Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественный строй древнерусского государства



Билет №1

1) образование древнерусского государства. Общественный строй и социально-экономические отношения древнерусского государства.

2) образование партий социалистической ориентации: РСДРП и эсеры, их программные установки и тактика.

1)Ки́ евская Ру́ сь или Древнеру́ сское госуда́ рство средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке на торговом пути «из варяг в греки» в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Монгольское нашествие на Русь (1237—1240) углубило дезинтеграцию русских земель, и Киев окончательно утратил свои номинальные столичные функции. В летописных источниках того времени государство называлось «Русь», а в византийских источниках — «Россия»

Общественный строй древнерусского государства

Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение. Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за исключением высших церковных иерархов) проживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.

Социально-экономические отношения в древней Руси.

В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм, но сохранялись и рабовладельческие, и первобытно-патриархальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была земля. Поэтому привилегированное положение занимали те группы населения, которые ей владели. Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян - общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу великого князя. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» или «людины». Отсюда термин, означающий сбор дани - «полюдье ». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения – закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение на Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм, который имел существенные отличия от «классического» западно-европейского. Главной особенностью феодализма в Древнерусском государстве была большая роль государственного сектора в экономике страны. Здесь было значительное числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Образование РСДРП, программные установки и тактика.

Фракция в составе РСДРП в 1903-1917 гг. Название «большевики» (первоначально -«большинство») отразило итоги выборов руководящих органов РСДРП на II ее съезде (17.07.-10.08.1903, Брюссель – Лондон). В.И. Ленин датировал возникновение большевизма «как течения политической мысли и как политической партии» 1903 г. В действительности первоначально большевики и Меньшевики ходили в одну партию с общей программой и уставом, но работы Ленина, оставившие идейную основу большевизма (прежде всего «Что делать? », 1902) написаны еще до раскола на II съезде. Специфическое отличие идей Ленина от общих воззрений российских социал-демократов выявилось в ходе полемики с меньшевиками, особенно со времени издания его работы «Шаг вперед, два шага назад» (1904). В конце 1904 Большевики приступили к изданию своей первой фракционной газеты «Вперед», противостоявшей новой (меньшевистской) газете Искра» и образовали фракционный центр – Бюро большинства. Крайний радикализм большевиков, считавших себя последовательными марксистами, проистекал из их представлений о предпочтительности революции перед реформами и убеждения в том, что в России начала XX в., в силу непримиримости противоречий между капитализмом и остатками крепостничества, а также политической слабости и контрреволюционности буржуазии, нет иных возможностей глубокого демократического преобразования общества, отвечающего интересам пролетариата. Большевизм явился продолжением радикальной линии в российском освободительном движении и вобрал в себя элементы идеологии и практики революционеров 2-ой половины XIX в. (Н.Г. Чернышевского, П.Н. Ткачева, С.Г. Нечаева, «русских якобинцев»); в то же время он абсолютизировал (следуя не столько идеям К. Маркса, сколько К. Каутского и Г.В. Плеханова) опыт Великой французской революции, прежде всего, периода якобинской диктатуры (по словам Ленина, «якобинец, связанный с пролетарскими массами, это и есть социал-демократ»; большевикам-«якобинцам» он противопоставлял меньшевиков-«жирондистов»). Программа-минимум РСДРП, первая часть Программы РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903), ставившая ближайшей задачей свержение самодержавия и установление демократической республики, которая обеспечила бы введение 8-часового рабочего дня, равноправие всех наций и право их на самоопределение, уничтожение остатков крепостничества в деревне и т.д. Программа-максимум РСДРП, вторая часть Программы РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903), определявшая основную задачу — свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата для построения социалистического общества

Па́ ртия социали́ стов- революционе́ ров ( ПСР, па́ ртия с.-р., эсе́ ры ) — радикальная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Входила во Второй интернационал. Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Её судьба была более драматичной, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917 г. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть. Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления). Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли. Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым, то есть обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе. Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы - минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение. Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива). Издания (на 1913 год): «Революционная Россия» (в 1902—1905 нелегально), «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия».

 

Билет № 2

Образование буржуазных партий в России: кадеты и октябристы, их программы и тактика.

1)Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей. В византийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности. Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника[33]. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е. Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо».

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции. Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»). Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего.

2) Кадеты

(конституционно-демократическая партия; официально — партия " народной свободы" ), главная партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии в России. Оформилась в ходе Революции 1905—07 в России, 1-й учредительный съезд К., принявший программу и устав партии, состоялся в Москве 12—18 октября 1905. Созданию партии предшествовала деятельность либерально-буржуазного " Союза освобождения" и " Союза земцев-конституционалистов", которые и составили её ядро. Окончательно партия К. сконструировалась на 2-м съезде (Петербург, 5—11 января 1906), уточнившем программу партии и избравшем постоянный ЦК (1-й съезд, ввиду его малочисленности, избрал временный ЦК). Главными деятелями в руководстве К. были П. Н. Милюков, А. М. Колюбакин, В. А. Маклаков, А. И. Шингарёв, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев, И. В. Гессен, А. И. Каминка, В. Д. Набоков, князья Павел Д. и Петр Д. Долгорукие, М. М. Винавер, А. А. Корнилов, кн. Д. И. Шаховской, И. И. Петрункевич и др. В 1906 партия насчитывала 70—100 тыс. членов. В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции — адвокаты, профессора, литераторы, земские деятели, либеральные помещики. С февраля 1906 выходила газета " Речь", ставшая фактически центральным органом партии. В 1906 состоялись 3-й (Петербург, 21—25 апреля) и 4-й (Гельсингфорс, 23—28 сентября) съезды, а в 1907 (23—25 октября) — 5-й съезд К. в Гельсингфорсе. До 1916 съезды не созывались. Программа К., принятая в октябре 1905, оставляла вопрос о форме государственного строя открытым (§13 гласил: " Конституционное устройство Российского государства определяется основными законами" ). Но через 3 мес., когда определился поворот в сторону поражения революции, 2-й съезд К. уточнил эту формулу: " Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией", с министерством, ответственным перед " народным представительством" — одно- или двухпалатным парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права. Программа включала требования буржуазных свобод: слова, совести, собраний, передвижения, неприкосновенности жилища и т. и. Аграрная часть её предусматривала наделение землёй безземельных и малоземельных крестьян за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также частичного отчуждения частновладельческих земель по " справедливой" (нерыночной) оценке. По рабочему вопросу программа требовала распространения законодательства на все виды наёмного труда, постепенного (" по мере возможности" ) введения 8-час. рабочего дня; права рабочих на стачки и союзы; обязательного государственного страхования " с отнесением издержек на счёт предпринимателей". Особое внимание уделялось расширению прав земств и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы. По национальному вопросу К. требовали свободы языков; признания права автономии в пределах империи за Польшей и Финляндией. Сравнительная радикальность программы объясняется тем, что партия возникла в кульминационный момент революции и революционности масс и рассчитывала повести их за собой. Претензия на роль " вождя общенациональной оппозиции" основывалась на ошибочном представлении о политической отсталости крестьянства и убеждении, свойственном либерально-буржуазной интеллигенции вообще, что она выражает общенациональные " надклассовые" интересы. Главной линией К. было категорическое отрицание революции и противопоставление ей пути " мирного", " конституционного" развития России, стремление " овладеть революционной стихией", ввести её в русло " закономерной социальной реформы". До Манифеста 17 октября 1905 либеральная буржуазия частично, с оговорками, оправдывала и даже сочувствовала революционному движению, запугивая царизм революцией, она надеялась сделкой с ним получить " конституцию" за счёт народа. Манифест 17 октября, по мнению К., означал осуществление целей революции, начало " эры парламентарского творчества". После Декабрьских вооружённых восстаний 1905 К. резко повернули вправо. Они протестовали против " тирании революции", осуждали " безумие вооруженного восстания", тактику " крайних", особенно революционных социал-демократов.

Октябристы

" Союз 17 октября", контрреволюционная партия крупных помещиков и торгово-промышленной буржуазии в России, представлявшая правое крыло либерализма в России. О. являлись подлинными хозяевами капиталистического общества, представляли и защищали интересы крупной буржуазии и помещиков, хозяйничавших по-капиталистически. Основано в начале ноября 1905 сначала в Москве, затем в Петербурге; получила название от " конституционного" Манифеста 17 октября 1905.В числе основателей " Союза": граф П. А. Гейден, Д. Н. Шипов, М. А. Стахович, А. И. и Н. И. Гучковы, Н. А. Хомяков, М. В. Родзянко и др., представлявшие правое крыло земских и городских съездов. С конца 1905 " Союз" начал распространяться и в провинции: на первом его съезде в Москве (8—12 февраля 1906) было представлено 38 губерний и 86 уездных отделов " Союза". О. отстаивали " сильную монархическую власть", считая закономерными все её действия, направленные на подавление революции. В программе (февраль 1906) О. выступали за сохранение единства и нераздельности Российской империи, т. е. поддерживали великодержавно-шовинистическую политику царского правительства, конституционную монархию с двухпалатным представительством, политической свободы в рамках Манифеста 17 октября. Аграрный вопрос О. предлагали решить главным образом путём уравнения крестьян в гражданских и имущественных правах с др. сословиями, " регулирования" мелкой земельной аренды, содействия расселению и переселению крестьян, облегчения их выхода из общины, признания государственных и удельных земель фондом для наделения крестьян и т.д. Программа ограничивалась туманным требованием законодательного " урегулирования" рабочего вопроса, предусматривала преобразование и распространение местного и городского самоуправления на всю Россию. После письма А. И. Гучкова в редакцию " Нового времени" (28 августа 1906) с одобрением введения военно-полевых судов из партии вышли Шипов, Стахович и Гейден, которые положили начало партии " мирного обновления" (см. Мирнообновленцы). На 2-м съезде " Союза" (7—10 мая 1907) политическая программа О. была переработана в сторону ещё большего консерватизма. Фракция О. в 1-й Государственной думе имела 16 деп., во 2-й — 54. Изменение избирательного закона 3 июня 1907 дало О. резкое увеличение избирательных мест в 3-й Государственной думе — до 154 деп. (в 4-й — 98). В думской деятельности О. блокировались с черносотенцами и кадетами, способствуя проведению реакционного правительственного курса. В декабре 1913 после конференции (ноябрь 1913, Петербург) партия О. раскололась на три фракции: " левых О." (16 чел., в том числе И. В. Годнев, С. И. Шидловский, Хомяков), земцев-О. (57 чел., в том числе Родзянко, Н. И. Антонов, А. Д. Протопопов) и правых О. (13 чел., в том числе Н. П. Шубинский, Г. В. Скоропадский).

С объявлением 1-й мировой войны 1914—1918 О. выступили с призывом поддержать правительство, участвовали в Земском и городском союзах и Военно-промышленных комитетах. Когда выяснилась полная неспособность царизма управлять страной, О. подписали 22 августа 1915 соглашение 6 фракций о создании " Прогрессивного блока". После Февральской революции 1917 один из лидеров О. (А. И. Гучков) входил в состав буржуазного Временного правительства, Родзянко и др. участвовали в " Совещании общественных деятелей" (август 1917). После победы Октябрьской революции 1917 О. боролись против Советской Республики, занимая видные посты в белогвардейских организациях и правительствах.

Билет №3

1) Предпосылки политической раздробленности и образование самостоятельных центров на территории древнерусского государства. Владимиро-суздальское княжество и его князья

Билет №4

Билет № 5

Борьба русского народа против монголо-татарского нашествия на Русь. Образование Золотой Орды. Русские земли под властью золотоордынских ханов.

Билет № 6

Билет № 7

Билет № 8

Билет № 9

  1. Начальный период царствования Ивана 4. реформы «избранной рады» и их социальная сущность.
  2. создание советского государства. Первые экономические и социальные преобразования советской власти.

1) Начало царствования Ивана IV. Боярское правление. После смерти Василия III в 1533 г. великокняжеский престол занял его сын - трехлетний Иван IV. Регентшей стала его мать, вторая жена Василия III, Елена Глинская. В первую очередь она расправилась с удельными князьями - братьями Василия III Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, опасаясь их претензий на трон. Юрий был схвачен уже в 1533г., а Андрей - в 1537г. В 1538 г. Елена умерла. Наступило время боярского правления. Различные боярские группировки стремились захватить власть в свои руки. Основную роль играли Шуйские, Бельские и Глинские. Никто из них не стремился вернуться к временам феодальной раздробленности. Борьба велась только за обладание государственной властью и связанными с ней богатствами. В годы боярского правления были продолжены начатые при Елене Глинской реформы, направленные на усиление централи-зации. В результате денежной реформы создана единая монетная система (прежде существовали отдельные, новгородская и московская, монетные системы). Местное управление укреплено в ходе губной реформы. Некоторые важнейшие уголовные дела переданы из юрисдикции наместников в ведение губных старост - выборных представителей местного дворянства (или земских старост.- выборных из черносошных крестьян). Тем не менее период боярского правления оказался неблагоприятным для проведения широких преобразований, поскольку стоявшие у власти люди отстаивали собственные корыстные интересы, а не интересы страны. Годы боярского правления наложили отпечаток и на характер Ивана IV. Наблюдая в детстве бесконечные ссоры, интриги и даже расправы с соперниками, он стал скрытным, жестоким и злопамятным. Уже в 13 лет он вынес свой первый смертный приговор. С 1549 г. он приблизил к себе новых советников - так называемую Избранную раду. Реформы Рады. Руководителями рады стали дворянин Алексей Федорович Адашев и духовник царя, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр. В 50-х гг. XVI в. Избранная рада провела ряд реформ. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он усилил зависимость крестьян. Теперь землевладелец считался " государем" крестьянина и нес ответственность за его преступления. Судебник несколько ограничил произвол наместников и ввел наказания за должностные преступления, особенно за взятки, вызывавшие давнее недовольство в народе. В 1551 г. состоялся церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата, сквернословия. В то же время по инициативе митрополита Макария собор утвердил решение о признании всех местночтимых (т.е. почитаемых лишь в отдельных местностях страны) святых общерусскими. Были утверждены также единый порядок исполнения церковных обрядов, единый иконописный канон. Все это способствовало укреплению религиозного единства страны. Избранная рада провела реформу местного управления. В 1556 г. были отменены кормления, а вся власть в уездах перешла к губным или земским старостам, а в городах - к излюбленным головам, избиравшимся посадскими. Таким образом, власть сосредоточилась в руках выборных, а не назначаемых из центра лиц. Это объяснялось нехваткой и людей, и средств в казне. Работа на должности губного или земского старосты не оплачивалась, поэтому выполняли ее неохотно. В одном документе того времени даже предписывалось отправлять на время в заключение тех губных старост, которые уклонялись от выполнения своих обязанностей. После отбытия срока их вновь направляли на ту же должность. Таким образом, и реформа, проведенная Избранной радой, еще не создала такого типа местной власти, который характерен для централизованного государства. Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, ранее шедшие на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог - кормленичий окуп. Он расходовался на возмещение затрат, понесенных служилыми людьми в походах. Отныне всякий служилый человек должен был выставить одного воина с каждых 100 четвертей (около 170 га) принадлежавшей ему земли. С первых 100 четвертей в поход отправлялся он сам, с остальных - его военные холопы. Если же у дворянина было 370 четвертей, то он выходил с тремя вооруженными слугами, а за недостающие 30 четвертей получал возмещение. Зато если его сопровождали те же три слуги, но он имел при этом 410 четвертей, то вносил в казну компенсацию за " лишние" 10 четвертей. Наряду со служилыми людьми " по отечеству" (т. е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служилые люди по " прибору" - по найму. Они получали денежное жалованье. В 1550 г. было организовано стрелецкое войско. Стрельцы сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием - пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным, т.е. не распускалось после походов. Однако оно не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караульной службы время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье их было недостаточным.

2) создание советского государства. Предпосылки создания СССР. В ходе революции и Гражданской войны бывшая единая Российская империя распалась. Польша, Финляндия и Прибалтика обрели независимость как буржуазные государства, Бессарабию оккупировала Румыния. На остальной территории бывшего Российского государства к 1921 г. установилась Советская власть. Украина и Белоруссия являлись формально самостоятельными республиками, связанными с РСФСР союзными договорами. Такие же соглашения были подписаны в 1920- 1921 гг. с государствами Закавказья. Самостоятельность советских республик была неполной. Власть в них принадлежала единой коммунистической партии, руководимой ЦК РКП(б). Существовали единая для всех республик армия, общие профсоюзы. Советские республики не имели настоящих государственных границ, собственной валюты (в Закавказье денежные знаки РСФСР имели хождение наряду с местными). Важнейшие предприятия, железнодорожный транспорт непосредственно подчинялись московским хозяйственным органам. Республиканские бюджеты утверждались правительством РСФСР. На международной арене советские республики выступали как единое государство. Об этом свидетельствует заключение в 1921 г. договора между РСФСР и Турцией о границе между этой страной и республиками Закавказья, представление российской делегацией интересов других республик на Генуэзской конференции 1922 г. Формально существовал хозяйственный и военно-дипломатический союз республик, фактически уже шло складывание единого государства. Воссоединение республик имело не только политические и идеологические, но и глубокие исторические и экономические предпосылки. В течение длительного периода они составляли единое государство с определенной системой хозяйственных связей и единой дорожной сетью. Во всех республиках, хотя и в разной мере, имелось русское население. Русская культура оказывала большое влияние на культурную жизнь национальных окраин. Поэтому, как и в конце XX в., распад страны воспринимался значительной частью ее жителей как нечто искусственное и преходящее. Образование СССР. Официальное решение о создании нового союзного государства было принято 30 декабря 1922 г. на 1-м Всесоюзном съезде Советов. Съезд принял Декларацию и Договор об образовании Союза ССР и избрал Всесоюзный ЦИК (ВЦИК) первого созыва. В новое государство вошли четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. 6 июля 1923 г. ВЦИК принял Конституцию СССР, которая немедленно вступила в силу. 31 января 1924 г. ее утвердил 2-й съезд Советов СССР. За союзными республиками закреплялось право на отделение и выход из Союза ССР. Высшим органом власти нового государства стал Съезд Советов СССР, а на период между съездами - избираемый им двухпалатный ВЦИК. ВЦИК включал Совет Союза, каждый депутат которого избирался равным числом избирателей, и Совет Национальностей, в котором все республики, независимо от численности населения, были представлены равным числом депутатов. Между сессиями ВЦИКа высшую законодательную власть осуществлял его постоянно действующий Президиум. Новая экономическая политика (НЭП) - введена советским руководством 15 МР 1921 на Х съезде РКП(б) (8-16 МР 1921), направлена на преодоление массового недовольства действовавшей политикой " военного коммунизма". Продразверстка заменена продналогом (в 2 раза меньшим), разрешены свобода торговли, частное предпринимательство, использование иностранного капитала в форме концессий и труда батраков в деревне. Поощрялось развитие кустарного производства и мелкой промышленности. 10 ДК 1921 частным владельцам были возвращены предприятия с числом занятых до 10 человек. Советы заменили органы чрезвычайной власти. Задачи осуществления мировой пролетарской революции и построения социализма отодвинуты на более отдаленный срок. Главное отличие НЭПа от военного коммунизма - попытка использовать рыночные отношения в переходный период от капитализма к социализму, при длительном существовании разных экономических укладов. Общее с политикой военного коммунизма: НЭП, как и военный коммунизм, опиралась на национализированную промышленность, транспорт, связь, жёсткую административную систему управления в главных отраслях хозяйства, неэквивалентный обмен с деревней и торможение крестьянского хозяйства. Военный коммунизм и НЭП сближает общая цель строительства социалистической модели общества в условиях диктатуры пролетариата, а фактически - партии. НЭП свергнут в к.1920-х. Социалисти́ ческая индустриализа́ ция СССР ( ста́ линская индустриализа́ ция ) — процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Хотя основной промышленный потенциал страны был создан позднее, в годы семилеток, под индустриализацией обычно подразумеваются именно первые пятилетки. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928—1932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства. В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности, что в дальнейшем позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Наращивание индустриальной мощи в 1930-е считалось в рамках советской идеологии одним из важнейших достижений СССР. С конца 1980-х, однако, вопрос о действительных масштабах и историческом значении индустриализации стал предметом дискуссий, касающихся подлинных целей индустриализации, выбора средств для её осуществления, взаимосвязи индустриализации с коллективизацией и массовыми репрессиями, а также её результатов и долгосрочных последствий для советской экономики и общества. Коллективиза́ ция — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии — после Второй мировой войны, на Кубе — в 1960-е гг. Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Билет № 10

Билет № 11

1. кризис государственности в конце 16- начале 17 века. Смутное время: причины, этапы, содержание.

Билет № 12

Билет № 13


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь