Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы бытия. Основные формы бытия.



Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознанияобъективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. естьвсеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущемвообще.Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признакусуществования самые различные явления, предметы и процессы: природныеобъекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельныхлюдей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д.Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблятьфилософское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал егов виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, чтосуществует в мире.Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею, ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся вразличных формах деятельности субъекта.Основные формы бытия: 1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие); 2. бытие человека; 3. бытие духовного (идеального); 4. бытие социального.Бытие человека: а) бытие человека в мире вещейб) специфическое человеческое бытиеБытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие длячеловека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкойего существования является жизнь его тела. Тело человека есть тело егоприроды. Наличие тела делает его конечным, смертным. В человеческом бытиепервична предпосылка существования тела из чего следует его подвластностьзаконам наследственности и природы.Особенность человеческого существования состоит в возникновенииспецифической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальнойдетерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется вспособности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределахи формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и сознанием.Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека регулируютсядуховно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные поступки).Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых побуждаетк постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде.Как долго он существует? Теперь и всегда. Мир был, есть и будет, оннепреходящ. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве непреходящегобытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. 2) природа, человек, мысли, идеи, общество равносуществуют; различные по формам своего существования, они прежде всегоблагодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.

26. Мате́ рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию(духу)[1]. В материалистической философской традиции категория " материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носитонтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определенного вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяженности. [3]

По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остается неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе. [4]

Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует. [5]

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».[6]

[править]Атрибуты и свойства материи

Атрибуты и виды материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[7]

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

§ физическая;

§ химическая;

§ биологическая;

§ социальная;

§ механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

§ несотворимость и неуничтожимость

§ вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

§ материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

§ детерминированность всех явлений

§ причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

§ отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

§ Закон единства и борьбы противоположностей

§ Закон перехода количественных изменений в качественные

§ Закон отрицания отрицания

[править]

27. Движение и развитие. Основные формы движения и модели развития.Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает всебя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Д. -это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена ихсостояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и Д. безматерии. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, ипредставляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, товсякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Д. определяетсвойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материимногообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объектсуществует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типыдвижений. Движение внутренне присуще материи. 2 основных типа движения: 1. Д. когда сохраняется качество предмета; 2. изменение качественного состояния предмета.Одни формы движения превращаются в другие.Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собойзакономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющееопределенную направленность. Эта направленность является равнодействующей отсложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законовдвижения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одногокачества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются изпредшествующих систем.2 разновидности процессов развития: 1. качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего видаматерии, определенного уровня ее организации; 2. процессы перехода от одного уровня к другому.В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы: 1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организацииматерии, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать свояформа движения; 2. между формами существует генетическая связь, т.е. форма движениявозникает на базе низших форм; 3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества.Под движением материи следует понимать не только механическое перемещение телв пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состоянийобъектов, которые вызываются этими воздействиями.Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем организацииматерии, каждый из которых характеризуется своей системой законности иносителем. Эволюция - развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, болеесложному. Эволюционизм - мировоззрение в котором все процессы рассматриваются сточки зрения эволюции. Согласно диалектике (Гегеля), эволюция (прогресс)является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще. Революция (поворот, переворот) - переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующегообщественного строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению. Регресс (обратное движение) - движение назад. Прогресс - поступательное движение; развитие людей и человечества внаправлении к лучшему, более совершенному.

Формы движения материи

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: [8]

1. в неорганической природе,

§ пространственное перемещение;

§ движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

§ движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

§ изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;

§ геологические процессы;

§ изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

2. в живой природе,

§ обмен веществ,

§ саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

§ взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

§ внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

§ надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

3. в обществе,

§ многообразные проявления сознательной деятельности людей;

§ все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

28. Пространство – обычно протяженность, время – длительность.Все тела имеют определенную протяженность – длину ширину, высоту. Ониразличным образом расположены относительно друг друга, составляют части тойили иной системы. Пространство – есть форма координации сосуществующихобъектов.Явления хар-ся длительностью существования, последовательностью этаповразвития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позжедругого. Время – это последовательность существования сменяющих друг другаявлений (форма координации сменяющихся объектов).Пр. и вр. обладают своими свойствами. Пр. обладает трехмерностью, оносимметрично, т.е. нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждаяточка пространства м.б. взята за начало координат), пространство изотропно, т.е. нет привилегированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо). Время –длительность, оно асимметрично, т.е. необратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некотораясимметрия, т.к. ряд процессов не является не обратимыми; время можетпониматься как стрела, т.е. время необратимо, нельзя вернуться в прошлое.Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее.Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокритполагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взглядыподдерживал Ньютон. Лейбниц по др. подошел к пониманию времени ипространства, как к свойствам движения.В истории философии существовали две точки зрения на отношение пр. и вр. кматерии. Первая – субстанциальная, вторая - реляционная (относительность).1) Субстанциальная. В ней пр. и вр. трактовались как самостоятельныесущности, существующие наряду с материей и незав. от нее. Это вело к выводу онезависимости свойств пр. и вр. от характера протекающих в них материальныхпроцессов2) Реляционная. Ее сторонники понимали пр. и вр. не как самостоятельныесущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующимиматериальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пр. и вр. считалисьнесуществующими. В этой концепции пр. и вр. выступали как общие формыкоординации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускаласьи зависимость свойств пр. и вр. от характера взаимодействия материальныхсистем.В начале 20 в. Эйнштейном была создана теория относительности, котораязаставила пересмотреть традиционные воззрения на пр. и вр. и отказаться отсубстанциальной концепции.Есть две теории относительности: 1. Специальная (СТО). В ней были объединены понятия движение, пространство ивремя. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости ихдвижения, как и масса, которая возникает со скоростью движения. Появляютсяпонятия масса покоя и масса движения. Пр. и вр. меняются в завис-и отскорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры теласокращаются.2. Общая теория относительности (ОТО) связала в едино понятия тяготеющеймассы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространствоискривляется под действием поля тяготения.

29. Философия создает предельно общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе социальных и природных связей, центр которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира она разрабатывает общую методологию познания действительности, которая представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.

Этимологически диалектика (греч. dialektika – разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика – нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.

Развитие античной философии и науки расширило сферу применения диалектики. Как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов она превратилась в метод поиска истины (Сократ), в метод анализа и синтеза понятий (Платон). Еще более радикальное понимание диалектики было характерно для Гераклита. Согласно основным понятиям его натурфилософии, диалектика характеризует не только общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно разумное мироустройство.

Все многообразие законов, действующих в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:

· специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;

· общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;

· всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».

Всеобщность законов диалектики заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

Другой особенностью законов диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь