Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История как наука её роль в системе человеческих знаний.Стр 1 из 6Следующая ⇒
История как наука её роль в системе человеческих знаний. Основные типы цивилизаций, их характеристика. Стартовый период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся сходством всех сфер жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра. Соц., политич., культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма разнообр.=> мир, народы и страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться во всем этом разнообразии историками было введено понятие Ц как осн. типологич. единицы истории. Факторы опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения –хоз-ва, *соц. Организация, *религия, *духовн. Ценности, *политич. Индивидуальность. Ц -сообщ-во людей, объединенных общ. Духовн. Ценностями, имеющее опр. Черты соц.-политич. Организации, культуры, эк-ки и психологич. Чувство причастности к этому сообществу.Менталитет-особенность общественного сознания и поведения того или иного народа, совокупность опр. Ценностей, особое мировоззрение. Тип цивилизации = тип развития Сущ мн-во цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.) Признаки типа Ц: *общность исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я, *взаимопереплетение культур, *общ. Цели и задачи с т. зрения перспектив развития. 3 осн. типа Ц: *природное сообщество, *циклический тип, *прогрессивный тип (Зап.) Осн. приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы»
Особенности российской цивилизации. Российская историческая школа. Славяне в древности, их происхождение, быт, нравы и т.п. Схематически происхождение ВС можно представить так: в древности на территории Европы, Азии вплоть до индии жили люди, говорившие на индоевропейском языке. Постепенно племена расселялись и появлялись отличия в языке и культуре. Выделялось несколько языковых семей: германская, романская, славянская и др. Территория. К 6 веку ВС освоили территорию от ладожского озера на севере до черного моря на юге. От Карпат на западе до верховья Оки на востоке. До славян здесь жили угро-финские племена. Между ними и славянами вражды не было. Шел процесс ассимиляции народов. Территория которую заняли славяне имела ряд особенностей: - здесь не было естественных границ – окружали славян агрессивные кочевые племена (обры, хазары, печенеги). Они постоянно нападали на славян и мешали их развитию. – эта территория находилась между Европой и Азией, поэтому через неё проходили миграционные потоки (в начале 4 века с запада на восток прошли Готы а с востока на запад Гунны). – здесь был суровый климат и малоплодородные почвы. Чтобы выжить славяне вынуждены были в 8 в объединиться в соседские общины. Общественные строй. С 6 по 9 в у славян шел процесс разложения родоплеменных отношений и формирование феодальных отношений. ОС этого времени назывался военной демократией. Демократия т.к. все важнейшие вопросы решались на народном собрании: вече. В нем участвовали только мужчины, которые в случае опасности становились воинами. На вече выбирался князь и дружина. Они жили за счет сбора дани полюдья. Постепенно князь и дружинники захватывали землю в собственность. Земля – главное богатство у славян, поэтому те, кто владел землей становились привилегированным слоем общества. Таких людей стали называть феодалами или боярами. Занятия. Основным занятиям было земледелие. Виды: На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья поджигали и, использую золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение 2 и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. Основные орудия: соха, рало, плуг с жел. лемехом. Тяжелые условия ведения хозяйства привели к созданию соседской общины. С земледельческим хозяйством было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней коров мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (мед диких пчел). выращивались и технические культуры (лен, конопля). Верования. Славяне были язычниками. Этапы развития: - обожествление окружающего мира (водяной леший). – божества племени и рода (род и роженица). – обожествление удаленного мира (Перун, Ярило, Волос). Таким образом с 6 по 9 в ВС освоили новую территорию. Она имела рад особенностей и к 9 веку они готовы были создать государство. Соседская община – это несколько сел или семей, жители которых своими орудиями труда обрабатывают землю и связаны круговой порокой. Боярин – человек, владеющий вотчиной. Вотчина – это земля передающаяся по наследству. Язычество – это вера в богов и сверхъестественные силы природы. Полюдье – ежег сбор дани. Образование древнерусского государства IX-XI вв. 980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве. Особенности развития юго-западных, северных и северо-восточных земель Руси в XII – XIV вв. Юго-западные земли Юго-западные земли Киевской Руси оказались в составе великого княжества литовского. Это было сделано по большей части для защиты от татар. Литовское княжество появилось в 40-е года XIII в. Период расцвета приходится на 14-15 вв. Территория этого княжества от Балтийского до Черного моря, и от Польши до Можайска, при этом 9/10 этих земель русские. В15-16 веках на территории западных земель начинает формироваться новая народность – Украинцы и Белорусы. Их самосознание формировалось под давление Литвы. Сын Ольгерда Ягайло женился на польской королеве Ядвига, автоматически став Польским королем. Новое государство получило название Речь Посполитая. После этого объединения началось притеснение Украинцев и Белорусов в собственной стране.
Северные земли. Основой северных земель был Новгород. Это был не просто город, целое государство. Местность была мало пригодна для земледелия, поэтому Новгород занимался торговлей, промышленностью и колонизацией. В следствии добычи пушнины продвигалась все дальше на восток. Близость к рекам позволило развиватся торговле. Большую власть имело вече, оно изгоняло князя, призывало князя, выбирало главу церкви. Посадник – посредник между князем, народом и вечем, является главой исполнительной власти. Т.о. можно сказать, что Новгород представляет собой демократическую республику.
Северо-восточные земли. Городская жизнь Юга сменилась деревенской жизнью Северо-востока. Переселенцы встречаются с племенами меря и муром. Начало формирования русской народности. Самое крупное княжество на этой земле было Владимиро-Суздальское, можно сказать единственное. Первым самостоятельным князем был Юрий «Долгорукий» сын «Мономаха». Появляется новая политическая система, князь имеет и политические права и право собственности. Князь становится вотчинником. Вотчина – родовое имение, переходящее по наследству, где собственнику принадлежит административная, судебная власть и сбор налогов. С этого момента начинается удельный период в русской истории. Князья не переходят из удела в удел, а передают его в наследство сыну. Всякое единство теряется. Владимиро-Суздальское княжество распадается на несколько. Постепенно более сильные княжества подминают под себя более слабые, Положение народа усугубляется монгольским нашествием.
Западники и славянофилы. В 1840-ых гг. либерализм явился в России ( Р ) в виде самостоятельного течения, сразу же получившего наименование " западничество". Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классовых, групповых и националистических убеждений, индивидуализм, самоценность личности. Предпосылка: " Философское письмо" Чаадаева. Окончательному складыванию двух направлений в общественной мысли Р 1840-ых гг. - западничеству и славянофильству. Сходства: 1.) чувство безграничной любви к русскому народу; 2.) оппозиция к режиму Николая I; 3.) общий противник - “ТОН”; 4.) приверженцы свободы личности, совести, мысли, слова. 5.) отрицали революцию; 6.) развитие общ-ва должно идти постепенно при посредстве реформ. * Различия: вечный спор о выборе пути, о прошлом и будущем Р, об ее исторической роли. Западники ( Н. В. Станкевич, молодые А. И. Герцен и Н. П. Огрёв, Н. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, В. Г. Белинский и др. ): основная движущая сила исторического процесса - борьба личности за свободу; Р идет тем же историческим путем, что и Запад, но отстала и должна использовать успехи европейской цивилизации, чтобы встать с Европой в один уровень; освобождение крестьян с небольшим наделом земли за выкуп помещикам. Цель: превращение самодержавия в конституционную монархию. Славянофилы ( А. С. Хомяков ( возглавлял кружок ), К. С. и И. С. Оксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, кн. В. А. Черкасский, воззрения разделяли Ф. И. Тютчев, А. А. Григорьев, Н. В. Гоголь ): развитие Р должно опираться на национальную почву, традиции и обычаи народа; для Р неприемлем путь Запада, т. к. в его основе лежали индивидуализм и бездуховность; важнейшим эл-том концепции - община, или крестьянский мир; освобождение крестьян с землей, при сохранении общины и вотчинного суда помещика - залога сохранения патриархальных отношений в деревне и предохранения Р от " язвы пролетариатства"; монархия, ограниченная Земским Собором ( высказывает царю мнение народа ); вл-ть греховна => самоустранение народа от вл-ти. * 2 этап: конец 1850 - конец 1880-ых гг. Единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутренюю п-ку прав-ва: в конце 1850-1860-х гг. в практической работе над реформами объединились некот. славянофилы и западники: братья Милютины, А. В. Головнин, М. Х. Рейтерн. Их дея-ть охватила кр-янскую, земскую, образовательную, финансовую, судебную, городскую и военную реформы. П-кая программа: защита реформ от наступления справа. Предлагая либерализацию соц. и эк. отношений, они не желали изменений в п-кой системе Р. Идеалы либерализма стали распространяться в провинции => широкое общ-венное движение - земство. * Либералы сознавали свою оторванность от народной жизни, но сумели заложить основы для успешного эк. и соц. развития страны. Образование СССР. Принципы национальной политики партии большевиков (1922-1991). Нац.-гос. строительство было важнейшей частью политики большевиков. Безусловно, была объективная основа для восстановления единого гос. образования на территории России. Особенно тесная взаимосвязь экономики различных районов подталкивала их к объединению. При этом в годы гражд. войны происходили как двухсторонние договоры между независимыми республиками и РСФСР, так и вхождение республик и авт. областей в РСФСР. Военная угроза со стороны импер. держав настоятельно требовала проведения всеми республиками единой внешней политики и укрепления их обороноспособности. Также после гражд. войны царила разруха и нищета, преодолеть которую возможно только при взаимопомощи регионов. Например, РСФСР нужна была нефть Кавказа, уголь Донбасса, а Кавказу - украинский хлеб, металл и т.д. Основы нац.-гос. строительства отражаются в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (ноябрь 1917 г.), где в основу положено: право наций на самоопределение, равенство и суверенитет народов, свободное развитие нац, меньшинств, социалистическая федерация и т.д Сближение с РСФСР началось первоначально на договорной основе. Так, 1 июня 1919 г. Декрет ВЦИК оформил договорные отношения РСФСР с Украиной, Беларуссией, Латвией и Литвой. В апреле 1920 г. произошло присоединение Азербайджана, в ноябре 1920 г. - Армении, а в феврале 1921 г - Грузии. Были также заключены договоры с народными советскими республиками в 1920-1921 гг. - Хивинской, Бухарской, Тувинской и т.д. Следует отметить, что положение в большинстве этих республик было крайне тяжелым. А внутренняя и внешняя нестабильность порождала желание объединиться с сильным союзником, который мог бы навести порядок. Для 1919-1920 гг. были характерны три формы автономии: авт. республика, авт. труд. коммуна, авт. область. Из них авт. республика является высшей формой, т.к. в ней были высшие органы власти и управления, своя конституция и правительств. система и даже в ряде случаев свои вооруженные силы. Последние две формы автономий имели статус губерний. В общем, авт. образования внутри РСФСР стали создаваться в конце 1917 г., напр., Эстляндская трудовая коммуна. Подготовленный под руководством Сталина проект предполагал советским республикам стать частью РСФСР. В.И. Ленин отверг этот проект и настоял на принятии идеи образования СССР на началах равноправия всех независимых советских республик и соблюдения их суверенных прав. Особую заинтересованность в восстановлении унитарного государства проявляли русскоязычные анклавы. Для русского населения восстановление державы являлось как бы обретением национального достоинства, восстановлением привычного мира. К 1922 г. в составе РСФСР были 7 авт. республик (Башкирская, Горская, Крымская Татарская, Киргизская, Якутская и Туркестанская Советская Социалистич. Республика); 2 труд. коммуны (Немцев Поволжья и Карельская) и 8 авт. обл. (Коми, Калмыцкая, Марийская и др.). Процесс создания союзного государства должен был демонстрировать полный разрыв с прошлым. Для действий и политики большевиков в этом вопросе была характерна двойственность. Верные лозунгу права наций на самоопределение, большевики в основу образования СССР закладывали национальный принцип. Республики сохраняли атрибуты государственности: совнаркомы, наркомитеты, ЦИК, ЦК национальных компартий и др. Часть полномочий отдавались центр. органам власти. Дискутировался вопрос о государственности русских. Границы автономных республик нередко определялись без учета нац. факторов. Ставилось задачей ликвидировать неравенства наций путем развития в отсталых районах промышленности, насаждения социалистической культуры. Актом учреждения СССР стал договор, заключенный между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан), подписанный 27 декабря, 30 дек. 1922 г. Договор был одобрен 1 Всесоюзным Съездом Советов. В 1922-1929 гг. продолжалась разработка основ гос. устройства, которые после многочисленный дискуссий были сформулированы в новой Конституции, принятой 31 января 1929 г. В результате объединения территория стала пригодна для нормальной жизни восстановились традиционный экономические связи, возрождалась жизнь на основе нэпа. И это явный положительный итог. История как наука её роль в системе человеческих знаний. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы