Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типы уроков по изо в школе 8 вида.



Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

1. Пропедевтический урок.

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика. Урок изучения новых знаний: Малая продуктивность учащихся специальных школ 8-го вида при изучении нового материала требует таких коррекционных мер, как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объем их подачи (в начальных классах до 10 минут, в старших до 25 минут).

2. Урок изучения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.

5. Урок проверки и оценки знаний.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока практической работой в классе.

6.Коррекционный урок.

Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

6. Комбинированный урок.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Вот примерная структура комбинированного урока, план-конспект которого будет приведен ниже:

- организационный момент и подготовка к уроку;

- организация учебной деятельности;

- проверка домашнего задания;

- повторение ранее изученного материала;

- подготовка к восприятию нового материала;

- изучение новых знаний;

- коррекция в процессе получения новых знаний;

- закрепление нового материала;

- подведение итогов;

- объявление домашнего задания;

- вывод из урока.

7. Нетрадиционные уроки.

Декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, внеклассные занятия по изо
27. Структура урока рисования
Общая организационная структура урока рисования в специ­ альной школе может быть представлена в следующем виде:
I. Подготовительная часть
1. Организационный этап (общая организация детей, подго­ товка необходимых учебных принадлежностей).
2, Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоцио­ нальной заинтересованности, повышение мотивации изобрази­ тельной деятельности школьников).
II.Основная часть
1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по фор­ ме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
2. Определение последовательности выполнения рисунка (пла­ нирование деятельности).
3. Указания к началу'работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изо­ бразительной деятельности (осуществление фронтального, диф­ ференцированного и индивидуального руководства; повторное при­ влечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащих­ ся; дополнительный показ технических приемов рисования и т.п.).
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащих­ ся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения постав­ ленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и досто­ инствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
2. Задание на дом.
3. Организованное окончание урока. Рассмотрим структуру урока более подробно.
I. Подготовительная часть
Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее корот­ кая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги Шля пробы красок и т. п.
Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего посторон­ него, не имеющего отношения к уроку рисования.
На этом же этапе урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые предстоит рисовать, учащиеся располагают на специальных' столиках-под­ ставках или прикрепляют к доске на указанное учителем место. Небольшие по размерам Предметы, служащие объектами изобра­ жения, дежурные раздают непосредственно перед началом их рас­ сматривания и изучения.
Такую подготовительную работу ученики выполняют по оче­ реди под контролем учителя, который стремится ^к тому, чтобы их действия были овознаиными и целенаправленными. В том слу­ чае, если дежурный допускает к*акую-либо ошибку, учитель, об­ ращаясь к другим детям, просит объяснить ее причину и испра­ вить.
Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мо­ билизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к про­ цессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают со­ вершенно иначе, характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятель- нъш. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает суще­ ственное влияние на формирование графических навыков, поло­ жительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах работы.
Создание заинтересованности в начале урока достигается раз­ ными средствами. Прежде всего учитель рассказывает о содержа­ нии предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображе­ ния и его назначением. Учащиеся с помощью учителя определяют материал, из которого сделан предмет.
Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызыва­ ет необходимую активность и адекватное отношение к поставлен­ ным задачам.
II.Основная часть
Анализ объекта изображения (натуры или образца) или выяв­ ление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся. Следует особо отметить, что без помощи учителя большинство умственно отста­ лых детей (особенно в младших классах) не могут самостоятельно всесторонне изучить объект изображения. В связи с этим учитель организует определенным образом их деятельность и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и
изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, долж­ ны делать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.
Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:
а) организация восприятия предмета в целом (его общая ха­ рактеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эс­ тетическая оценка);
б) анализ предмета:
выделение основной, наиболее крупной части;
выделение остальных частей;
определение формы основной части;
определение формы остальных частей;
установление конструкции, строения предмета (расположе­
ние частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу);
выделение цвета каждой части;
в) повторное привлечение внимания учащихся к предмету в
целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный об­ раз предмета).
В зависимости от возраста учащихся и их графической подго­
товленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:
I период
подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;
поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);
практическое выполнение рисунка учениками;
отчет учащихся о порядке построения рисунка;
II период
совместное с учениками определение последовательности вы­
полнения рисунка; 130
показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;
повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся;
III период
выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схе­мы построения изображения.
Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно
предшествует практической работе учащихся. Учитель напоми­ нает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводит­ся работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по компо зиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, ка­кова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее.
Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бума­ ги, учитель использует образец, которому должны следовать уча­щиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом эта­ пе урока учитель также дает рекомендации по технике работы ка­рандашами и красками.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изоб­ разительной деятельности. После объяснения задания и соответ­ ствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к ри­ сованию. Однако процессом изобразительной деятельности школь­ ников руководит учитель~он постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объек­ том или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует дея­ тельность учащихся.
Учитывая степень выраженности дефекта, необходимо чаще напоминать детям о самых простых правилах рисования, напри­ мер о том, что во время рисования не надо сильно нажимать на карандаш.
III. З а к л ю ч и т е л ь н а я часть
Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый матери­ ал и происходит оценка результатов детского творчества.
При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех за­дач, которые были поставлены учителем в начале урока.
Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только Допущенные ошибки, но и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей созна­тельного отношения к выполнению заданий и умения преодоле­вать встречающиеся трудности.
Задание на дом. Учащиеся I—IV классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся V—VI классов. Учитель " подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.
Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисун­ ки, которые начали в классе, например, закончить раскраску орнамента или тематического рисунка (раскраска рисунка с на­ туры дома, без модели, не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование на заданную тему.
Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.

Декоративное рисование.

Орнамент (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, комбинированный)

Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов при помощи ряда условных предметов.

Стилизация происходит по средствам постепенного обобщения формы, превращение объемной формы в плоскостную, замена реального цвета на условный.

Роль декоративного рисования в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями.

Декоративное рисование считается самым простым видом в обучении рисованию. Предполагается выполнение узоров и орнаментов.

Достоинства декоративного рисования. Не требует высокого уровня развития графических навыков, не предполагает сложного анализа конструкции предмета. Технически доступно для умственно отсталым школьникам. Линии разной направленности. Умение воспроизводить полученный графический образ, умение регулировать нажим на карандаш.

Декоративное рисование может уточнить о геометрических формах. Геометрические формы рассматриваются как переход к усвоению форм предметов.

Декоративное рисование позволяет уточнить и расширить пространственные представления. Уточнить представления о цвете, учатся соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном, соблюдать ритмичность и симметрию окраски элементов.

Декоративное рисование предполагает последовательность составлении узоров по готовым образцам, из данных элементов, составление узоров по заданной схеме, самостоятельное составление узоров.

Урок рисования с натуры.

Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с натуры трудно переоценить. Во

время занятий осуществляется: • формирование перцептивных действий, т.е. умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве; • воспитание осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности; • качественное улучшение зрительных представлений; • развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование); • коррекция пространственных представлений; • развитие речи как регулятора деятельности и средства общения; • воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему; • формирование положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Неумение в должной степени воспринимать объект изображения не позволяет учащимся корр.школы выполнить рисунок, который был бы достаточно сходен с натурой. В связи с этим одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах. Иначе говоря, их надо научить выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение. Непременным условием такой деятельности является осмысливание наглядно воспринимаемого объекта, которое не может осуществляться без активного анализирующего восприятия.

Чтобы организовать такое восприятие на уроках рисования, его необходимо направить на определенные свойства объекта. Анализирующее рассматривание предмета проходит несколько этапов. На каждом из них учащиеся знакомятся с одним из свойств

натуры. Последовательность этапов и конкретные цели определяет учитель. Итогом такой работы является -Целостное восприятие объекта.

1 Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где, применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета? » Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют и показывают части предмета, перечисляют их свойства. Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях.

Целенаправленные наблюдения, развитие аналитико-синтетической деятельности оказывают сильное воздействие на динамику графических образов. Для дальнейшей активизации учащихся, преодоления пассивности восприятия и совершенствования мыслительных операций в процессе рисования с натуры важно подбирать такие объекцы, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор.

Наряду с наблюдением и изучением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета.

Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок — очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования.

Каждый этап построения рисунка учащиеся должны понять и запомнить. Для этого они повторяют очередность выполнения действий. Речь помогает им лучше осмыслить порядок выполнения задания. Только после этого дети переходят непосредственно к

рисованию. При установлении очередности этапов работы необходимо соблюдать принцип перехода от общего к частному. Этот принцип имеет особое значение, поскольку учащиеся специальной школы нередко начинают изображение с деталей, забывая об общей форме предмета.

Во время работы над рисунком учитель привлекает внимание детей к объекту изображения, побуждает их к дополнительному рассматриванию натуры, задает контрольные вопросы: «Что же вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше? » Закончив рисунок, учащиеся рассказывают о том, как они над ним работали. Важно приучить школьников к тому, чтобы в словесном отчете они сообщали не только то, что они делали, но и как решали изобразительные задачи.

Следующий этап обучения детей планированию работы — совместное составление плана построения рисунка в процессе беседы с учителем. На этом этапе объем помощи учащимся может быть различным. Он зависит от общей подготовленности учащихся, от степени сложности натурной постановки, от целей и задач самого урока. Значительная роль в развитии у учащихся умения планировать свою деятельность принадлежит наглядным пособиям, и в первую очередь схематическим рисункам, на которых показаны основные этапы построения изображения. Пользуясь ими, дети под руководством учителя определяют порядок работы, рассказывают о нем и запоминают его. После этого дидактическое пособие убирается; в противном случае школьники будут рисовать, глядя на схему, а натуральный объект останется без внимания. Более того, умс т венно отсталые дети в ходе п р а к т и ч е с к ой де я те л ьности по-прежнему нуждаются в помощи. Однако эта помощь носит совсем иной характер, да и удельный вес ее значительно сокращается.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3318; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь