Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Философия и мировоззр. Понятия мировоззр. мироощущение, мировоспр. и миропонимание.




Философия и мировоззр. Понятия мировоззр. мироощущение, мировоспр. и миропонимание.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека. В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение. “Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осущ. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький. М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч. Ф. - это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.

 

Истор. типы мировоззр.: мифология, религия, философия и наука.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я. М. -это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды- опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения- особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог.мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

 

Особ. мифолог. поним. мира и чел.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мифология. Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах. Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д. В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования. Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил. Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.

Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки. В недрах мифологии сформировалась религия.

 

Религ. мировоззр. Вера в сверхъест.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология

Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах. Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д. В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования. Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.

Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями. Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки. В недрах мифологии сформировалась религия.

 

Философия и наука.

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось. На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора. Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

- Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

- Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

- Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.

6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

 

Фил-я система Платона.

Аристокл - Платон («широкоплечий») (427-347 до). Основал школу – Академию. 34 произвед. во многих диалогах Сократ. 1й греч. фил., кот. создал целостную конц. объективного идеализма, суть кот. сост. в том, что мир идей, понятий, мыслей призн. им в кач-ве первич. по отнош. к миру вещей. Он полаг., что сущ. сверхчувств. мир, кот. представ. собой идеальн. целостн. и постиг. только поним-щим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», кот. нах-ся «поверх физич. космоса». Мир идей вечен и неизм. Мат. бытие созд. Творцом Демиургом (разум). Д. созд. мир по идеал. образцам. Идея – это чистая форма Прекрасного в себе, гармон. и соверш. образ. Бессм., сотвор. Богом душой наделен и человек, у кот. она соед. со смертным телом. Теория познания: человек имеет врожд. идеи, «припоминая» кот., он открыв. для себя мир. Стимул к знанию – любовь к прекр.: 1. люб. к крас. телу 2. люб. к душе 3. любовь к знанию. Знание – это знание со смыслом. Нужно уметь различ. понятия, чтобы добыть внутри себя истину. Основу чел. сост. его душа. Душа бессм. и возвр. много раз. Тело – тюрьма для души, оно порожд. все неприят. жизни, зло, от кот. душа гибнет, если она слишком сильно срослась с телом в проц. удовл. своих вождел. «Забота о душе» путем рацион. познания, привод. к нравств. преображ. Нравств. есть достоинство души. Делит душу на 3 кат., в зав-ти от преоблад. начала: разум, страсть(воля) или вожделение. Идеальное гос-во: философы-воины-крестьяне.

 

Фил-я система Аристотеля.

Арист. (384-322 до) родился в Стагире, непод. от Македонии. «Хотя Плат. и истина мне дороги, свящ. долг велит отдать предп. истине». Природа – это первичн. реальн., кот. непротивореч. и неизм. Материя есть всеобщая прич., т.к. без нее нет бытия. Однако она пассивна, бесформенна и явл. лишь мат-лом для того, чтобы вылиться в к/л форму. Материя – субстрат формы. Движущ. причина прох. путь от материи вообще к конкр. материи. Форма вып. роль признака. Благод. ей реализ. материя и образ. конкр. предмет. Но А. допуск. сущ. «материи вообще», из кот., когда ей прид. форма, возник. конкр. вещи. Сущ. и «форма форм» или Бог. Идеи, о кот. гов. Платон, представ. собой лишь понятия, отраж. матер. мир, т.е. явл-ся как бы копиями вещей, но не наоборот. Душа чел., как его сущность или форма тела, дает смысл и напр. жизни. «Душа есть причина и нач. жив. тела». 3 вида души: растит., чувственная, разумная («познает и думает»). В отлич. от Демокрита он утвержд., что мы познаем только форму, но не мат-й субстрат. И хотя ощущ. дают нам знание только единич., в нем потенц. сод. и знан. общего. Отсюда опыт есть только фунд. знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом нах. наука, кот. и постиг. общее. Науку А. отожд. с разумом. Разум не произв. никаких ощущен. «Органы чувств не быв. вне тела, поним. же сам-но». Над наукой – фил-я, совпад. во многом с логикой, мышлением. Человек – полит., общ-е жив., кот. присуща инстинктив. устремл. к «совмест. сожит.», обусловл. «сознан. общей пользы». Назнач. гос-ва сост. в обеспеч. счастья всем гражданам, к кот. он относил только тех, кто имеет собств-ть, и уч. в упр-ии обществом. «Счастлив тот, кто доволен». В отдельн. индив. не может прояв. нравств., и только в общ. повед. м/б доброд. или недобр. Доброд. повед. отлич. его сознат. хар-р, добр. намерение и целенапр. на достиж. справедливости. Справедлив-ть же то, что соотв. законам. Всякий, кто наруш. закон – несправедлив.

 

Фил. сист. И. Канта.

Кант (1724-1804). 1ый период-докритический. «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755г. Более оптим. настрой: мир познаваем, основываясь на рацион. стороне; космогонич-ая гипотеза – «небулярная» теория: мир возник из туманности. 2ой период-критический, тк написаны 3 критики: 1критика чистого разума 1781( что мы можем знать?); 2критика практического разума 1788 г(что мы должны делать?) 3критика способности суждения 1790(на что мы можем надеятся?) В основе всех 3х критик лежит учение Канта о явлениях и вещах, как они сущ-т сами по себе. предмет познания делится: вещи-для-нас и вещи-себе. В целом Кант-ое учение – попытка преодоления разрыва между рационализмом и эмпиризмом; преодоление односторонности. « Ни 1 из этих способностей нельзя предпочесть другой: без чувственности ни 1 предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни 1 нельзя было бы мыслить». Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятия пусты.(разум и чувства вместе). Вещи-в-себе не познаваемы. Логика делится на: обычная(исследует формы мысли) и трансцендентная-исследует в самих мышл-х то, что сообщает знанию доопытный(оприорный) характер. Основным вопросом явл. вопрос об источниках и границах знания. Сущ-т мнимые науки:рацион. психол., космология, теология. по мнению канта если наука не может док-ть, то там надо верить. Т.к бог не м.б. док-н, надо верить, т.к вера в него необход., т.к без нее невозможно примирить ьребования нравственного сознания с неприрекаемыми фактами зла, царящего в челе. «Критика чистого разума» Антиномии-противор. в законе; это противор. друг другу одновременно одинаково док-х ответов на исслед-мые вопросы. 1 мир конечен в простр. и во врем. – мир бесконечен. 2 мир состоит из простых неделимых частиц – мир делим до бесконечности; 3 все сущ-т по необход-ти – в мире есть свобода; 4 в мире есть абсол-но необход0е сущ-во – такого абсол-но необход. нет. Антиномии чист-го разума, значит они субъкт-ны. Т.е разум по своей природе антиномичен, диалектичен( субъективн. диалектика) Этика «критика практич-го разума» – воля, волев. наало в челе. Воля-практич. разум. Исходной предпосылкой явл. убеждение. Чел-субъект самосоверш-ия и автономного самостоят-го повед-я. естествен-м огранич. чел. воли – нравствен. закон. «поступ. так, ка..» Эстетика «Критика способности суждения» проблема прекрасного в искусстве. Прекрасное-субъективное и не м.б док-но.

Философия и мировоззр. Понятия мировоззр. мироощущение, мировоспр. и миропонимание.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека. В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение. “Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осущ. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький. М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч. Ф. - это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.

 





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.) Главная | Обратная связь