Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Корректная формулировка требуемого



Своя Игра

Автор текста: Евгений Поникаров ( e_ponikarov ).

Возможно, эта статья будет полезна и тем, кто только начинает писать вопросы «Своей игры», и опытным авторам.

Разумеется, можно найти и другие материалы по этой проблеме, например, полезную статью Михаила Перлина — «Своя игра»: что такое хорошо и что такое плохо», правда, довольно сжатую по объему.

Правила турнирной «Своей игры» обычно проще телевизионного прототипа, хотя на некоторых турнирах в игру вводятся и «Коты в мешке», и разная стоимость раундов, и заключительная игра на ставку. Однако это все вкусовые добавки, которые не кажутся мне слишком пригодными для спортивного соревнования. В самом деле, последний вопрос на ставку способен полностью перевернуть итоги игры. Но какое отношение к спортивности имеет удача на одном-единственном вопросе? Кроме того, такие вопросы обычно являются стандартным вопросом для брейна, что не имеет отношения к собственно «Своей игре».

Таким образом, ограничимся размышлениями о написании стандартных тем из пяти вопросов, сложность которых увеличивается, а стоимость соответственно возрастает от 10 до 50 очков.

Написание пакета «Своей игры» преследует те же цели, что и написание пакета ЧГК.

  • Во-первых, по возможности объективно расставить игроков по уровню их эрудиции и сообразительности ( спортивность ).
  • Во-вторых, сделать это так, чтобы не возникли скандалы ( беспроблемность ).
  • В-третьих, сделать пакет по возможности интересным и привлекательным ( эстетичность ).

Рассмотрим эти три характеристики, выделяя моменты, на которые стоит обращать внимание. Разумеется, распределение этих моментов по нашим трем частям довольно условно — например, узкотематичность может относиться ко всем трем частям.

Спортивность

Объем пакета

Совершенно очевидно, что для получения объективных результатов игра должна проводиться на достаточно большом числе тем. Теоретически чем больше вопросов, тем лучше; практически обычно нет или времени, или достаточного количества материала. Я бы оценил нижнюю границу минимум в 6 тем, а лучше всего иметь 9-10.

Конечно, сказанное относится к игре на вылет. Если же соревнование проходит по круговой системе, когда игроки перетасовываются по разным сочетаниям, то при одном сочетании можно ограничиться и 4-5 темами.

Разносторонность пакета

Темы в пакете должны быть как можно более разнообразными. Конечно, это связано с количеством тем — чем меньше объем, тем больше приходится заботиться о разнообразии. Пришлось мне как-то раз играть, когда в пакете из четырех тем были «Литература» и «Лев Толстой», то бишь та же литература… При наличии такого перекоса кто-то получит фору, что не слишком сочетается со спортивностью.

При малом количестве тем в пакете лучше всего взять совершенно нейтральные названия, в которые можно включать вопросы из разных областей. Например, «Три», «Вопреки распространенному мнению», «Одна буква» и так далее.

Узкая тематика

Иногда на турнирах встречаются темы вроде «Актеры фильма " Ночной Дозор" », «Творчество группы " Зимовье зверей" » или аналогичной степени специализированности. Практически всегда они принимаются в штыки, что вполне естественно — где вы увидите одновременно трех человек, которые сочтут себя компетентными в такой области? Скорее всего, таких людей не будет вообще, и тема пропадет впустую, укоротив дистанцию. С некоторой вероятностью в тройке может найтись один специалист в этом вопросе — и в результате он получит неоправданно большую фору. Совсем недурно иметь свою тему даже при 10 темах в пакете. А уж если приходится играть на 5-7 темах, то гандикап не лезет ни в какие ворота.

Сложность

У проблемы две стороны — абсолютная и относительная сложность.

Абсолютная сложность зависит от уровня турнира, для которого предлагается пакет. Кроме того, разумеется, процветает субъективность в определении сложности, поелику автор судит со своей колокольни. Хотя бывают и совершеннейшие нелепости. Скажем, на текущем чемпионате Санкт-Петербурга один автор поставил на 50 тривиальный Вопрос: Именно так звали брата Шерлока Холмса. Ответ: Майкрофт. Впрочем, этот пробел достаточно просто убрать тестированием на экспертах, да и редактор спать не должен.

Точно такая же субъективность неизбежна и при определении относительной сложности, то есть расстановке вопросов от 10 до 50 по возрастанию сложности. В вышеупомянутой статье М.Перлина предлагается такой критерий: «вопросы соответствуют уровню игроков, если из 6 вопросов за 10 отвечаются все 6, из вопросов за 20 — 5, за 30 — 4, за 40 — 3, за 50 — 2».

Я бы дал немного более расплывчатые границы. Из двенадцати десяток в среднем берется 11-12, из двенадцати двадцаток — 10-11, тридцаток — 8-10, сороковок — 5-7, полтинничков — 3-5.

Кроме того, я полагаю, что существуют два случая, когда сам автор может расставлять вопросы не в порядке сложности (даже со своей точки зрения).

Во-первых, десяткой может быть довольно сложный вопрос — угадайка или ловушка. Такой вопрос ставится на десятку, чтобы игрокам было не жаль рискнуть.

Вопрос: Именно в честь этого города назван в 1916 году астероид Петрополитана. Ответ: Петроград. А вовсе не Санкт-Петербург, как скажет первый нажавший на кнопку человек. Хотя, конечно, это один и тот же город.

Во-вторых, можно переставить местами вопросы за 40 и 50. Это делается в том случае, если один из них — вопрос на чистое знание, а второй — на сообразительность. В таком случае викторину стоит поставить на 40, а вопрос на мышление — на 50.

Не забывайте, что заявленное положение в теме — указание на реальную сложность вопроса, что сказывается на действиях игроков. Если вы слышите в вопросе за 10 что-то вроде: «Этот знаменитый французский политик сказал…» , нужно жать на кнопку и отвечать Талейрана. Если то же самое вы услышите в вопросе за 50, делать это нельзя. Если в «Декабрьской теме» вам говорят, что одна из иркутских команд КВН взяла себе название в их честь, то при цене вопроса 10 вы должны отвечать декабристов, а при цене 40 — жен декабристов. По ходу текущего чемпионата Санкт-Петербурга был случай, когда наша тройка услышала такой вопрос за 40. Вопрос: В честь этого человека названа единица громкости звука. Ответ: Белл. Пару секунд никто не жал на кнопку, поскольку мы не верили, что это можно спрашивать за 40. Потом, конечно, ответили, но «осадок остался».

Разумеется, такие рассуждения требуют известного доверия к редактору пакета, и ими лучше пользоваться, если методы составления пакета вам известны.

Беспроблемность

Корректность

Безусловно, это самая важная составляющая — поскольку речь идет об игре, в значительной степени опирающейся на эрудицию. Если в ЧГК некоторые ошибки в вопросах не мешают на них отвечать, то в «Своей игре» такая ситуация практически всегда фатальна. Поэтому проверяйте и еще раз проверяйте информацию, которую закладываете в пакет.

Разумеется, обычно во время турнира рядом есть несколько экспертов, которые могут исправить ошибку. Однако все такие разборки снижают впечатление от игры.

Должен заметить, что есть области, где даже наличие источника не гарантирует безусловной корректности в силу разночтений в самих источниках. Например, часто так обстоит дело с биологией (самая ядовитая змея, самая быстрая птица и т.д.) с химией (самое токсичное вещество) или техникой. Такие вопросы чреваты проблемами в игре.

Вопрос: Высота этой горы составляет 8846 метров. Ответ: Эверест. Формально имеем право — в некоторых западных источниках она на два метра ниже, чем у нас. Видать, альпинисты утоптали за полвека.

Вопрос. Самое крупное парусное судно принадлежало этому классу. Ответ: Барк. Конечно, барк «Франс-II» 1912 года действительно самое крупное парусное судно, но только среди самоходных кораблей — чистых парусников. Существовали буксируемые суда, например, шхуна «Навахо», которые были больше и по длине, и по грузоподъемности. Являются ли они парусными кораблями, если не могут двигаться своим ходом? Можно спорить. Кроме того, существуют крупные современные сухогрузы со вспомогательным парусным вооружением, далеко превосходящие этот барк. Можно ли назвать их парусными судами? Снова возможны проблемы.

Информация может устаревать — самый молодой гроссмейстер, самый крупный грузовик, самое длинное предложение… Через некоторое время вопрос станет некорректным.

Изредка в вопросах появляются дуали, которые тоже приведут к проблемам, особенно если второй игрок успеет дать авторский ответ.

Вопрос. Этим словом можно назвать и птицу, и гриб. Ответ. Поганка. Дуальный ответ: зеленушка.

Что делать, если вопрос оказался некорректным? С моей точки зрения, порядок решений (в порядке предпочтительности) таков:

  • Заменить вопрос на вопрос аналогичной сложности из такой же темы. Идеально с точки зрения спортивности и эстетичности, но крайне редко есть под рукой.
  • Заменить вопрос на вопрос аналогичной сложности из произвольной темы. Хорошо с точки зрения спортивности, плохо с точки зрения эстетичности.
  • Заменить вопрос на вопрос другой сложности из такой же темы. Плохо с точки зрения спортивности, не слишком хорошо и с эстетичностью.
  • Переиграть всю тему целиком. Плохо с точки зрения спортивности, поскольку несправедливо по отношению к игрокам, кто уже выиграл очки на этой теме. Но если ошибка допущена на первом же вопросе, это вполне удачный вариант.
  • Считать вопрос отсутствующим, укорачивая тему. Плохой вариант со всех точек зрения.
  • Спросить, сколько будет дважды два, то есть очки достанутся выигравшему кнопку. Совершенно безобразный вариант.

Разносторонность пакета

Любой игрок имеет любимые темы и области, которых он не знает. Никому не понравится играть на чужих темах, и люди останутся недовольными. Конечно, вы находитесь в жестких рамках заданного объема, но в этих пределах постарайтесь взять как можно более несходные области знания. В конце концов вы можете взять совершенно нейтральные темы, которые не привязаны жестко ни к спорту, ни к литературе, ни к музыке — например, «Самое-самое», «Пять», «Звездная тема», «Огненная тема» или матричные (буквенные) темы.

Эстетичность

Узкая тематика

Как уже замечалось, узкая тематика плоха тем, что это может дать фору специалисту в области. Но есть и второе, не менее важно обстоятельство — людям обычно неинтересно играть такую тему. Конечно, иногда можно сделать так, чтобы вопросы были интересны даже посторонним, но это потребует неоправданно больших затрат сил и времени. Например, в пресловутой теме «Творчество группы " Зимовье зверей" « можно задать и вопрос на сообразительность, доступный для всех:

Вопрос: Именно на этом музыкальном инструменте обычно играет лидер группы Константин Арбенин. Ответ: Ни на каком.

Однако целую тему сделать такой очень трудно и незачем. Проще не писать такой узости.

Широкая трактовка темы

Вовсе не обязательно буквалистски придерживаться заявленной темы, вполне можно и отвлечься в сторону. Это даст вам возможность расширить поле затрагиваемых областей знания. Не надо в теме «Змеи» потчевать всех исключительно биологией, а в теме «А мне летать охота» — авиацией.

Например, в тему «Собаки» вполне уместно вставить:

Вопрос: В переводе Жуковского он говорит: «А! Вы, собаки! Вам чудилось всем, что домой уж из Трои я не приду никогда…» Ответ: Одиссей.

А в теме «Птицы» найдется место такому вопросу:

Вопрос: Именно в этом виде спорта есть фигуры «альбатрос», «цапля» и «фламинго». Ответ: Синхронное плавание.

В «Солнечной теме» вовсе не обязательно все время заниматься астрономией. Сюда легко впишется и спортивный вопрос, и киноведческий, и литературный, хотя и астрономия не помешает:

Вопрос: Это то же самое, что и «оборот большой». Ответ: Солнце (на турнике).

Вопрос: Главную роль в этом фильме исполнила олимпийская чемпионка Соня Хени. Ответ: Серенада Солнечной долины.

Вопрос: Пожалуй, это самые известные слова из извещения о смерти Пушкина. Ответ: Солнце русской поэзии.

Вопрос: Именно этого химического элемента на Солнце больше всего. Ответ: Водород.

Не забывайте об омонимии. В теме «Марки» можно говорить и о филателии, и о евангелисте, и о немецкой денежной единице, и об африканском мысе. «Гранаты» являются и оружием, и плодом, и минералом. А «Карты» — это и автомобили, и географические карты, и преферанс с бриджем.

Хотя, разумеется, некоторые привязки — чистая вкусовщина. Я бы вполне мог к теме «Слоны» привязать Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), но не стал бы вставлять ни веСЛОНогих раков, ни бессмертное «Если меня в тихом месте приСЛОНить к теплой стенке…»

Нестандартность тем

Собственно, тут все понятно из самого названия. Гораздо интереснее видеть в списке тем не бесчисленные банальные «Цветные темы», «Животный мир» и «Страны и народы», а более редкие и не набившие еще оскомины — например, «Четырнадцать», «Из одного — два», «Вершки и корешки», «Муж да жена — одна сатана», «Прощай, оружие», «Пупы», «Трансвестизм, так сказать», «Люди в черном», «Война и мор». Иногда встречаются совсем редкие, даже уникальные названия, которые априори вызывают у игроков положительное отношение к теме — «О музыке в розовых тонах», «Ложки нет» (Борис Моносов), «Сорок два» (Мишель Матвеев), «Петухи и гибель философов» (Юрий Гришов). Последнее — пожалуй, самое нетривиальное название темы, которое мне когда-либо приходилось слышать. Конечно, это в некотором роде противоположно предыдущему пункту, так что нужно держаться золотой середины.

Интересным может быть сочетание тем. Например, четыре темы «Ночь», «Улица», «Фонарь», «Аптека» или «Пи», «Равно», «Три», «Точка», «Один», «Четыре», или пара «Король умер» и «Да здравствует король! » Хотя некоторые из сочетаний уже тоже можно назвать стандартными — например, семь цветных тем, семь матричных тем с нотами от «ДО» до «СИ», три матричных темы «РАЗ», «ДВА», «ТРИ», или пары «Отцы», «Дети» и «Дочки», «Матери».

Разнообразие форм вопросов

Обычно нужно стараться, чтобы все формы вопросов были разными. Не надо в теме «Собаки» писать пять раз: название этой породы означает… Равно как не стоит в теме «Спорт» все время спрашивать: этот спортсмен… Будет скучно, если в теме «Нобелевская премия» вам придется пять раз услышать: именно в этой дисциплине получил премию имярек…

Однако, и здесь не без исключений. Существуют темы, все вопросы в которых имеют одну форму. Например, в теме «Я у поэтов» все вопросы вполне могут звучать похоже:

10. Вопрос: Этот поэт написал: «Я не люблю фатального исхода». Ответ: Владимир Высоцкий.

20. Вопрос: Этот поэт написал: «Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант…» Ответ: Булат Окуджава.

30. Вопрос: Этот поэт написал: «Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново…» Ответ: Константин Ваншенкин.

40. Вопрос: Этот поэт написал: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал…» Ответ: Павел Коган.

50. Вопрос: Этот поэт написал: «Я был, я мыслил, я прошел, как дым…» Ответ: Валерий Брюсов.

Есть в этом материале некая эстетика одинаковости.

Эрудит-квартет

Автор текста: Евгений Поникаров ( e_ponikarov ).

Когда-то я написал небольшую статью о написании тем для «Своей игры».

Сейчас я прибавлю к этому несколько слов об «Эрудит-квартете». Хотя ЭК является разновидностью СИ и общие принципы одинаковы, есть несколько отличий, которые следует учитывать при написании пакетов. И пусть многое из того, что написано ниже, покажется довольно очевидным, опыт показывает, что все равно регулярно встречаются нарушения. Да и сам я еще три года назад, когда не имел нужного опыта, нарушал кое-что из ниженаписанного, чего сегодня бы никогда не сделал.

Как я писал в вышеупомянутой статье, при составлении пакета СИ редактор преследует три цели.

  • Во-первых, по возможности объективно расставить игроков по уровню их эрудиции и сообразительности ( спортивность ).
  • Во-вторых, сделать это так, чтобы не возникли скандалы ( беспроблемность ).
  • В-третьих, сделать пакет по возможности интересным и привлекательным ( эстетичность ).

Сосредоточимся на различиях в обеспечении спортивности, которые имеются между СИ и ЭК.

Под ЭК будем понимать стандартный «Эрудит-квартет» — командную игру с тремя раундами: светлым (открытым), полусветлым (полуоткрытым) и темным (закрытым), в каждом раунде по четыре темы.

Прежде всего, обратим внимание, что в определение входит слово «командная». Это означает, что мы имеем дело не просто с суммой нескольких игроков. Имеется принципиальное отличие от СИ, поскольку командная игра подразумевает командную стратегию и тактику. В основном она сводится к трем компонентам.

  • Во-первых, оптимальное распределение игроков команды по темам.
  • Во-вторых, обеспечение своего игрока информацией о теме, которую ему придется играть.
  • В-третьих, учет каждым игроком при индивидуальной игре общего турнирного положения своей команды.

Первый пункт, в свою очередь, делится на две части — распределение игроков в соответствии с их знаниями и интересами, и распределение в соответствии с конкурирующими игроками команд-противников, идущими на ту же тему.

Понятно, что с точки зрения редактора пакета из всего этого списка нам интересны два момента: распределение игроков по темам в соответствии с их знаниями и помощь игроку со стороны команды. Иными словами, редактору нужно думать о том, чтобы в пакете было что распределять, и чтобы в пакете было на чем помогать.

Строго говоря, можно написать пакет, в котором не будет ни той, ни другой проблемы. Но обычно так не происходит.

Распределение по узости

Игроки выбирают себе те темы, которые они знают — это естественно. А зачем редактору им в этом помогать? Разумеется, для увеличения спортивности. Если при теме «Футбол» по случайности только один человек из игроков окажется в ней специалистом, то он получит неоправданно большую фору. А если специалистов не окажется вообще, то игроки будут молчать. Им неинтересно, дистанция игры сократится, а труды редактора фактически вообще пропадут даром. А оно надо?

Следовательно, редактор должен постараться, чтобы каждую тему играли те участники, которые в данном вопросе обладают надлежащей компетентностью. Они будут выяснять, кто больше знает и быстрее думает, а редактору гарантировано, что тема не прозвучит впустую. Для этого нужно грамотно распределить темы по раундам.

Очевидно, что команда может свободно распределять игроков в пределах первых пяти тем (четыре темы светлого раунда и первая - полусветлого), а ограниченно — в пределах еще двух тем полусветлого раунда. Оставшиеся пять тем с этой точки зрения являются темными.

Следовательно, пять первых мест — это удобные места для «специализированных» тем. Под этим термином я подразумеваю темы, в которых существуют специалисты — «Театр», «Кино», «Хоккей», «Книжный мир» и так далее. Чем дальше к концу полусветлого раунда, тем менее это допустимо. При этом, разумеется, нужно понимать, что с точки зрения наличия специалиста тема «Лебеди в искусстве» ничуть не более узка, чем тема «Искусство».

В темный диапазон ставить такие темы совершенно неприемлемо. Да, некоторые игроки любят говорить, что такой прием увеличивает интерес, непредсказуемость и так далее. Конечно, оправдывать свой проигрыш аргументом «не угадали расстановку» приятнее, чем признать проигрыш в равных условиях. Предлагаю тогда играть в рулетку, а не в ЭК. В темном диапазоне должны оказаться максимально широкие, «неспециализированные» темы. Например, матричные (буквенные), «Самое-самое», «Пять», «Каменная тема», «Одна буква» и тому подобное. При этом игроки оказываются в одинаковых условиях. Что и требуется для обеспечения спортивности. Конечно, такие широкие темы можно ставить и в первые раунды, если у редактора нет «специализированных». Но так бывает крайне редко.

Сложность

Следует отметить, что, поскольку темы отыгрывают специалисты, темы первых раундов можно делать несколько сложнее, чем в СИ. Впрочем, определенное увеличение сложности произойдет автоматически при увеличении узости, о котором идет речь в предыдущем пункте.

Помощь команды

В некоторых случаях команда может предположить содержание темы по ее названию. Соответствующие идеи она подбрасывает игроку, намеченному для игры. Разумеется, если тема называется «Литература» или «Индейцы», ничего особо полезного не получится. Однако когда вы натыкаетесь на тему «Литературные индейцы», то эта практика вполне себя оправдывает. Иными словами, помощь команды эффективна там, где тема является достаточно узкой. «Роботы в кино», «Инициалы Ф.Ф.», «Черная биология» — типичные примеры названий, где можно попробовать предугадать будущие вопросы.

Некоторым игрокам не нравится, если вопросы темы можно предугадать. Но это вполне объективный показатель качества командной игры. Тем более что никто ведь не заставляет редактора делать слишком много тем, подходящих для командной помощи.

Для таких тем у нас имеется светлый и полусветлый раунд. В какое именно место ставить темы, которые допускают помощь команды? Если поставите в первый раунд, у команды будет больше времени для подсказок. Если поставите во второй, количество времени будет уменьшено, следовательно, придется повышать интенсивность работы команды.

В итоге типичное нормальное распределение тем в одном бое ЭК выглядит так.

Темы 1-5. Специализированные темы той или иной степени узости — «Химические элементы», «Астрономия», «Голос за кадром», «Компьютерная тема», «Знаменитые детективы», «Николаевичи в поэзии», «Кинопароходы». Название тем отражает реальное содержание.

Темы 6-8. Неспециализированные темы постепенно уменьшающейся узости, причем команда при случае может помочь своим представителям — «Горы», «Вертикальная тема», «Народы мира», «Кушать подано», «Звездная тема». Название тем 6-7 отражает реальное содержание.

Темы 9-12. Неспециализированные темы, ставящие игроков в равные условия — «От А до Я» (и другие матричные темы), «Вопросы», «Летите, голуби, летите», «Головы», «Шерше ля фам», «Романы», «Анаграммы», «Три и пять». Название тем не обязательно точно отражает содержание.

 

Своя Игра

Автор текста: Евгений Поникаров ( e_ponikarov ).

Возможно, эта статья будет полезна и тем, кто только начинает писать вопросы «Своей игры», и опытным авторам.

Разумеется, можно найти и другие материалы по этой проблеме, например, полезную статью Михаила Перлина — «Своя игра»: что такое хорошо и что такое плохо», правда, довольно сжатую по объему.

Правила турнирной «Своей игры» обычно проще телевизионного прототипа, хотя на некоторых турнирах в игру вводятся и «Коты в мешке», и разная стоимость раундов, и заключительная игра на ставку. Однако это все вкусовые добавки, которые не кажутся мне слишком пригодными для спортивного соревнования. В самом деле, последний вопрос на ставку способен полностью перевернуть итоги игры. Но какое отношение к спортивности имеет удача на одном-единственном вопросе? Кроме того, такие вопросы обычно являются стандартным вопросом для брейна, что не имеет отношения к собственно «Своей игре».

Таким образом, ограничимся размышлениями о написании стандартных тем из пяти вопросов, сложность которых увеличивается, а стоимость соответственно возрастает от 10 до 50 очков.

Написание пакета «Своей игры» преследует те же цели, что и написание пакета ЧГК.

  • Во-первых, по возможности объективно расставить игроков по уровню их эрудиции и сообразительности ( спортивность ).
  • Во-вторых, сделать это так, чтобы не возникли скандалы ( беспроблемность ).
  • В-третьих, сделать пакет по возможности интересным и привлекательным ( эстетичность ).

Рассмотрим эти три характеристики, выделяя моменты, на которые стоит обращать внимание. Разумеется, распределение этих моментов по нашим трем частям довольно условно — например, узкотематичность может относиться ко всем трем частям.

Спортивность

Объем пакета

Совершенно очевидно, что для получения объективных результатов игра должна проводиться на достаточно большом числе тем. Теоретически чем больше вопросов, тем лучше; практически обычно нет или времени, или достаточного количества материала. Я бы оценил нижнюю границу минимум в 6 тем, а лучше всего иметь 9-10.

Конечно, сказанное относится к игре на вылет. Если же соревнование проходит по круговой системе, когда игроки перетасовываются по разным сочетаниям, то при одном сочетании можно ограничиться и 4-5 темами.

Разносторонность пакета

Темы в пакете должны быть как можно более разнообразными. Конечно, это связано с количеством тем — чем меньше объем, тем больше приходится заботиться о разнообразии. Пришлось мне как-то раз играть, когда в пакете из четырех тем были «Литература» и «Лев Толстой», то бишь та же литература… При наличии такого перекоса кто-то получит фору, что не слишком сочетается со спортивностью.

При малом количестве тем в пакете лучше всего взять совершенно нейтральные названия, в которые можно включать вопросы из разных областей. Например, «Три», «Вопреки распространенному мнению», «Одна буква» и так далее.

Узкая тематика

Иногда на турнирах встречаются темы вроде «Актеры фильма " Ночной Дозор" », «Творчество группы " Зимовье зверей" » или аналогичной степени специализированности. Практически всегда они принимаются в штыки, что вполне естественно — где вы увидите одновременно трех человек, которые сочтут себя компетентными в такой области? Скорее всего, таких людей не будет вообще, и тема пропадет впустую, укоротив дистанцию. С некоторой вероятностью в тройке может найтись один специалист в этом вопросе — и в результате он получит неоправданно большую фору. Совсем недурно иметь свою тему даже при 10 темах в пакете. А уж если приходится играть на 5-7 темах, то гандикап не лезет ни в какие ворота.

Сложность

У проблемы две стороны — абсолютная и относительная сложность.

Абсолютная сложность зависит от уровня турнира, для которого предлагается пакет. Кроме того, разумеется, процветает субъективность в определении сложности, поелику автор судит со своей колокольни. Хотя бывают и совершеннейшие нелепости. Скажем, на текущем чемпионате Санкт-Петербурга один автор поставил на 50 тривиальный Вопрос: Именно так звали брата Шерлока Холмса. Ответ: Майкрофт. Впрочем, этот пробел достаточно просто убрать тестированием на экспертах, да и редактор спать не должен.

Точно такая же субъективность неизбежна и при определении относительной сложности, то есть расстановке вопросов от 10 до 50 по возрастанию сложности. В вышеупомянутой статье М.Перлина предлагается такой критерий: «вопросы соответствуют уровню игроков, если из 6 вопросов за 10 отвечаются все 6, из вопросов за 20 — 5, за 30 — 4, за 40 — 3, за 50 — 2».

Я бы дал немного более расплывчатые границы. Из двенадцати десяток в среднем берется 11-12, из двенадцати двадцаток — 10-11, тридцаток — 8-10, сороковок — 5-7, полтинничков — 3-5.

Кроме того, я полагаю, что существуют два случая, когда сам автор может расставлять вопросы не в порядке сложности (даже со своей точки зрения).

Во-первых, десяткой может быть довольно сложный вопрос — угадайка или ловушка. Такой вопрос ставится на десятку, чтобы игрокам было не жаль рискнуть.

Вопрос: Именно в честь этого города назван в 1916 году астероид Петрополитана. Ответ: Петроград. А вовсе не Санкт-Петербург, как скажет первый нажавший на кнопку человек. Хотя, конечно, это один и тот же город.

Во-вторых, можно переставить местами вопросы за 40 и 50. Это делается в том случае, если один из них — вопрос на чистое знание, а второй — на сообразительность. В таком случае викторину стоит поставить на 40, а вопрос на мышление — на 50.

Не забывайте, что заявленное положение в теме — указание на реальную сложность вопроса, что сказывается на действиях игроков. Если вы слышите в вопросе за 10 что-то вроде: «Этот знаменитый французский политик сказал…» , нужно жать на кнопку и отвечать Талейрана. Если то же самое вы услышите в вопросе за 50, делать это нельзя. Если в «Декабрьской теме» вам говорят, что одна из иркутских команд КВН взяла себе название в их честь, то при цене вопроса 10 вы должны отвечать декабристов, а при цене 40 — жен декабристов. По ходу текущего чемпионата Санкт-Петербурга был случай, когда наша тройка услышала такой вопрос за 40. Вопрос: В честь этого человека названа единица громкости звука. Ответ: Белл. Пару секунд никто не жал на кнопку, поскольку мы не верили, что это можно спрашивать за 40. Потом, конечно, ответили, но «осадок остался».

Разумеется, такие рассуждения требуют известного доверия к редактору пакета, и ими лучше пользоваться, если методы составления пакета вам известны.

Беспроблемность

Корректность

Безусловно, это самая важная составляющая — поскольку речь идет об игре, в значительной степени опирающейся на эрудицию. Если в ЧГК некоторые ошибки в вопросах не мешают на них отвечать, то в «Своей игре» такая ситуация практически всегда фатальна. Поэтому проверяйте и еще раз проверяйте информацию, которую закладываете в пакет.

Разумеется, обычно во время турнира рядом есть несколько экспертов, которые могут исправить ошибку. Однако все такие разборки снижают впечатление от игры.

Должен заметить, что есть области, где даже наличие источника не гарантирует безусловной корректности в силу разночтений в самих источниках. Например, часто так обстоит дело с биологией (самая ядовитая змея, самая быстрая птица и т.д.) с химией (самое токсичное вещество) или техникой. Такие вопросы чреваты проблемами в игре.

Вопрос: Высота этой горы составляет 8846 метров. Ответ: Эверест. Формально имеем право — в некоторых западных источниках она на два метра ниже, чем у нас. Видать, альпинисты утоптали за полвека.

Вопрос. Самое крупное парусное судно принадлежало этому классу. Ответ: Барк. Конечно, барк «Франс-II» 1912 года действительно самое крупное парусное судно, но только среди самоходных кораблей — чистых парусников. Существовали буксируемые суда, например, шхуна «Навахо», которые были больше и по длине, и по грузоподъемности. Являются ли они парусными кораблями, если не могут двигаться своим ходом? Можно спорить. Кроме того, существуют крупные современные сухогрузы со вспомогательным парусным вооружением, далеко превосходящие этот барк. Можно ли назвать их парусными судами? Снова возможны проблемы.

Информация может устаревать — самый молодой гроссмейстер, самый крупный грузовик, самое длинное предложение… Через некоторое время вопрос станет некорректным.

Изредка в вопросах появляются дуали, которые тоже приведут к проблемам, особенно если второй игрок успеет дать авторский ответ.

Вопрос. Этим словом можно назвать и птицу, и гриб. Ответ. Поганка. Дуальный ответ: зеленушка.

Что делать, если вопрос оказался некорректным? С моей точки зрения, порядок решений (в порядке предпочтительности) таков:

  • Заменить вопрос на вопрос аналогичной сложности из такой же темы. Идеально с точки зрения спортивности и эстетичности, но крайне редко есть под рукой.
  • Заменить вопрос на вопрос аналогичной сложности из произвольной темы. Хорошо с точки зрения спортивности, плохо с точки зрения эстетичности.
  • Заменить вопрос на вопрос другой сложности из такой же темы. Плохо с точки зрения спортивности, не слишком хорошо и с эстетичностью.
  • Переиграть всю тему целиком. Плохо с точки зрения спортивности, поскольку несправедливо по отношению к игрокам, кто уже выиграл очки на этой теме. Но если ошибка допущена на первом же вопросе, это вполне удачный вариант.
  • Считать вопрос отсутствующим, укорачивая тему. Плохой вариант со всех точек зрения.
  • Спросить, сколько будет дважды два, то есть очки достанутся выигравшему кнопку. Совершенно безобразный вариант.

Корректная формулировка требуемого

Рискну выделить в отдельный пункт, хотя особых проблем и не наблюдается. Конечно, «что» вместо «кто» говорить не стоит, но это приключается редко. Единственный заслуживающий внимания момент — формулировка вопроса с несколькими возможными объектами-ответами, которые введут в заблуждение игроков.

Вопрос: Юрий Гагарин пользовался в качестве его «Кедром», а Герман Титов — именно этой птицей. Ответ: «Орлом» (в качестве позывного). При игре без фальстарта после первой половины вопроса игрок нажмет кнопку, поскольку уловит требуемый объект — позывной. Кто же знает, что автор во второй половине спросит совершенно другое?

Разносторонность пакета

Любой игрок имеет любимые темы и области, которых он не знает. Никому не понравится играть на чужих темах, и люди останутся недовольными. Конечно, вы находитесь в жестких рамках заданного объема, но в этих пределах постарайтесь взять как можно более несходные области знания. В конце концов вы можете взять совершенно нейтральные темы, которые не привязаны жестко ни к спорту, ни к литературе, ни к музыке — например, «Самое-самое», «Пять», «Звездная тема», «Огненная тема» или матричные (буквенные) темы.

Эстетичность

Узкая тематика

Как уже замечалось, узкая тематика плоха тем, что это может дать фору специалисту в области. Но есть и второе, не менее важно обстоятельство — людям обычно неинтересно играть такую тему. Конечно, иногда можно сделать так, чтобы вопросы были интересны даже посторонним, но это потребует неоправданно больших затрат сил и времени. Например, в пресловутой теме «Творчество группы " Зимовье зверей" « можно задать и вопрос на сообразительность, доступный для всех:

Вопрос: Именно на этом музыкальном инструменте обычно играет лидер группы Константин Арбенин. Ответ: Ни на каком.

Однако целую тему сделать такой очень трудно и незачем. Проще не писать такой узости.

Широкая трактовка темы

Вовсе не обязательно буквалистски придерживаться заявленной темы, вполне можно и отвлечься в сторону. Это даст вам возможность расширить поле затрагиваемых областей знания. Не надо в теме «Змеи» потчевать всех исключительно биологией, а в теме «А мне летать охота» — авиацией.

Например, в тему «Собаки» вполне уместно вставить:

Вопрос: В переводе Жуковского он говорит: «А! Вы, собаки! Вам чудилось всем, что домой уж из Трои я не приду никогда…» Ответ: Одиссей.

А в теме «Птицы» найдется место такому вопросу:

Вопрос: Именно в этом виде спорта есть фигуры «альбатрос», «цапля» и «фламинго». Ответ: Синхронное плавание.

В «Солнечной теме» вовсе не обязательно все время заниматься астрономией. Сюда легко впишется и спортивный вопрос, и киноведческий, и литературный, хотя и астрономия не помешает:

Вопрос: Это то же самое, что и «оборот большой». Ответ: Солнце (на турнике).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.11 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь