Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности идей Фихте и Шеллинга
Фихте: фил наход в осн всех наук. Поэтому фил – учение о науке. Свою фил он наз наукоучение Я принадлежит не матер миру, а возвыш над ним. Чел – господин всей прирдоы. Он стремится подчинить ее и овладеть ею. В этом смысл ущ че-ка единств перед чем соит благоговеть – его автономная нравственная воля природа бездейственна, она есть естькосность и инертность и противовес ей – чел Я – деятельно, хотя в нем может быть бездеятельность – видит источ первородного греха. Спасение че-ка от него – пеодоление в себе этой косности через свою деятельность. Шеллинг: Пронизанность фил идеей развития. Природа ни как нечто бездушное и не как неподвижная материя – в ней разлита душа главный принцип – понимание природы – принцип ее единства. Т.е всевзаимосвяз стремление пояь природу из нее же самой, а не посредством спекулятивных размышлений понимание в кач-ве ист активности и развития всего сущего полярности и противоречия помимо рациональных методов фил должна опираться и на иррациональные(интуитивные) интеллектуальная интуиция – подлинный фил метод и единственный для че-ка способ постич сущность мира Ш осущ переход от самопознания к миропознанию Абсолютный идеализм гегеля Гегель - в высшей степени рационалист. Использовал принцип триединства в своей философской системе: Главные труды: “Наука логики”, “Феноменология духа” Исходит из того, что до него уже была логика, и предлагает так называемую, спекулятивную логику разума. “Логика - это наука о Боге, каким он был до сотворения духа”, “Логика это наука о вечном в изменяющемся мире”. Гегель видит логику в двух видах: Логика мышления тождественна логике бытия, следовательно, и само мышление тождественно бытию (это то о чем писал Шеллинг: что необходимо рассматривать мир в целом) все действительное - разумное и все разумное действительно. Разум - это не специфическая особенность человека, а первооснова мира. Это мировой разум, это единство объективного и субъективного в их тождестве и различии. Абсолютная идея - это интеллектуальная мощь человека, которая воплощена в формы, абсолютная идея включается в триаду. 1) Логика (абсолютная идея (в себе) Абсолютная идея отождествляет природу. Природа - это инобытие абсолютной идеи. Отчуждение происходит не во времени а в пространстве. Абсолютная идея возвращается сама к себе через абсолютный дух. Все что происходит в мире, это результат само разворачивания абсолютной идеи, происходящего в ней внутреннего содержания. Человек - это момент в развитии мирового разума. Субъективный - антропология, феноменология, и психология. Религия - переход от чувственного к образному. диалектика Гегеля Логика Гегеля - это одновременно его диалектическое учение. 22. диалектика гегеля 2 Принципа: 1) Принцип взаимосвязи (мир един в своей основе) Принцип триады распространяется на диалектику, следовательно, считается что он преодолевает односторонность Канта (Тезис - антитезис), мы можем познать не только явление, но и сущность. Гегель: Противоречие - это не аномалия, а источник всякого развития. Наш мир - это постоянный процесс становления (если что-то уничтожается, то возникает что-то новое, идет развитие по спирали, все возвращается но идет вперед по спирали. 3 закона диалектики Гегеля: 1. Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития в борьбе противоположностей) Система Гегеля консервативна, так как абсолютная идея возвращается сама к себе, но с другой стороы диалектика - это учение о развитии мира, но Абсолютная идея тоже должна развиваться. Антропологический материализм феербаха Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях. При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дельнейшее развитие философской мысли. Марксистская философия В середине XIX века, в период значительных достижений в области естествознания, открытия законов клеточного строения, происхождения видов растений и животных, сохранения и превращения энергии, зарождается новое философское течение - марксистское. В связи с радикальными изменениями в общественно-исторической практике потребовался критический философский анализ общественного бытия. В этом переосмыслении и состояло и назначение марксистской философии, благодаря которой было иначе осознано природное и общественное бытие, предприняты шаги к разрешению глобальных противоречий, возникающих в сфере общественных отношений. «Таким образом, - убеждал К. Маркс, - в результате получается, что в той мере, в какой мир становится философским, философия становится мирской...» [1]. Марксистская философия фактически превратилась в социальное учение. Специфика марксистской философии. Специфика марксистской философии состоит в том, что она с самого своего возникновения нацелилась на осмысление и преобразование собственного статуса в обществе, культуре, науке. Выступая как принципиально новое учение об обществе и человеке, она критически осмысливает прошлое, настоящее и будущее человечества, - именно в этом ее уникальность, самобытность и привлекательность. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), формулируя новые принципы философствования, исходили из самого широкого понимания роли и значе- ния философии как самосознания человечества в общественном совершенствовании. Вслед за Г. Гегелем они оценивали философию не иначе как «эпоху, схваченную в мысли» и, более того, претендующую на статус «духовной квинтэссенции». Еще в первых своих работах К. Маркс высказывал мысль о том, что именно философия способна и должна сыграть «роль Прометея». Она, не склоняя головы перед земными и небесными богами, призвана нести людям свет знания и свободы [2]. Поэтому мыслители стремились создать совершенно иную философию, которая позволила бы научно обосновывать развивающуюся систему взглядов на мир, общество и человека и формулировать принципиально новые законы диалектико-материалистического мышления. Марксистская философия с самого своего зарождения получила признание среди различных слоев интеллектуалов. По мнению некоторых из них, она действительно «оплодотворяла» практику преобразования общественного бытия. Однако ее смысл и сущность оказались довольно сложными для мыслителей того времени - современников К. Маркса и Ф. Энгельса, которые, создав свою философскую систему осмысления объективных природных и общественных процессов, называли ее новой (точнее говоря - новым материализмом). В советской философской литературе ее преимущественно называли диалектическим и историческим материализмом. В научный оборот принципы диалектического материализма ввел «отец русского марксизма» Г.В. Плеханов (1857-1918). А К. Маркс, Ф. Энгельс, да и практически все их последователи пользовались понятием «современный материализм» - с тем, чтобы отделять принципиально новые философские взгляды и позиции от традиционного античного материализма, а также от материализма представителей французского Просвещения. Что касается В.И. Ленина, то он практически во всех своих философских работах широко использовал плехановский термин - «диалектический материализм». Суть марксистской философии состоит не только в разработке новых принципов материалистической диалектики, но и в принципиально ином подходе к роли философии в общечеловеческой культуре. Она, по утверждению ее создателей, должна была нацеливать творческую часть человечества на радикальное преобразование мира и общества. Маркс, впервые излагая свое философское кредо в «Тезисах о Фейербахе», заявил, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [3]. В уточненном переводе мысль К. Маркса звучит так: «философы лишь различным образом интерпретировали мир, а надо понять его с тем, чтобы сознательно его преобразовать». Вышесказанное ни в коей мере не означает, что все философы до Маркса лишь пассивно созерцали мир и не стремились качественно изменить его, улучшить общество и человека. Этот тезис указывает на принципиальное отличие новой философии от прежних философских систем ее ориентацией на качественное изменение жизни людей в соответствии с принципами социальной справедливости. В философии Маркса-Энгельса в центре внимания находится осмысление роли и значения сознательной преобразовательной деятельности человечества. Новая философия, как и прежде, исследует и объясняет мир, но ее главный замысел - это поиск практических путей качественного преобразования общества. Специфика постклассической философии к концу XIX столетия появилось множество философских направлений, школ и отдельных учений, объединенных в философской историографии названием " постклассической философии". * Иррационализм - убеждение, что мир невозможно выразить только с помощью рациональных форм и способов познания. Философия жизни иррационалистич. филос. течение кон. 19 — нач. 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением кризиса классич. бурж. рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеали-стич. философии 2-йпол. 19 — нач. 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социальнополитич. воззрения представителей Ф. ж. весьма различны: отбурж. либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологич.-натуралистич. варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма. Понятие «жизнь» многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Ф. ж. Биологич.натуралистич. толкование характерно для течения, восходящего к Ницше и представленного Клагесом, Т. Лессин-гом и др.; «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого варианта Ф. ж. характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистич. рационализму — «духу» и «разуму», склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к «витальным влечениям», «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или обществ. группы, прагматич. трактовка нравственности и познания (добро и истина — то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь — то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида — родом (тотальностью), органицизм в социологии. Историцистский вариант Ф. ж. (Дильтей, Шпенглер, Зиммель, Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации «жизни» из непосредств. внутр. переживания, как оно раскрывается в сфере историч. опыта духовной культуры. Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историч. образам. При этом Ф. ж. оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравств. и культурных ценностей в потоке жизни, истории. Характерное для Ф. ж. отталкивание от механистич. естествознания принимает форму протеста против естеств.-науч. рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать спец. методы познания духа (герменевтика и концепцияпонимающей психологии у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. ж. в виде противопоставления культуры и цивилизации. Эволюция позитивизма Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию, гносеологию) П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о мире в целом. 3 этапа в эволюции позитивизма: 1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер 2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус. 3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел. Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи этой работы: 1.Попытка классификации наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология) 2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута. 3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением. 4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса. Феномеология и герменевтика ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — основан-ое Гуссерлем и его учениками (Л. Ланд-гребе, Э. Финк и др.) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на совр. немарксистскую философию. Центр, понятие Ф.— “интенциональность” сознания (его направленность на объект) — предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: “нет объекта - без субъекта”. Осн. требованиями феномено-логического метода являются: I) феноменологическая редукция, т. е. воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы “чистого” (т. е. субъективного) опыта; 2) трансцендентальная редукция, т. е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как “чистого” сознания. Ф, как наука о “чистых сущностях” (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов. Идеи Ф. в преобразованном виде послужили философской основой экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр) и отчасти философской герменевтики. В русле Ф. разработаны учения Шелера, Мерло-Понти и Гадамера. Католические философы (Де Веленс, Ван-Бреда) синтезируют Ф. с неотомизмом. Идеалистические выводы Ф. вызвали оппозицию внутри самой феноменологической школы, левое крыло к-рой старается оградить Ф. от субъективизма, иррационализма и экзистенциализма, сохранив лишь важнейшее. “рациональное зерно” (М. Фарбер, тяготеющий к материалис-тическому “натурализму”, отчасти Р. Ингарден). Теоретическими центрами феноменологического направления являются архив Гуссерля при Лувенском католическом унте (Бельгия) и Международное феноменологическое об-во, издающее журнал “Ф и феноменологическое исследование” (Буффало, штат Нью-Йорк. США). ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. Hermeneuo — разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (напр., Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). В 19 в. начинается развитие т. наз. “свободной” Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. Основоположником этой Г. стал Шлейермахер, к-рый поставил задачу “вживания” в текст, дабы понять его смысл “лучше, чем сам его автор”. У Дильтея Г. превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и “понимание” общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей. При этом “понимание” в общество-знании противопоставляется “объяснению” в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы