Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурогенез Европейского средневековья.



Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов.

Периодизация:

· Раннее Средневековье. Период брожения (4-6 в н.э.) (Падение З.Р.И., великое переселение народов, Реконкиста)

· Классическое средневековье (6-8) (оформление 2 локальных цивилизаций – з.- Рим и в.- Константинопль, крестовые походы, распад Каролингской Империи на Гермаские Земли и Францию, схоластика, феодализм, основные ветви христианства, очки.

· Христианско-испанская экспансия (9-12) (Ислам – в сторону Испании, Христианство – в сторону палестины)

· Начало возрождения (14-17)

Романский стиль Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Го́ тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный» Романский стиль был призван приблизить человека к Богу, в эпоху готического стиля религия утрачивает свое значение. Во всех произведениях готического искусства главное внимание уделяется созданию впечатления: для этого используются захватывающие дух театральные эффекты, усиливающие эмоциональное воздействие. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным обликом храма. Вкупе они достигали своей основной цели – привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Духовный и идейный кризис позднеантичного мира способствовал активному поиску новых мировоззренческих систем, которые могли бы разрешить растущие антагонизмы не только между рабами и свободными, но и между «исконными» римскими гражданами и жителями провинций, между потомственной римской знатью и обогатившимися в провинциях всадниками, между императорской (центральной) и местной властью. Возникнув в 1 в. н.э., христианство довольно быстро превратилось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила.Однако оно появилось не пустом месте. Его появлению предшествовали идейные концепции иудаизма, древних восточных религий, позднеантичных философских систем. При этом усвоение первоначальным христианством предшествующего культурно-религиозного наследия отнюдь не превратило его в конгломерат разрозненных представлений. Человеку поздней Античности открылась в христианстве довольно стройная и упорядоченная мировоззренческая система.

Прежде всего христианство провозгласило равенство всех людей как грешников перед лицом единого духовного абсолюта - Бога. Тем самым оно предложило способ снятия острых межэтнических и социально-классовых противоречий римского мира, уравняв права людей если не в земной жизни, то хотя бы в потустороннем мире. В этом колоссальный компенсаторный потенциал христианства как религии, утверждающей неизбежность спасения и установления высшей справедливости, религии, приносящей надежду и радость. Идея греховности, которая могла бы сообщить этому вероучению достаточно мрачный оттенок, уравновешивается здесь идеей возможного искупления греха, идеей спасения, которую выражает собой образ Спасителя рода человеческого - Иисуса Христа. Христианство – доминирующая культура средневековья. Первые адепты – рабы. Начало распространения – катакомбное. 324г – Христианство – официальная религия. Император Константин увидел сно: на его знамени лик Христа и надпись – сим победивши. 325 – Вселенский собор в Никее, откол коптов. 988 – крещение Руси, 1054 - разделение западной и восточной церквей. Христианство оказало огромное влияние на все стороны европейской средневековой культуры. Философия, искусство, наука - все сферы жизни так или иначе развиваются под знаком христианского вероучения. Со времен Средневековья европейская культура - это прежде всего культура христианского мира, приобщенность к которому устанавливается исходя из религиозной принадлежности того или иного народа. Аграрный характер культуры

От Античности Средневековье унаследовало культуру аграрного типа. Главным экономическим стержнем этой культуры является сельскохозяйственный труд. Только в конце эпохи зреют предпосылки промышленной революции. Более того, средневековая культура даже в большей степени сельская, чем ее предшественница. Развитие городов и связанного с этим ремесленного производства отмечается в большинстве европейских стран только в конце средних веков. Да и сами средневековые города играют принципиально иную роль, чем города-полисы. Старые античные города были обескровлены, ремесло в них оказалось разрушенным, пришла в упадок торговля. Изменения в аграрном характере культуры касаются феодальных отношений собственности. Феодализм (от лат. feodum или feudum -земля, должность, доход, пожалованные сеньором своему вассалу в наследственное владение под условием несения военной службы, помощи в управлении имением, участия в суде и уплаты предусмотренных обычаем платежей) основан на крупном дворянском землевладении в сочетании с крестьянским (надельным) землепользованием, прикрепленности непосредственных производителей к земле, их сословной неполноценности и личной зависимости от феодалов. Т.о., в этом обществе действуют два типа отношений: экономические и личные договорные связи.

Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья представляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители (" третье сословие", народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на " тех, кто работает" и " тех, кто воюет". Средневековье — это эпоха многочисленных войн. Только " крестовых походов" (1096—1270) официальная история насчитывает восемь.

Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем

Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется большое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университеты. Первые университеты появились в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднего Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя " классическими" факультетами: искусств, теологии, права и медицины.

В позднее Средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: использование водяных и ветряных мельниц, разработка новых конструкций подъемников для строительства храмов, появление первых машин; изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

Менялась и духовная жизнь общества; художественная литература приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни.

Представления средневековых европейцев о времени были расплывчатыми, необязательными. Личное, бытовое время двигалось по замкнутому кругу: утро-день-вечер-ночь, зима-весна-лето-осень. С точки зрения христианства, время было линейно направленно: от сотворения мира до Страшного суда и завершения земной истории. История человечества рассматривалась как жизнь отдельного человека. Средневековое общество было молодым, человек в сорок лет уже считался стариком. Не было особого эмоционального отношения к детству. На средневековых изображениях младенцы имели лица и фигуры взрослых.

 

17.

Латинский запад как локальный вариант европейского средневековья.

Главным принципом или главной истиной (ценностью) культуры Западной Европы средних веков был Бог.

Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер.

Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии.

Интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога.

Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной.

Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл.

Христианство выступило с безоговорочной претензией на уникальную и всеобъемлющую истину. Это отношение к истине определило и отношение христианства к философии. Те или иные философские учения могли войти составной частью в христианскую идеологию, лишь подвергнувшись христианизации. Тем более христианство было в состоянии ассимилировать те научные теории и идеи, которые не могли нести ему угрозу. В христианском вероучении подчеркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но церковь требовала от верующих, в первую очередь, заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры. Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества - народом и воинами-рыцарями.

Рыцарство (благородное дворянство) - это особое социальное сословие, особый социальный институт средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о нибелунгах». Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля». Главной темой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». На протяжении всего средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу - народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие, через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представители высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного могущества.

Средневековье - это время организации системы западноевропейского образования, включавшего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали две ступени обучения:

- trivium - грамматика, риторика и диалектика;

- quadrivium - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

С XII века в Европе появляются университеты: Болонский -1200 г., Кембриджский - 1209 г., Парижский - 1215 г., Пражский -1348 г.. В них работают богословский, медицинский и юридический факультеты. Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Единый для всех образованных европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителей, ученых, государственных деятелей, священников, придерживавшихся определенного образа жизни и связанных между собой разнообразными контактами, для которых не существовало ни государственных границ, ни расстояний. Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического. Следует заметить, что «стиль искусства» - представляет собой фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определенного исторического периода развития культуры.

Романский стиль (латин. romanus - римский) средневековья - это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X - XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникновение же термина «романский» связано, прежде всего, со стремлением найти единство в развитии европейской культуры XI-XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство в многообразии - так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные.

Готика, готический стиль (итал. gotico - готский, варварский) -происходит от названия германского племени готов - второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно-образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII-XVI веков. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается:

- динамизмом устремленных вверх форм храма;

- устойчивой каркасной системой остроконечных диагональных «ребер», перехваченных на вершине замочным ремнем;

- огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Цветные витражи - главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от Земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления - ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:

- французскую («пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконных переплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311);

- немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340);

- английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длину соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375).

Философию западноевропейского Средневековья нередко называли служанкой богословия, что не умаляет ее значения в истории культуры. Литература западноевропейского Средневековья весьма разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого европейского народа; но к ней же и относятся и многие исторические хроники, и наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» – ученые клирики. Здесь также встречаются исторические хроники, жития святых, проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера, из которых особое место занимают труды мистиков, но на латыни же создавалась и поэзия вагантов (ваганты – бродячее племя школяров, средневековых студентов). Поэзия вагантов – это латинские стихи ученых клириков, в основном воспевающие радости жизни и бичующие церковные нравы. В истории западноевропейского средневекового театра четко выделяются два периода: ранний – V-XI вв. и зрелый – XII-XIV вв. Для раннего периода характерны различного рода народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами (и потому преследуемые церковью), и литургические мистрии (аналогичные византийским).

В XII веке практически во всех странах Западной Европы существуют профессиональные актеры, переезжающие с места на место и чаще всего выступающие на площадях городов. Во Франции их называли гистрионы, в Германии – шпильманами, в Польше – франтами и т.д. Постепенно в среде гистрионов происходит «разделение труда»: выделяются комики-буффоны, искусство которых близко к цирковому, и жонглеры, являющиеся рассказчиками, певцами и музыкантами, среди которых в свою очередь выделяются трубадуры – сочинители и исполнители стихов, баллад и поэм Музыку в средние века рассматривали, прежде всего, как науку, как познание. Музыку делили на «мировую» и «человеческую». Последняя могла быть «теоретической и практической», то есть музыкой, в собственном смысле слова. Что же касается «теоретической» музыки, то она, связанная с познанием мира «мировой музыки, представляла собой не что иное, как философию математики. В средневековой культуре отношение к искусству было сложным и противоречивым. На какое-то время искусству вообще не уделялось никакой роли в христианской культуре, затем монахи нашли его значение как Библии для неграмотных. Искусство было призвано сюжеты библейские иллюстрировать, растолковывать.

Девизом нового христианского искусства стали слова Августина, который провозгласил ее главную цель: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя».

 

18.

Византия как локальный вариант европейского средневековья.

Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая все более принципиальный характер. Главной причиной был спор о филиокве т.е. об исхождении Святго Духа Только от Бога-Отца (Восточная церковь) или И от Бога-отца и Бога-сына. Оканчательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви провозгласили полную независимость друг от друга, причем каждая боролась за вселенское господство.

В восточном варианте главным праздником была Пасха – воскрешение, в Западном – Роджество – приход. Дева Мария в восточном варианте – символ материнства, в западном существует культ Девы мари, непорочной и чистой, приравненной к Иисусу. Восточная культура – культура веры, западная – разума. Восточное отношение к миру – созидательное. Западное - активно преобразовательное. Восточное отношение к имуществу – грех, западное – обогащение –дело богоугодное.

Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским. В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) — Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) — происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, " золотыми воротами" между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира – изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой.

Античные традиции долго господствовали в естественных науках. Особое внимание уделялось тем отраслям знания, которые были связаны с практикой, прежде всего медициной, сельским хозяйством, ремеслом, военным и строительным делом. В этот период была проведена огромная работа по систематизации и комментированию трудов древних ученых. Но вклад византийских ученых того времени в развитие научной мысли не ограничился только этим. В ранней Византии происходил процесс постепенного переосмысления и совершенствования научных знаний, накопленных античностью. Это помогло византийским ученым существенно продвинуться в математике, механике, астрономии, в навигации, строительном и военном деле и во многих других отраслях науки. Становление христианства в Византии шло через процессы сближения и отталкивания античного наследия. Христианство отчаянно боролось с философскими, естественно-научными и эстетическими воззрениями античного мира. Страстную полемику, в частности, вели языческие философы и христианские богословы. Но вместе с тем христианство впитало многие философские идеи античности. Так, ведя борьбу с неоплатонизмом, христианство в конце концов поглотило это философское учение, которое стало одной из важнейших исходных точек средневековой философии и теологии (богословия). Соединение, смешение языческих и христианских идей, представлений проявлялось во всех сферах знания, литературе, искусстве. Важнейшим мировоззренческим вопросом для церкви был вопрос об устройстве Вселенной. Библейская концепция мироздания начинает проникать в византийскую географическую литературу. В IV-VI веках сложились две основные школы христианской географической мысли. Первая (антиохийская) школа основывалась на догматическом подходе к истолкованию Священного писания и крайне негативно относилась к античной географии. Вторая (каппадокийско-александрийская) школа проявляла уважение к античным традициям в географии и философии. Представители данной школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.) сохраняли приверженность античной идее о шарообразности Земли, сферичности небес, окружающих ее со всех сторон (в то время как представители антиохийской школы считали, что над плоской Землей распростерто твердое куполообразное небо).

19.

Иудаизм – наиболее ранняя монотеистическая религия,

возникшая в первом тысячелетии до нашей эры в Палестине.

Она распространена в основном среди евреев. Приверженцы

иудаизма верят в Яхве (единого Бога – творца и властелина

Вселенной), в бессмертие души, загробную жизнь и грядущий

приход мессии, в богоизбранность еврейского народа и т.д.

Канон священных книг иудаизма включает Тору («Пятикни-

жие Моисея»), книги пророков и Писания. Различные толкова-

ния и комментарии канона собраны в Талмуде. Число последо-

вателей иудаизма приблизительно составляет 18 миллионов

человек (около 1/3 из них проживает в США).

Христианство – мировая религия, в основе которой ле-

жит вера в жизнь, учение, смерть и воскрешение Иисуса Хри-

ста (из Назарета) как Богочеловека и Спасителя. Источник ве-

роучения христианства – Священное предание, где главным

является Священное писание (Библия). Крайне важным в хри-

стианстве является такой догмат, как Троица, согласно кото-

рому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах

(ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Собственно христианство возникло как ересь внутри иу-

даизма в первом веке нашей эры в Палестине. Первые учени-

ки Иисуса Христа (апостолы) и другие его последователи при-

знали его «Христом», или «Помазанником Божиим». Он при-

шел в наш мир, чтобы исполнить обетование, данное Богом

Аврааму, Исааку и Иакову. Приобщение верующих к Божест-

венной благодати осуществляется через их участие в священ-

ных таинствах (крещение, причащение, исповедь, церковный

брак и др.). К IV веку христианство стало государственной ре-

лигией Римской империи. К XIII веку вся Европа была хри-

стианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца X века. В результате разделения

Церквей (схизмы) в 1054 году, христианство разделилось на

католичество и православие. Из католицизма в ходе Рефор-

мации в XVI веке выделился протестантизм. Общее число

приверженцев христианства в настоящее время приблизи-

тельно составляет 1, 5 миллиарда человек.

Католицизм – одно из основных культурных течений в

христианстве. Католики составляют большую часть верующих

в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии,

Польше, Венгрии, Чехии и в латиноамериканских государст-

вах. Последователи католицизма есть в странах Балтии, в за-

падных областях Украины и Белоруссии.

К наиболее характерным особенностям католицизма, по-

мимо иной, по сравнению с православием, организации церкви

(центр – папство, глава – римский папа, с резиденцией в Вати-

кане и др.), необходимо отнести добавление к христианскому

«символу веры» (в догмат Троицы) догмата, получившего на-

звание «филиокве» («и от сына») – утверждение, что Святой

Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына; нали-

чие догматов о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном

вознесении; о непогрешимости папы римского; резкое разгра-

ничение между миром и мирянами; целибат (обязательность

безбрачия католического духовенства) и др. Православная цер-

ковь не приняла «филиокве», что позднее послужило одним из

поводов для последующего разделения церквей.

Православие – одно из трех культурно-религиозных те-

чений в христианстве. Его последователи живут, главным

образом, на Балканах, на Ближнем Востоке и в России. Пра-

вославная церковь следует постановлениям первых семи

православных соборов. Она признает главенство Патриарха

Константинопольского и все традиционные христианские

таинства. В отношении вероучения важной отличительной

особенностью православия считается (при объяснении догма-

та Троицы), что Святой Дух исходит только от Бога-Отца (ис-

ключение «филиокве» из «символа веры»), за что оно было

обвинено западной христианской церковью в ереси.

Еще одна характерная черта православия состоит в кра-

соте и великолепии церемониала. В богослужении важное ме-

сто отводится иконам – традиционным изображениям Христа,

Богоматери и Святых. В православной практике большую роль

играет монашество. Все православные епископы являются мо-

нахами (т.е. дают обет безбрачия), священники же могут иметь

жену и детей. В монашеской среде возникло особое культурно-

религиозное течение – исихазм, как специфическая форма

православного мистицизма (эзотеризма). С помощью особых

дыхательных упражнений и непрерывного повторения хри-

стианской молитвы, исихасты «прозревали» нерукотворные

энергии Бога, принимающие особую форму света. В настоя-

щее время в целом православная церковь по-прежнему стре-

мится сохранить в чистоте и нерушимости свое понимание

великой первоначальной христианской традиции.

Ислам – возник в Аравии в VII веке. Основатель – Му-

хаммед, последователи – мусульмане. Ислам складывался под

значительным влиянием иудаизма и христианства. В резуль-

тате арабских завоеваний он распространился на Ближнем и

Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Вос-

тока, Юго-Восточной Азии и Африки. Основные принципы

ислама изложены в Коране – священной книге мусульман.

Главные догматы – поклонение великому всемогущему Богу –

Аллаху, и почитание Мухаммеда пророком и посланником

Аллаха. Мусульмане должны верить в бессмертие души и за-

гробную жизнь. Есть пять основных столпов (обязанностей)

ислама, предписанных его приверженцам: 1) вера в то, что нет

другого Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник Аллаха;

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы; 3) милосты-

ня в пользу бедных; 4) пост в месяце рамадан; 5) паломничест-

во в Мекку, совершаемое хотя бы один раз в жизни. Священ-

ное предание в исламе – сунна, а основные направления (те-

чения) – суннизм и шиизм. В X веке мусульманами создана

система теоретического богословия – калам. Правовая система

ислама разработана в Шариате. Число последователей данной

религии сейчас приблизительно составляет 1 миллиард чело век. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским

населением ислам является государственной религией.

Буддизм – мировая религия, возникшая в Индии, при-

близительно в V веке до нашей эры. Он основан на вероуче-

нии Сиддхарты Гаутамы (Будды), говорящего, что всякая ма-

териальная жизнь есть страдание. Последующая смерть чело-

века не дает ему окончательного освобождения от страданий.

Через некоторое время после смерти человеческая душа воз-

рождается в новом теле для новых страданий. И этот цикл бу-

дет продолжаться до тех пор, пока душа не обретет просвет-

ления и не достигнет состояния нирваны (растворения в Бо-

жественном). Причем к традиционному учению индуизма

Будда добавил важное утверждение о том, что вся земная, ма-

териальная жизнь является иллюзией, миражом. Страдания

вызываются не столько самой жизнью, сколько человеческим

неведением о ее призрачности и страстями, возникающими

вследствие этого неведения. Буддизм вобрал в себя множество

разнообразных традиций народов тех стран, которые вошли в

сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли

миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев

буддизма живут сейчас в странах Азии, но определенное ко-

личество поклонников данной религии есть и в Америке, и в

Европе, и в Австралии и Океании, и в Африке. В России буд-

дизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

По некоторым современным оценкам, буддизма сейчас в мире

придерживаются около 500 миллионов человек.-

 

20-21. МОДЕРН

Не путать с направлением в искусстве конца 19 – начала 20 века!!! Данный вопрос подразумевает краткую хар-ку периода, охватывающего историю от Возрождения, до Новейшего времени. (Спасибо кафедре культуры).

МОДЕРНИЗАЦИЯ— процесс перехода от традиционного общества, которое отождествляется гл.обр. с социальными отношениями патриархально-феодального типа, к современному обществу индустриального капиталистического типа. М. — целостное обновление общества.

Основные признаки М. : рост возможностей использования современной технологии в ключевых отраслях материального производства, расширение форм потребления, создание социальных, политических и культурных условий для развития нового производства. М. вместе с тем не только захватывает производственную деятельность, но выражается также в новых типах духовности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.136 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь