Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социология преступности: история становления, проблематика, концептуальные объяснения.



Социология преступности - это отрасль юридической социологии, изучающая преступность как социальную аномалию в обществе, в социальных группах, среди отдельных индивидов.

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ - научная дисциплина, описывающая и объясняющая явление преступности при помощи социологич. теорий и методов. Она может рассматриваться как часть криминологии, использующей для этих же целей юридич., психологич., психи-атрич., антропологич. и др. подходы.

Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает не только преступления против закона, но и социально опасные деяния, ведущие к непосредственному преступлению:

· - девиантное поведение,

· - фактические преступления,

· - поступки, разрушающие мораль.

Кроме того, социологи изучают социальные причины преступности, меры ее предупреждения, тенденции изменения преступности в обществе, социальный состав преступников, виды преступлений, дают прогнозы развития преступности.

В этом анализе они опираются на данные статистики, исследования правоведов, социальных психологов, психиатров, демографов и др.

Юридическая картина мира хорошо изучена и описана юристами. В правовой науке разных стран можно найти формальное определение преступления как деяния, запрещенного законом. Однако юридический анализ преступления сегодня оказывается уже недостаточным. Правовед видит преступное поведение лишь в границах действующей юридической системы, законодательства конкретной страны. Социолог как бы «заглядывает» за официальную «законодательную ширму» явления преступления. Поэтому для выявления генетических начал преступления нельзя оставаться только на почве закона. Сущность преступления находится вне права.

Для современного этапа развития «социологии преступления» характерна потребность ее размежевания в первую очередь криминологией как наукой и учебной дисциплиной.

В чем же заключается специфика социологического анализа преступности?

Выделим четыре основных аспекта социологического анализа преступности:

I. в социологии присутствует многомерный подход к исследованию преступления;

II. социологию интересует не только социальная опасность, но и позитивная роль преступления в общественной жизни;

III. социология преступления изучают «фактические преступления» в отличие от «юридической» преступности.

IV. социология преступления занимается исследованиями субкультуры преступного мира.

Социолога в отличие от юристов, криминологов интересует преступление с иных позиций.

Он исследует преступление как:

· - «социальную боль» общества,

· - стремление одних подражать другим,

· - результат влияния окружающей среды на индивида,

· - разновидность действия, совершенного один раз в жизни,

· - вид отклоняющегося поведения,

· - образ жизни,

· - способ достижения богатства и власти,

· - форму протеста

· - форму насилия.

Многомерное видение преступление включает и рассмотрение преступления с позиций потерпевшего:

· - как оно им воспринимается,

· - как оно им переживается,

· - почему потерпевший берется решать самостоятельно проблему своей защиты.

Многомерный взгляд на преступление подводит к тем гносеологическим границам, за которыми открывается теневая сторона этого феномена.

Концептуальные объяснения

В подходах к анализу природы преступности выделилось несколько основных направлений:

- антропологическая теория,

- концепция социальной природы преступлений,

- теория дифференциальной ассоциации,

- теория социального конфликта как основы преступления.

Так, Ламбер Кетле[1] и Эмиль Дюркгейм[2] полагали, что преступность - нормальное явление для общества.

Л. Кетле утверждал, что любой социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающий из его организации.

Э. Дюркгейм, признавая в целом патологический характер преступности, утверждал необходимость наличия данного явления для всякого общества. Он подчеркивал, что «преступность является одним из факторов общественного здоровья, неотъемлемой частью всех здоровых обществ».

Энрико Ферри подчеркивал ограниченность статистического подхода к анализу преступности как явлению в целом. Он высказывал сомнение в том, что только на основе количественных показателей анализа можно делать выводы о сущности преступности и ее месте в обществе. Напротив Э. Ферри отмечал, что постоянство этого социального факта не свидетельствует о его необходимости.

Однако в истории социологии преступности была высказана и такая точка зрения, что преступности присуща определенная позитивная роль в обществе.

Наиболее подробно данный подход был дан в работе Э. Дюркгейма «Норма и патология».

· - Преступление предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен.

· - В некоторых случаях оно прямо подготавливает эти изменения.

· - Коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для того, чтобы принять новую форму.

· - Преступление подчас помогает определить, какую форму примут эти чувства.

· - Часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит.

Э. Ферри считал, что преступность оказывает некоторое позитивное влияние на общество. Она «высвечивает» его болевые проблемы и помогает вырабатывать пути «излечения от них», подобно тому, как боль или даже болезнь могут быть полезны для человека как индикаторы его нездоровья.

Франц Лист основными социальными условиями развития преступности называет бедность и нищету. Поэтому в качестве основного направления борьбы с преступностью определял необходимость ликвидации экономического неравенства и улучшение положения трудящихся. Ф. Лист также не исключал антропологических факторов преступности.

Однако считал их влияние производными от социальных. Он имел в виду, прежде всего, ту среду, в которой формируется и развивается индивид.

Среди социальных факторов преступности Лист выделял

· - неравенство различных социальных слоев общества,

· - нарушение социальных связей.

Другие ученые, И. Тейлор, П. Уолтон, Дж. Янг, основную причину преступности видели в буржуазном строе.

При буржуазных порядках не считается преступлением:

· - эксплуатация людей,

· - агрессивные войны,

· - убийства.

Внимание акцентируется лишь на:

· - грабежах,

· - кражах,

· - махинациях,

которые, с их точки зрения, являются просто «бунтом против системы».

Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность - есть один из факторов, характеризующих общество. В обществе постоянно присутствуют источники, порождающие преступность в том или ином виде.

«Представьте себе общество святых - образцовый монастырь примерных индивидуумов. Преступления в собственном смысле слова здесь неизвестны, однако проступки, представляющиеся несущественными мирянину, вызовут тут точно такой же скандал, какой обычные преступления вызывают в обычных условиях».

Каждое общество порождает свои типы преступлений.

Преступность прочно связана с основными условиями социальной жизни. Э. Ферри определял преступность как ненормальное биологическое и социальное явление. Преступление не есть явление исключительно биологическое. Оно не есть также продукт исключительно физической и социальной среды.

Всякое преступление есть продукт социальной ненормальности, постоянной или временной, прирожденной или приобретенной, продукт органического строения индивида, продукт внешних обстоятельств физических, социальных.

Преступление имеет сложное происхождение, как биологическое, так и физико-социальное

Оно имеет различия в степени участия отдельных факторов в зависимости от различия лиц, обстоятельств, времени и места.

Особое место в концепции социальной природы преступности занимает теория аномии.

Э. Дюркгейм определил аномию как состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов, когда старые нормы и ценности уже перестают действовать, а новые еще не получили развития.

Социальная аномия - это состояние социальной дезорганизации, разрушенности или ослабленности социальных связей и нормативной системы общества.

Концепцию социальной аномии развивал Роберт Мертон в работе «Социальная структура и аномия».

По его мнению социальная аномия - дисбаланс между культурными ценностями общества и санкционированными институционными возможностями их достижения для различных социальных групп.

Этот дисбаланс является постоянным фактором напряжения в социальной системе.

«…каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых способов достижения этих целей. Многие способы, которые отдельным лицам представляются как наиболее эффективные … исключены из институционной сферы дозволенного поведения. Выбор же подходящих средств ограничен институционными нормами». Подобная ситуация может породить «противоправное и антисоциальное поведение» именно вследствие различия в значении, придаваемом целям и выбору средств их достижения.

Сходную позицию высказывал Э. Мейо.

Когда богатство становится символом социального продвижения без соединения со средствами его достижения, речь идет о социальной аномии.

Цель достижения денежного успеха вне связи со средствами его достижения - один из элементов, порождающих социальную аномию.

Когда в обществе утрачен контроль над использованием институционно урегулированных способов приобретения состояния, становятся все более обычными «запрещенные» средства достижения цели обман, коррупция, аморальность, преступность и т. д.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь