Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени



Фридрих Ницше замыкает своей философией XIX век. Его воззрения — яркая реакция на филосо­фию Нового времени, прежде всего на логоцентризм. Сущность вещей, считает Ницше, это не научная или моральная, а слепая воля к власти. Все слабое Ницше презирает, а все сильное воспевает. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, способных вести за со­бой слабовольные массы. Лозунг Ницше — живи опас­но.

Ницше — прекрасный филолог и музыкальный импровизатор. Все это переплавляется у него в свое­образную философскую форму, где яркие литератур­ные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написан­ные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше разрушает нововре­менной логоцентризм. Старые ценности его не устра­ивают. Науку он ставит не слишком высоко. Доволь­но часто «воля к истине» есть лишь выражение бессилия «воли к творчеству». Само понятие истины Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что ис­тина есть? Человек интерпретирует, но не ради исти­ны, а реализуя свое стремление к власти. Ницше ре­шительно выступает против «малокровных» идеалов христианства, морали, науки.

Кажется, что Ницше разрушил все ценности Ново­го времени. Но... «бог умер; и мы хотим — пусть жи­вет сверхчеловек». На место Бога Ницше ставит чело­века, но это и есть главное положение философии Нового времени. Ницше не отказался от философии Но­вого времени и вместе с тем многое в ней разрушил. Он

мечтал «о неслыханном синтезе», но осуществить его не сумел. Философия Ницше венчает собой философию Нового времени.

Ницше умер в 1900 г., на пороге Новейшего време­ни — XX века. Не стало альпиниста, но осталось его дело. Философское восхождение продолжалось, впере­ди, в серебристых облаках уже виднелись новые вер­шины.

Основные выводы

• Философия Нового времени внутренне неоднород­на. Связь ее основных положений не повторяет стро­гость математических теорем. Но она четко указыва­ет на своеобразие нововременной философии.

• Философия Нового времени ставит в центр свое­го внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо «коллективного» человека (Маркс). Это означает, что философия Нового време­ни антропоцентрична.

В философии Нового времени преобладает гносе­ологическая установка, т.е. считается, что доступ к по­ниманию мира открывает познание.

• Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго раци­ональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).

• Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам позна­ния (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).

• Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стре­мятся поставить на научные рельсы).

• Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам — правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).

• Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.

• Философия Нового времени знаменует собой тре­тий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики филосо­фии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ниц­ше.

Философия XX века — это неклассическая фило­софия.

ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следу­ет ориентироваться в этой разнородности. Недостаточ­но знать только одно философское направление, ибо в та­ком случае теряются достоинства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни философы удачнее реализу­ют научную, а другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом отчет­ливо дана разнородность философии.

Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие четырех главных фи­лософских школ. Сейчас мы их только назовем, а об­стоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Ан­глии, США, скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень сильны философские тра­диции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше, чем в других странах, сто­ронников постмодернизма. Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии интернационального содержания — это аналитичес­кая философия, феноменология, герменевтика и пост­модернизм.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Какую проблему стремится решить феноменология?

Феномен — в переводе с греческого то, что явля­ется. В нашем случае речь идет о том, что явилось в со­знание человека в его чувственном опыте и далее в про­цессе его осмысления. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменоло­гия — это учение о сознании, о феноменах и их смыс­лах. Основателем феноменологии в том виде, в кото­ром она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское направле­ние жизненно лишь в том случае, если оно разрабаты­вает действительно важную проблему, которая беспо­коит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жиз­ненный мир человека, наполненный красками, запаха­ми, разнообразными впечатлениями, пройдя через со­знание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализации, оказывается чрезвычайно обедненным, су­хим, абстрактным, обезжизненным. Почему это проис­ходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира — это результат плохого философствования. Фе­номенология как раз и стремится восполнить этот не­достаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не об-

ращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного знания, не только не избега­ет кризисных явлений, а, наоборот, плодит их (беско­нечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям из­бегать забвения жизненного мира. С этой целью выра­батывается особый феноменологический метод.

Феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как, например, у Канта) проти­вопоставлением субъекта объекту. При таком противо­поставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки бе­рется исключительно из сознания. Натурализм пони­мает сознание как пассивное отражение реальности, а меж­ду тем оно активно. Правильная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект да­ны в их соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интен­ция. Внешний для человека предмет дается ему в ощу­щениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скобки», воз­держаться от поспешных суждений о нем (такое воз­держание со времен древних греков называется эпохе).

На время анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегическом смысле сознание все­гда ориентировано, направлено на предмет. Это и оз­начает, что сознание интенсионально, т.е. направле­но на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим фе­номенологический метод на конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню и синтезирует полу­чаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с воспри­ятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезиро­вание выступает как идентирование, т.е. «схватывание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яб­лоне вообще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос — это идея, не потерявшая своей кон­кретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свойства, ко­торые присущи всякой яблоне. В результате достигает­ся эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Ди­намике переживаний соответствует динамика выска­зываний. Все дело в том, чтобы высказывание облада­ло подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные, полновес­ные знаки, в которых человек выражает свое отноше­ние к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике созер­цаний, переживаний, их смыслов (эйдосов), высказы­ваний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу? Бла­годаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следую­щем: едва ли не во всяком высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предмета — стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом», «лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «кни­га». Человек образует смысл не на пустом месте, а бла­годаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заклю­чено больше, чем в созерцаниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание смысла­ми и только после этого полученный эйдос возвраща­ется предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень показательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую ди­алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь