Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей



 

Существуют и другие подходы к пониманию природы имиджа. Для русской физиогномики XIX века было характерно равенство между понятием imadge и visage (внешность). Распространенным был и остается довольно общий подход к определению имиджа как образа. Параллельно развивается идея об имидже как особом типе коммуникации.

Именно последнее определение представляется наиболее значимым по отношению к журналистике. Имидж мы можем определить как качественно особый коммуникативный тип общения по достижению социальных целей, использующий в качестве средства самого носителя [138]. Иными словами, имидж есть использование законов человеческого восприятия для достижения социальной цели в ходе коммуникативного общения.

По утверждениям исследователей около 95% людей имеет имидж. А некоторые ученые утверждают, что 100% женщин обязательно обладают имиджем. Точнее, не имиджем, а набором имиджей, поскольку каждый из нас оперирует далеко не одним имиджем. Один имидж мы реализуем в рабочем коллективе, другой – в наших журналистских материалах, третий – в семье, четвертый – с друзьями (и с разными – разный).

Тем не менее существует базовый набор имиджей:

1. « Начальник ». Так мы общаемся со старшими (например, с высокопоставленным информатором, руководителем). Основная тактика здесь – жалоба;

2. « Деловое общение ». Построен на активизации механизма копирования. Достаточно стереотипен. Тактика - агрессия;

3. « Развлечение ». Этот имидж построен на стремлении человека к самопрезентации. Так мы общаемся, например, в незнакомой кампании. Тактика - реклама.

4. « Принц » или « принцесса » - редко используемый имидж. Выстраивается, как правило, по отношению к представителям противоположного пола, меняется с годами. Основная тактика – копия, то есть попытка соответствовать ожиданиям другого человека.

 

Компоненты имиджа

 

Имидж проявляется на многих уровнях:

1. Взгляд. Важное значение имеет контакт глаз (в обычном общении он занимает 20-40% времени контакта). Лев Толстой в романе «Война и мир» точно описал 85 оттенков выражений глаз. Мы в совершенстве владеем большинством из их, однако слабо можем контролировать этот аспект имиджа. Тем не менее, то, что определенно может контролировать журналист – это открытость взгляда и направленность его на собеседника, что особенно важно на телевидении. А ведь порой ведущие в студии, представляя гостя, даже не посмотрят на него. Между тем взгляд предопределяет во многом интерес аудитории к гостю в студии, к теме. Он многое может рассказать о самом человеке и о его отношении к происходящему. Так, например, только по направлению взгляда, по мимолетному сужению или расширению зрачков мы интуитивно определяем, интересна ли собеседнику ситуация общения. Как показывают исследования, для профессиональных телеведущих характерен выбор взгляда «глаза в глаза», реже – «сбоку» и почти никогда – выбор периферического взгляда, «выпадающего» из ситуации взаимодействия[139].

2. Смысл речи. Для журналиста это существенная составляющая имиджа. Прежде всего, она отражается на содержании речи. Журналист должен говорить о том, что волнует его аудиторию, или о том, что может ее заинтересовать. Второе, но не менее важное – форма: журналист должен говорить с аудиторией на ее языке.

В любом речевом общении различают четыре фазы[140]. Начальная стадия – адаптация или своего рода прелюдия к предстоящей беседе. Затем разговор, ради которого, собственно, происходит встреча. Третий этап – психологическая разрядка эмоционального напряжения. И наконец, то внутреннее – чаще скрытое – состояние, в котором остаются участники после встречи.

3. Система пауз. Пауза выполняет несколько значимых функций: физиологическую (связанную с дыханием), смыслопроявляющую (позволяет определить конец фразы, завершенность мысли, логического отрезка), структурирующую (дает возможность понять ход мысли собеседника и возможное направление ее развития, оценить протяженность речевого отрезка, стилистику высказывания), оценочную (характеризует важность произносимого для человека, степень продуманности фразы, откровенность и спонтанность реакции, многие психологические особенности человека). Не случайно паузе уделяется столь серьезное внимание во всех видах деятельности, связанных с коммуникацией (вспомним произведение С. Моэма «Театр», где пауза стала мерилом статуса, доминирования в конкурентных отношениях между двумя героинями – опытной и начинающей актрисами. Там же прозвучала важная мысль: «Взял паузу – держи ее»). Немаловажное значение имеет пауза в работе журналиста. На этапе интервьюирования она позволяет дать передышку себе и собеседнику, а в ситуации работы электронных СМИ – ориентирует аудиторию на конкретное восприятие. Во многих пособиях по интервьюированию отмечается, что чем более опытен журналист, тем более продолжительны его паузы. Возможно, это и не безусловная характеристика, однако есть смысл к ней прислушаться, ведь в этом случае пауза становится именно имиджевой характеристикой.

Пауза может использоваться профессионально для демонстрации собственного отношения к происходящему. Так, В.Познер нередко в программе «Времена» позволяет возникнуть паузе в сочетании с мимической реакцией на фразу собеседника, в сочетании с мимической формой вопроса, ироничным или удрученный, озабоченным, удивленным выражением лица. Здесь пауза становится уже имиджеобразующим началом.

4. Интонация. Интонация может открыть нам истинный смысл слов. Эмоциональные оттенки речи фиксируют более 20 интонаций, которые отражают самые разные чувства человека. Фальш в голосе позволяет обнаружить фальш в смысле слов. Большое значение она имеет в приветствии и прощании. Например, Дмитрий Дибров в «Антропологии» здоровался холодно, отстраненно, а прощался тепло. Этим самым он подчеркивал, что его гость (всегда необычный, оригинальный человек) должен доказать свою оригинальность и заслужить право на это определение. Одновременно Дибров копировал ситуацию обычного общения с незнакомым человеком: менее чем за час этот человек от образа постороннего переходил к образу друга не только по отношению к ведущему, но и по отношению к зрителю. Создавался эффект объективности, принципиальности. Непредвзятости, учета позиции аудитории и, наконец. Эффект привычного общения.

Повышение громкости голоса обычно говорит о тревоге или раздражении, понижение громкости может являться признаком недовольства или разочарования. Повышенный тон сигнализирует о тревоге, пониженный – о недоверии

5. Запах. Это очень мощный, на генетическом уровне действующий механизм конструирования имиджа. Установлено, что в помещении с неприятным запахом люди стремятся прекратить общение и побыстрее уйти. Журналиста такое положение вещей вряд ли может устраивать. Одновременно исследователями определяются запахи, способствующие формированию и укреплению дружеских отношений – запах кофе, какао, клубники, свежескошенной травы, запахи «детства». И хотя журналист не может передать аудитории запах через свою продукцию прямым образом (хотя в последнее время технология производства печатной продукции позволяет компенсировать и этот пробел), за счет способности нашего мозга к синестезии[141] он может воздействовать косвенно. Не случайно метафоры, включающие все, что связано с запахом, обладаю столь мощным воздействием («запах крови», «деньги не пахнут»).

6. Мимика. Активно используется в западной телевизионной традиции. На российском телевидении к мимической реакции, мимической форме вопроса часто обращается Владимир Познер. Считается, что каждый человек обладает «мимическим паспортом», состоящим из 20 тысяч выражений лица. Лев Толстой в романе «Война и мир» описал 97 вариантов улыбок.

7. Пластика. По мнению психиатра Дж. Рушаа, язык жестов включает в себя до 700 тысяч различных сигналов[142]. Г.С. Мельник указывает на существование более миллиона и отмечает, что их количество намного превосходит количество слов[143]. Психологический жест согласуется не со словом, а с мыслью. Например, целый ряд жестов сигнализирует о том, что человек лжет (защита рукой рта, потирание век, облизывание губ, почесывание носа), ряд – о том, что человек чувствует себя дискомфортно (скрещенные ноги и руки, наклоненная вперед голова, спрятанные ладони, захват рукой запястья, сплетенные пальцы). Жестикуляция отличается у представителей разных культур. Так, финны жестикулируют один раз в час, мексиканцы – 180 раз, итальянцы – 8 раз.

Для журналистов, активно работающих с аудиторией (например, для телеведущих), характерно доминирование в ситуации общения позы внимания (наклон вперед, открытый контур рук, близкая дистанция).

Интерпретация пластики помогает вовремя понять собеседника, среагировать на его настрой или на изменение отношения к передаче. Например, посадка может дать сигнал об уходе от коммуникации. Обычно стремление уйти от коммуникации реализуется в следующих пластических формах:

- поза ухода (наклон назад, поворот головы в сторону. Уклонение от визуального контакта, закрытость контура рук, поднятые плечи, усиление ритмической активности);

- поза контрактивная, или поза подавленности (опущенные плечи, впалая грудная клетка, втянутая шея, закрытый контур рук и ног);

-поза экспансивная, или поза высокомерия (расширенная грудная клетка, плечи подняты, туловище прямое, напряженное, поднятая голова, периферический взгляд).

Если журналист заметит подобные сигналы, он должен постараться «вернуть» собеседника к коммуникации, стимулировать потребность в общении.

8. Одежда. Выбор одежды дает нам сигнал о том, насколько человек стремится следовать правилам, определяющим его социальный статус, или выделяться в среде других людей. По отношению к внешнему виду журналиста можно предъявить некоторые требования. Его одежда должна соответствовать стилю, поведению, диктуемому материалом. Но самое главное, она не должна быть слишком кричащей, модной, или неряшливой. Эти два момента усложняют акт коммуникации и требуют дополнительных усилий по адаптации со стороны собеседника.

У американцев деловой стиль в одежде бизнесмена получил название Бэзик. Это вся классика делового костюма преимущественно светло-серого или темно-синего оттенка, стиль «принца Уэльского» (крупная клетка), клубный стиль (темно-синий пиджак с блестящими пуговицами). В России – свои традиции (вспомните малиновый пиджак как атрибут «нового русского»). Важно, что коль скоро мы приписываем имиджу функцию своего рода социального колпака, необходимо и в одежде прислушиваться к мнению социума.

9. Цветность в одежде имеет не меньшее значение, чем стиль. Исследователи определили цвета одежды, на которые мы реагируем более или менее благожелательно. Однако реакции эти сложны. Они определяются многими факторами, и в первую очередь – гендерными. Так, например, мужчины позитивно реагируют на женщину в розовом или зеленом в ситуации бытового общения, и на женщину в коричневом, бежевом в ситуации делового общения. Женщины позитивно реагируют на мужчину в белом в ситуации бытового общения, и на мужчину в синем в ситуации делового общения. Традиционно деловыми считаются бордовый, синий и серый цвета деловых костюмов. Черный считается торжественным, подходящим к особому случаю. Однако все эти цветовые ограничения весьма условны. Так, например, И. Хакамада на пике своей политической карьеры всегда появлялась на аудитории в черном, и этот цвет стал неизменным ее атрибутом. А королева Великобритании позволяет себе появляться перед подданными в платьях самых веселых оттенков (но неизменно в платьях) шляпах и туфлях одного цвета, светлых оттенков. И в данном случае цвет почти не имеет значения.

10. Акцентуация сексуальных символов. К таковым относятся для женщин – колье, кулоны, броши, яркая губная помада, пояс на бедрах, длинные распущенные волосы, браслеты на руке или ноге, серьги. Для мужчин это галстук, очки, сложный пояс, жилет, ручка, блокнот, борсетка, сотовый телефон, машина и др. Подчеркивание этих символов в одежде говорит о направленности человека на установление тесных связей с другими людьми, о попытке включиться в их интимное пространство.

11. Походка. Быстрая или медлительная, по центру коридора или вдоль стены, прямая, напролом или осторожная, с обходом всех встречных? Кто кого пропустит в дверях, кто кому уступит на узкой тропинке? Все эти вопросы не стоит даже комментировать. Их интерпретация в психологии очевидна.

12. Посадка. На краешек стула или развалившись, как в кресле? Строго на своем месте или занимая сумками, папками, рукой соседние места? Интеллигентно или с ногами на столе? Свободно или со скрещенными руками и ногами? Прямо или ссутулившись?

13. Организация пространства. Есть понятие «дуга комфортной беседы»: если между людьми менее 160 см, они предпочитают размещаться друг против друга, если больше – рядом. Журналисту важно учитывать этот момент при выборе мизансцены. Далее, необходимо учитывать личное пространство, которое было описано еще американским этнопсихологом, основателем проксемики – науки о пространственном взаимодействии между людьми – Эдвардом Холлом.

Но в организации пространства имеет значение не только дистанция. Обратите внимание на расположение предметов: между вами и собеседником не должно быть барьера из вещей – сумки, органайзера, монитора и т.д. Не рекомендуется в интервью класть диктофон на траектории вашего контакта с собеседником – лучше чуть в стороне. Конечно, характер общения обусловлен местом действия (освещение, температура, расположение мебели, вещей, цветность). Но доверительное общение требует замкнутого пространства.

14. Коммуникации. С кем мы здороваемся? Кого избегаем? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу. Кто ты». Не случайно на многих мероприятиях (конференциях, корпоративных вечеринках, совещаниях и т.д.) карьеристы стремятся подойти и переговорить с лидерами, обладающими высоким статусом личностями. Причем поговорить так, чтобы остальные видели. Ну а уж по тому, к кому обращается сам лидер, мы определяем «первых среди равных». Аудитория же воспринимает не только журналиста как такового, но и его «команду». По типу печатного издания, телеканала, радиостанции мы даем характеристики тем или иным журналистам.

15. Такесика. Рукопожатие, похлопывание, поцелуй и т.д.

Таковы основные, но далеко не все компоненты имиджа. Необходимо помнить о том, что все они работают в комплексе. Так, только по цвету одежды сложно дать характеристику человеку. А если человек почесывает нос, нельзя судить о том, насколько он лжив (возможно, у человека насморк). Только целостный анализ всех компонентов обеспечивает правильное толкование имиджа. Соответствие вербальных и невербальных сигналов, подаваемых человеком, воспринимается как комфортный режим общения и рассматривается как конгруэнтность. О людях, обладающих таким качеством, обычно говорят: «Прост в общении».

 

Имидж в работе журналиста

 

В имидже есть внутренняя сторона (пассивный, потенциальный имидж) и внешняя сторона - чисто игровые моменты, которые активизируются в зависимости от ситуации. В связи с этим необходимо учитывать отличия в восприятии аудиторией образа мужчины- и женщины-коммуникатора.

Характеристики женщины: постоянно изучает окружающий мир, не признает авторитеты, легко принимает решения, полагается на интуицию, не пропускает ничего необычного, эмоциональна, не концентрируется на том, что не интересует, заигрывает с аудиторией, использует намеки, недосказанность, вместо собственного вывода использует чье-то мнение.

Характеристики мужчины: убежден в своей самоцели, обладает влиянием на людей, стремится действовать единственно верно, хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает, полагается только на рациональные решения, трудности стимулируют, прагматик, личные отношения второстепенны, не выносит потерь времени, использует много документальных подтверждений, богато пользуется оценочной лексикой, использует скептические оговорки.

Эти аудиторные представления необходимо учитывать в игре имиджа, которую вы ведете. Необходимо также учитывать и основные имиджи (роли, маски) аудитории – ведь имидж рассматривается нами как средство взаимодействия. Аудитория может выполнять роль статиста, как, например, во многих телепередачах, где зритель присутствует в студии. Она может играть активную роль заявителя, жалобщика, обращаясь к СМИ с запросом. Иногда аудитория использует маску игрока, участвуя в той партии, которую ведет журналист, а иногда – роль информатора, предлагающего новые сведения по теме материала. Значительная часть аудитории выполняет роль оппонента (спорит с теле- или радиоведущим, гостем), судьи, эксперта (скептически и критически воспринимает сообщения СМИ, оценивает их). Но чаще всего аудитория играет роль свидетеля, как бы присутствуя с журналистом на месте события, о котором он рассказывает. Журналист же, в свою очередь, моделирует стиль общения с читателем, зрителем, слушателем в зависимости от того, какова основная роль его «собеседника». Так, например, журналисты многих желтых изданий порой выбирают саркастический тон не только (а иногда и не столько) потому, что он соответствует их природе, но и потому, что их читатель настроены на эту волну.

По роду своей профессии журналист должен владеть многими типами имиджей. Однако специфика его работы заключается в том, что он общается с массовой аудиторией. Следовательно, и защитные (пассивные) компоненты имиджа должны быть более четко отлажены, и активные, позволяющие «достучаться до аудитории» - также.

С профессиональной точки зрения важнее последние. И тут у журналиста выделяются три типа имиджа: утешитель, провокатор, арбитр.

Утешитель (лирик) - журналист-родитель (подчеркивание позиции «Я свой», такой же, как и вы). Например, Владимир Молчанов.

Провокатор (агрессор) - журналист-ребенок (подчеркивание позиции «Я-то знаю, кто вы такой на самом деле») задавание наивных вопросов, наводок. Так часто ведет себя Андрей Малахов.

Арбитр (аналитик) - журналист-взрослый (подчеркивание позиции «Главное - не наши отношения, а поиск истины») Например, Евгений Киселев.

По мнению исследователей, негативно воспринимается аудиторией имидж мессии, продемонстрированный Черкизовым в передаче «Час быка».

Е.И. Пронин и Е.Е. Пронина дают более развернутую классификацию социального имиджа журналиста:

1. По типу контакта: дружеский (ключевая характеристика – привлекательность), авторитарный (динамизм), экспертный (компетентность);

2. По уровню близости: герой (идеальная личность), антигерой (один из нас), мистическая личность (необычный);

3. По функции в процессах социализации: учитель, вожак, кумир, мэтр, командир;

4. По типу текста и парадигме мышления: миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик.[144]

Имидж журналиста выполняет несколько функций. Прежде всего, он позволяет журналисту выделиться, обрести лицо, заявить о себе еще до момента информирования, а потом руководить восприятием информации. Далее, он позволяет акцентировать внимание аудитории на необходимых в конкретной ситуации качествах личности. Наконец, он позволяет установить тесный контакт с конкретной целевой аудиторией.

В обычной ситуации общения эти роли, как правило, перемежаются. И поскольку имидж – это результат общения двух сторон, мы выбираем его относительно конкретного человека (например, газетчик может менять имидж в зависимости от особенностей интервьюируемого им респондента). Однако на экране телевизора, например, ведущий традиционно придерживается одного имиджа хотя бы в рамках одной программы. И здесь большое значение имеет так называемая харизматическая модель коммуникации. Американский исследователь Дж. Голхабер, например, установил, что успех телепередачи во многом зависит от того, обладает ли харизмой личность, ее ведущая. Анализ же ток-шоу позволяет говорить о том, что аудитория в большей степени фиксирует поведение ведущего в студии, нежели конкретные факты по обсуждаемой проблеме.

Термин « харизма » происходит от греческого charisma – подарок, наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. По нению Вебера, харизма – это качество личности, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Она рассматривается как образец. Феномен харизмы характерен, прежде всего, для социальных групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения.

Основная черта, объединяющая всех харизматических деятелей, – активность, пассионарность (то есть, по Л.Н. Гумилеву, способность и стремление к изменению окружения). Харизматичная личность – это всегда лидер. Психологами же замечено, что чаще всего именно лидер начинает действовать как бы против своих интересов, отстаивая интересы коллектива.

Сегодня исследователи обозначают основные признаки или модели формирования харизматичности:

1. « Чужак ». Человек неизвестный, новых, пришедший со стороны. Он неизвестен, не изучен, непонятен, и уже в силу этого к нему надо присматриваться, прислушиваться[145]. Такой вариант проявления харизматичности нередко подчеркивается эмонативно-эриматическим поведением (то есть человек появляется со своей идеей и неожиданно уходит, исчезает, оставив любопытствующих не до конца удовлетворенными). Понятно, что журналист, эпизодически взаимодействующий с людьми и выходящий к ним с новостной, актуальной информацией. Имеет все возможности к реализации этого механизма формирования харизматичности;

2. « Странный ». Человек, имеющий психические или физические дефекты. Исследователи замечали, что многие харизматические личности имели какие-то физические странности. По всей видимости, такие особенности приковывают непроизвольное внимание человека.[146] Но в СМИ чаще можно встретить харизматические личности с особенностями психологического свойства. Так, большинство харизматиков можно отнести в каком-то плане к людям, демонстрирующим мономаниакальность – то есть к людям, подчиненным одной идее, одной линии действия. В ситуации прямого общения это провоцируется параноидальной фокусировкой на достижении цели.[147] Причем, с присущим харизматику фанатизмом, человек уверен в том, что ничто не сможет ему помешать. А отсюда – внутренняя уверенность, спокойствие (даже «пофигизм»). В сочетании с целеустремленностью это воздействует подобно влиянию родителя на ребенка – воспроизводится та же модель. Если сравнить этот параметр с особенностями личности журналиста, то окажется. Что среди журналистов многие соответствуют признаку. Они сосредоточены на одной теме и уверены в том, что делают свое дело. Риск, который всегда сопровождает творческий процесс, формирует видимую остальным целеустремленность. Отметим: харизматичностью обладают не «всеядные» журналисты, а как правило, именно те, кто «глубоко копает» свою тему;

3. « Шут ». Человек карнавала, человек притворства, эпатирующий всех и вся. Его характеризует экстравертная агрессивность, динамичное поведение, ораторское мастерство. Он всякий раз ярок, необычен. Это – шоумен, умеющий увлечь своих зрителей. Очевидно, что таких людей много на телевидении – особенно в его развлекательном секторе.

Конечно, каждый журналист отличается от другого по харизматическому охвату и харизматической нише, но все же в той или иной степени каждому представителю публичной сферы деятельности в журналистике предоставляется огромный потенциал самого контента для формирования харизмы. Именно СМИ нередко открывают в человеке черты харизматической личности. И харизматик на экране может не обладать такими же качествами в жизни.

Сегодня исследователи телевидения выделяют три типа харизматических личностей, соотносящихся с моделями их формирования:

1. Герой. Отличается агрессивной формой поведения. Смел, настойчив, безапелляционен, но при этом говорит именно то, что хочет услышать зритель. Образ идеализируется до уровня недостижимого идеала.

2. Антигерой. Простой человек, один из нас, но по важному в контексте передачи параметру чуть лучше среднего представителя аудитории. Он воспринимается как свой и одновременно как тот, на кого мы можем равняться. Это вполне достижимый идеал.

3. Мистическая личность – внешне чуждый зрителю, отстраненный, без предыстории, необычен, непонятен, непредсказуем, переменчив.

Как видим, все эти образы вполне соотносятся с понятием архетипа. И действительно, обладание архетепическими свойствами делает в наших глазах человека более значимым и авторитетным. Харизма может передаваться посредством наделения символическим значением какого-либо предмета (премия Тэффи), акта наделения ею (процедура вручения), «подключением» к харизматичной личности.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1.Дайте определение категории «личность» и назовите основные критерии зрелой личности.

2.Какие парадоксы журналистской профессии и в какой степени предопределяют особенности личности журналиста?

3.Какие качества отличают «среднюю» личность журналиста различных типов СМИ?

4.В чем реализуется долженствовательная сфера личности журналиста?

5.Дайте наиболее точное с вашей точки зрения определение имиджа.

6.Каков «базовый» набор имиджей?

 

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Определите тип имиджа и основные его составляющие у известного вам журналиста. Какие функции реализует этот имидж?

2. Можно ли провести прямую параллель между гением и безумием? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Сравните имидж нескольких журналистов по одному из параметров (смысл речи, интонация, пауза, взгляд, мимика, жесты и т.п.). Какова роль одного из параметров имиджа в формировании целостного образа человека?

4. Попробуйте скорректировать образ известного телеведущего, заменив один из параметров имиджа. Что произойдет? Какой, по вашему мнению, будет реакция аудитории?

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Сопоставительный анализ подходов к определению личности: междисциплинарный аспект.

2. Игровой компонент имиджа телеведущего

3. Креативная составляющая личности журналиста.

4. Определение имиджа: сравнительный анализ подходов

5. Харизматическая личность: природа явления.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. - М.: Наука, 1980.

Андреева М.К. Психологический анализ профессионально-важных качество творческих работников телевидения / М.К. Андреева, Л.В. Матвеева, Н.Б. Шкопоров. - М., 1991.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., 1986.

Бехтерев Н.А. Физиология типов / Н.А. Бехтерев. - М., 1924.

Браун Л. Имидж - путь к успеху / Л. Браун. - С-Пб., 1996.Бугрим В.В. Понятие и специфика имиджа. Журналистика ХХ века: эволюция и проблемы / В.В. Бугрим. - СПб., 1996.Бурно М.Е. Сила слабых / М.Е. Бурно. - М.: Прогресс, 1999.Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста / Р.Г. Бухарцев. - М.: Мысль, 1985.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990.

Войнцванг П. Десять заповедей творческой личности / П. Войнцванг. - М.: Репринт, 1992.

Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984.

Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. - М., 1991.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности / И.М. Дзялошинский. - М.: Восток, 1996.

Журналист: социологические и социопсихологические исследования /Под ред. Л.Г.Свитич, А.А.Ширяевой. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста/ В.И.Кузин. СПб: СПбГУ, 2004.

Леонтьев А.А. Психолингвистика / А.А. Леонтьев. - Л., 1967.

Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002.

Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства / Г.С. Мельник. - СПб, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Харвест, 2005.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003.

Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой / В.Н. Панкратов. - М., 2000.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - Смоленск, 1997.

Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз / Г.Г. Почепцов. - Киев, 1997.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. - М., 2000.

Психология самосознания. Хрестоматия. - М., 2000.

Румянцева В. Лидер: опыт изучения психологии неформального лидерства / В. Румянцева. - СПб, 1996.Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - М., 2000.Свитич Л.Г. Профессия: журналист / Л.Г. Свитич. - М., 1996.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2006.

Федоров И.А. Имидж как способ программирования поведения людей / И.А. Федоров. - Рязань, 1997.

Хьелл Л.Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 2006.

Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия / В.М. Шепель. - М.: Интел, 1994.

Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь