Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ж. Метод реконструкции Мюнстерберга и Бигхэма



Заучиваемые элементы предъявляются в одном и том же по­рядке, который требуется запомнить во время заучивания. После окончания заучивания испытуемому предъявляют те же элементы, но в ином порядке. Задача испытуемого заключается в том, чтобы расположить их в первоначальном порядке. Наиболее адекватным показателем является, по-видимому, коэффициент корреляции меж­ду правильной классификацией стимулов и классификацией, осу­ществляемой испытуемым. В этом случае используют «го» Спир-мена или «tail» Кендэла.

250 *


Метод сбережения Эббингауза

Этот метод был разработан в целях изучения динамики изме­нения памяти (и особенно забывания) во времени; в равной мере он используется для определения феноменов переноса и интерфе­ренции задач.

Психометрическая оценка памяти испытуемого существенно изменяется в зависимости от применяемых методов исследования: например, при прочих равных условиях показатель узнавания поч­ти всегда выше показателя воспроизведения, но может случиться, что спустя определенное время после заучивания испытуемый ока­зывается не способным воспроизвести или даже идентифицировать ни один из стимулов, которые он заучил. Однако в этом случае было бы неправильным делать вывод о полном забывании, не при­менив метода повторного заучивания, дающего возможность вы­явить сбережение упражнения, которое можно объяснить устой­чивостью скрытого мнемического следа.

Повторное заучивание должно удовлетворять двум условиям: а) оно должно осуществляться тем же методом, с помощью кото­рого происходило первоначальное заучивание; б) испытуемый сно­ва должен достигнуть того же критерия усвоения, который был установлен при заучивании.

Различие между числом проб при " первоначальном и повторном заучивании составляет величину абсолютного сбережения упраж-. нения. Однако это абсолютное сбережение почти не имеет значе­ния, особенно когда речь идет о сравнении показателей сбережения нескольких испытуемых: так, если испытуемому А потребовалось для заучивания 20 проб, а для повторного заучивания 15 проб, то его абсолютное сбережение равно 5 пробам; если испытуемому Б для заучивания понадобилось 16, а для повторного заучивания П проб, то величина его абсолютного сбережения будет равна также 5 пробам. Однако относительный «вес» этих 5 проб будет неодинаковым, если соотносить их с количеством проб — с 16 или 20 — первоначального заучивания. Следовательно, необходимо вы­числить величину относительного сбережения. С этой целью при­меняется несколько формул. Наиболее адекватной нам кажется формула Хилгарда (1934), поскольку она позволяет получить все показатели в процентах (от 0 до 100%):

100 (Еа — Ег)

100 (£ а — J) — (Er

где Ес — относительное сбережение, Еа — число проб при заучива­нии, Ег — число проб при повторном заучивании, / — число пра­вильных проб, соответствующих критерию усвоения, установленно­му экспериментатором (/ будет равно 1, если этим критерием яв­ляется первое безошибочное воспроизведение материала). При вы­числении по этой формуле величины относительного сбережения вводится поправка показателя, определяемая путем вычитания


Рис. 22. Влияние положения элементов на запоминание ряда из 10 трехзначных чисел. Всего было 8 рядов и 11 испытуемых. Кривые, обозначенные цифрами 1, 5, 9, 13, 17 относятся соот­ветственно к 1, 5, 9, 13 и 17 пробам. Каждая из точек, ис­пользовавшихся для построе­ния этих кривых, обозначает
рцент правильных ответов при 8, 11 и 88 попытках анти­ципации следующего числа на основании предыдущего (по Ро­бинсону и Брауну, 1926).
процент правильных ответов Do™" '" " " ''^и1«^ис стимулы оказы- -" " " - В вают интерферирующее влияние на OTRPTUT nTUnncimt, nnn..________________

правильной пробы J (или числа проб J), соответствующей крите­рию усвоения, совпадающему при первоначальном и повторном заучивании. В самом деле, испытуемый обладает превосходной па­мятью, если он при первой же пробе повторного заучивания пра­вильно воспроизводит материал. Как это можно легко проверить, если не учитывать указанную поправку, то показатель сбережения этого испытуемого не будет равен 100%...

II. ВЛИЯНИЕ МАТЕРИАЛА

Влияние расположения элементов в ряду.

Прогрессивное и регрессивное внутреннее торможение

...Если заучиваемый материал состоит из элементов, располо­женных в ряд, то элементы, находящиеся в начале и в конце, за­поминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Точ­нее, эмпирически установлено, что хуже всего запоминаются эле­менты, 'несколько смещенные от центра к концу ряда.

Это явление, отмеченное уже Эббингаузом (1885), было под­
тверждено многими психологами,
в том числе Робинсоном и Брауном
(1926), Фуко (1928), Лепли (1934),
Уордом (1937) и Ховлэндом (1938 а,
1938 6). Его легко показать, если, ис­
пользуя метод антиципации, предло­
жить группе испытуемых заучить ряд
вербальных стимулов, а затем для по­
следовательных периодов научения
представить на кривой количество
______ ... , —r . i правильных антиципации стимулов,

I 2i 3 * / я 7 8 9 1Л занимающих различные места в ряду, Порядок предъявления элемен- qt UrQ до п(рис 22)

* Согласно объяснению, предложен-

ответы, относящиеся к последующим стимулам; второй процесс — регрес­сивное внутреннее торможение — про-

ному Фуко (1928), это явление есть результат взаимодействия двух про­цессов торможения, одновременно действующих в ходе научения и за­медляющих последнее. Первый про­цесс — прогрессивное внутреннее тор­можение— проявляется в том, что от­веты на предыдущие стимулы оказы­вают интерферирующее


 


 

является в том, что ответы на последующие стимулы оказывают интерферирующее воздействие на ответы, относящиеся к предше­ствующим стимулам. Вытекающая из такого понимания гипотеза может быть сформулирована следующим образом: влияние про­грессивного или регрессивного внутреннего торможения на ответ, относящийся к данному стимулу, будет тем сильнее, чем больше число предшествующих стимулов в первом случае и последующих во втором.

e «70
i I I i I

Другая гипотеза, предложенная Фуко, исходит из того, что прогрессивное торможение, ослабляя ответы, увеличивает тем са­мым подверженность этих ответов воздействию регрессивного тор­можения. Одновременное действие этих двух видов торможения на все ответы, относящиеся как к предшествующим, так и к последующим стимулам, вызывает общее торможение, гораздо более силь­ное, чем можно было бы ожидать от сло­жения этих видов торможения...

и'ии 1 2 3 4 5 6 7 8 910 Расположение жментоб В ряду
Рис. 23. Зависимость количе­ства воспроизведенных эле­ментов (средние данные) от расположения этих элемен­тов в ряду (по Андервуду и Ричардсону, 1956).

Первые и последние элементы ряда оказываются в благоприятном положе­нии также и при отсроченном воспроиз­ведении. Кривая на рис. 23 показывает число правильных воспроизведений бес­смысленных слогов в зависимости от по­ложения слогов в ряду через 24 часа после заучивания, продолжавшегося до достижения критерия первого безоши­бочного воспроизведения (Андервуд и Ри­чардсон, 1956). Постман и Pay (1957) получили аналогичные ре­зультаты для интервалов в 24 и 48 часов, используя ряды англий­ских слов. Причины этого долговременного эффекта, по всей веро­ятности, различны: с одной стороны, ответы на первый и последний стимулы лучше сохраняются ввиду того, что, запоминаясь первы­ми, они наиболее часто воспроизводятся испытуемыми в ходе на­учения; с другой стороны, ответы на стимулы, находящиеся в сере­дине ряда, может быть, более чувствительны по сравнению с остальными к явлениям проактивной и ретроактивной интерферен­ции, поскольку они являются менее устойчивыми и широко подвер­жены влиянию прогрессивного и регрессивного торможения...

Степени однородности материала

Степень сходства или различия элементов материала играет важную роль во многих психических процессах и особенно в пер­цептивном научении, обусловливании, выработке навыков и памя­ти. Эта проблема привлекла внимание многих психологов, которые рассматривали ее либо в неоассоцианистском аспекте (Гибсон, Андервуд), либо в рамках гештальттеории (фон Ресторф).


А. Роль сходства в запоминании 2

Что касается запоминания материала, то работы Гибсон (1942) —с аналогичными слогам бессмысленными изображениями, Андервуда—с прилагательными, предъявлявшимися в рядах (1951) или попарно (1951), с рядами бессмысленных слогов (1952), триграмм согласных (1955) показали, что число проб, не­обходимых для достижения одного и того же критерия научения, , возрастает с увеличением сходства между элементами мате­риала.

Для иллюстрации мы приводим в таблице 1 среднее число проб, которое понадобилось для достижения критерия усвоения при заучивании разных видов материала. Для каждого материала использовались две степени сходства. Во всех этих экспериментах, описанных Андервудом, применялся метод антиципации с интерва­лами 30 с между двумя последовательными пробами...

2 Если два или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они сходны. Вопрос о том, в чем и в какой мере различные стимулы сле­дует считать сходными, является трудной проблемой, которая до сих пор получила лишь крайне эмпирическое решение. Среди критериев, используемых в этом отношении психологами, можно указать следующие.

а. В самом общем виде два однородных стимула имеют большее сходство
между собой, чем два разнородных, например, два слова обладают большим

. сходством, чем слово и цвет; стимулы, поддающиеся ранжированию на одно­родном физическом континууме, являются наиболее благоприятным случаем с точки зрения измерения; их степень сходства будет тем больше, чем меньше физически измеряемое расстояние между ними; так, при одинаковой громко­сти тон в 1000 Гц более сходен с тоном в 2000 Гц, чем с тоном в 5000 Гц.

б. Степень сходства двух стимулов тем выше, чем больше число общих
идентичных элементов, образующих эти стимулы, например, слоги ФЕД и
НЕД имеют более высокую степень сходства, чем слоги ФЕД и РЕИ, послед­
ние же более сходны друг с другом, нежели слоги ФЕД и ХОН.

в. Два стимула сходны, если образующие их структуры идентичны или
сходны друг с другом, например два квадрата разной величины или музы­
кальная мелодия в переложении на две различные тональности.

г. Два стимула сходны, если они относятся к одной и той же семантической
категории,
например, понятия «стол», «стул», «шкаф», «буфет» более сходны
между собой, чем понятия «стол», «абрикос», «лошадь», «солнце». Внутри
этой категории максимальное сходство присуще словам-синонимам, обозна­
чающим один и тот же предмет.

д. Наконец, два стимула сходны, если их появление вызывает идентичные
или сходные ответы,
например, два различных резко звучащих слова, вызы­
вающие появление кожногальванических реакций.

Указанные признаки сходства, перечисление которых здесь не является исчерпывающим, крайне многообразны как по своей природе, так и по психо­логическим процессам, которые они вызывают у испытуемых: семантическое сходство есть следствие вербального научения, тогда как сходство между двумя звуками — это проблема сенсорного различения. Кроме того, они могут сочетаться: так, два слова могут быть сходны одновременно с точки зрения их значения, фонетического состава и реакций, которые они вызывают.


Таблица 1

Зависимость числа проб, необходимых, для достижения критерия усвоения мате риала, от степени сходства элементов материала

(средние данные)

'(по работам Андервуда)

 

      Степень сходства
  Виды материалов Критерий сходства    
      низкая высокая
  Ряды из:    
Н^прилагательных (1951) семантический 13, 21 17, 00
слогов (1952)1 число одинаковых букв 24, 00- 32, 00
пар прилагательных (1951) семантический 9, 30 15, 44
пар слогов (1953) число одинаковых букв 22, 42 32, 89

'„ Для рядов из 14 слогов средние данные мы определили приблизительно лутем анализа графика, при-водимого^автором исследования.

- Б. Разнородный материал и эффект

Фон Ресторф

Что бывает, когда элементы материала являются разнородны­ми, например, если числа чередуются в различных пропорциях со слогами или цветами? Ответ на этот вопрос содержится в работах, выполненных в 1933 г. ученицей В. Келера фон Ресторф. В первом исследовании были использованы пять видов материала: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы' и цвета. Эти виды материа­ла были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 од­нородные и 4 разнородные пары. Например, 4 пары слогов, 1 пару геометрических фигур, 1 пару букв, 1 пару цветов, 1 пару чисел или 4 пары букв и по 1 паре каждого из других видов материала и т. д. В эксперименте исследовались все возможные сочетания указанных разновидностей материала.

Т а б л и ц а 2

Воспроизведение однородных и разнородных пар стимулов в опыте фон Ресторф

 

  Слоги Фигуры Числа Буквы Цв ета . Всего
Типы пар О Р О Р О р О р О Р О р
Абсолютные величины Проценты. 36 41 61 69 29 33 65 74 23 26 55 63 52 59 65 74 49 56 82 93 189 43 75 J

О; однородные в ряду;

Р: разнородные (изолированные) пары в ряду; (по фон Ресторф, 1933, с. 302).

Подготовленные таким образом ряды предъявлялись испытуе-..мому два или три раза, затем, после небольшого перерыва, во вре­мя которого испытуемый был занят нейтральной деятельностью,


приступали к испытанию сохранения по методу парных ассоциа­ций. В таблице 2 приводятся абсолютные и относительные величи­ны правильных ответов, полученных на 22 испытуемых, для раз­личных типов пар и всего материала в целом.

Например, при наличии в.ряду 4 однородных фигур было по­лучено только 33% правильных ответов; однако если в ряду имеет­ся лишь одна пара фигур, находящихся среди 7 других пар, то количество правильных воспроизведений этих фигур возрастает до 74%.

Следовательно, как правило, независимо от характера мате­риала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежа­ются с большим количеством однородных, то эти разнородные эле-, менты сохраняются лучше, чем однородные.

Однако если степень, разнородности всех элементов ряда одина­кова, то закономерность различий между двумя любыми элемента­ми будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов. Фон Ре-сторф (1933) доказала это экспериментально. Она использовала 3 типа рядов, каждый из которых предъявлялся с интервалом в один день:

ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов;

ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел;

ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 цвет, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 знак препинания, 1 химическая формула, 1 пуговица и 1 графический символ.

Через 10 мин после предъявления каждого ряда перед испытуе­мыми ставилась задача воспроизвести те элементы, которые они запомнили. Анализ результатов показал, что:

1) лучше всего воспроизводятся (наибольшее количество пра­
вильных ответов) изолированные элементы ряда (цифра в
ряду I и слог в ряду II). Эти элементы правильно воспроиз­
водились в 70% случаев;

2) количество правильных воспроизведений этих же самых
элементов, находящихся в ряду III, равнялось 40%;

3) однородные элементы ряда I (слоги) и ряда II (цифры)
правильно воспроизводились лишь в 22% случаев.

С помощью более точных методик другие исследователи — Пиллсбери и Рауш (1943), Зигель (1943) —подтвердили результа­ты фон Ресторф...


ные слоги». Эти слоги, по его мнению, являются простыми, одина­ковыми по трудности и квалифицируемыми, ответные реакции на них хорошо выражены и могут также быть измерены. Однако ес­ли бессмысленные слоги и являются стимулами, действительно удовлетворяющими критериям измерения, то они не обладают от­меченными Эббингаузом качествами однородности и простоты. На­ряду с тем что очень часто эти слоги могут вызывать осмысленные вербальные (слова, группы слов, предложения) или вербализуемые ассоциации, они могут сами по себе обладать определенным, изме­няющимся от слога к слогу значением. Психологи разработали адекватные методики для установления степеней осмысленности этого типа материала с тем, чтобы в дальнейшем ввести эту пере­менную в свои исследования научения и памяти.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь