, среди которых есть и добрые, и злые. Поэтому даже перед тем, как зажечь огонь или достать воду из колодца, следует обратиться с просьбой о помощи и защите к Аллаху. Большая надежда также возлагается на амулеты (от hamala — носить), популярные как у кочевников-бедуинов, так и владельцев кадиллаков. Особенно в почете медная ладонь с голубой бусинкой, «ладонь Фатимы» (дочери Мухаммеда).

Наиболее жестко оговаривает шариат положение женщины. Божье благословение лежит на мужчинах, а женщина должна быть полностью подчинена ему. Мужчина обязан содержать жену (жен — до четырех), но не представляет никакой сложности развод, достаточно об этом трижды сказать при свидетелях. Очень строго регламентируется у женщин даже одежда — она ни в коей степени не может быть вызывающей или возбуждающей плотские желания. Женщина ни в чем не имеет права перечить мужу. Она должна жить только на своей половине дома, и даже появление перед гостями предосудительно. Изменившую мужу и сейчас могут, согласно шариату, забить камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, а намеренная бездетность — тяжкий грех. Вместе с тем женщина — «луноликая», «кипарисообразная», «с глазами газели», «сосуд наслаждений» — является постоянным источником вдохновения арабской поэзии, любовная лирика которой причисляется к жемчужинам мировой литературы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь