Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социология культуры: основные теории и подходы
СК – изучает социальные закономерности развития К и форм их проявления в человеческой деятельности, связанных с возданием, распространением идей, культурных норм, образцов поведения. Подходы к понятию культуры: 1) К как противоположность биологического. (антропологи) Это то, чему можно научиться – язык, обычаи, комплекс условностей, позволяющий отличить человека от других приматов. Человеческое поведение имеет культурную обусловленность. 2) Культура как противоположность природы. 3) К как противоположность структуры. Общество состоит из социальной структуры и культуры, которая сохраняет структуру общества. (Парсонс: К обеспечивает интеграцию и целеполагание). 4) Культурное как противоположность материального. Марксисты. К – сфера убеждений, идей, практик, форма которых определяется экономической структурой. К=идеология. 5) К как образ жизни. Постоянно возрастающая культурная фрагментация. Есть ли общая К? К молодежи, социального класса, поколения, обществ. 6) К высокая (социальные практики, имеющие художественный характер) и К популярная. Франкфуртская школа Элементы К: символы, язык, ценности, нормы, материальные блага (артефакты). Д.Крейн: СК изобретается заново с начала 1970-х г.г. Новая СК не является отраслью социологического знания, она состоит из набора различных независимых суб-отраслей: С науки, знания, религии, медиа, популярной культуры и искусства. Классическая социологическая теория рассматривала культуру как последовательное и цельное образование, которое скорее было идеалом или идеологией, нежели реальностью. Это определение отражало модернистский дух времени первой половины 20 века. Сейчас в понятие культуры включаются не только нормы, ценности, убеждения, но и все социальные практики. На появление новых концепций повлияли труды антрополога К.Гирца (символическая концепция, изучение символов), поструктурализм во Франции, деятельность Британской группы культурных исследований. Одной из наиболее влиятельных областей СК – концепция производства культуры. СК переосмысливает такие вопросы социологии: Ø Как определять К и ее роль и значение с учетом всех ее современных проявлений Ø Каковы отношения м/у структурой и К (есть интерпретативные и объяснительные подходы)? Ø Как проводить систематическое изучение культуры во всех её социальных контекстах сегодня, когда традиционные представления и социальных причинах и следствиях устарели? Функции: Гуманистическая, познавательная, информационная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, управленческая. Тенденции: Деидеологизация, приватизация и коммерциализация, обособление национальных культур. ( интернет ) Социология культуры - одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно " социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью. Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как " отраслевую социологию" более или менее широкого охвата, изучающую " сферу культуры", " культурные процессы" . В этом качестве социология культуры трактуется то как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве су б дисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ " культуры". Почему мы относим к " культуре" религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами? Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий " сегмент" или " сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии. Л.Коган отмечает, что в случае социологии культуры предмет социологического анализа " с трудом схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа общества" . Сам Л.Коган предлагает рассматривать социологию культуры в качестве " метасоциологической дисциплины в рамках структурного, функционалистского и системного подходов" , мотивируя такой подход тем очевидным фактом, что любой элемент социальной реальности имеет культурную составляющую, к какой бы сфере - экономической, политической, духовной, - он не относился. Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно " культура". Как известно, " культура" - это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой нагруженностью термина " культура", многие исследователи вообще стараются его не использовать. Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук - в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой " культура" является основным объектом изучения - культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры - крайне сложного и многообразного феномена, " естественным образом" тяготеют к междисциплинарности. Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии. Не только предмет изучения, но и время возникновения социологии культуры может трактоваться по-разному. А. Согомонов, в частности, утверждает, что " как особое направление социология культуры в мировой социальной мысли концептуально и категориально оформляется постепенно, начиная с рубежа 21.02.14 60-70-х гг., а в отечественной науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социальной теории, так и от сопредельных областей..., социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь парал-лельно с развитием постмодернистской социологической парадигмы" . Однако такая точка зрения может быть оспорена. Крупные проекты социологии культуры были предложены Альфредом Вебером и Карлом Манхеймом еще в первой половине XX века. С другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая, согласно А. Согомонову, временем " концептуального и категориального оформления" социологии культуры и ее " размежевания с сопредельными дисциплинами" характеризуется как раз размыванием границ между дисциплинами, тяготением к междисциплинарности, а также удивительной понятийной неопределенностью и многозначностью. Но эпоха постмодерна и возникшая в эту эпоху постмодернистская социологическая теория действительно характеризуется повышенным интересом к культурной проблематике, о чем будет сказано ниже. Таким образом, и время возникновения социологии культуры как отдельной дисциплины мы не можем указать с определенностью. Тем не менее, с полной определенностью можно утверждать, что анализ культурных феноменов - неотъемлемая часть социологии со времен Огюста Конта, и в этом смысле социология культуры - ровесница социологии. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы