Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика дао и дэ в даосизме1.



Милетская школа

Милетская школа – первая научная и философская школа в Европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетци стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии.Наиболее ярким представлением этой школы является Фалес (625-547 гг. до н.э.), который считал, что всё сущее происходит из воды. По Фалесу, вода является основой мира тому, что, как показывает наблюдение, всё рождается из семени, а семя влажное. Фалес отличал душу от тела, он считал её материальной. Душа – движущее начало всех явлений природы.Другой представитель этой школы Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.) Айпирон является источником, из которого всё возникает. Айпирон «Всё управляет», потому Анаксимандр назвал его «Божественным».Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего сущего считал воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землёй и, наконец, камнем. Анаксимен всё многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха.Милетци были гилозоистами (вещество и жизнь – философская позиция), т.е. говорили об одушевлённости материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в ней души.

Диалектика дао и дэ в даосизме1.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты " Даоцзин" и " Дэцзин", совместно име­нуемые " Даодэцзин".2. Основными понятиями даосизма являются " Дао" и " Дэ". " Дао" имеет два значения: • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. " Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало " Дао" преобразовалось в окружающий мир.3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе (" все происходит из земли и ухо­дит в землю" ), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет " строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы; • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние (" у-вэй" ); • особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит " Дэ" — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем больше " Дэ" перейдет от императора к нему; • познать " Дао" и получить " Дэ" можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, слиянии с " Дао" — первонача­лом, послушании императору и близости к нему; • путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний и страстей; • необходимо во всем уступать друг другу.

Доказательств существования бога фомы аквинского

Фома Аквинский предлагает пять других доказательств. Практически все они восходят к Аристотелю. Первое доказательство бытия Бога — кинетическое. «Поскольку все, что движется, приводится в движение чем-то еще, то должен необходимо существовать некий перводвигатель». Второе доказательство гласит, что всё происходящее в мире происходит благодаря причинно-следственной связи. Но поскольку причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию, то причина и следствие всегда отделены друг от друга. Следовательно, весь ряд причин, весь ряд событий в мире должен иметь некоторую первопричину. Этой причиной и является Бог. Третье доказательство — доказательство от случайности и необходимости. Все, что существует в мире, утверждает Фома Аквинский, может существовать, а может и не существовать. Следовательно, и весь мир может существовать, а может и не существовать Четвертое доказательство — от степеней совершенства. Человек в своем познании мира видит различные степени совершенства. Он видит одни вещи более совершенными, другие — менее совершенными. Но такое сравнение вещей по степеням совершенства возможно лишь тогда, когда в человеке есть понятие о некотором абсолютно-совершенном существе, когда существует это абсолютно-совершенное существо.И пятое доказательство — от божественного руководства миром. Наблюдения за миром показывают, что все процессы в мире происходят с какой-то целью. Как человеческие поступки имеют какую-то цель, то имеется и некоторая цель, ради которой существует этот мир, и эта цель есть Бог.

2 вариант

1)Античный атомизм Предпосылкой атомизма была потребность дать материаль­ное объяснение наблюдаемым свойствам вещей — их множе­ству, движению и изменению. «Атом» — по-гречески то, что не делится.ê Левкипп (сер. V в. до н. э.) — основатель атомизма.Считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пу­стоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточ­ного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании.ê Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) — продолжатель атомизма, философ и ученый, рассматривавший множество вопро­сов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соедине­ниями все сложные телаВсе вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) — результат взаимодействия атомов — не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект сле­дует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, боже­ственные) — гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание — результат кон­такта атомов тел с нашими чувствами. Учение Демокрита о жизни и душе. Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знако­мит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального по­знания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.Демокрит стремится также «естественным» образом объ­яснить возникновение общества.

 

Благородные истины буддизма

Четыре благородные истины (четыре истины Святого) — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы.Четыре благородные истины сформулировал сам Будда и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, —Восьмеричный Путь. Они приводятся в самой первой проповеди Будды «Сутре запуска Колеса Дхармы». Благородная истина о страдании. Первая Благородная Истинаповествует о том, что где бы ни находились живые существа и в каком бы обличии не пребывали, везде – в грубой или в утончённой форме – присутствует неудовлетворённость и страдание. Всюду есть старость и смерть. Всюду есть соприкосновение с неприятными ощущениями и ситуациями. Благородная истина о происхождении причин страдания. Вторая Благородная Истина обозначает причины, которые приводят к возникновению страданий. Причиной возникновения страданий Будда называл неутолимые желания и страсти живых существ. Везде, где есть жажда удовольствий и приятностей, всегда присутствует разочарование и неудовлетворённость от неполучения желаемого, от потери желаемого или от пресыщения желаемым. Благородная истина о возможности прекращении страдания и его причин. Третья Благородная Истина указывает на состояние, свободное от любых видов страдания. Будда называл такое состояние «нирваной». Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Четвёртая Благородная Истина раскрывает метод, который ведёт к счастью, благополучию, уменьшению жизненных проблем, а в конечном счёте – к обретению нирваны – полному избавлению от страданий. Так как этот метод содержит в себе восемь составляющих, он называется Благородным Восьмеричным Путём.

Монадология лейбница

 

ê Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) — чрезвычай­но многосторонний ученый, творивший во всех отраслях челове­ческого знания. Однако наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии.Учение Лейбница — монадология. Монада (одно, единое) — это наименьшая, далее неделимая, часть мира, обладающая пси­хическими свойствами. Мир, считал Лейбниц, состоит из мель­чайших элементов, или монад, — духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприя­тию и сознанию. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином»..Признавая, с одной стороны, основным свойством монад де­ятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой — защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики..Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с мате­рией и независимо от нее, Лейбниц рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуаль­ных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющих друг друга явлений, или состояний, тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как о концентрированном мире, зер­кале единой и бесконечной Вселенной. ê Дени Дидро (1713-1784 гг.) — знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик.В механистическое материалистическое понимание приро­ды внес элементы диалектики — идеи связи материи и движе­ния, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчи­вости природных форм. Дидро высказал мысль о всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах.Дидро считал, что от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до со­стояния максимального расцвета разума. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствитель­ность. Он утверждал, что душа — продукт единства организма, его целостности.Особое внимание Дидро привлекала проблема материали­стического истолкования ощущений. Наметил теорию о психи­ческих функциях. Наши чувства — клавиши, по которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что человек заключает в своей орга­низации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен оду­шевленности и предполагает способность к ощущению. Призна­ние существования, не зависимого от сознания внешнего мира, а также признание способности ощущений отражать свойства внешних вещей не означает, однако, будто ощущения есть зер­кальные копии предметов. По Дидро, между большинством ощу­щений и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Дидро различает в вещах первичные качества (существование в самих вещах и незави­симо от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к другим вещам или к ним самим).Дидро высказал идею, ставшую предвестием эволюцион­ной теории в мире живого. По его мысли, все изменяется, ис­чезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Дидро глубоко понимал природу движения, различая внешнее (пространственное перемещение) и внутреннее (моле­кулярное). ê Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789 гг.) — французский философ-материалист.В своем главном сочинении «Система природы» Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела, что приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствова­ния. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии.Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все мате­риальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «класси­ческое» определение материи: материя есть все то в объектив­ной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам рождают музыкальные звуки, так и воз­действия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств. Гольбах весьма упрощенно трактовал процесс познания, хотя ранее на этот счет было высказано мно­жество гениальных мыслей.Основу всех процессов природы составляет материя с при­сущим ей свойством движения. Материальные процессы явля­ются строго необходимыми, случайность и целесообразность исключаются. Учение о необходимости распространяется и на человека. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойствами которых являются протяженность, вес, фигура, не­проницаемость. Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неиз­менным законам.Различаются два рода движения: 1) движение масс, благодаря которому тела переносятся с одного места на другое; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойствен­ной телу энергии.Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы действовать. Природа получи­ла свое движение от себя самой (никаких первотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не может суще­ствовать. Движение есть необходимый способ существования материи.

3 вариант

Диалектика гераклита

2) Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520–460 гг. до н. э.). «Все существующее, – учил он, – постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга». Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т. е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

3) Гераклит из Эфеса происходил из аристократического рода, лишенного власти демократией, провел жизнь, сторонясь светских дел, а к концу жизни и вовсе стал отшельником. Основной труд «О природе», сохранившийся лишь отрывочно, еще при жизни Гераклита был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».

4) В учении о бытии (онтологии) Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.

5) Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.

6) Известны общественно-правовые взгляды Гераклита, в частности его уважение к закону. «Народ должен сражаться за закон, как за городскую стену, а преступление следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Диалектика Гераклита, учитывающая обе стороны явления, – и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно воспринята современниками и подвергалась уже в античности самой разнообразной критике. Если Кратил призывал игнорировать момент устойчивости, то элеаты (выходцы из города Элеи) Ксенофан (ок. 570–478 гг. до н. э.), Парменид (конец VI–V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н. э.), наоборот, сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости.

Теория призраков бэкона

Призраки рода - препятствия, которые присущи человеку как особому роду живых существ. Они проявляются в том, что люди часто переносят свои человеческие оценки и качества на окружающую природу. Это мешает правильному познанию. Например, гилозоизм, панпсихизм, телеология.Во-первых, призраки " рода", которые коренятся в самой природе человеческого рода, в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств. Человек под влиянием этих призраков стремится рассматривать природу по аналогии с самим собой, что нашло яркое выражение в знаменитом изречении Протагора: " Человек есть мера всех вещей". По Бэкону, напротив, ум человека похож на неровное зеркало, которое, примешивая свою природу к природе вещей, отражает их в искривленном виде. Призраки рода приводят к антропоморфизму и теологическому миропониманию.Во-вторых, призраки " пещеры", которые возникают благодаря индивидуальным способностям человека, специфическим условиям воспитания отдельных людей, привыкших наблюдать природу как бы из своей пещеры. Этот род призраков можно преодолеть, по Бэкону, при помощи коллективного опыта и наблюдения.В-третьих, призраки " рынка", которые порождены формами общежития и союза между людьми. Здесь большую роль играют речь, устаревшие понятия, неправильное словоупотребление, приводящие к искажениям мысли. Верным средством для избежания этих призраков, полагает Бэкон, служит борьба против пустых отвлечений и словесной учености Средневековья.В-четвертых, призраки " театра", которые основаны на слепой вере в авторитеты, в частности в традиционные философские системы, своими искусственными построениями напоминающие действия, разыгранные в театре. Следуя авторитету древних, человек воспринимает вещи не так, как они существуют в действительности, а предвзято, с предубеждением.Чтобы очистить мышление от подобных призраков, следует, по мнению Бэкона, исходить только из опыта и непосредственного изучения природы. Призраки " рода" и " пещеры" относятся к естественным свойствам ума, а призраки " рынка" и " театра" приобретаются умом. Однако все они являются большим препятствием на пути научного познания и создают ложные идеи и представления, искажают подлинное лицо природы. Поэтому для Бэкона преодоление призраков является главным условием построения нового метода и преобразования наук.

Дуализм в философии декарта

4) 5.Научный метод Декарта - дедукция.6.Учение о " врожденных идеях" и цели философии.1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650)1 видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: • обосновал ведущую роль разума в познании; • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; • выдвинул теорию о научном методе познания и о " врожденных идеях'. 2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: · в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); · зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться(существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.)· следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден не нуждается в доказательствах; · сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; · мыслить может реально существующий человек; · следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; · поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: " Я мыслю, следовательно, я существую. 3. изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основопо­лагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В ка­честве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Со­творенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодос­таточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (по­скольку сотворены им).Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи), духовные (идеи).При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода суб­станций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных.Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наобо­рот, неделимы.Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций про­изводны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движе­ние, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения..Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыс­лящей).Человек - единственное существо, в котором соединяются и существу­ют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.С точки зрения дуализма Декартом решается и " основной вопрос философии» спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции - материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть' первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физи­ке, математике, иных науках, практически не имеет применения в про­цессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам позна­вательный процесс (по Декарту: " превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство" ).В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в стро­го математическом смысле - от общего к частному, а в философском).Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные зна­ния и с помощью разума, используя полностью достоверные логичес­кие приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум мо­жет достичь достоверного знания во всех сферах познания.Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного ме­тода предлагает применить следующие приемы исследования: • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; • сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; • последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к не­ известным и недоказанным; • строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть дан­ной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря по­знанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт имену­ет " врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и Разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия, суждения.Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (суще­ствует); " число" (существует), " воля", " тело", " душа", " структура" и т. д.; врожденных суждений: " целое больше своей части", " из ничего не бывает ничего", " нельзя одновременно быть и не быть".Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются: • расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; • использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды природы для человека; • изобретение новых технических средств; • усовершенствование природы человека.В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Вариант 5

Декалог

Особенностью ветхозаветной религии является новый принцип отношений Бога и человека: договор («Завет»), посланный через пророка..Посредством этого завета Бог обращается к сознательному нравственному чувству человека. «Венец творения» теперь не марионетка; он ¾ младший партнёр по договору, которому ведом не только суеверный страх перед гневом Божьим, но и раскаяние, и чувство греха.Вот «пункты» этого договора, известные как Десять заповедей: 1. Я Бог твой единственный, и да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.2. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся ему.3. Не произноси имя Господа напрасно.4. Почитай субботу.5. Почитай отца и мать.6. Не убивай.7. Не прелюбодействуй.8. Не кради.9. Не лжесвидетельствуй.10. Не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ни раба его, ни вола его, ¾ ничего, что у ближнего твоего.Мы видим, что эти заповеди (четыре религиозных и шесть бытовых) ¾ просты и естественны; они не ставят перед человеком непосильных задач, но дают ему лишь те основные Законы общежития и отношения с Богом, благодаря которым человек способен оправдать свой статус единственного разумного существа на Земле. Расшифровка этих заповедей также не представляет особых загадок.Первая заповедь устанавливает сам факт бытия Единого Бога, краеугольный камень ветхозаветной религии.Вторая заповедь предостерегает человека от поклонения сотворённым вещам, якобы изображающим Бога (что было характернейшей приметой язычества, не видевшего между идолом и божеством никакой разницы). Этот запрет распространяется также и на священные рощи, священные камни, священные озёра, и прочие излюбленные места поклонений древних людей.Третья заповедь указывает на сакральную ценность имени Бога: его можно произносить лишь в молитве, с полным осознанием и благоговением, не профанируя и не опошляя его обиходным или небрежным употреблением.Четвёртая заповедь ¾ указание на то, что седьмой день недели (у израильтян суббота) освящён в память о первых днях творения, из которых первые шесть дней Господь трудился, а на седьмой ¾ «…почил от всех дел Своих, которые делал, и благословил Бог Седьмый день, и освятил его…» [Быт. II: 1¾ 2]. В этот день верующие, по примеру Господа, не должны работать, однако это не означает поощрения безделья: этот день они должны посвятить Богу, памятованию о Нём и молитвам Ему, т.е. труду духовному.Пятая заповедь подчёркивает святость института семьи, который играл весьма важную роль в патриархальном обществе древнего кочевого народа. В наше цивилизованное время тем более ясно, что заповедь, обязывающая человека с почтением и заботой относиться к своим родителям, верна для всех народов и на все времена.Шестая заповедь, казалось бы, не требует комментариев. В наше время в уголовном кодексе любой страны законодательно закреплён запрет на убийство. Но такого кодекса, конечно, не могло быть в архаических обществах, тем более таких, где существовал закон кровной мести. Покушения на человеческую жизнь в древние времена были частым делом. Надо было осознать всю греховность и богопротивность убийства, чтобы, если уж не вовсе исключить его из жизни человеческих сообществ, то, по крайней мере, ограничить. Инстинкту внутривидовой агрессии, как нельзя более присущему человеческому роду, можно было противопоставить только запрет на убийство, как выражение воли Самого Бога.Седьмая заповедь, как и Пятая, преследует целью укрепление института семьи. Она же ограничивает сексуальную необузданность людей, пренебрегающих соображениями морали. Здесь, опять-таки, мы можем усмотреть огромную разницу по сравнению с язычеством, где ритуальные оргии, храмовая проституция и вошедшие в обычай извращения, в купе с откровенной безнравственностью некоторых главных богов (вспомните хотя бы Инанну или Зевса) были скорее правилом, чем исключением.Восьмая заповедь, так же, как и Шестая, давно уже стала достоянием всевозможных кодексов уголовных законов разных стран. Покушение на чужую собственность ¾ один из самых древних грехов, не искоренённый, увы, до конца почти нигде в мире.Девятая заповедь дословно звучит так: «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Имеется в виду не запрет вообще на любую ложь, а, вероятно, ложный оговор, ложное обвинение, клевета на соплеменника, которые могли повлечь тяжкие для него последствия в условиях, когда доказательством вины человека было лишь показание свидетеля преступления.Десятую заповедь (кратко её можно выразить, как «не завидуй») мы можем признать единственной, где вместо запрета на греховное действие содержится запрет на помысл.Несмотря на привычный, до очевидности, смысл большинства Десяти заповедей в нашем сегодняшнем восприятии, в то далёкое время (около 3 тыс. лет тому назад) они прозвучали как новое слово, имеющее силу нравственного Закона. Заповеди Моисея не утратили своего смысла и по сей день, особенно в среде верующих.

Милетская школа

Милетская школа – первая научная и философская школа в Европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетци стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии.Наиболее ярким представлением этой школы является Фалес (625-547 гг. до н.э.), который считал, что всё сущее происходит из воды. По Фалесу, вода является основой мира тому, что, как показывает наблюдение, всё рождается из семени, а семя влажное. Фалес отличал душу от тела, он считал её материальной. Душа – движущее начало всех явлений природы.Другой представитель этой школы Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.) Айпирон является источником, из которого всё возникает. Айпирон «Всё управляет», потому Анаксимандр назвал его «Божественным».Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего сущего считал воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землёй и, наконец, камнем. Анаксимен всё многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха.Милетци были гилозоистами (вещество и жизнь – философская позиция), т.е. говорили об одушевлённости материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в ней души.

Диалектика дао и дэ в даосизме1.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты " Даоцзин" и " Дэцзин", совместно име­нуемые " Даодэцзин".2. Основными понятиями даосизма являются " Дао" и " Дэ". " Дао" имеет два значения: • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. " Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало " Дао" преобразовалось в окружающий мир.3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе (" все происходит из земли и ухо­дит в землю" ), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет " строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы; • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние (" у-вэй" ); • особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит " Дэ" — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем больше " Дэ" перейдет от императора к нему; • познать " Дао" и получить " Дэ" можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, слиянии с " Дао" — первонача­лом, послушании императору и близости к нему; • путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний и страстей; • необходимо во всем уступать друг другу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь