Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философское учение Реформации



от лат. reformatio – преобразование, исправление) – широкое и разнородное социальное движение в большинстве стран Европы 16– 17 вв., имевшее непосредств. целью реформу католицизма и носившее в целом антифеод. характер. Р. привела к образованию новой разновидности христианства – протестантизма. Причины Р. связаны с развитием бурж. отношений и обострением классовой антифеод. борьбы буржуазии и крестьянства, направленной в первую очередь против католич. церкви – "... наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). В идеологич. подготовке Р. важную роль сыграли гуманизм с его рационалистич. критикой ср.-век. миросозерцания и утверждением принципов бурж. индивидуализма, ср.-век. ереси, гусизм, в Германии – нем. мистика 14 в.

Отстаивая идею о непосредств. общении человека с богом, Р. провозгласила внутр. личную веру единств. путем " спасения" (выдвинутый Лютером принцип " оправдания единственно верой" в противоположность католич. догмату о спасении путем " добрых дел" ), что вело к отрицанию претензий католич. церкви на посредничество между человеком и богом, отвергла авторитет т.н. священного предания – папских декреталий, постановлений церк. соборов и т.п. и признала Священное писание единств. источником откровения. В социальном плане эти идеи бюргерской Р. были связаны с требованиями ликвидации монашества и церк. землевладения, упрощения культа (Р. сохранила только два из церк. таинств – крещение и причастие) и демократизации богослужения, к-рому Р. придала нац. характер (мн. реформаторы переводили Библию на нац. языки). В движении Р. выделяются два осн. течения – бюргерско-евангелич. Р.и народная Р. Бюргерская Р. была крайне неоднородной по своим социальным устремлениям, что отразилось в специфич. особенностях вероучений Лютера, Цвингли, Кальвина и др. реформаторов. Для лютеранства характерно утверждение внутр. религ. свободы человека и одновременно освящение его реальной несвободы в мирской жизни. Гораздо более радикальными были цвинглианство, учение Карлштадта и в особенности кальвинизм, ставший идеологией первых бурж. революций – в Нидерландах 16 в. и Англии 17 в. Кальвинизм дал религ. оправдание нормам бурж. морали в развитых им теории предопределения и учении о " мирском призвании" и " мирском аскетизме", максимально упростил и удешевил культ, упразднив все элементы магии и фетишизма, и реорганизовал церковь по респ. образцу.

Народная Р. выражала интересы крест.-плебейских масс. Исходя из учений раннего христианства, она требовала равенства в обществ. отношениях, отмены крепостного права и сословных привилегий. Достигнув высшего развития в учении Мюнцера с его пантеистич. отождествлением " бога" и " мира", проповедью активного установления " царства божия на земле", идеи нар. Р. получили в дальнейшем распространение в движении анабаптистов, у англ. диггеров и др. Движение нар. Р. преследовалось как католич. церковью, так и бюргерской Р.

Билет № 14.

 

Киники.

одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни.

 

Н.А.Бердяев

Никола́ й Алекса́ ндрович Бердя́ ев ( (18) марта 1874, Киев, Российская империя — 23 марта[1][2] 1948, Кламар под Парижем, Франция) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

царство духа,

царство природы,

объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

 

Билет № 15.

 

Стоицизм.

Стоици́ зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. σ τ ο ά π ο ι κ ί λ η, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Английский эмпиризм XVII-XVIII вв.

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии,

который принято называть философией нового времени. Начавшийся еще в

эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и

углубляется в XVII веке.

Развитие нового - буржуазного общества - порождает изменения не

только в экономике, политике, и социальных отношениях, оно меняет и

сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного

сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-

математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает

период своего становления: не случайно этот век обычно называют эпохой

научной революции.

Развитие науки нового времени, как и социальные преобразования,

связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением

влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в

средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения

- с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным

образом на науку. Для философии Нового времени принципиальное значение

играет спор между двумя направлениями в гносеологии: эмпиризмом -

направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как

единственный источник знаний; и рационализмом, который выдвигает на

первый план логическое основание науки, признает разум источником

познания и критерием его истинности.

 

Билет № 16.

Неоплатонизм.

Неоплатони́ зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:

к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

к мистически-интуитивному познанию высшего;

к освобождению души человека от мате́ рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).
2.Философия французского просвещения.

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг.

 

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

деистическое;

атеистическо-материалистическое;

утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Билет № 17.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь