Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психологические основы завершения интервью
Главная задача завершающей стадии интервью – сохранить хороший климат общения. А для этого нужно подготовить собеседника к финалу, не обрывать интервью неожиданно. Самый опасный враг – чувство усталости. Важно, чтобы оно не наступило преждевременно, и чтобы не на этом чувстве прошло завершение интервью. Сигналы усталости респондента: расслабленная поза, бегающие глаза, короткие и неорганизованные ответы, длинные паузы. В случае их проявления интервьюер должен ненадолго взять инициативу в свои руки и рассказать что-то, а потом вернуться к вопросам. Методические пособия рекомендуют интервьюеру начать думать о завершении интервью за 5-10 минут до его окончания. Переход к финалу лучше обозначить фразами типа: «В то короткое время, которое у нас осталось» или «Прежде чем закончить». Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме, в котором журналист кратко излагает основные факты, которые он зафиксировал. Порой особенности собеседника таковы, что прервать интервью в корректной форме бывает достаточно сложно. В этом случае можно использовать приемы достижения этой цели: 1. Выражение благодарности за содержательную беседу, за откровенность, за то, что нашел время ответить на вопросы; 2. Ссылка на неотложные дела (можно поставить напоминание в телефоне или завести будильник в часах) с извинениями; 3. Прием «спасение от назойливого посетителя» (заранее просите знакомого позвонить вам или зайти в кабинет и вызвать по неотложному делу). Если же спустя некоторое время после интервью ваш респондент продолжает вас допекать расспросами, уточнениями по телефону, в исключительных случаях наиболее эффективен так называемый прием А. Макензи: вы говорить, что плохо слышно, какие-то помехи и кладете трубку. Через минуту абонент вновь перезванивает: «У вас телефон отключился? » - «Да. В последнее время он бара…» - и вновь нажимаете на рычаг или кнопку. Больше, как правило, назойливый собеседник не звонит, и ваши с ним отношения не страдают.
Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
Редакционный коллектив – объединение ярких творческих индивидуальностей, и здесь без конфликтов не обойтись. По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Особенно актуально это в отношении редакционного коллектива, для которого часто характерен ироничный, ернический стиль общения. Описанные ранее универсальные модели общения в полной мере применимы во взаимодействии людей в редакционном коллективе. Однако есть два типа ситуаций, столь часто повторяющихся в редакциях и играющих столь существенную роль в общении журналиста с коллегами, что обойти их молчанием не представляется возможным – это общение в ситуации инновации (нововведения) и взаимодействие с руководством. В первом случае вся работа журналиста, с ее установкой на креативность, представляет собой сплошной инновационный процесс, а во втором случае у журналиста с одной стороны и редактора, учредителя с другой – столь различные задачи, модели деятельности, что общение неизменно рождает сложности.
Конфликты по вертикали
Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных вообще весьма актуальна и нередко бывает связана с субординационным характером отношений. Существует объективное противоречие между функциональной и личностной сторонами отношений руководителя и подчиненного. Многие указывают, что в управленческой деятельности между руководителями и подчиненными имеются отношения субординации. Они характеризуются двумя сторонами — функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной). Первая означает объективно существующую связь между людьми, когда одни группы людей направляют деятельность подчиненных, а последние выполняют указания. Личностное содержание отношений в звене «руководитель — подчиненный» зависит от индивидуально-психологических особенностей участников взаимодействия, их темпераментов, характеров, способностей, деловых и моральных качеств, а также симпатии или антипатии по отношению друг к другу. Противоречие в звене «руководитель — подчиненный» заложено в том, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т. е. обязан подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требований ролей возможностям и способам действий их исполнителей. Объективная необходимость устранения этого несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно порождают конфликты. Ряд авторов указывают, что на конфликты по вертикали приходится 77% (А. Анцупов) и даже 80% (Е. Кузьмин) всех межличностных конфликтов в коллективах. А при высокой интенсивности совместной деятельности опасность формирования конфликта возрастает. Так, на 6 месяцев, связанных с выполнением основных заданий года, проверками вышестоящими инстанциями, сдачей аттестаций, подведением итогов и т.п., приходится около 60% всех конфликтов «по вертикали». Наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель - подчиненный»: на него приходится более 53% конфликтов. Особенно велик удельный вес конфликтов в звеньях, где руководитель и подчиненный близки по служебному положению. А в редакционном коллективе такое сближение нередко происходит из-за взаимопроникновения формального и неформального общения. Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют некоторые условия. Со стороны руководителя предпочтительно своевременное информирование людей по важным для них проблемам; ясные, конкретные и выполнимые задачи; осуществление текущего контроля. Со стороны подчиненного - решение проблем тет-а-тет, микширование позиций. Последнее достигается использованием некоторых приемов нейтрализации возражения: 1. Изоляция высказанного возражения. Этот прием осуществляется в два этапа. Сначала используется фраза типа «Только это мешает вам принять предложение? » или «Только это вызывает ваши сомнения? ». Если вам ответили – «Да», - вы говорите: «Если я сообщу вам данные, которые удовлетворят вас, предложение будет принято? ». На второй вопрос возможен один ответ – «да». Другой ответ вы изолировании первым вопросов. 2. Согласие с возражением. Также проходит в два этапа. Сначала вы говорите «Я понимаю, что ваш опыт говорит вам…» или «Вы безусловно правы в ваших суждениях..». А далее вы развиваете мысль «…И я хотел бы предложить…» Далее вы излагаете свою позицию. Этот прием не всегда дает позитивный результат относительно принятия вашей точки зрения, но отношения с руководителем останутся хорошими. Что немаловажно. 3. Предположение. Вы используете фразу «Предположим, Вы согласитесь с моей точкой зрения. Что могло бы вас к этому приблизить? » В более смягченной форме фраза может звучать так: «Если бы вы когда-нибудь приняли мою точку зрения. Что послужило бы тому причиной? »
Инновационные конфликты
Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется. Работа журналиста – постоянный инновационный процесс. Вероятность инновационного конфликта возрастает, если: 1. Новшество масштабно; 2. В инновационный процесс вовлечено большое количество людей; 3. Нововведение радикально; 4. Процесс инновации идет быстро; 5. Отсутствует информационное обеспечение процесса. Способы предотвращения и разрешения инновационных конфликтов просты: 1. Предварительно информируйте коллектив; 2. Заручитесь поддержкой коллег; 3. Если возможно, предлагайте альтернативные решения; 4. Если возможно, внедряйте новшества поэтапно. 5. Учитывайте «распределение сил» в коллективе. Обычно в любой более или менее крупной группе встречаются подгруппы: А. Новаторы (3%): - способны на риск и любят рисковать; - открыты для окружающих, легко идут на контакт; - индивидуалисты, часто выходят за рамки собственного набора имиджей; - космополитичны в социальных отношениях: устанавливают связи друг с другом, совершенно не взирая на статус, возраст, профессию, пол, географические расстояния и т.д.; - не стремятся к следованию субординационным канонам: часто лидируют над начальством; - склонны образовывать подвижные клики; - часто импульсивны и категоричны в утверждениях; - как правило, имеют относительно быстрый темп речи, действий; - часто опережают коллег в объеме проделанной работы; - с интересом участвуют в самых разных проектах; - предлагают инновации. Б. Ранние последователи (13%): - имеют крепкие социальные связи и вообще хорошо социализированы; - играют интегральные роли в сообществе и стремятся сгладить все конфликты (выступают в роли модераторов); - выстраивают карьеру в первую очередь исходя из связей, и лишь во вторую – благодаря профессионализму; - авторитетны в коллективе, с их мнением считаются; - самое главное – мотивированы на поддержание авторитета, поэтому придают больший вес инновациям, убеждают своим поведением остальных в необходимости инноваций; - любят быть на виду; - слепо подчиняются установкам руководства; - как правило, имеют замедленный темп речи и движений, относительно низкий голос с вкрадчивыми интонациями. В. Раннее большинство (34%): - не желают принимать нововведения первыми; - осмотрительны, обдумывают все за и против; - нередко основательно изучают документацию, требуют подтверждения прогнозов; - часто предлагают альтернативные решения (не всегда удачные. Для них важен сам факт наличия альтернативы); - зависимы от решения руководства; - ждут реакции ранних последователей; - медлительны, но объективны; - любят обсуждать нововведение с представителями всех прочих групп; - выполняют функцию легализации нововведения. Г. Позднее большинство (34%): - недоверчивы; - пассивны, как правило неисполнительны; - скептически относятся к нововведениям; - не предпринимают действий и выжидают до тех пор, пока предыдущие группы не апробируют инновацию; - часто принимают нововведение только под давлением; - уже приняв нововведение, любят еще долго сетовать на его нежелательность; - крайне редко эффективно используют нововведение для себя; - в инновационном конфликте выполняют роль инертной, стабилизирующей массы. Д. Отстающие (16%): - внутренне не принимают инновацию; - привязаны к прошлому (прошлое – основная тема разговоров); - следуют традициям, крайне негативно относятся к людям, их нарушающим; - получают удовольствие от общения только с такими же консерваторами; - социально пассивны, уклоняются от общественных ролей; - любят быть в тени и «скромно» делать свое дело; - страдают от инноваций в психологическом, экономическом и социальном плане; - в инновационном конфликте нуждаются в поддержке. Учитывайте характеристики этих групп, готовьте обсуждение инновации среди новаторов и ранних последователей. По возможности обеспечьте поддержку раннего большинства и сами обеспечьте поддержку отстающим. Такая форма поведения снизит напряженность работы журналиста и сформирует благоприятный психологический климат в редакционном коллективе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 4. Назовите основные направления коммуникации журналиста. 5. Какие техники можно использовать для нейтрализации действия треугольника Судьбы? 6. Каковы цели и принципы пилотной встречи. 7. Какие виды интервью Вам известны? Как вы думаете, в каких психологически сложных ситуациях можно прибегнуть к тому или иному интервью? 8. Какие типы собеседников вам известны? Какие типы конфликтных личностей? Каковы их характеристики? 9. Назовите «плохих» интервьюеров? Попытайтесь определить, какую психологическую реакцию может спровоцировать каждый из них. 10. Что такое «инновационный конфликт»? Каковы принципы его предупреждения?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: 1. Изучите действие треугольника Карпмана в рамках одного из ток-шоу. 2. Приведите примеры разных стилей общения в журналистике. 3. Какие стили профессионального слушания используют известные журналисты?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Роль дистанции в телевизионной программе. 2. Выражение лица телеведущего: особенности воздействия. 3. Роль конфликтогена в журналистском материале.
ЛИТЕРАТУРА: Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы / Л.Я. Аверьянов. - М., 1987.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. - М., 1983.Айсмонтас Б.Б. Психология общения / Б.Б. Айсмонтас. - М., 1996.Аксельрод А. 2001 способ сказать «нет» изящно и веско / А. Аксельрод. - М., 1997.Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения / Е.В. Александрова. - М., 1993.Атватер И.Я. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И.Я. Атватер. - М., 1988.Баркер А. Как улучшить навыки общения / А. Баркер. - СПб, 2004.Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью / С. Белановский. - М., 1993.Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать / М. Беркли-Ален. - СПб., 1997.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - Л., 1992. Бишоп С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. – СПб., 2001.Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М., 1998.Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества / Р.Г. Бухарцев. - Свердловск, 1976.Васильева И.И. Психологические особенности диалога / И.И. Васильева. - М., 1984.Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В.В. Горанчук. – СПб., 2003.Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб., 2000. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н.В. Гришина. - Л., 1990. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцова. - М., 1984.Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой / В.Н. Панкратов. - М., 2000.Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. - М., 2000. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е.М. Иванова. - М., 1992. Ильченко С. Интервью в журналистском творчестве / С. Ильченко. - СПб., 2003. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М., 1999. Корнелиус А., Фрей Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / А. Корнелиус, Ш. Фрей. - М., 1992. Крогиус Н.В. Личность в конфликте / Н.В. Крогиус. - Саратов, 1976. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон / В.В. Латынов //Иностр. Психология. - 1993. - Т. 1, № 2. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры / М.М. Лебедева. - М., 1993. Линчевский Э.Э Контакты и конфликты / Э.Э. Линчевский. - М., 2000. Лоренц К., Агрессия / К. Лоренц. - М., 1994. Льюис Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис. - М., 2002. Мельник Г.С. Общение в журналистике / Г.С. Мельник. - М., 2005. Новосельцев В.И. Системная конфликтология / В.И. Новосельцев. - В., 2001. Павлова К.Г. Психология спора / К.Г. Павлова. - Владивосток, 1988. Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования / В.Н. Панкратов. - М., 2004. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М., 1989. Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз. - Нижний Новгород, 1992. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб., 2001. Психологическая подготовка спецназа // Высшее образование в России. - 1999. - №1. - С. 71-75. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб., 2002. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е.В. Сидоренко. - СПб, 2003. Смит Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности / Г.К. Смит. – СПб., 2001. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2006. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.Тайгер П. Читать человека как книгу / П. Тайгер. - Мн., 2004.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. -М., 2002.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М., 2001.Франк М. Как убедить собеседника за 30 секунд / М. Франк. - М., 1998.Фишер Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. - М., 1990. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М., 1989. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 1994. Хорни К. Ваши внутренние конфликты / К. Хорни. - СПб., 1997. Шейнов В. П. Психология влияния. Скрытое управление / В.П. Шейнов. - М., 2002. Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми / У. Юри. - М., 1993.
Заключение
Ты мог бы управлять планетою любой, Когда бы управлять ты мог самим собой
Острейшая потребность журналистов в психологических знаниях сегодня очевидна. Слишком много психологических мифов кружит голову сотрудникам СМИ. Слишком часто сложные процессы приходят к журналистам в упрощенном, примитивном изложении. Слишком туманным еще кажется понимание той непреложной истины, что рецептурность в области психологии может существенно осложнить работу сотрудника прессы. Ближайшей задачей науки о журналистике, думается, должен стать поиск компромиссного подхода к формированию психологии журналистики. С одной стороны, журналист – все же не психолог, и напряженный ритм его труда не всегда оставляет время для глубокого изучения психологических процессов. С другой стороны, примитивное толкование психологических проблем аннулирует действительно интересные достижения. Нередко исследователи отмечают одно существенное расхождение между психологией отечественной и западной. Отечественная психология фундаментальна и универсальна по подходам к анализу явлений. Западная имеет прикладной характер. Думающего и серьезного журналиста не может, кажется, удовлетворить ни тот, ни другой подход. Требуется формирование универсальной теории, балансирующей на тонкой грани науки и рецепта.
Тесты Ваш творческий возраст Отмечайте наиболее подходящие Вам варианты ответа. 1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете: а) побегу, чтобы успеть; б) буду идти как можно быстрее; в) буду идти немного быстрее, чем обычно; г) буду идти, как шел; д) посмотрю, не идет ли следующий автобус, а потом решу, что делать. 2. Ваше отношение к моде: а) признаю и действую, чтобы соответствовать ей; б) признаю то, что мне подходит; в) не признаю современные экстравагантные модели; г) не признаю современную моду вообще; д) признаю и отвергаю, смотря по настроению. 3. В свободное время вы охотнее всего: а) проводите время с приятелями; б) смотрите телевизор; в) читаете художественную литературу; г) разгадываете кроссворды: д) занимаетесь чем угодно. 4. На ваших глазах совершается явная несправедливость. Ваши действия: а) сразу постараюсь восстановить справедливость всеми доступными средствами; б) встану на сторону пострадавшего и постараюсь ему помочь; в) постараюсь восстановить справедливость в рамках закона; г) а что можно сделать? Осудить про себя очередную несправедливость и продолжить свои дела; д) вмешаюсь в обсуждение, не высказывая своего мнения. 5. Когда вы слушаете современную молодежную музыку, то: а) приходите в восторг; б) думаете, что и вы этим должны «переболеть»; в) не признаете этот шум и грохот; г) считаете, что на вкус и цвет товарищей нет. 6. Вы находитесь в дружеской компании. Для вас важно: а) возможность продемонстрировать свои способности; б) сделать так, чтобы люди не забывали, с кем имели дело; в) соблюсти приличия; д) вести себя в соответствии с нормами этой компании. 7. Какая работа вам нравится: а) содержащая элементы неожиданности и риска; б) разная, но не монотонная; в) такая, где можно использовать свой опыт и знания; г) нетрудная; д) смотря по настроению. 8. Насколько вы предусмотрительны: а) склонен приниматься за дела, не раздумывая; б) предпочитаю сначала действовать, а уже потом рассуждать; в) предпочитаю не участвовать в делах, пока не выяснены хотя бы основные их последствия; г) предпочитаю участвовать только в таких делах, где успех гарантирован; д) отношусь к делам в зависимости от ситуации. 9. Доверчивы ли вы: а) доверяю некоторым людям; б) доверяю многим людям; в) не доверяю многим; г) не доверяю никому; д) все зависит от того, с кем я имею дело. 10. Ваше настроение: а) преобладает оптимистическое; б) часто оптимистическое; в) часто пессимистическое; г) преобладает пессимистическое; д) в зависимости от обстоятельств. Подсчитайте отдельно количество положительных ответов по каждой позиции от «б» до «д». Затем найдите общую сумму по формуле: Т = 2(б+3в+4г+2д). Полученная цифра — ваш творческий возраст. Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке. Для тех, кто предпочитает творческую деятельность, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный. А если после тридцати лет он отстанет, то это будет значить, что вы в хорошей форме, свободны от стереотипов и ваши возможности далеко не исчерпаны. Когда ваш творческий возраст идет немного впереди — тоже неплохо: значит, вы успешно справитесь со стандартными действиями, требующими четкости и пунктуальности.
Ваш творческий потенциал Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете: а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить: а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: а) да; б) часто думаете, что не сумеете; в) да, часто. 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: а) да, неизвестное вас привлекает; б) неизвестное вас не интересует; в) все зависит от характера этого дела. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства: а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться; в) да, но только если вам это нравится. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все: а) да; б) нет, вы хотите научиться только самому основному; в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу; б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна; в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы. 10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? а) да; б) нет, боитесь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась. 12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось: а) да, без труда; б) всего вспомнить не можете; в) запоминаете только то, что вас интересует. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно. 14. В свободное время вы предпочитаете: а) остаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании. 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более-менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать. 16. Когда вы одни: а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой. 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) вы можете делать это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно. 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом: за ответ «а» — 3 очка; за ответ «б» — 1; за ответ «в» — 2. Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала. 49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете. 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему. var begun_auto_colors = new Array(); var begun_auto_fonts_size = new Array(); begun_auto_pad = 18597911; // идентификатор площадки (Эту цифру вы получаете от Бегуна) begun_auto_limit = 3; // число объявлений выводимых на площадке begun_auto_width=350; // ширина блока объявлений. begun_auto_colors[0]='#0000CC'; // цвет ссылки объявлений begun_auto_colors[1]='#000000'; // цвет текста объявления begun_auto_colors[2]='#00CC00'; // цвет домена объявления begun_auto_colors[3]='#FFFFFF'; // цвет фона блока объявлений begun_auto_fonts_size[0]='10pt'; // р-мер шрифта ссылки объявлений begun_auto_fonts_size[1]='10pt'; // р-мер шрифта текста объявления begun_auto_fonts_size[2]='10pt'; // р-мер шрифта домена объявления begun_auto_fonts_size[3]='10pt'; // р-мер шрифта заглушки 3. Методика исследования активности мышления
Направленность методики. Данная методика базируется на таком понятии, как активность мышления. По мнению автора этой разработки И.М. Лущихиной, активность мышления является такой характеристикой, которая показывает способность индивида использовать свой интеллектуальный потенциал, свои мыслительные способности для достижения конкретных целей, задач. Таким образом уровень развития активности мышления отражает способность решать интеллектуальные задачи, при этом во внимание берутся не интеллектуальные способности, а скорее динамические характеристики особенностей протекания мыслительных процессов: беглость и гибкость. Под беглостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя метод перебора, то есть нахождения правильного ответа, варианта решения путем отсеивания неправильных ответов, неподходящих вариантов решений. Под гибкостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя трансформацию абстрактных объектов (слов, образов) в операбельный вид, нахождение новых ассоциативных связей абстрактных объектов между собой. В зависимости от того, какие объекты перебираются трансформируются, ассоциируются - слова или образы, - говорят о вербальных беглости и гибкости и об образных беглости и гибкости. В соответствии с этим делением МИАМ (Методика исследования активности мышления) делится на четыре субтеста. 1-й субтест: вербальная беглость. Испытуемого просят за одну минуту написать как можно больше женских имен, начинающихся на " С" (второй вариант - мужские имена на " С" ). Имена не должны дублировать друг друга: например как " Саша" и " Саня". Можно использовать редкие и " заграничные" имена. Если экспериментатору какое-либо имя незнакомо - необходимо спросить испытуемого о происхождении этого имени. Нормой является 6-7 написанных имен. 2-й субтест: образная беглость. Испытуемому предъявляется набор из двенадцати окружностей (диаметром около 2 см). Перед ним ставится задача за одну минуту дорисовать как можно к большему количеству кружков рисунки, тематически связанные с водоемами (другой вариант - с продуктами питания). Рисунок не должен располагаться полностью внутри окружности - окружность должна являться составным элементом рисунка. Сразу после выполнения испытуемым задания необходимо удостовериться, что все рисунки соответствуют требованиям. Если экспериментатору непонятен смысл изображенного, то он спрашивает у испытуемого. Норма: 4 рисунка. 3-й субтест: вербальная гибкость. Испытуемому предъявляется набор из четырех букв: " Я П Т О" (другой вариант - " Д М И Р" ). Перед испытуемым стоит задача за одну минуту написать как можно больше предложений по следующим правилам: - предложение состоит из четырех слов; - первое слово начинается на " Я", второе - на " П" и т.д.; - слова не должны повторяться; - предложение может быть бессмысленным, но слова должны между собой быть связанными (пример: " Яйцо полетело творить обструкцию" ). Норма: 4 предложения. 4-й субтест: образная гибкость. Испытуемому предлагается за одну минуту нарисовать как можно больше рисунков с использованием определенных элементов. Данные элементы (либо два крючка, либо " корона" ) могут быть изменены по размеру, быть повернуты, использоваться в одном рисунке несколько раз, но форма их меняться не должна. Еще одно требование: рисунок должен изображать что-то конкретное, а не являться набором абстрактных линий, фигур. Сразу после выполнения задания экспериментатор должен уточнить возможные неясности: что изображено на рисунке испытуемого, где именно сокрыты задающие элементы. Норма: 4 рисунка. var begun_auto_colors = new Array(); var begun_auto_fonts_size = new Array(); begun_auto_pad = 18597911; // идентификатор площадки (Эту цифру вы получаете от Бегуна) begun_auto_limit = 3; // число объявлений выводимых на площадке begun_auto_width=350; // ширина блока объявлений. begun_auto_colors[0]='#0000CC'; // цвет ссылки объявлений begun_auto_colors[1]='#000000'; // цвет текста объявления begun_auto_colors[2]='#00CC00'; // цвет домена объявления begun_auto_colors[3]='#FFFFFF'; // цвет фона блока объявлений begun_auto_fonts_size[0]='10pt'; // р-мер шрифта ссылки объявлений begun_auto_fonts_size[1]='10pt'; // р-мер шрифта текста объявления begun_auto_fonts_size[2]='10pt'; // р-мер шрифта домена объявления begun_auto_fonts_size[3]='10pt'; // р-мер шрифта заглушки 4. Методика определения уровня воображения Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо " да", либо " нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный. 1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1). 2. Часто ли вы скучаете? (1, 2). 3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0). 4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1). 5. " Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1, 0). 6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1). 7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0, 1). 8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1, 0). 9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1). 10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0). 11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0). 12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0). Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Эмпатические способности Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить " да" или " нет".
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности. 2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным. 3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции. 4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев. 5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется. 6. Обычно я с первой же встречи угадываю " родственную душу" в новом человеке. 7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайным попутчиками в поезде, самолете. 8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены. 9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт. 10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности - бестактно. 11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того. 12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния. 13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение. 14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей. 15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются. 16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном. 17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним. 18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им. 19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров. 20. Чужой смех обычно заражает меня. 21. Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку. 22. Плакать от счастья глупо. 23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем. 24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов. 25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей. 26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются. 27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, " разложив по полочкам". 28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы