Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семья как институт социализации
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и пр. Одна из главных ее функций воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни ребенка, сензитивный период, когда формируются психические процессы, эмоции, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. На социализирующую функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: социальное и материальное положение, род занятий и образование родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение, ценности. Особую роль играет воспитательная деятельность родителей. Имеет значение и тип семьи. Наука выделяет разные типы семьи: по главенству, по составу, по ценностным установкам и др. По ценностным установкам семьи бывают детоцентристскими: основная цель - вырастить детей, супружескими: главное - отношения супругов. В настоящее время большинство семей по типу главенства эгалитарны, в них отношения основаны на равенстве, партнерстве, демократизме, в отличие от патриархальной семьи, во главе с мужчиной. Раскрепощение женщин имеет и негативные последствия: мужчины, отцы должны проявлять меньше агрессивных, маскулинных черт и больше эмоциональности, тонкости, чуткости, чего они часто не могут. Современные женщины часто ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни, что тоже осложняет психологическую атмосферу в семье и воспитание. Ученые считают, что семья развивается в сторону персоналистской семьи, где ее ведущая функция - обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности. В настоящее же время семья, по мнению специалистов, переживает кризис, о чем говорят такие показатели: падение рождаемости ( в России 15% бездетных семей), рост разводов, распад семей (Россия вышла на первое место в мире), сокращение уровня брачности и активный рост внебрачной рождаемости, массовый отказ от детей и сдача их в детские учреждения, жестокое обращение с детьми, их бегство из дома и бродяжничество, преступность. Имеются также данные о типах семей по их воспитательным возможностям (" благополучные" и " неблагополучные" С.). Педагогически сильные и относительно сильные С. составляют 50-60% от общего числа. Остальные относятся к воспитательно слабым и к семьям, не способным к руководству развитием ребенка. Состояние С. зависит от общего кризиса общества, цивилизации, однако и в этих условиях возможны действия по улучшению семейного воспитания. Семейное воспитание Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье. Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку. Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой. Общие взгляды и педагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный, демократический, безразличный. При демократическом стиле устанавливают правила и требования, но объясняют свои действия и мотивы, обсуждают их, используют разумный контроль, власть, ценят в ребенке и послушание и самостоятельность. Авторитарный стиль отличается подавлением личности, жестким контролем и пр. Безразличный тип воспитания особенно вреден: ребенка не любят и предоставляют самому себе. Содержание, программы семейного воспитания определяются развитием ребенка. Поэтому в первую очередь необходимо физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. В семьях все это делается большей частью стихийно, но игры, игрушки, литература для детей и родителей помогают это делать осознанно и целенаправленно. Главные методы воспитания в семье - это пример, организация жизни ребенка, совместные с родителями занятия и помощь ребенку. Ребенок особенно в раннем детстве подражает родителям, поэтому так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всем. Но этого мало, надо организовать жизнь ребенка: устроить комнату, вещи, занятия, режим дня. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это более всего служит правильному воспитанию. Позиция и отношения родителей с ребенком с возрастом меняются: ребенок становится все более самостоятелен. Родителю оказывают ему помощь, но не решают проблемы за него. Родителям для правильного воспитания не хватает психого-педагогических, медицинских знаний. Этому их следует обучать. Обучение родителей. Проблема, стоящая за этим понятием, отражена и в таких терминах, как педагогическая культура родителей, педагогическое просвещение родителей, воспитание родителей. Обучение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами. Школа в работе с семьей имеет три задачи: просвещать, помогать, и привлекать родителей к совместной деятельности. Педагогическое просвещение родителей, то есть информирование их в области воспитания осуществляют учителя в форме лекций, бесед на темы воспитания. Имеются методические материалы и другая литература по работе с родителями в помощь учителю. Однако учителям часто не хватает компетентности, знаний и умений в этой области. Помощь учителей родителям состоит в индивидуальном консультировании, рекомендациях, советах, совместных действиях. Она оказывается в форме бесед, визитов в семью. Школа привлекает также родителей к проведению внеурочной работы с учащимися: походы, экскурсии, кружки. Родительские собрания и родительские комитеты служат реализации этих задач. В родительские комитеты и в Совет школы входит актив родителей, который осуществляет связь школы с семьей, принимает участие в решении главных учебно-воспитательных вопросов. Школа и общество имеют возможность формировать педагогическую культуру с детства. В школьные программы включаются уроки по подготовке учащихся к семейной жизни и к воспитанию будущих детей. Сложность в том, что нет специалистов по преподаванию такого предмета. Средства массовой информации: радио, печать, ТВ - ведут эту работу по-своему. Однако опыт показывает, что лучше всего обучение и воспитание родителей осуществляют специалисты: службы семьи, психологические консультации и центры по обучению, воспитанию родителей. В советское время это делали народные университеты, клубы и тому подобные заведения, что было неэффективно. В настоящее время формируется служба оказания помощи родителям. Психолого-педагогическая помощь родителям оказывается в форме консультаций и психотерапевтических занятий, к сожалению, в основном на коммерческих началах. В США эта помощь развивается с 20 годов нынешнего века, в Европе чуть позднее, и имеет два направления: обучение родителей, состоящее в сообщении знаний и отработке навыков общения с ребенком; воспитание родителей, психотерапевтическая помощь (индивидуальная и групповая). Последняя базируется на гуманистической психологии, согласно которой родители должны начать воспитание с себя: осознать свои ценности, приоритеты, решить свои проблемы, осознать свои педагогические позиции, изменить свое поведение вообще и свои взаимоотношения с детьми и усвоить новые модели поведения в семье. Именно поэтому термин " воспитание" здесь более уместен. Гуманистическая психология предлагает ряд методических приемов общения с детьми на основе развивающей помощи. Рекомендуется проявлять " пристальное внимание" к ребенку, то есть интересоваться им всегда, а не только в случаях проступков и правонарушений; овладеть методикой Я-высказывания, активного слушания и другими приемами общения, которые формируют в ребенке самосознание, способность к принятию решений, нравственному выбору и одновременно ответственность за свой выбор. Суть стратегии развивающей помощи состоит в том, чтобы не решать за ребенка его проблемы, а помочь ему осознать их и самому решить, что обеспечивает личностный рост ребенка. В этом же и суть оказания помощи родителям в их проблемах с детьми. В отечественной практике такой подход к обучению родителей только складывается и еще не получил распространения. Субкультура молодежи Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила особенное развитие в середине 20-го века в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация - и является одним из институтов, факторов социализации школьников. Субкультура молодежи играет противоречивую роль и оказывает столь же неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей культуры, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее " легкими" жанрами. Эти вкусы и " безнравственные" ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие молодежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми. СМ часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития. СМ требует следующей педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности учеников - их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, допускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культуры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности нормы общества, в котором живут. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы