Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государственное регулирование и поддержка кинематографии



 

" Основы государственной культурной политики" определили приоритеты развития отечественной культуры и, в частности, кинематографии. Культурная политика, провозглашенная " Основами" обрела новую ориентацию исходя из понимания культуры как миссии, как общественного блага, как системы ценностей, определяющих самобытность общества, единение общественных институтов и независимость государства.

В 2015 году государственная политика в области кинематографии строилась в соответствии с целями и задачами государственной культурной политики, главными из которых являются:

укрепление гражданской идентичности;

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

В год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне при поддержке Минкультуры России и консультативном содействии Российского военно-исторического общества была реализована целая программа мероприятий, отвечающих приоритетам государственной культурной политики, в том числе задачам укрепления гражданской идентичности, реализации воспитательных функций киноискусства и др.

Основными задачами отечественной киноиндустрии в 2015 году были наращивание объемов производства национальных фильмов и количества релизов отечественных игровых и анимационных полнометражных фильмов, увеличение доли национальных фильмов в отечественном прокате, посещаемости киносеансов в расчете на одного жителя в год, количества кинотеатральных экранов в стране, расширения участия отечественных фильмов в крупнейших международных и российских киносмотрах.

Стратегия государственного регулирования и поддержки кинематографии в 2015 году, базируясь на принципах государственной культурной политики, полностью отвечала объективным потребностям развития киноотрасли и способствовала возрождению интереса российского зрителя к произведениям отечественного кино.

Общий объем государственной финансовой поддержки кинематографии в 2015 году составил 6, 2 млрд. рублей, в том числе:

3, 7 млрд. рублей перечислено Фонду кино;

1, 9 млрд. рублей направлено на кинопроизводство;

0, 6 млрд. рублей направлено на поддержку проката, продвижение российского кино на территории Российской Федерации и за рубежом, прочие мероприятия.

При поддержке Минкультуры России в 2015 году:

завершено производство 77 игровых фильмов, 180 анимационных фильмов, 291 неигровой видеофильм по 19 тематикам;

проведено 49 кинофестивалей в 21 регионе Российской Федерации, 45 киномероприятий по продвижению российских фильмов за рубежом.

В 2015 году при поддержке Минкультуры России было запущено в производство 34 игровых фильма (в том числе 3 фильма-дебюта, 7 фильмов для детей, 3 телевизионных сериала, 21 авторский фильм), 182 неигровых фильма (из них 13 неигровых спецпроектов) и 52 анимационных проекта (в том числе 34 детских и 18 авторских).

В 2015 году была продолжена апробированная и признанная эффективной практика очной защиты игровых кинопроектов, в ходе которой авторы проектов излагают свои замыслы, демонстрируют материалы к будущим фильмам, отвечают на вопросы экспертов.

К рассмотрению проектов исторической и военно-патриотической тематики наряду с членами четырех экспертных советов привлекались члены Консультативного совета Российского Военно-исторического общества, которые давали заключения о достоверности фактографии сценариев,
о правомерности трактовки в них исторического материала и авторских выводов.

В минувшем году на киностудиях страны при поддержке Минкультуры России завершено производство 10 игровых полнометражных фильмов, предназначенных для детской аудитории, 24 фильма режиссеров-дебютантов, 38 авторских и экспериментальных фильмов, 5 телевизионных сериалов.

В ряду фильмов, приуроченных к 70-летию Великой Победы, одним из лидеров проката стала военная драма режиссера С.Мокрицкого " Битва за Севастополь", основанная на реальных событиях и повествующая о судьбе самого результативного снайпера Великой Отечественной войны, героя Советского Союза Людмилы Павличенко. Эта картина, собравшая за 9 недель проката 435, 5 млн. рублей, привлекла зрителей тем, что стала не просто рассказом о войне, а прежде всего о человеке на войне, снятом в лучших традициях классического советского кино, где больше тепла, чем пафоса, и, несмотря на батальные сцены, поражающие зрителя своей реалистичностью, акцент здесь ставился не на спецэффектах, а на людях.

В десятку лидеров российского бокс-офиса 2015 года вошла картина Р.Давлетьярова " А зори здесь тихие..." (сборы за 31 неделю проката составили 272, 1 млн. рублей) - ремейк культового советского фильма С.Ростоцкого.

Однако этими лентами военная тема на российском экране не исчерпывается. Свой вклад в ее освещение внесли и режиссеры-дебютанты. Драма " Единичка" К.Белевича, рассказывающая о спасении советскими солдатами воспитанников интерната для глухонемых, бежавших из Варшавы во время разгрома восстания в августе 1944 года. Само название картины подчеркивает якобы малозначительность, а на самом деле именно ту значимость трудной, жертвенной работы войны в боях " местного значения", из которых и складывалась победа.

По мотивам повести Э.Казакевича " Двое в степи" и военным дневникам К.Симонова режиссером С.Поповым создана картина " Дорога на Берлин", переакцентировавшая некоторые сюжетные мотивы с точки зрения дня сегодняшнего.

Документалист А.Темников снял игровую военную драму " No comment" о событиях чеченской войны, в которой привлек в качестве источника подлинные видеоматериалы, найденные на местах событий.

О возникновении дружбы между советским мальчишкой Павлом и его сверстником из гитлерюгенда Петром весной 1945 года при освобождении Восточной Европы от фашистских захватчиков рассказывает фильм режиссера Ю.Поповича " Про Петра и Павла".

Для большинства зрителей стала открытием малоизвестная страница истории Первой мировой войны, показанная в фильме режиссера Д.Месхиева " Батальонъ". Эта картина, исполненная патриотического пафоса и рассказывающая о женском подразделении, созданном Временным правительством для поднятия духа армии, которая также стала одним из лидеров отечественного проката (сборы за 8 недель кинопоказа составили более 481 млн. рублей), поразила зрителей необычайной достоверностью исторической обстановки.

В 2015 году в российском кино стала еще более очевидной тенденция усиления блока арт-мейнстрима, жанрового кино и анимации. Таким образом, отечественный кинопроцесс развивается в контексте превалирующих тенденций европейского кино, где фильмы арт-мейнстрима составляют фундамент индустрии и пользуются неизменным вниманием со стороны зрителей, а вместе с тем интересом и признанием мировых кинофестивалей. В арт-мейнстриме удачно сочетаются три важных фактора: экономичность, доходчивость для зрительского восприятия и возможность заложить в доступную форму глубокое содержание, вызывающее живой эмоциональный отклик зрителя. В итоге, если в 2014 году сборы с картины этого сегмента в среднем составляли около 6 млн. рублей, то в 2015-ом - уже 11 млн. рублей.

К арт-мейнстриму можно отнести и ироничную коллекцию современных романтических историй картины А.Меликян " Pro любовь", признанной лучшим фильмом фестиваля " Кинотавр - 2015" и получившей премию за лучший фильм Национальной академии кинематографических искусств и наук " Золотой Орел"; и абсурдистский гротеск А.Прошкина на современные темы " Орлеан"; и фантазийные, выросшие из авангардистской традиции " Ангелы революции" А.Федорченко - о юных максималистах, которые ищут в молодой советской власти воплощение своих мечтаний и надежд; и мелодраму О.Асадулина " Зеленая карета" о проблеме разрушения связей между поколениями; и " Две женщины" В.Глаголевой - экранизацию пьесы И.Тургенева " Месяц в деревне" с участием знаменитого британского актера Р.Файнса и другие работы.

Обращение к литературной классике, в том числе советской, в последнее время становится одним из заметных явлений отечественного кино. Русская и советская литература таит в себе огромные, еще не задействованные пласты не только сюжетов, но и идейного богатства, способного подвигнуть зрителя к глубоким размышлениям. В числе картин, обращенных к литературному наследию, " Конец прекрасной эпохи" С.Говорухина по мотивам биографической повести С.Довлатова " Компромисс", " Лейтенант" Е.Сергеева-Эпштейна по мотивам военной прозы В.Быкова, " Находка" В.Демента по повести В.Тендрякова, " Синдром Петрушки" Е.Хазановой по мотивам одноименного романа Д.Рубиной.

