Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественная обработка камня.



Изделия из твердого камня выпускаются на девяти предприятиях народных художественных промы­слов: в Бурятии и Коми, Хабаровском, Алтайском краях, Мурманской, Иркутской, Читин­ской, Пермской, Челябинской областях, а также на заводе «Русские самоцветы» в Екатеринбурге.

Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распространение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки — широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения. Подобный принцип использования твердого камня в настоя­щее время особенно плодотворен, так как современные син­тетические камни — корунды с их граненой поверхностью могут конкурировать с естественными камнями. Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Промыслы по обработке мягкого камня находятся на Урале, в Нижегородской области, на Северном Кавказе, в Архангельске. Искусство обработки мягкого камня не имеет таких традиций, как обработка твердых пород. К мягким камням относятся различные породы гипсового камня. Ме­сторождения мягких камней есть на Урале, в Пермской, Ар­хангельской, Нижегородской областях, Краснодарском крае. Мягкий камень необычайно разнообразен по своим расцвет­кам. В камнерезном промысле чаще всего используются бе­лый или серый камень с темными прожилками и вкрапления­ми, кальцит - камень бурого цвета, талькохлорид - густого серо-черного цвета с зеленоватым оттенком.

Селенит, называемый уральским самоцветом, имеет зо­лотисто-желтый, иногда нежно-розовый оттенок Он слоист по структуре, полупрозрачен, поверхность его переливается шелковистым блеском. Талькохлорид - зеленовато-серый ка­мень, но при полировке он становится черным. Эту особен­ность используют мастера, комбинируя полированную чер­ную блестящую поверхность с неполированной серой мато­вой, камнерезы добиваются интересных эффектов. Обраба­тывают мягкий камень в основном вручную, с применением металлических инструментов. Из куска камня выпиливают заготовку, опиливают ее рашпилями до нужной формы. Скульптурные детали вырезают металлическими стамесками. Для шлифовки используют мелкий речной песок. Полируют мягкий камень гашеной известью и мыльной пеной. После прогрева в печи изделие покрывают парафином, под слоем которого особенно хорошо выявляются блеск камня и его природный рисунок. Податливый в обработке материал по­зволяет мастеру свободнее проявить свои возможности твор­ческого характера, особенно если создается скульптура или изделие с декоративными скульптурными деталями. Ведущая анималистическая тема оттеснила сказочные образы и стала более реалистичной по своему содержанию. Скульптура уральских резчиков все дальше уходит от статичности, дви­жения фигур становятся более пластичными, не нарушая скульптурной монолитности.

В настоящее время в Краснодарском крае существуют два предприятия по художественной обработке камня: отраднинская фабрика камнерезных изделий и хаджохский завод «Русские самоцветы», расположенные поблизости от место­рождения мягкого камня. Мастера ходжохского завода ис­пользуют светлый гипсовый камень с его мягкими оттенками желтоватых, светло-серых, молочных тонов Особую пре­лесть камню придают живописные темные вкрапления, про­жилки. Из него создают вазы, декоративные ковши и т.д.

Резьба по кости.

Кость - материал, широко использовавшийся еще в глубокой древности. Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Наиболее древний центр обработки кости сформировался на Чукотском побережье. Старейший промысел, получивший развитие в XVII в., находился вблизи г. Холмогоры Архангельской области. Расположенные в устье Северной Двины, у Белого моря, Холмогоры были крупным торговым центром. Другой традиционный промысел резьбы по кости возник в середине XIX в. в Тобольске - крупном городе Западной Сибири, богатом ископаемой мамонтовой костью.

Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа. Народные мастера сумели выявить и использовать замечательные свойства материала для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета. Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости. Своего наибольшего расцвета холмогорское искусство достигло в XVIII в. Для на­чала этого века типично изготовление ларцов, имеющих тра­диционную форму сундучков. Деревянная основа ларцов оклеивалась костяными пластинками (моржовой костью), часть из которых окрашивалась в интенсивно зеленый цвет.

Ритмичное чередование белого и зеленого создавало декоративное звучание вещи. Ко второй половине XVIII в. ассортимент и декор костяных изделий становятся особенно многообразными и богатыми. В праздничном и пышном оформлении изделий гармонично сочетались ажурная и рель­ефная резьба, отличающаяся своеобразием сюжетов и пластически богатством, гравировка, окраска кости, подкладка цветных фонов под ажурный узор.

В первой половине XIX в. характер изделий меняется. Оформление изделий становится более строгим, лаконичным, и ее формы — строго геометрическими. Ажурный орнамент теряет свою сочность, превращается в тончайшую ромбовид­ную сетку, на фоне которой помещаются изящные гирлянды. Из мелких цветов и листьев в изделиях остаются не укра­шенными большие плоскости гладкой кости.

К концу XIX века холмогорский промысел, не способ­ный конкурировать с промышленными изделиями, почти умирает. Возрождение промысла начинается в 1930 г. Моло­дые мастера начинают осваивать традиционные художест­венно-технические приемы: тонкую ажурную резьбу, изящно моделируемые рельефные изображения. В последние два де­сятилетия в искусстве холмогорских мастеров преодолевает­ся тенденция к созданию сложных, чрезмерно украшенных изделий Постепенно создается новый тип орнамента, в осно­ве которого декоративно переработанные мотивы северной природы: ветви деревьев, северное сияние, цветы и травы.

Тобольская резьба по кости. Возникновение костерезного промысла в Тобольске относится к 60-м годам XIX века. В 1872 г была открыта первая костерезная мастерская. В тобольской резьбе основное место занимала скульптура. В начале XX века костерезный промысел приходит в упадок. В конце 1920-1930 гг. вновь возрождается тобольский промысел и организуется артель, объединившая мастеров резьбы по кости.

Излюбленным сюжетом косторезных изделий стали называемые «поездки», изображающие охотника, сидящего на санях и погоняющего оленей или собак. Мастера умело передавали стремительность бега животного, динамичную ездока.

Мастера Тобольска создали множество скульптурных изображений жителей Севера - рыбаков, охотников. С любовью изображали они играющих детей, мать с ребенком, маленькие скульптуры обобщенны по форме, выразитель просты по композиции.

До настоящего времени мастера умело используют зуб кашалота, строя композицию скульптуры в соответствии его формой, выявляя оригинальную красоту материала.

Хотьковский косторезный промысел: Это один из относительно молодых промыслов. Возникновение его в Подмосковье, очевидно, связано со старинными традициями обычной резьбы по дереву, бытовавшей в с. Богородское еще в XVI в., а также плоскорельефной резьбы в селах Абрамцево и Кудрино. Широко употребляя простую животную кость (цевку), мастера сумели всесторонне использовать свойства этого материала. Необходимо отметить, что объемная резьба по цевке имеет свои трудности. У нее тонкие стенки, ограни­чивающие возможности объемного изображения. Кроме того, не обладая такой красивой фактурой, как мамонтовая или моржовая кость, цевка требует сложной предварительной об­работки. Тем не менее в последнее время создаются интерес­ные работы, в которых срезы простой кости соединяются ме­жду собой, образуя площадь для резьбы.

Излюбленна хотьковскими мастерами и миниатюрная скульптура, которую они выполняют из цевки и, частично, из зуба кашалота. Это персонажи русских народных сказок, а также изображения животных (играющие медвежата, лось, косуля). Значительное место в искусстве промысла занимает создание украшений из кости. Они представлены браслетами, подвесками, серьгами, отличающимися тонкой, искусной, рельефной резьбой, в которой изображаются цветы, ягоды, листья.

Миниатюрная живопись на папье-маше

Искусство русской миниатюрной живописи на папье-маше известно во всем мире. Это шкатулки, коробки, пудреницы, броши и другие изделия Исходным материалом для изготовления (тих изделий служит обыкновенный картон, который после многократной пропитки маслом и клеем и просушки при оп­ределенном режиме приобретает новые свойства, становится твердым как дерево, легко поддается столярной и токарной обработке.

Производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью, возникшее в России в конце XVIII века в с. Данилкове под Москвой, впоследствии было перенесено в со­седнее село Федоскино. В середине 1920 г. организуется производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью в с Палех. В 1930 г появляется миниатюра с. Холуй и миниа­тюра Мегеры - поселка Владимирской области. Все четыре центра русской миниатюры обладают своими ярко выражен­ными художественными особенностями.

Федоскинская миниатюра. Развиваясь на протяжении XIX в., федоскинская миниатюра многое позаимствовала у классической русской живописи: сюжеты ее часто идут от старой русской гравюры и русского лубка Характерны изо­бражения народных гуляний, плясок в русских народных кос­тюмах.

Создается в Федоскино и немало портретных и пейзаж­ных миниатюр. Федоскинцы правдиво и с большим чувством передают очарование русской снежной и морозной зимы, зо­лотой осени, неповторимую прелесть живописных поэтиче­ских уголков Подмосковья. Федоскинские миниатюры всегда написаны на черном фоне. Свои миниатюры федоскинские мастера пишут масляными красками в технике лессировок. Часто, прежде чем написать миниатюру, мастер наклеивает на фон тонкую пластинку перламутра или листочек сусально­го золота, которые, просвечивая сквозь полупрозрачные слои красок, придают законченной миниатюре необыкновенную декоративность. Такой прием называется «живописью г сквозному». Федоскинская миниатюра пишется на основн поверхности шкатулки, она занимает все плоскость и не имеет обрамления в виде орнаментальной рамки или бордюра.

Палехская миниатюра. Всем своим художественным строем она коренным образом отличается от федоскинской, Палехские художники свои миниатюры пишут не масляными, а темперными красками, разведенными эмульсией на яичном желтке. Праздничность, нарядность и цельность колорита, яркие чистые локальные цвета характеризуют палехскую па­литру. Человеческие фигуры на палехских миниатюрах, как и в произведениях древнерусской живописи, имеют несколько вытянутые пропорции, движения их размеренны, плавны и сами по себе уже увлекают зрителя в область легенды или песни.

Искусство миниатюры требует от художника твердой руки, зоркости глаза и душевной чуткости. Палехские миниа­тюры производят впечатление подлинных драгоценностей. Нередко небольшая по размерам шкатулка расписана со всех сторон. Тончайшая разработка и занимательность сюжета позволяет подолгу и без устали рассматривать каждую ми­ниатюру. Мир палехского искусства поражает богатейшей фантазией художника. Она то увлекает в историческое про­шлое русского народа, то подводит к литературным произве­дениям, переносит зрителя с зимней вьюжной дороги в зной­ную пустыню. Вглядываясь в миниатюру, мы не только сле­дим за сюжетом, но и восхищаемся мастерством, с которым выполнено произведение.

Холуйская миниатюра. Холуйская миниатюра занимает как бы промежуточное место между федоскинской и палех­ской. В ней много непосредственности и жизненности в пе­редаче событий окружающей действительности, присущих Федоскину, и в то же время фантастичности, характерной для Палеха.

Свои миниатюры мастера Холуяi пишут на черных фо­нах темперными красками. Человеческие фигуры в миниатю­рах имеют нормальные пропорции, рисунок их менее певуч и изыскан, чем в Палехе. Вместе с тем, значительно больше внимания уделяется природе, пейзажу. Тематика холуйских миниатюр очень разнообразна. Здесь много сказок, былин, а также миниатюр на современные темы. Миниатюра на крыш­ке обычно окаймлена золотым орнаментальным бордюром.

Мстерская миниатюра. Миниатюра Мстеры значи­тельно отличается от палехской и холуйской. В ней ясно про­ступают черты условности и декоративности, непосредствен­но связывающие ее с древнерусской живописью. Мстерские миниатюры пишутся на светлых фонах. Основную роль в них играет пейзаж. Герои мстерских миниатюр живут и действу­ют в светло-воздушной, пленэрной среде.

Живописцы Мстеры стремятся заполнить красками всю поверхность изделия. В связи с этим произведениям лаковой живописи присущи ковровая красочность, живописность по­ля. Окаймляются миниатюры золотой полоской ажурного орнамента.

Тематика миниатюр самая разная. Здесь и сказки, и песни, и исторические события, жанровые мотивы, лириче­ские сценки, героические батальные композиции.

Мастера-живописцы Мстеры часто изображают пейзаж, в котором поэтично рассказывают о своей родной природе, причем сам пейзаж несет здесь активную нагрузку. Кроме того, если палехские миниатюры отличаются графичностью, контрастными цветами, то характерной особенностью миниа­тюрной живописи Мстеры является разнообразие и утончен­ность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Колорит их произведений выдержан в нежной тональной гамме. Цветовая гамма мстерских художественных изделий состоит из теплых тонов с преобладанием золотисто-охристого, красного, розового, светло-коричневого цветов с разбеленными, блеклыми красками, голубоватыми, бирюзо­выми, изумрудными тонами, перламутровыми оттенками. В росписи Мстеры почти не используют черный цвет, орнамен­тальные мотивы очень разнообразны, здесь сочетаются рас­тительные и геометрические мотивы. Иногда мастера распи­сывают изделия одним орнаментом, который заполняет всю плоскость шкатулки.

Мастерство, передаваемое из поколения в поколение, явилось той благодатной почвой, на которой выросло замеча­тельное искусство мастеров лаковой миниатюры.

Художественная обработка металла.

Разнообразное по своим художественно-техническим приемам искусство обработки металла имеет древние традиции. Неизвестные мастера России - ювелиры Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля Х-ХII вв. умели создавать тонкую скань, знали чернение по серебру, перегородчатую эмаль.

Образование промыслов по художественной обработке металла относится к XVII в. Многие из них, сохранившие присущее им своеобразие, существуют и в настоящее время, творчески развивая древние традиции. Это фабрика «Север­ная чернь» в Великом Устюге Вологодской области, фабрика «Ростовская финифть» в Ростове Ярославской области, юве­лирные промыслы в районе села Красное Костромской облас­ти, в поселке Мстера Владимирской области.

Возникновение в том или ином районе центров худо­жественной обработки металла было обусловлено рядом ис­торических, географических, экономических причин.

Великоустюжное черневое серебро. Самый древний художественный промысел по обработке металла сформиро­вался на Русском Севере в Великом Устюге близ Вологды. Уже во второй половине XVI в. этот город стал вторым после Вологды торговым центром Северо-Восточной Руси. Его расположение на торговом пути между Москвой и Архан­гельском - единственным тогда морским портом России на севере - способствовало развитию различных видов ремесел, среди которых особенно выделялась обработка металла: ме­ди, железа, серебра. Для развития промысла по художествен­ной обработке металла в Великом Устюге большое значение имела связь с Сольвычегодском - крупным центром художе­ственного ремесла.

Ранние черневые изделия Великого Устюга относятся к середине XVIII в. Но есть документы, свидетельствующие, что искусство черни по серебру существовало в этом городе значительно раньше. В 1761 г. в Великом Устюге была от­крыта фабрика купцов Поповых, куда созывались мастера серебряного дела К этому времени уже сложились основные черты искусства великоустюжских мастеров, заключавшееся в сюжетной черневой гравюре, расположенной на золотом, декоративно разработанном фоне. Изделия, выполненные мастерами Великого Устюга, — табакерки, коробочки, ми­ниатюрные флакончики для духов - отличались изяществом форм, красотой и изысканностью силуэта.

Обычно основное изображение выполнялось в черни и четко смотрелось на фоне серебра или золота. Позолоченный фон был излюбленным. Чтобы яркий по своему цвету и бле­ску позолоченный фон не затмевал тонкий черневой рисунок, мастера находили интересные приемы, слегка «приглушая» фон. Они покрывали его мелкими точками чеканки или тон­кой сеткой гравировки. Чтобы черневое изображение еще бо­лее контрастно выделялось, контур его подрезали, таким об­разом фон углублялся, а изображение как бы приподнима­лось, становилось рельефным. Прихотливо изогнутые стебли и цветы, строго геометрический узор в сочетании с сюжет­ными изображениями подчеркивали форму вещи.

Являясь одним из видов русского ювелирного искусст­ва, черневые изделия Великого Устюга отражали общие ха­рактерные черты стиля эпохи

Ростовская финифть. Город Ростов в Ярославской об­ласти - центр живописи по эмали - финифти Украшение ме­таллических предметов эмалью было известно в России уже в X-XI вв. Это были так называемые дымчатые эмали, когда эмалевыми красками заполнялись углубления, вырезанные поверхности металла, перегородчатые эмали, когда эмалью разных цветов заполняли детали узора, образованные тон серебряной или золотой перегородкой, припаянной на ребро к металлической пластинке.

Во второй половине XVIII в. широкую известность лучили ростовские мастера, которые расписывали эмалевыми красками кресты, иконы, украшали оклады Евангелия. Это объяснялось тем, что искусство эмали в Ростове было тес связано с оформлением церквей и монастырей. В XIX в. ростовской эмали появляются геометрические портреты изображения, что можно объяснить влиянием станковой жи­вописи того времени.

Излюбленным изделием на промысле были коробочки для ювелирных украшений Роспись их весьма разнообразна. Это и декоративная цветочная роспись, и пейзажные изобра­жения, в которых мастера тонко передают панораму своего родного Ростова.

В настоящее время плодотворно работает, продолжая традиции искусства своих предшественников, фабрика «Рос­товская финифть». Работы ростовских мастеров значительно обогатились в декоративном плане. Разнообразны колористи­ческие решения росписи, в которой изображение построено то на контрастном сочетании ярких цветов, то на единой то­нальной гамме. Сочетание живописного яркого мазка и тон­кой графичной линии придает декоративность росписи Фи­лигранная оправа предметов также обогащает облик изделия.

Мстерские изделия из металла. Видное место среди сокровищ русского ювелирного искусства филиграни зани­мают мстерские ювелирные изделия. Филигрань или скань - это способ изготовления художественных изделий из круче­ной или гладкой проволоки. Элементы сканного узора соеди­няются при помощи пайки.

Кропотливая техника филиграни сохранилась и разви­вается в наши дни на мстерском заводе художественных из­делий «Ювелир» во Владимирской области.

Вначале изготавливают каркас, на который накладывается бумага с нанесенным на нее рисунков будущего изделия. По специальным шаблонам мастера выгибают из витой приволоки детали рисунка - петельки, жучки, колечки, дужки и т.д. Эти маленькие детали приклеивают на бумажную основу по контуру заданного узора. Ажурный каркас покрывается припоем - порошком, состоящим из серебра и поташа и помещается в муфельную печь. Из нее спаянный корпус изделия поступает на 2-3 мин. в другую печь, где сгорает бумага. Заканчивается изготовление филигранных изделий отделкой, серебрением, золочением, полировкой, травлением.

Мстерские мастера используют как ажурную, так и накладную филигрань - когда филигранный узор наслаивается на поверхность гладких серебряных и позолоченных изделий. В ряде изделий ажурное фигурное обрамление сочетается с вкладышами из цветного стекла, которое поставляет мастерам Гусевский хрустальный завод. Работы последних лет говорят о том, что у ювелиров выработался свой характер филиграни, заключающийся в переходах от плотного ажура к разреженному.

Жостовские подносы. Традиционная роспись подносов существует в подмосковном селе Жостово и в уральском городе Нижний Тагил. Тагильские подносы являются родоначальниками этого своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, но особенного развития оно достигло в Подмосковье.

Жостовские изделия принадлежат к семье «русских лаков». Возникновение их производства связано с зарождением в конце XVIII в. в подмосковном селе Данилково близ Федоскино и в деревнях Осташково и Жостово лаковой миниатюрной живописи по папье-маше.

На протяжении XIX - начала ХX вв. мастерские Лукиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, кошельков, коробочек, украшенных живописными миниатюрами.

Начало производства подносов в Жостово относится 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живописца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком.

Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погружает букет в глубину фона. Далее следует «плотное корпусное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бликовка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очер­чивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики.

Расширяя выразительные средства, живописцы Жостова разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий ри­сунок панциря черепахи.

Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам. На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникально­го вида русского народного искусства

Народная керамика

Керамика — различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин.

Майоликой называют изделия из гончарных глин, по­крытые цветными непрозрачными глазурями – эмалями.

Терракота - это изделия из обожженной глины, не по­крытые глазурями.

Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина — каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

Гжельская керамика. В Гжели, Речицах, Турыгине и других селах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень.

Уже в XVII в гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно.

Впоследствии, когда русским ученым Д.И.Виноградо­вым в середине XVIII века был открыт секрет состава фарфо­ровой массы, гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора. Это прежде всего разнообразная посуда, маслен­ки, чашки, молочники, кружки, украшенные яркой, свободной кистевой росписью.

Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении «Гжель».

Орнамент, украшающий гжельские изделия — растительный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, коло­сья переработаны в декоративные. Ручная роспись характери­зуется свежестью и непосредственностью рисунка, свободно и легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Повторяя, казалось бы, одни и те же виды росписи при тиражировании изделий, они всегда вносят что-то новое.

В этом бесконечном богатстве вариаций заключается одна из привлекательных сторон ручной росписи гжельских мастеров.

Скопииская керамика. Город Скопин Рязанской области - известный центр народного гончарства. В середине XIX века в Скопине насчитывалось свыше 50 мастерских. Но из­вестность Скопину создали выполняемые местными гончара­ми сосуды сложных причудливых форм, подсвечники в виде фигур фантастических зверей, птиц. Сосуды обильно укра­шались скульптурными изображениями фантастических зве­рей, львов, драконов. Эти образы были нередко заимствованы с лубочных картинок - рисунков с близкими простому народу темами и сюжетами, продававшихся обычно на ярмарках

Сложные, богато разработанные формы мастера вы­полняли вручную, на гончарном круге. В этом сказывалось виртуозное владение материалом и техникой. Разнообразие форм вещей и скульптурных сказочных образов свидетельст­вует о неистощимой фантазии мастеров. Скопинские изделия обычно покрыты зелеными и желто-коричневыми потечными глазурями. Интенсивный цвет, обилие скульптурных украше­ний и причудливость форм сообщают искусству Скопина выразительность и яркое своеобразие.

Мастерство и фантазия скопинских мастеров проявля­ются при создании сосудов, кувшинов, бочонков для солений, ваз для фруктов и др. В наши дни этот промысел развивается, основываясь на выработанных традициях, но формы сосудов стали менее сложными и причудливыми.

Дымковская игрушка. Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ г Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.

Лепились игрушки из местной красной глины, обжига­лись, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновы­ми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок пора­жают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, жел­тая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цве­тов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Иногда узор покрывался кусочками сусального золота, при­дававшими изделиям еще большую нарядность.

Образы дымковских игрушек отражают городской быт Дамы и кавалеры, кормилицы, няньки, модницы, удалые всадники отличаются яркостью красок, особой выразитель­ностью, яркой праздничностью и юмором Форма изделий, так же, как и роспись, условна.

Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. В связи с этим значительно укрупняется и размер изделий дымковских мастериц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гулянья, праздники.

Дымковская игрушка близка народу метким изображе­нием характеров, остроумием, чувством радости жизни. В этом ее непреходящая ценность и уникальность.

Каргопольскоя игрушка. Город Каргополь Архангель­ской области - это центр традиционного русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхо­ждение в Каргополе связано с богатыми местными залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду, а наряду с ней игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930 г. потомственный гончар И.В.Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, кресть­янки, охотники представлены с поразительной остротой ха­рактера, животные - кони, коровы и т.д. - наделены индиви­дуальными признаками. Они приземисты, сдержанны по рас­цветке.

Каргопольские игрушки лепились по частям: на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги. Игрушки обжига­лись и покрывались белой краской.

Веселый Полкан-богатырь со знаком солнца на груди народной мастерицы и сказительницы М.Бабкиной наделен большой силой. Его образ связан с древнеславянской мифо­логией.

Мастерица сохранила традиционные приемы лепки и росписи. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров: крест в круге - солнце, кружочки, ромбики, зигзаги, которые имели символическое значение.

Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.

Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново Одоев­ского района Тульской области является центром традицион­ной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связа­но с давним производством гончарной посуды. С XIX в. фи­лимоновская игрушка становится широко известна. Это иг­рушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. В 1967 г в Фили­монове была создана мастерская. Традиционная филимонов­ская игрушка основывается на пластических качествах жир­ной глины «синики». После высыхания глины игрушки трес­каются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый. Поэтому фон у игрушки рас­писывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометриче­ский орнамент состоит из полосок, солярных знаков Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цве­тами, розетками, треугольниками. Современные мастера со­хранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент.

Кружевоплетение.

Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века. Ручное кру­жевоплетение возникло и сформировалось сразу как народ­ный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. За­падноевропейское кружево стало проникать в Россию во вто­рой половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние круже­ва, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Кружева ручного плетения выполняются при помощи коклюшек-бобинок, выточенных из дерева. Перед кружевни­цей находится плотно набитый валик — подушка. На подуш­ке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения и переплетения нитей. В руках у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или шелковой нитью.

По способу плетения кружева делятся на парный и сцепные. Парные кружева выплетаются несколькими парами коклюшек. Сцепными кружевами называются кружева, отдельные части которых соединяются при помощи вязального крючка. Парные кружева - это обычно мерные, т.е. такие, которые можно отмерять в нужном количестве и пришивать к одежде, белью.

Кружево обычно состоит из «полотнянки», с помощью которой обозначаются, как бы рисуются, основные формы узора и решетки - ажурного линейного построения из пере­плетенных нитей, узор которого действительно напоминает решетку. Основными районами производства кружев являют­ся Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Михайловский район Рязанской области.

Вологодское кружево. Своей плотностью, белизной и узорчатостью они очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий мо­розный день.

Основу вологодского кружева составляет плотная «лента-полотнянка», которую за то, что она так прихотливо вьется, обрисовывая разнообразные формы кружевного ор­намента, называют еще «вилюшкой». Для вологодского кру­жева типичен растительный орнамент. Мотив симметрично развернутого пышного куста с широкими лапчатыми листья­ми и фронтальными шести, восьми — и более лепестковыми цветами-розетками образует широкую узорную кайму кру­жевного изделия. Решетки имеют стройный, ритмически со­вершенный характер, производят впечатление прочности, на­дежности. Ассортимент вологодских кружев очень разнооб­разен, он включает в себя круглые салфетки, дорожки, ска­терти, декорированные настенные панно, оконные занавески, портьеры.

Помимо крупных монументальных интерьерных изде­лий в объединении «Снежинка» выпускаются в большом ко­личестве отделки для женской одежды - воротнички, манже­ты, шарфы, косынки

Елецкое кружево. Елецкое кружево в отличие от воло­годского нежнее и воздушнее. Оно выплетается преимущест­венно из тонких катушечных ниток Растительный узор с включением птиц и других изобразительных мотивов, как и в Вологде, выкладывается узкой полотнянкой – вилюжкой. Од­нако в отличие от вологодских, елецкие мастерицы делают эту полотнянку то плотной, то ажурной, придавая орнаменту еще большую невесомость.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь