Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методология библиотековедения
В мировой науке практически нет расхождения мнений относительно фундаментального значения методологии для всякой научной дисциплины, для любого научного исследования. Что же касается смысла понятия " методология", то здесь существует довольно много позиций. Так, в отечественном библиотековедении многие десятилетия доминировала точка зрения, согласно которой методология науки – это принципы материалистической диалектики, а также марксистско-ленинская теория познания, исследующая законы развития научного знания в целом. В зарубежном библиотековедении капиталистических стран по этому поводу высказывается противоположная мысль. Согласно ей, методологию библиотековедения составляет " гуманистический нематериализм”, т.е. разновидность идеализма. Существуют и промежуточные подходы, однако в принципе они ничего не меняют в дихотомии " материализм – идеализм". В силу существенной неопределенности коренного вопроса философии ни одну из отмеченных точек зрения на методологию нельзя считать полностью приемлемой. Первая, материалистическая, при всей ее значимости далеко не всегда учитывала и учитывает ценные методологические достижения, порождаемые другими направлениями, течениями, школами мировой философской мысли, в частности теории познания. Вторая – идеалистическая – тоже характеризуется односторонностью, так как не всегда принимает ценные методологические положения диалектики и материализма. Под методологией библиотековедения понимается система наиболее общих, исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. В соответствии с этим широким определением более конкретно это: 1) мировая философия, обращенная к процессу познания; 2) наука логика; 3) специфические для библиотековедения законы и принципы. Все это вместе взятое представляет собой своего рода свод правил, норм, которыми должен руководствоваться всякий теоретик и практик библиотечного дела при решении различного рода нестандартных проблем. Иначе говоря, в своей деятельности он должен опираться не только на профессиональные библиотечные знания, но и на осведомленность в таких основаниях познания библиотечного дела, как философские, логические, собственно библиотековедческие, что составляет общую и частную методологию библиотековедения. Важнейшее место в общей методологии библиотековедения принадлежит философии – той форме духовной деятельности, которая направлена на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека, на выяснение основных, наиболее общих законов природы, общества и мышления. Подчеркнем: не та или другая " избранная" школа философии, а все направления и течения философской мысли, которые продуктивны с точки зрения методологического обеспечения науки, в данном случае библиотековедения. Вполне очевидно, что в общую методологию библиотековедения не могут входить течения, которые содержат в себе агностицизм, т.е. полное или частичное отрицание возможности познания мира. Из всей необъятной совокупности философского знания наиболее существенное методологическое значение для библиотековедения имеет теория познания (гносеология). Это аспект философии, связанный с изучением взаимоотношений субъекта и объекта познания (библиотековед–библиотечное дело) в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критериями истинности и достоверности знаний. Иначе говоря, это не вся философия, а только ее часть, обращенная к процессу познания. Теория познания отвечает, по меньшей мере, на несколько вопросов, а именно: что такое знание? что такое познание? каковы его закономерности? Библиотековедение, с методологической точки зрения, есть сравнительно небольшой участок универсального поля познавательной деятельности, посвященный относительно небольшому фрагменту объективного мира, который носит название " библиотечное дело". Именно поэтому теория познания полностью распространяется и на библиотековедение, образуя один из краеугольных камней его методологического фундамента. Основополагающее значение для библиотековедения в методологическом смысле имеют важнейшие законы и принципы диалектики, философские категории. Остановимся на методологическом содержании таких законов диалектики, как: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количества в качество; 3) отрицание отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением – гласит, что нет противоположностей без их единства и нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет внутренний источник всякого движения, позволяя понять движение как самодвижение. Закон этот полностью распространяется на область библиотечной теории и практики. Так, например, в некотором отношении библиотечная наука и библиотечная практика представляют собой единство. Достаточно сказать, что без библиотечной практики, т.е. без библиотечного дела, не было бы и библиотечной науки, т.е. библиотековедения. В то же время без библиотековедения не было бы возможно и библиотечное дело в том виде, в каком мы его сегодня наблюдаем. Но они же и исключают друг друга: библиотековедение – это нечто идеальное, а библиотечное дело – нечто материальное, практическое. Вместе с тем есть между ними и взаимодействие, взаимопроникновение. Как известно, библиотечное дело обогащается идеями передовой библиотечной теории, а библиотековедение пополняется прогрессивной библиотечной практикой. Таким образом, закон описывает в основных чертах источник и модель развития самого библиотековедения как науки. Закон перехода количества в качество, сформулированный в самом общем виде, констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого процесса момент неизбежно приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к переходу от старого качества к новому. Этот всеобщий закон развития мира позволяет объяснить, каким образом происходит движение и развитие библиотековедения, а также библиотечного дела. С точки зрения данного закона, развитие библиотековедения, как и любой науки, есть сравнительно медленный, не всегда заметный процесс качественных изменений, происходящий в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества явлений и предметов. К примеру, нарастание числа библиотек древности обусловило необходимость возникновения библиотековедческой мысли – предыстории библиотековедения. Затем по мере обогащения содержания библиотековедческой мысли создавались предпосылки для перехода библиотековедческой мысли в новое качество, а именно в библиотековедение. Дальнейшее развитие библиотековедения шло и идет в соответствии с этим законом. Как и предшествующий, закон дает в руки исследователю библиотечного дела мощный прогностический инструмент, и этим его значение не исчерпывается. Закон отрицания отрицания говорит о преемственности, спиралевидности развития, связи нового со старым, своего рода повторяемости на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Категория " отрицание" означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Саморазвитие объекта библиотековедения вызывается внутренне присущими ему противоречиями, наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение третьего по отношению к двум противоположностям. И так как они не только исключают друг друга, но и проникают друг в друга, то третье есть такое отрицание, которое выступает одновременно и как сохранение. В библиотековедении это выражается в более глубоком осмыслении на новом этапе теории уже достигнутых моментов истины. Все прошлое, настоящее и будущее библиотековедения есть, с точки зрения закона отрицания отрицания, развитие по триаде Г.В.Ф. Гегеля: тезис – антитезис – синтез. Современный этап отечественного библиотековедения представляет собой до известной степени не что иное, как антитезис по отношению к тезису, т.е. к тому, что представляло собой отечественное библиотековедение в период примерно с 1917 по 1990 г. Закон отрицания отрицания показывает: в этом нет ничего необычного или противоестественного, таков путь развития всей науки, не только библиотековедения. В то же время он позволяет предвидеть, что стадия антитезиса, т.е. отрицания, не будет продолжаться бесконечно. Рано или поздно она будет замещена стадией синтеза, которая обеспечит более глубокое проникновение в сущность библиотечного дела. На будущей стадии развития обретут свое значение многие из отвергаемых ныне идей, но уже в новом качестве. Методологическое значение законов диалектики заключается, таким образом, в том, что они помогают библиотековедению не только объяснить прошлое, настоящее, предсказать его будущее, но и направить мысль познающего субъекта в более рациональное русло. Столь же важное значение для библиотековедения имеют общепризнанные философские принципы. Так, например, принцип развития, выражающий необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, для библиотековедения означает, что само оно – не метафизичная, не статичная, а динамичная, развивающаяся система. Все то, что сегодня в нем современно, завтра может оказаться устаревшим, не соответствующим действительности. В результате развития оно приобретает качественно новое состояние, которое выступает как изменение его состава и структуры. Каждое новое исследование в области библиотековедения – при всей его значимости – не последнее слово в поиске истины, а момент истины, продвижение к ней. Любое положение библиотековедения (если это не абсолютная истина), которое в тот или иной период рассматривается как важное достижение библиотековедческой мысли, должно восприниматься лишь как ступень лестницы, ведущей к еще не изведанным глубинам библиотечной науки. Поскольку момент стабильности относителен, а момент развития постоянен, принцип развития является мощным средством противодействия догматизму. Принцип этот помогает четко отличить подлинный вклад в развитие науки от его видимости. По определению он требует именно приращения, развития научного знания, а не замены, скажем, одной лексической единицы другой, более модной и конъюнктурной. Методологически не менее значимы для библиотековедения и многие философские категории: сущности и явления, содержания и формы, причины и следствия, целого и части, практики, информации и др. Значение их заключается не только в том, что правильное оперирование ими указывает путь к эффективному познанию, но и в том, что учет их гносеологического содержания предотвращает возможные ошибки на путях развития библиотечной теории и практики. Пренебрежение ими, как правило, влечет за собой серьезные ошибки. В течение долгого времени библиотековеды считали, что основными объектами труда библиотекаря являются книга (или документ) и читатель. Такая концепция, вытекающая из недостаточного внимания к методологическому смыслу категорий сущности и явления, содержания и формы, имела отрицательные последствия для библиотечной теории и практики, которые в конечном счете обусловили недостаточную подготовленность к новым требованиям в области информационного обслуживания, возникшим примерно во второй половине XX в. Между тем, согласно упомянутым категориям, основными объектами труда библиотекаря являются записанная в знаковой форме и на различных носителях (объединенных понятием “публикация”) информация и читатель (потребитель информации) в их взаимосвязи, взаимодействии и единстве. Трудно переоценить значение практики для библиотечной теории. Оно состоит в том, что последняя выступает по отношению к библиотековедческой теории в качестве главного критерия истины. В силу ряда общих для всех наук обстоятельств он является фундаментальным и для библиотековедения. Во-первых, именно библиотечная практика представляет собой основную форму связи библиотековедения с библиотечной действительностью, с самыми различными проявлениями библиотечного дела. Во-вторых, если подходить к формированию новых знаний в области библиотековедения с исторической точки зрения, выясняется, что они возникли как обобщение непосредственной практики. В-третьих, в процессе развития библиотековедения как прикладной науки библиотековеды постоянно обобщали практику экспериментальной деятельности. В-четвертых, проверка ряда гипотез, возникающих в процессе творческого развития библиотековедения, осуществляется на основе методов, применение которых в конечном счете опирается на практику. Вместе с тем правильное понимание практики как фундаментального критерия истинности библиотековедческого знания помогает избежать многих ошибочных заключений. Так, недопустима абсолютизация практики как критерия истины. Например, отсталая, реакционная практика не может рассматриваться в качестве критерия истины. Критерий практики допускает использование в библиотековедении и некоторых производных критериев истинности теорий и теоретических построений. В их числе критерии простоты, логичности, экономичности, системности и другие, имеющие тоже производный, прагматический характер. Главным же из всех критериев был и остается критерий практики. Упомянутые законы, принципы, категории философии образуют гносеологический фундамент библиотековедения, наличие которого является одним из главных условий плодотворного развития библиотековедения как научной дисциплины, важнейшей предпосылкой успешного движения к научной истине. Однако общая методология библиотековедения не исчерпывается только философско-гносеологическими основаниями. Методологическую ценность для библиотековедения, его существования и рационального развития представляют плоды человеческой мысли, сконцентрированные в формальной логике. Наиболее существенное значение в методологическом смысле имеют для библиотековедения основные законы логики, а также теории понятия, суждения, умозаключения, доказательства, опровержения. Проиллюстрируем это несколькими примерами. Прямое отношение к библиотековедению имеет закон тождества, по которому каждая мысль, приводимая в умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Требуя определенности мысли, закон тождества предостерегает против такого существенного недостатка, иногда встречающегося у представителей гуманитарного знания, как расплывчатость, неконкретность рассуждений. В соответствии с этим законом и в библиотековедении, прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса, необходимо совершенно ясно установить его точное, определенное, устойчивое, конкретное, относительное содержание, а затем в ходе обсуждения все время, пока не изменится предмет обсуждения, твердо придерживаться основного определения этого содержания, не перескакивать с одного определения понятия на другое, не подменять данное содержание другим, не смешивать понятия, не допускать двусмысленности. С точки зрения закона тождества, например, недопустимо в процессе обсуждения вопроса о том, что такое библиотека, вначале иметь в виду библиотеку вообще, затем библиотеку публичную, научную и т.д. Ничего логичного, а следовательно, результативного в научном плане из такого обсуждения не получится. Важную роль в библиотечной теории и практике играет понятие. Библиотековедение как наука оперирует в основном понятиями, образуя из них суждения и умозаключения. В самом библиотечном деле понятия часто являются непосредственным инструментом и предметом труда библиотекарей. Так, значительная часть работы по классификации, систематизации, предметизации есть не что иное, как действия с понятиями или их классами. Понятия же могут использоваться в качестве поисковых предписаний и поисковых образов публикаций в процессе библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей. Особенность логического аппарата заключается в том, что он целиком и полностью носит " принудительный" характер. Субъект познания в библиотековедении не волен выбирать, пользоваться им или нет. Он им пользоваться обязан, если стремится получить подлинно научные результаты. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что сердцевину, основное ядро и содержание методологии библиотековедения составляют философские и логические законы, принципы, категории, а также закономерности и принципы библиотечного дела (см. вторую часть учебника) и некоторых смежных наук. Именно они в явной или скрытой форме регулируют процесс развития библиотековедения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1910; Нарушение авторского права страницы