Особенностью целого ряда фильмов минувшего года, и не только экранизаций, но и картин о современности, является внимание к нравственным проблемам жизни. Среди них " Инсайт" А.Котта, " Спасение" И.Вырыпаева, " Вдвоем на льдине" режиссеров Н.Джорджадзе, В.Игнатьева и другие.

Примечательны своей жизнеутверждающей интонацией фильмы режиссеров-дебютантов - " Клинч" С.Пускепалиса и " Бабоньки" А.Коваленко.

Создание фильмов для детей и подростков - один из приоритетов Минкультуры России. В соответствии с распоряжением министерства
от 12 августа 2014 г. № Р-93 объемы финансирования производства игровых фильмов для детей определены в размере 10% от общего лимита бюджетных средств, предусмотренных на кинопроизводство.

В 2015 году киностудиями страны при финансовой поддержке Минкультуры России было выпущено десять детских картин. Среди них: мелодрама режиссера А.Томашевского " Уроки выживания", приключенческий фильм " Частное пионерское-2" режиссера-дебютанта А.Карпиловского.

Самым маленьким зрителям адресованы фильмы-сказки " Праздник непослушания" В.Харченко, " Самый рыжий лис" А.Стреляной и " Тайна Снежной королевы" Н.Бондарчук.

С интересом встречены детской и подростковой аудиторией семейная картина " Завтра утром" режиссеров Д.Хонина, Н.Хомерики, А.Майовера, Д.Крылова, приключенческая лента " Клад" И.Волковой, триллер " Ведьма" Д.Федорова, сугубо современная режиссура которых сочетается с острыми социальными зарисовками времени.

Продолжается выпуск детского юмористического журнала " Ералаш" (выпуски № 288-299), неизменно пользующегося популярностью у детской аудитории.

В 2015 году была завершена работа над пятью телевизионными сериалами, созданными при финансовой поддержке Минкультуры России: экранизацией одноименного романа М.Шолохова " Тихий Дон" С.Урсуляка, " Молодая гвардия", снятой по мотивам одноименного романа А. Фадеева режиссером Л.Пляскиным, " Следователем Тихоновым" по мотивам детективов братьев Вайнеров режиссера Э.Оганесяна, " Орденом" А.Быстрицкого, рассказывающего о войсковой операции советских войск в Маньчжурии в августе 1945 года и " Молодежкой" режиссера С.Арланова о судьбе молодежной хоккейной команды " Медведи".

В 2015 году при государственной финансовой поддержке было выпущено 180 анимационных фильмов, в том числе 2 полнометражных кинофильма, 16 сериалов (121 серия), 10 альманахов, 47 видеофильмов. Минкультуры России установлены объемы финансирования производства национальных анимационных фильмов в размере 15% от общего лимита бюджетных средств, предусмотренных на кинопроизводство; 60% от выделенных на анимацию средств должны быть направлены на создание детских анимационных картин. В целом 2015 год для российской анимации во многих аспектах стал знаменательным.

Важным событием стало открытие специализированного канала " Мульт", транслирующего исключительно отечественную анимацию, сам факт появления которого свидетельствует о том, что отечественная анимационная продукция заняла свою прочную нишу на телевидении и стала устойчивой сферой российской киноиндустрии.

Большое внимание традиционно уделяется детской анимации, продолжается создание уже полюбившихся российской детворе сериалов: " Паровозик Тишка" (" АА-Студио" ); " 10 друзей кролика" (" АА-Студио" ); " Фиксики" (" Аэроплан" ); " Новаторы" (" Частные технологии" ); " Барбоскины" (Студия анимационного кино " Мельница" ); " Пин-код" (" Смешарики" ).

Авторская анимация последовательно осваивает темы путешествия и возвращения домой, поиска смысла жизни в границах отчего дома которые находят интересное изобразительное решение в фильмах " Про маму" Д.Великовской (Школа-студия " ШАР" ), " Очень одинокий петух" Л.Шмелькова (" Союзмультфильм" ), " Звездный ослик" А.Дьякова (" Мастер-фильм" ), " Плач птицы Урутау" Д.Осиповой (" Мастер-фильм" ). Выразительны истории об одиночестве художника: " Андрей Хижина и его горе" А.Демина (" Анимос" ), " Волк Вася" Е.Соколовой (студия " А-фильм" ), " Арвентур" И.Евтеевой (" Proline Film" ). Симпатии критики завоевывают личные истории, облеченные в форму своеобразного диалога, а бытовые сюжеты, напоминающие, что удивительное рядом, находят отклик и у широкой публики. " Цветочница" Р.Газизова, " Дом" Ф.Ярина, " Мой дедушка был вишней" О. и Т. Полиектовых, " О, дарлинг! " А.Ворониной, и другие фавориты фестивальных смотров посвящены семье, щемящим воспоминаниям детства.

В работах молодых авторов очевиден интерес к отечественной литературной и кинематографической классике, которая переосмысливается ими с позиций современности. В спокойных акварельных тонах исполнена экранизация рассказа В.Шукшина " Чудик", режиссер М.Филонец. Ироничный взгляд молодого поколения на театральную эстетику предлагает автор фильма " Чехов Точка Чайка" С.Меломуд (" Мастер-фильм" ).

Значительное внимание уделяется созданию популярных у зрителей полнометражных анимационных фильмов. В минувшем году при поддержке Минкультуры России завершены производством фильмы " Самые правдивые истории" (" Студия Продюсерского кино" ) и " Необыкновенное путешествие Серафимы" (" КиноАтис" ).

В области неигрового кино при поддержке Минкультуры России в 2015 году был создан 291 видеофильм, в числе которых 68 полнометражных и 223 короткометражных фильмов, включая 7 спецпроектов и 40 сериалов.

Приоритетными по тематическим направлениям государственной поддержки в 2015 году стали проекты об истории успеха на производстве, в предпринимательской и общественной деятельности; о межнациональных отношениях; картины военно-исторической тематики; о противодействии экстремизму, терроризму, преступности и коррупции; о медицине и здоровье нации; проекты, приуроченные к Году литературы; а также дебютные фильмы.

В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне особое внимание было уделено созданию фильмов, приуроченных к этой знаковой для нашего Отечества дате. Среди них: цикл короткометражных документальных фильмов " Победители" режиссера А.Куренкова; " Ким и Клара" Б.Сарахатунова -
о переплетении человеческих судеб в годы войны; " Солдаты наши меньшие", Т.Мирошник - о самых необычных солдатах Великой Отечественной войны - животных и птицах; " Бэлла, чао" или цветок на память" В.Ловковой -
об эмигрантах и военнопленных, вместе сражавшихся против немецких захватчиков, которых объединила любовь к Родине; " Дни воинской славы: Контрнаступление под Москвой" режиссера А.Столетова - о днях воинской славы и памятных датах в истории России; " Оборона Диксона" В.Вольфа -
о малоизвестных героических страницах истории Великой Отечественной войны; " ИМЯ Рокоссовский" Е.Тирдатовой - о выдающемся полководце.

Уделялось внимание в минувшем году и созданию фильмов о проблемах современной семьи, воспитания детей и подрастающего поколения, картинам о спорте. Создан ряд фильмов этнографической тематики, посвященных коренным и малочисленным народам, проблемам окружающей среды и экологии, а также картин, знакомящих зрителя с живописными уголками нашей Родины.

Одной из самых примечательных и позитивных тенденций современной отечественной документалистики, как отмечают аналитики этого вида кинематографии, является стремление авторов к драматургической проработке документальных проектов, к осмыслению своего авторского высказывания.

В 2015 году наряду с многими фестивальными наградами премии Президента Российской Федерации за воплощение гуманистических идеалов в документальном фильме была удостоена коллективная работа " Дух в движении" (авторы - выпускники мастерской С.Мирошниченко во ВГИКе С.Гевейлер, Ю.Бывшева, С.Кучер), признанная официальным фильмом XI зимних паралимпийских игр.

В 2015 году была осуществлена уникальная акция по оценке неигровых фильмов, созданных при государственной поддержке, которая позволяет уточнить приоритеты и оценить качество неигровой кинопродукции, финансируемой за счет средств государственного бюджета. Для ее реализации была сформирована экспертная группа из 25 авторитетных специалистов в области неигрового кино, которая отсмотрела и оценила 235 неигровых картин, созданных при поддержке Министерства культуры в 2014 году.

По итогам экспертного голосования были выявлены лучшие неигровые фильмы. В число лидеров вошли фильмы " Коктебельские камушки" А.Осипова, " Последний рыцарь империи" С.Дебижева, " Варлам Шаламов. Опыт юноши" П.Печенкина, " Дух в движении" С.Гевейлер, Ю.Бывшевой,
С.Кучер, " Кардиополитика" С.Стрельниковой и др.

По инициативе Гильдии неигрового кино и телевидения 20 фильмов- победителей конкурса были показаны в рамках проекта " Программа 20/14", поддержанного Минкультуры России, в активно развивающейся по всей стране сети киноклубов.

В 2015 году основными направлениями деятельности Минкультуры России по поддержке проката отечественных национальных фильмов стали:

прокат и продвижение отечественных фильмов на экраны страны, включая их тиражирование и рекламу (на эти цели было предоставлено субсидий на сумму - 9, 9 млн. рублей); поддержка оказана 10 национальным фильмам: " Полное превращение", " Дедушка моей мечты", " Однажды", " Две женщины", " Главный", " Смайлик", " 14+", " Находка", " Конец прекрасной эпохи", " Пингвин нашего времени";

государственная поддержка 49 российских и международных кинофестивалей, проводимых на территории нашей страны (на эти цели израсходовано 360, 08 млн. рублей, в том числе на проведение Московского международного кинофестиваля - 115, 0 млн. рублей);

проведение мероприятий по пропаганде отечественных фильмов
(из федерального бюджета на эти цели было выделено -22, 5 млн. рублей в форме субсидий); при государственной финансовой поддержке были проведены следующие киномероприятия: церемония вручения Национальной кинематографической премии " НИКА" за 2014 год; церемония вручения Национальной Премии в области кинематографии " ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ"
за 2014 год; конференция и мастер-классы по международному сотрудничеству в области кинематографии (MOSCOW BUSINESS SQUARE) в рамках
37-го Московского международного кинофестиваля в г.Москве в июне 2015 года; мастер-классы Никиты Михалкова;

проведение киномероприятий за рубежом и международных мероприятий в Российской Федерации.

В 2015 году состоялись показы российских фильмов в рамках 40 зарубежных (включая международные) кинофестивалей и недель российского кино, а также проведение 10 недель и фестивалей зарубежных фильмов в России. Продвижение национальных фильмов осуществлялось также путем участия в 6 международных кинорынках.

Ведение Государственного регистра фильмов - одна из основополагающих функций Минкультуры России, обеспечивающая законность использования кинопродукции на территории страны.

В 2015 году Минкультуры России предоставлялись государственные услуги:

по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на территории страны;

по выдаче удостоверений национального фильма.

Было выдано 3205 прокатных удостоверений на аудиовизуальные произведения на всех видах носителей, в том числе 2004 - на отечественные и 1201 - на зарубежные произведения.

За 2015 год осуществлена выдача 2684 удостоверений национального фильма на запускаемые в производство проекты, законченные производством фильмы и фильмы прошлых лет, составляющие коллекции фильмофондов ведущих студий страны.

Как и в предшествующие годы, серьезное внимание уделялось развитию инфраструктуры киноотрасли, оптимизации и содействию продуктивной деятельности подведомственных организаций, а также реализации актуальных задач государственной политики.

В 2015 году продолжена работа по созданию на базе Киноконцерна " Мосфильм" многофункционального культурного центра.

Завершена реорганизация Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького в форме присоединения к ней Центра национального фильма и Научно-исследовательского ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститута с целью создания многопрофильного кинематографического центра.

Осуществляются меры по налаживанию деятельности Киностудии " Союзмультфильм", в том числе продолжается работа по капитальному ремонту нового здания студии, расположенного по адресу: Москва, ул.Академика Королева, д.21.

За счет кредита, выделенного под государственную гарантию Российской Федерации, осуществляется модернизация Киностудии " Ленфильм".

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь