Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Б2. Расселение греческих племен. Микенские и Ахейские государства.



Б2. Расселение греческих племен. Микенские и Ахейские государства.

Хронология крито-микенского периода. Историю критской и микенской цивилизаций сложно объединить в одно целое. Материковая Греция во II тыс. до Р. Х. испытывала сильное влияние со стороны более развитой в духовном и интеллектуальном отношениях критской цивилизации, после гибели которой многое восприняла из ее наследия.

История Крита делится на минойские периоды по имени легендарного царя Миноса, правившего на этом острове, а история микенского общества – на элладские по имени мифического родоначальника греков Эллина.

1) Раннеминойский ( XXX–XXIII вв. до Р. Х.) = раннеэлладский ( XXX–XXI ).

2) Среднеминойский ( XXII–XVIII ) = среднеэлладский ( XX–XVII ).

3) Позднеминойский ( XVII–XII ) = позднеэлладский ( XVI–XII ).

Раннеэлладский период (XXX–XXI). На территории материковой Греции обитало население, именовавшееся пеласгами. Скорее всего, по этническому составу оно было не индоевропейским, а догреческим.

В конце этого периода в некоторых прибрежных областях возникают укрепленные поселения.

На рубеже III–II тысячелетий в Грецию заселяют пришельцы (примерно с XXI–XX вв. до Р. Х.). С севера, из Придунайских низменностей или из Фессалии, приходят племена, впоследствии названные ахейскими. Пришедшие племена, частью уничтожившие пеласгов, а частью их ассимилировавшие, определенно были греками и непосредственными предшественниками греческого этноса I тысячелетия. Не исключено, что ассимиляция шла постепенно, без резкой экспансии, когда ахейцы постепенно проникали в Грецию.

2 Сред­неэлладский период (XX–XVII). В XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром. Обнаружены вещи, изготовленные с помощью токарного станка, который, правда, не был обнаружен археологами.

Наиболее крупными земледельческими поселками становятся Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесском полуострове в Арголиде. Географические условия – разделенность на мелкие долины – способствовали долгому сохранению независимости различных областей, где существовали отдельные роды, которые не объединялись в отличие от Крита в единое государство.

3)Поз­дне­элладский период (XVI–XII). К этому периоду формально относятся события знаменитой Троянской войны ( 1240–1230 ) и приключения хитроумного царя Итаки Одиссея, описанные в поэмах «Илиада» и «Одиссея» слепого греческого поэта Гомера. Однако в целом гомеровский эпос отражает более позднюю эпоху «темных веков».

В Балканской Греции окончательно оформляется ряд независимых и враждебных по отношению друг к другу государств. Тиринф, Микены, Аргос, в отличие от критских дворцов, были сильно укреплены из расчета на долгую военную осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны.

В этот период разворачивается активная территориальная экспансия ахейцев, предварившая будущую великую колонизацию. Близость к морю обеспечивала активные внешние связи: идет заселение опустевшего Крита, ряда Кикладских островов.

Гибель микенской цивилизации. В конце XII–XI вв. в Грецию, возможно, происходит военное вторжение с севера (из Южной Иллирии) дорийских племен. С их приходом связано падение ахейских царств и разрушение новых дворцов.

С другой стороны, причиной гибели микенского общества могли стать гражданские войны между городами-цитаделями и их духовное истощение, потому что Ахейская Греция исчерпала свой внутренний потенциал. Греция погрузилась в эпоху «темных веков».

Греческие племена и их диалекты. На границе II–I тысячелетий до Р. Х. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев.

Дорийцы – северо-западные племена – расселялись в основном на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осели на юге полуострова, – это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита.

Ионийцы по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но после вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли – центр Эгейского архипелага и острова к западу от Малой Азии

Местные жители Средней Греции, Аттики – ахейцы. Они были оттеснены сюда пришедшими дорийцами.

Последний, четвертый диалект – эолийский. Его носители жили в северо-западной части Малой Азии и на острове Лесбос (Эолиде).

Греческий народ, самоопределившийся к началу I тысячелетия до Р. Х., оформлялся в течение длительного времени из смешения множества племен.

Б2. Кризис Римской империи в III веке.

Кризис империи в III в. В III в. Римская империя переживала тяжелый политический, социальный и экономический кризис. В политической сфере он выразился в частой смене императоров, правивших по несколько лет, если не месяцев; многие из них не были коренными римлянами. От Рима периодически отпадали провинции, наместники которых считали себя новыми Августами. Власть либо становилась предметом денежного торга, либо достигалась путем физического насилия. Армия практически вышла из-под контроля: осознав себя как социальную силу, солдаты возводили на престол тех, кто обещал выполнить их непомерные требования. Империя фактически распадалась.

С другой стороны, шло угасание городской культуры. Исчезало сословие обеспеченных горожан, жизненно необходимое для городского устройства. В упадок пришло городское производство и торговля, размеры полисов сокращались, о чем свидетельствуют и археологические данные. Денежная система разрушалась. Теперь центр экономической деятельности переместился в сельскую местность, произошла натурализация хозяйства при резком социальном расслоении. На фоне обнищания множества горожан выделилось сословие крупных землевладельцев, магнатов, обладавших огромными земельными наделами, латифундиями, и нанимавших для их обработки экономически зависимых, но лично свободных работников, колонов. Колон получал жилье, участок земли и необходимые орудия производства, за что выплачивал магнату часть урожая. Магнаты обносили свои поместья стенами, строили в них роскошные виллы, устраивали ярмарки, набирали вооруженную охрану, добивались освобождения своих владений от государственных налогов. Такого рода поместья становились новыми центрами социальной жизни, подготавливавшими переход к феодальным отношениям эпохи средневековья.

С другой стороны, к III в., едва успев оформиться, практически выдохлась национальная культура и римский народ как таковой исчез. Космополитизм превратился в неотъемлемую часть мировоззрения граждан, поскольку синкретизм раннеимператорской эпохи не заложил основ гражданского единения жителей империи. Государство пожирало самое себя.

Б6. Минойская цивилизация.

Раннеминойский период (XXX–XXIII). Изначальное население Крита принято именовать минойцами, которые создали очень развитую археологическую минойскую культуру. В начале III тысячелетия на Крите, как и во многих частях земного шара, осваивается производство меди, а позднее и бронзы. Со второй половины III тысячелетия на Крите появляются города, а также частная собственность. На Крите начинают править первые цари (басилеи), жившие в городах Кносс, Маллия и Фест.

Среднеминойский период (XXII–XVIII). На Крите уже сеют пшеницу. Развиваются садоводство и виноградарство; разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз.

В ремесле широко применяется гончарный круг, развивается бронзолитейное дело, высокого уровня достигает ювелирное производство. Совершенствуется строительное дело: в Кноссе, Маллии и Фесте строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как «период старых дворцов». «Дворцы» являлись центрами, вокруг которых, как и вокруг храмов на Востоке, сосредоточивалась хозяйственная жизнь населения острова. Особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены.

Внешние связи Крит в основном осуществлял с Малой Азией и Египтом. В Малой Азии критяне торговали с населением знаменитой Трои и хеттами, а в Восточном Средиземноморье – с Кипром и сирийскими царствами. С Египтом торговые отношения были весьма развитыми: из Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX–XVIII вв. до Р. Х.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на Крит послов и имели на острове свое постоянное представительство.

Позднеминойский период (XVII–XII). Около 1700 г. археологически зафиксированы пожаром и разрушение крупных вышеназванных дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии. Пожар был связан с землетрясением или внутренними междоусобицами, которые могли совпасть. В прежнем виде «дворцы» перестают существовать. Они отстраиваются заново, поэтому начало позднеминойского времени ( XVII–XV вв. до Р. Х.) еще называется периодом «новых дворцов», когда критские государства переживают максимальный расцвет.

Активно развивается судостроительство – начинается период вла­ды­чес­тва Крита на море, талассократия. Строятся грузовые и военные корабли (у военных на носу устанавливались тараны). Греческие законодатели последующего времени ссылались на Миноса как на творца самых древних законов Греции. Царь сочетал в себе функции жреца и светского правителя, поэтому критское общество можно назвать теократическим. Имя Миноса носили все представители царской династии.

На Крите строится сеть дорог – один из первых показателей роста производства. Продолжается развитие связей с Египтом и Восточным Средиземноморьем: в Угарите (Сирия) существовало целое поселение критских торговцев.

Крито-ми­кен­ская письменность. Уже в III тысячелетии до Р. Х. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо – пиктография, – позднее эволюционировавшее в идеографическое. С XVIII в. до Р. Х. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А. Оно представляло собой слоговую письменность, в которой знак означал слог. Письмо А до сих пор не расшифровано. С XV века появляется другой вид письменности – линейное письмо Б. Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы – схематические рисунки, объяснявшие написанное.

Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички.

Гибель критской цивилизации. В середине XV в. на Крите происходит катастрофа. Ее объясняют землетрясением, вызванным мощнейшим извержением вулкана Санторин, находившегося в 110 километрах к северу от Кносса, на острове Фера. Возможно, хотя и сомнительно, этим было вызвано землетрясение на Крите. С другой стороны, извержение могло создать большую волну – цунами, смывшую дворцы. А после бедствия на Крит для грабежа могли прийти ахейцы. К этому происшествию восходит загадка Атлантиды.

После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции – критская цивилизация, хотя и про­дол­жа­ет свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.

Б11. Историческое значение свершений Александра. Образование Эллинистических государств. Сущность Эллинизма.

В 323 г. Александр неожиданно занемог и вскоре скончался в возрасте 33 лет. У Александра не оказалось взрослых наследников, поэтому после кончины правителя разгорелись ожесточенные споры о власти среди его ближайших сподвижников (диадохов), собравшихся в сирийском городе Трипарадисе ( 321 ) и разделивших империю Александра. Военачальник Птолемей Лаг получил Египет, наместник Македонии Антипатр и его сын Кассандр – Македонию и Грецию, наместник Малой Азии Антигон, прозванный Одноглазым, – Малую Азию, телохранитель царя Селевк Никатор (Победитель) – Месопотамию, а другой телохранитель Александра Лисимах – Фракию, Пропонтиду и часть Малой Азии. Сподвижники Александра были людьми жестокими и беспринципными, не брезговавшими любыми средствами в борьбе за власть, которая после передела в Трипарадисе разгорелась с еще большей силой.

В ходе войн, в основном завершившихся к началу 70-х гг. III в. до Р. Х., погибли и умерли все, кто мог претендовать на единоличную власть в огромной державе Александра, которая к этому времени окончательно распалась на отдельные части. Наиболее крупными из них были государства Птолемеев, Селевкидов, Македонское царство и ряд государственных образований, находившихся в Малой Азии, в частности, Пергам и Понт. Началась эпоха эллинизма ( III–I вв. до Р. Х.).

Эллинизм – это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык – койне («общая»), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык – арамейский.

Держава Птолемеев. Держава Птолемеев охватывала Египет и области, примыкавшие к нему с юга (Нубия, современная Эфиопия), с северо-запада (Киренаика, территория близ греческой Кирены, древняя Ливия), а также Синай, Палестину, Финикию, Южную Сирию (Келесирию), районы южной и юго-западной Малой Азии.

Основателем державы, называемой еще государством Лагидов, стал военачальник Александра Птолемей Лаг, имя которого в дальнейшем присваивалось всем последующим династам – Птолемей II, III и т. д. Лагиды контролировали часть Восточного Средиземноморья и остров Кипр, ведя в этом регионе активную торговлю. Египетские и не египетские территории сильно различались, поэтому политика Птолемеев в Египте и вне его была неодинаковой. В Египте сохранялась номовая система, существовавшая с древнейших времен, которую Птолемеи менять не стали. Но теперь номы дробились на более мелкие административные единицы, и в них правил не номарх, а стратег. На территории вне Северной Африки сохранялось местное самоуправление.

По структуре держава Птолемеев являлась сочетанием разных государственных систем: с одной стороны, восточной деспотии, с другой – полисного строя. На территории Египта, кроме Александрии, имелось еще два крупных греческих города: Навкратис, существовавший с архаической эпохи, и Птолемаида, основанная Птолемеями на юге. История государства Лагидов стала историей постепенного отпадения от Египта неегипетских областей: к концу эллинистического периода, к I в. до Р. Х., держава охватывала собственно египетскую территорию, прекратив свое существование к 30 г. до Р. Х., став римской провинцией. Формально 30 -й год принято считать концом эллинистического мира.

Держава Селевкидов. Держава Селевкидов была наиболее крупным эллинистическим образованием. Современники его называли Сирией. По имени основателя телохранителя Александра Селевка все представители династии именовались Селевкидами. В государство входили несколько областей: Северная Сирия, Вавилония (средняя Месопотамия), центральная и юго-западная части Малой Азии и быстро отпавшие восточные территории Ирана, Средней Азии и Греко-Бактрийского царства, вплоть до Индии. Неустойчивость нового образования была предопределена этнической чересполосицей. В государстве сохранялось персидское деление на сатрапии во главе со стратегами. Сатрапии делились на более мелкие административные единицы. Большую роль в качестве центров эллинизации восточных народов играли греческие города. Столицей державы была Антиохия Сирийская. По управлению государство, как и Египет, являло собой сочетание полисной системы и восточной деспотии. В 63 г. до Р. Х. Селевкидская держава стала римской провинцией.

Птолемеи и Селевкиды в течение всего III в. до Р. Х. вели так называемые Сирийские войны из-за Южной Сирии и Палестины. Кроме того, царям постоянно приходилось иметь дело с мятежами и национальными восстаниями. В частности, в Иудее, входившей в состав Селевкидского государства, возникло движение Маккавеев (Хасмонеев), описанное в соответствующих книгах Ветхого Завета. Оно длилось со 167 по 142 г. и явилось результатом насильственной эллинизации населенных евреями областей, поскольку введение греческих религиозных культов вызвало в Иудее резкое противодействие. Евреи под предводительством Маккавеев добились независимости, сохранявшейся вплоть до завоевания Иудеи Римом в 63 г. до Р. Х.

Греция в эллинистический период. В Греции началось обезлюдивание: греки отправлялись на Восток, привлеченные неожиданно открывшимся богатством и роскошью этих областей, свою роль сыграли роль и регулярные войны с Македонией. В Балканской Греции после смерти Александра постоянно вспыхивали восстания, особую активность проявляли города Северного Пелопоннеса, в частности Сикион и Аргос, поэтому македонцам становилось все труднее удерживать отдельные области.

В Греции усилились этнические союзы, среди которых выдвинулся Этолийский союз, занимавший запад Средней Греции и, в отличие от Афинского и Пелопоннесского, являвшийся федерацией на основе суверенитета входивших в него областей, то есть был вполне демократичен. На севере Пелопоннеса на антимакедонской основе возродился Ахейский союз, имевший олигархическую направленность и подчинивший почти весь полуостров. Он фактически взял на себя функции гегемона, которые ранее выполнял Пелопоннесский союз.

В III в. до Р. Х. имели место попытки реформировать государственный строй Спарты. Молодой спартанский царь Агис IV ( 245–241 ) выступил за возрождение Ликургова строя. Герусия высказалась против нововведений, сводившихся к переделу земли, уравнению в собственности, гражданских правах и т. д. Агис выступил в народном собрании с предложением разделить земли ста наиболее богатых спартиатов, его самого в том числе, с целью наделить участками неимущих. Аристократия добилась отмены реформ, а Агис был казнен.

Спарта еще сохраняла относительную независимость, когда на смену Агису пришел царь Клеомен III ( 235–221 ), вдохновленный теми же идеями. Он действовал более агрессивно, произведя с помощью наемников политический переворот и упразднив институт эфоров. Поддержанный народным собранием, Клеомен разогнал герусию и наделил граждан землей, отменив крупные долги. Его действия вызвали широкое демократическое движение на Пелопоннесе, поскольку в других областях люди захотели повторить реформы царя. Ахейский союз с помощью недавнего врага, Македонии, разгромил войска Клеомена, претендовавшего на объединение Спарты и восстановление ее могущества на полуострове. Клеомен бежал в Египет и там покончил жизнь самоубийством, а Спарта вошла в состав Ахейского союза, и все реформы были отменены.

Таким образом, в Греции в эллинистическую эпоху продолжались внутренние междоусобицы и борьба союзов, постоянно и разрушительно истощавшие силы греков.

Б14. Греко-персидские войны

Причины и предпосылки греко-персидских войн. Крупнейшим событием V в. до Р. Х. стали греко-персидские войны (500-449 гг.), описанные в знаменитой «Истории» первого греческого историка Геродота.

С середины VI в. до Р. Х. при царе Кире, основателе династии Ахеменидов, на Востоке возникает мощная персидская держава. Ее границы на севере достигали Кавказа, на востоке – Индии, на северо-востоке – Средней Азии, а на западе – Малой Азии и Египта – фактически вся Передняя Азия и Северная Африка подчинялись персидскому государству, достигшему наивысшего подъема при Дарии I ( 522–486 ), который провел ряд реформ. Для поддержания единства разрозненных областей этой пестрой по этническому составу державы Дарию было необходимо укрепить ее военную мощь за счет экспансии в другие страны, а развитое в хозяйственном отношении средиземноморское побережье представляло собой наиболее привлекательные территории.

Войне предшествовало несколько важных событий. В 546 г., еще при Кире, персы разгромили Лидийское царство (Лидия – одна из областей Малой Азии), в формальном подчинении у которого находились греческие города Малой Азии и прибрежных островов. С приходом Дария греки обязывались выплачивать дань, поставлять в Персию солдат и рабочих; самоуправление упразднялось, а в города назначались персидские ставленники.

В 525 г. до Р. Х. персы захватили Египет и греческую колонию Кирену, что привело к утрате экономического влияния греков в Северной Африке. В Грецию прекратился подвоз египетского хлеба.

В 514 г. Дарий предпринял поход против скифов, завершившийся неудачей. Несмотря на неудачу, Дарий занял Фракию и пролив Геллеспонт, что привело к сокращению греческой торговли в Эгейском море. Торговая инициатива перешла из рук малоазийских греческих городов к финикийцам, которым покровительствовал персидский царь.

Ионийское восстание (500–494). Экспансия персов ущемляла, в первую очередь, интересы греков, живших на западном побережье Малой Азии. Здесь и начался первый этап войн – Ионийское восстание ( 500–494 ). Первыми восстали жители Милета, изгнавшие из города персидский гарнизон. Милет поддержали другие города.

За отсутствием четкой организации восстание изначально было обречено. Балканская Греция почти не оказала помощи восставшим: лишь Афины и Эретрия (полис на острове Эвбея) прислали небольшой воинский контингент. В 495 г. финикийско-персидский флот нанес поражение малоазийским грекам у острова Лада, Милет был осажден и через год взят ( 494 ), а жители перебиты или угнаны в Персию.

Первый поход Мардония (492–490). Марафонское сражение. Вторая военная кампания длилась с 492 по 490 г. и была связана уже с вторжением персов на территорию Балканской Греции. Предлогом для Дария послужило вмешательство греков в ионийское восстание. В 492 г. зять Дария военачальник Мардоний в Малой Азии снарядил огромное войско, начавшее продвижение на запад. Сухопутная армия двинулась через Геллеспонт по южнофракийскому побережью, вдоль которого по морю плыла эскадра, попавшая в страшную морскую бурю у мыса Афон и потерявшая половину кораблей. Мардоний был вынужден вернуться, но, несмотря на неудачу, в руках персов оказалась фактически вся северная часть Эгеиды.

В 490 г. новые главнокомандующие персов Датис и племянник Дария Артаферн, чтобы достичь Аттики прямым путем, решились на крупную морскую экспедицию через Эгейское море.

Персидское войско переправилось через Эгеиду, по пути разгромив помогавшую ионийцам Эретрию, и высадилось примерно в сорока километрах к северу от Афин, близ Марафона. В Афинах в 490 г. стратегом был Мильтиад, который, не дожидаясь прихода врага, двинул афинское ополчение к Марафону, где и произошла знаменитая битва ( 490 ). Греки победили и это имело огромное моральное значение.

Экспедиция Датиса и Артаферна (480–479). Сражения при Фермопилах и Саламине. Третья военная кампания относится к 480–479 гг. Она стала переломным моментом в греко-персидских войнах.

После кончины Дария (486) во главе персидского государства оказался его сын Ксеркс, который провел дипломатическую подготовку войны, добившись нейтрализации или перехода ряда греческих городов (в частности, Аргоса) на свою сторону и заключив договор с карфагенскими войсками, чтобы они начали боевые действия в «Великой Греции» (часть южной Италии и о. Сицилия), с целью отвлечь силы греческих союзников.

В ответ греки попытались консолидироваться. В 481 г. в Коринфе состоялся конгресс, на котором было провозглашено создание военного союза во главе со спартанскими военачальниками. Благодаря архонту Фемистоклу афиняне построили флот, которого ранее у них не было.

Ксеркс начал поход в 480 г. Персидская эскадра плыла вдоль фракийского побережья, по которому двигались сухопутные войска, которые, не встретив серьезного сопротивления, достигли Балканской Греции и остановились у местечка Фермопилы – единственного горного прохода из Северной Греции в Среднюю. Охранять проход были поставлены 300 спартанцев со вспомогательным отрядом союзников – они вошли в историю как отважные защитники Греции, удерживавшие Фермопилы в течение нескольких дней ( 480 ). Персы истребили спартанцев полностью, но были поражены их мужеством.

В 480 г. происходит крупная битва у острова Саламин. Фемистокл применил хитрую уловку: греки собирались отступить, потому что персы прошли Среднюю Грецию и заняли Аттику, а греческие войска отступили к острову Саламин. Фемистокл понимал, что узкий пролив между островом и материком – единственное место, где легкие суда греков могли одержать победу над неповоротливыми кораблями персов. Он послал лазутчика в персидский лагерь, через которого передал, что греки собираются уйти и их надо задержать. Тогда персы блокировали проход в заливе и совершили то, чего добивался Фемистокл: дали сражение грекам и потерпели сокрушительное поражение.

В 478 под эгидой Афин был создан общегреческий союз Делосская симмахия (на острове Делос находилась союзная казна), ориентированная на активное разворачивание внешней политики и консолидацию греческих городов. Занимать ведущие позиции в союзе Афины могли, опираясь на морские силы: ни у кого в Элладе не было такого крупного флота.

Египетская экспедиция и завершение греко-персидских войн (459–449). 459–449 гг. до Р. Х. – заключительный период войн. В Египте, в районе Дельты, произошло восстание против персидского владычества. Греки решили оказать помощь египтянам и отправили туда флот ( 459 ) – эскадра вошла в дельту Нила и выиграла у персов первую битву у Мемфиса, но после того как те перекинули в Египет новые войска, греки уже не смогли оказать сопротивление и погибли в болотах Дельты. Остатки греческих войск были вынуждены уйти из Египта, а также оставить важный в торговом отношении остров Кипр.

Афиняне опасались волнений среди союзников и в 454 г. перевезли казну с Делоса в Афины – так окончательно оформилась афинская держава (архе). В 449 г. между персами и греками был заключен так называемый Каллиев мир, закончивший греко-персидские войны. Этот мир, в общем, был выгоден для Афин, поскольку Персия согласилась с утратой власти над полисами Малой Азии и обязывалась не посылать отныне суда в Пропонтиду и Эгейское море.

Войны доказали жизнеспособность и превосходство военной организации полисной системы над восточной, но результатом стал лишь временный баланс сил: конфликт не был разрешен и потенциально сохранялся, поскольку ни Персия, ни Греция не смогли занять главенствующее положение в Средиземноморье. Обе стороны были ослаблены из-за примерного равенства сил. Противоречия обострялись и внутри греческого общества: дуализм олигархической и демократической систем неизбежно перерастал в их противостояние, вскоре вылившееся в гражданскую войну. Конфликт назревал и внутри афинской симмахии, превратившейся в державу: Афины осуществляли диктат по отношению к союзникам и жестоко подавляли недовольство. В результате с окончанием войн социально-политические проблемы не только не разрешились, но, наоборот, создали новый клубок противоречий. Но в то же время, национальное единство греков, рождавшееся в годы борьбы с персидским нашествием, наиболее полным стало только после их решающих побед, хотя в дальнейшем оно распалось.

Б2. Расселение греческих племен. Микенские и Ахейские государства.

Хронология крито-микенского периода. Историю критской и микенской цивилизаций сложно объединить в одно целое. Материковая Греция во II тыс. до Р. Х. испытывала сильное влияние со стороны более развитой в духовном и интеллектуальном отношениях критской цивилизации, после гибели которой многое восприняла из ее наследия.

История Крита делится на минойские периоды по имени легендарного царя Миноса, правившего на этом острове, а история микенского общества – на элладские по имени мифического родоначальника греков Эллина.

1) Раннеминойский ( XXX–XXIII вв. до Р. Х.) = раннеэлладский ( XXX–XXI ).

2) Среднеминойский ( XXII–XVIII ) = среднеэлладский ( XX–XVII ).

3) Позднеминойский ( XVII–XII ) = позднеэлладский ( XVI–XII ).

Раннеэлладский период (XXX–XXI). На территории материковой Греции обитало население, именовавшееся пеласгами. Скорее всего, по этническому составу оно было не индоевропейским, а догреческим.

В конце этого периода в некоторых прибрежных областях возникают укрепленные поселения.

На рубеже III–II тысячелетий в Грецию заселяют пришельцы (примерно с XXI–XX вв. до Р. Х.). С севера, из Придунайских низменностей или из Фессалии, приходят племена, впоследствии названные ахейскими. Пришедшие племена, частью уничтожившие пеласгов, а частью их ассимилировавшие, определенно были греками и непосредственными предшественниками греческого этноса I тысячелетия. Не исключено, что ассимиляция шла постепенно, без резкой экспансии, когда ахейцы постепенно проникали в Грецию.

2 Сред­неэлладский период (XX–XVII). В XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром. Обнаружены вещи, изготовленные с помощью токарного станка, который, правда, не был обнаружен археологами.

Наиболее крупными земледельческими поселками становятся Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесском полуострове в Арголиде. Географические условия – разделенность на мелкие долины – способствовали долгому сохранению независимости различных областей, где существовали отдельные роды, которые не объединялись в отличие от Крита в единое государство.

3)Поз­дне­элладский период (XVI–XII). К этому периоду формально относятся события знаменитой Троянской войны ( 1240–1230 ) и приключения хитроумного царя Итаки Одиссея, описанные в поэмах «Илиада» и «Одиссея» слепого греческого поэта Гомера. Однако в целом гомеровский эпос отражает более позднюю эпоху «темных веков».

В Балканской Греции окончательно оформляется ряд независимых и враждебных по отношению друг к другу государств. Тиринф, Микены, Аргос, в отличие от критских дворцов, были сильно укреплены из расчета на долгую военную осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны.

В этот период разворачивается активная территориальная экспансия ахейцев, предварившая будущую великую колонизацию. Близость к морю обеспечивала активные внешние связи: идет заселение опустевшего Крита, ряда Кикладских островов.

Гибель микенской цивилизации. В конце XII–XI вв. в Грецию, возможно, происходит военное вторжение с севера (из Южной Иллирии) дорийских племен. С их приходом связано падение ахейских царств и разрушение новых дворцов.

С другой стороны, причиной гибели микенского общества могли стать гражданские войны между городами-цитаделями и их духовное истощение, потому что Ахейская Греция исчерпала свой внутренний потенциал. Греция погрузилась в эпоху «темных веков».

Греческие племена и их диалекты. На границе II–I тысячелетий до Р. Х. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев.

Дорийцы – северо-западные племена – расселялись в основном на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осели на юге полуострова, – это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита.

Ионийцы по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но после вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли – центр Эгейского архипелага и острова к западу от Малой Азии

Местные жители Средней Греции, Аттики – ахейцы. Они были оттеснены сюда пришедшими дорийцами.

Последний, четвертый диалект – эолийский. Его носители жили в северо-западной части Малой Азии и на острове Лесбос (Эолиде).

Греческий народ, самоопределившийся к началу I тысячелетия до Р. Х., оформлялся в течение длительного времени из смешения множества племен.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь