Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



Проблема смерти встала перед человечеством еще в те време­на, когда человек впервые осознал временные пределы своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и проявлялось, в первую очередь, в религиозных воззре­ниях.

Смерть — это, несомненно, прекращение бытия человека. Осо­знание человеком того, что его не станет, он не будет чувство­вать, мыслить, не увидит будущего, может стать источником страха и отчаяния. Если же оценивать смерть как переход в иную форму бытия, «вечную жизнь», то факт смерти уже не представляется столь трагичным. Жизнь, этом случае видится как подготовка к смерти, к переходу в иной мир. Именно таково содержание рели­гиозного взгляда на проблему смерти.

Еще в древних языческих культах смерть представлялась как гибель телесного при продолжении существования души. У мно­гих народов был распространен обряд кремации, т.е. сожжения тела умершего. Считалось, что с уничтожением тела душа вместе с дымом быстрее поднимется на небеса. Чтобы задобрить богов, родственники умершего собирались на поминальную трапезу. За­пах от приготовленных блюд, поднимаясь к небесам, должен был быть пищей богов, а кушанья доставались людям.

Проблема взаимосвязи души и тела проявилась в традиции му­мификации. В древнем Египте существовало поверье, что душа, выходя из тела, обязательно должна была туда вернуться. Под­тверждением этому считался сон, во время которого душа якобы покидает тело, летает где-то, а затем возвращается в него. Сны, таким образом, являются воспоминаниями о путешествиях души. Поэтому в Египте тело умершего старались сохранить: удаляли внутренности, пропитывали различными составами, укладывали в каменные саркофаги. Искусство мумификации в Египте достиг­ло такого мастерства, что некоторые мумии сохранились и по сей День.

Наиболее распространенным способом погребения у многих народов, сохранившимся и по сей день, было предание тела земле. Видимо, изначально этот обряд был связан с намерением уберечь тело умершего сородича от поедания его дикими зверями. Со вре­менем такой обряд принял религиозную окраску: тело предава­лось земле, тогда как душа отправлялась в иной мир.

Интересен взгляд на проблему смерти в учении о реинкарнации (переселении душ), наиболее распространенном среди индусов. Согласно ему, со смертью человека его душа переселяется в тело другого человека, в животное или даже в неодушевленный пред­мет. Вопрос о том, в какую оболочку переселится тело, разрешал­ся в зависимости от праведности жизни человека. Если человек жил достойно, помогал ближним, совершал добрые поступки, то его душа после физической смерти переселится в тело другого человека, может быть, даже занимающего более высокое положе­ние в обществе. Если же, наоборот, человек приносил зло дру­гим, его душа переселится в животное, насекомое, червяка или даже в придорожный камень, который будет лежать на своем ме­сте сотни лет.

Во многих религиях наступление смерти связывается с перехо­дом в иной, «потусторонний», «загробный» мир. В христианстве душа умершего попадает в рай или в ад, в зависимости от того, сколько хорошего и плохого совершил человек при жизни. В веро­ваниях многих древних народов считалось, что человек в загроб­ном мире останется тем же, кем он был при жизни, и ему пона­добится все то, чем он пользовался до смерти. Поэтому в могилы клали украшения, оружие, предметы быта. Для погребения еги­петских фараонов строились пирамиды, в которые помещались все необходимые в жизни царской особы предметы. Стены внут­ренних помещений пирамиды расписывались сиенами из жизни фараона, увековечивающими его деяния. Широко известны захо­ронения скифов — народа, жившего в древние времена в Север­ном Причерноморье. В могилы знати скифы клали оружие и раз­нообразные украшения из драгоценных металлов. В Китае архео­логами была найдена гробница, в которой обнаружили кроме останков усопшего разнообразные предметы быта, оружие, ко­лесницы и — самое удивительное — несколько десятков глиня­ных статуй воинов. Уникальность находки состояла в том, что ни одна статуя не была похожа на другую. Видимо, их лепили с ре­альных людей.

У некоторых народов было принято в могилу вместе с вождя­ми и императорами помещать их слуг, жен, телохранителей, ло­шадей, собак, которых специально умерщвляли, чтобы похоро­нить вместе с их хозяином. Считалось, что и в потустороннем мире они также будут верно, служить ему, как и при жизни.

Проблема смерти во все времена касалась не только вопроса возможного существования в потустороннем мире, но и того, как человек примет смерть. Конечно, есть разница между смертью в расцвете сил и смертью в глубокой старости, между смертью ради жизни других людей и смертью преступника на эшафоте. Поэто­му независимо от исторической эпохи вопрос «Как принять смерть? » был весьма актуальным. Смерть на поле брани всегда считалась почетной. Люди шли на смерть ради свободы, защи­щая свою родину, своих жен и детей. Из летописи известны слова князя Святослава, сказанные им накануне решающей битвы с византийцами в 971 году: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми — ибо мертвые сраму не имут! Если же убежим — срам будет нам». В русской истории таких примеров немало. Рус­ские солдаты шли в бой «За Веру, Царя и Отечество». И это были не пустые слова. Защита Родины от иноземных захватчиков явля­лась важнейшей целью, ради достижения которой можно было отдать свою жизнь. Во время Великой Отечественной войны наши отцы и деды шли в атаку, бросались с гранатами под танки, за­крывали собой амбразуры дотов со словами «За Родину! », а уже затем произносился лозунг «За Сталина! », так как жить без вождя можно, вожди приходят и уходят, а Родина одна, и никакая дру­гая страна ее не заменит. Тем более что истинный патриот не будет мириться с порабощением своей Родины иноземцами. Са­мопожертвование ради других людей — высшее проявление геро­изма. Спасти людей на пожаре, во время стихийного бедствия даже ценой своей жизни — это смерть, достойная восхваления.

Во все времена особым было отношение к людям, принявшим мученическую смерть. Во многих странах такие люди причислены церковью к лику святых. Например, святые великомученики Бо­рис и Глеб, принявшие смерть от Святополка Окаянного, не же­лавшие допустить братоубийственной войны.

В настоящее время проблема смерти стала актуальна как ни­когда. В соответствии с демократическими идеалами, все более завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза смертная казнь отменена. В статье 20 Консти­туции Российской Федерации провозглашено право каждого че­ловека на жизнь. Там же определена перспектива отмены смерт­ной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не применяется. Она не выполняет одну из основных функций нака­зания, а именно, исправление преступника. Как он может испра­виться, если его убьют?

Этические и нравственные аспекты проблемы смерти привле­кают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований, в частности в области реаниматологии, занимающейся вопросами возвращения к жизни людей.

Сейчас наряду с безоговорочным признанием права человека на жизнь всерьез обсуждается его «право на смерть». Одни настаи­вают на неограниченной свободе человека в решении этого вопроса, другие — на отказе в праве на смерть, исходя из обществен­ных и государственных интересов. Человечество всегда боролось за право на жизнь. Все остальные права человека рассматрива­лись как его производные, так как каждое из них обязательно отражало одно из проявлений жизни, необходимость удовлетво­рения каких-либо жизненных потребностей, интересов, устрем­лений.

Самоубийство как добровольный уход из жизни во все времена осуждалось обществом и церковью. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах. Исключение составили случаи, связанные с неже­ланием людей попасть в плен к врагу.

В настоящее время вопрос о жизни и смерти становится вопро­сом выбора, причем не, только самого человека, о жизни и смер­ти которого идет речь. Возникает проблема, должно ли общество сохранять жизнь человека вопреки его воле. При этом речь идет не о самоубийце, а об умирающем человеке, которому искусственно задерживают наступление смерти. Неслучайно вопрос о разреше­нии или запрете эвтаназии — безболезненной искусственной кон­чины страдающего неизлечимой болезнью человека — становится предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащитников, политиков.

Одни из них, сторонники позиции соблюдения права свободы выбора, считают, что если эвтаназия не приносит вреда другим людям, то вмешательство в решение индивида ускорить наступ­ление своей смерти морально неоправданно. Эвтаназия, таким образом, не должна запрещаться законом.

Противники таких взглядов утверждают, что человеческая жизнь неприкосновенна и поэтому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Они не без основания опасаются, что при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны вра­чей, родственников умирающего или других заинтересованных лиц. Наконец, эвтаназия противоречит принципу «пока есть жизнь, есть надежда». Нельзя также не учитывать возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих случа­ях приводит к необратимым последствиям. Кроме того, после смерти больного в результате применения эвтаназии может по­явиться новое лекарство, способное излечить ранее неизлечи­мое заболевание.

С проблемой эвтаназии связан вопрос о том, что считать смер­тью человека, дающей право врачу отключить аппараты искусст­венного поддержания жизни. Одни утверждают, что жизнь чело­века должна поддерживаться до самого последнего момента, а другие считают возможным констатировать факт смерти и отклю­чить аппараты после гибели коры головного мозга.

Таким образом, проблемы жизни и смерти поднимают меди­цинские, правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осознание смертности не должно стать поводом для отчаяния. Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так

улс и много времени для реализации своего жизненного потенци­ала и надо использовать это время с пользой и для себя, и для общества.

Вопросы и задания

1 Как рассматривалась проблема смерти в культуре разных народов?

2. Как взгляды на проблему смерти влияли на обряд погребения?

3. Почему у многих народов возникло понятие о душе? Как это про­явилось в религиозных верованиях?

4. Охарактеризуйте учение о реинкарнации. Где и почему возникло это учение?

5. В чем состоит вопрос «как принять смерть? » Как с ним было связа­но поведение людей?

6. Чем объяснить проявления самопожертвования и героизма? Приве­дите примеры.

7. Кого мы называем святыми? Что повлияло на канонизацию многих святых?

8. В чем состоит актуальность проблемы смерти в современном мире?

9. В чем состоят нравственные проблемы смерти? Что понимают под словами «право на смерть»?

10. В чем состоит взаимосвязь проблемы смерти и проблемы смысла жизни?

 

 

ПОЗНАНИЕ

ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ

Познание это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.

Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая ин­формация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих дея­тельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему обществен­ных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благода­ря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уро­вень информации.

Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельно­стью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувствен­ного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в со­знание. Этот процесс называется чувственным восприятием.

Образ предмета означает возникновение его идеального отра­жения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъек­тивный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздей­ствие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, бо­левые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, преж­де всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.

В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущаю­щего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с кото­рыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т. д. и даем ему оценку.

Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Иде­ализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как односторон­нюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, ма­териальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.

Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирает­ся на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представле­ния о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.

Ощущения дают нам самую первую форму образного отраже­ния предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной фор­ме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое.

Восприятие это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть про­стая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнооб­разных проявлений предмета, связанных с познавательной и прак­тической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, че­ловек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать вос­приятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представ­ление о предметах. Таким образом, представление — это восприя­тие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его Целиком не ощущает.

В настоящее время благодаря развитию образования существу­ет возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую Роль в этом играет язык, и не только как средство передачи ин­формации, но и как средство передачи знаний. В языке сформули­рованы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человече­ства и отдельных социальных групп. Значимость понятий прояв­ляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретен­ные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.

Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие су­щественные свойства предметов и явлений и одновременно сум­мируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое по­знание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработа­лись и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое кон­кретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества.

Рациональное познание это необходимый этап познаватель­ной деятельности, следующий за чувственным восприятием пред­мета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в по­знавательный процесс включаются не только чувства, но и ра­зум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.

В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предмета­ми, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в, то, же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сто­рону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, инди­видуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопостав­ление предметов, выделение общего свойства, которое им при­суще, называется абстрагированием, а результаты познания, по­лучаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагирова­нии человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существу­ющее единство.

В процессе познания наряду с рациональными операциями осу­ществляются и нерациональные. Это не означает, что они несо­вместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными опе­рациями выступают творчество и интуиция.

Творчеством называется процесс принятия нестандартных ре­шений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопостав­лял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в луч­шем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное вели­ким пророкам, философам или художникам, — всегда удел ге­ния. Некоторые философы относили творчество к сфере бессо­знательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее, можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвя­занных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстрак­ции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, груп­пировка и комбинирование различных образов и абстрактных зна­ний и т.д.

Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оператив­ную память, постоянно используемую в познавательной и пред­метно-практической деятельности, краткосрочную память, кото­рая через небольшие интервалы времени может быть задействова­на для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.

Деятельность людей целесообразна. Для достижения определен­ной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют приня­тия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой ме­ханизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими спо­собностями, т.е. способностями к выработке новых приемов дея­тельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже извест­ным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же твор­чество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в историчес­ких масштабах.

Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древ­ние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.

 

Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:

1) накопление и бессознательное распределение образов и аб­стракций в памяти;

2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за­дачи;

3) четкое осознание задачи;

4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.

Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершен­но другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предше­ствовала долгая упорная работа.

Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга: правое и левое полушария выполняют разные функции.

Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абст­рагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает инфор­мации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.

Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае бо­лезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс по­знания становится неполным, неэффективным или вообще не­возможным.

Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспита­ния и обучения и связана с практической деятельностью. Меха­низм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуще­ствляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяет­ся, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.

Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.

Объяснение представляет собой переход от общих знаний к бо­лее конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позво­ляет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Теория познания различает следующие виды объяснения:

1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устро­ен объект;

2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;

3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз­никло данное явление.

Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.

Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.

Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Что­бы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содер­жащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила на­звание «герменевтический круг».

Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы посто­янно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:

1) интерпретация — первоначальное приписывание информа­ции смысла и значения;

2) реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значе­ния;

3) конвергенция — объединение, слияние прежде разрознен­ных смыслов и значений;

4) дивергенция — разъединение прежде единого смысла на от­дельные части;

5) конверсия — качественное видоизменение смысла и значе­ния, их радикальное преобразование.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже вырабо­танных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструиро­вании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понима­ние носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

 

Вопросы и задания

1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?

2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при­меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет.

3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.

4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?

5. Какова роль языка в процессе познания?

6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи челове­ческого опыта?

7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в про­цессе познания?

8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?

9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимо­связь объяснения и понимания?

10. Прочитайте высказывание В.И.Ленина. «Для материалиста " фак­тически дан" внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста " фактически дано" ощущение, причем внешний мир объявляется " комплексом ощущений" ».

Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеали­стов?

ИСТИНА

Знания, полученные в процессе познания, должны соответ­ствовать окружающей действительности. Только в этом случае эти знания будут полезны человеку. Такие соответствующие действи­тельности знания называют истиной. Чтобы сравнить два предме­та, иногда достаточно просто расположить их рядом. Часто это сделать сложно из-за величины, неподъемности предметов или потому, что они находятся на весьма удаленном расстоянии друг от друга. В этом случае мы сравниваем их образы, сохраненные в памяти, или используем их изображения — фотографии, рисун­ки, макеты и т.д.

Сложнее установить соответствие действительности знаний, выраженных в знаковой форме, например в виде математической формулы. В этом случае надо произвести вычисления или провес­ти опыт.

В окружающем мире определенные процессы происходят не­зависимо от воли человека и от человечества в целом. Знание о таких процессах получило название объективной истины. Действи­тельно, человечество долгое время не знало законов физики, химии, астрономии, но они, тем не менее, существовали и дей­ствовали. С другой стороны, истине присуща и субъективность — в том смысле, что полученные знания становятся достоянием конкретного человека и общества в целом. Несомненно, чувственное познание и воспринятые в его результате образы субъективны. Они зависят от индивида, состояния его нервной системы, усло­вий наблюдения, степени подготовки и т.д. Истинность знания должна быть осознана человеком. Кроме того, истина конкретна, так как полученное в результате познания знание отражает опре­деленный объект действительности. Абстрактных истин, не при­вязанных к предмету познания, не бывает.

Критерием истины выступает практика. Она рассматривается как основа формирования знаний и одновременно как средство проверки их истинности, т.е. выявления меры соответствия зна­ний объективной действительности.

В широком понимании практика включает все виды деятельно­сти человека. Практика подвижна, изменчива и находится в по­стоянном развитии. Меняются виды деятельности, оставшиеся наполняются новым содержанием.

В то же время практика неоднозначна и внутренне противоре­чива. Противопоставляя одни факторы практики другим, можно сделать односторонние, неверные выводы. Ежедневные наблюде­ния за небесными светилами приводят к выводу о том, что Солн­це и Луна вращаются вокруг Земли, что, как известно, не верно. Для доказательства обратного нужно совершить более сложные практические действия и провести расчеты.

Практика выступает основой сознания и вместе с тем включа­ет в себя сознательную деятельность. Осознав ограниченность прак­тики данного периода времени и ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить ее, перейти к практике позитивной, про­грессивной. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося истинного знания.

Объективная истина не представляет собой нечто застывшее, а выступает как объективное содержание наших знаний, соответ­ствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

Философская теория познания выдвигает следующие тезисы.

1. Объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изме­няется и развивается.

2. Практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются.

3. Знания, полученные на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в про­цессе постоянных изменений и развития находится и объектив­ная истина.

Таким образом, задача теории познания состоит в изучении того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него.

Истинное знание, как и сам объективный мир, имеет свой­ство развиваться. В древности люди считали, что Солнце и плане­ты вращаются вокруг Земли. Это утверждение не было истинным знанием, но объективной истиной в этом утверждении было то, что светила движутся. С течением времени астрономические зна­ния расширялись, и на сегодняшний день ученые с максималь­ной точностью вычислили траектории движения планет. Таким образом, каждое новое открытие пополняет объективную истину. В зависимости от полноты истинных знаний различают отно­сительную и абсолютную истину. Относительная истина это неполное, неточное знание. Она зависит от конкретных истори­ческих условий, уровня развития науки. В процессе познания от­носительная истина может меняться и дополняться. На разных этапах развития человечества одна относительная истина может сменяться другой, которая более полно выражает объективную истину. Таким образом, исторический процесс познания пред­ставляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное, (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Абсолютная истина практически недостижима. Она служит дви­жущей силой познания. Вопрос о возможности достижения абсо­лютной истины с давних времен был предметом философского спора. Ряд философов отрицательно отвечают на этот вопрос. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точной и полной. Следова­тельно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем слож­нее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной исти­ны, т. е. полного, исчерпывающего знания о нем. И, тем не менее, абсолютная истина существует. Ее надо понимать как цель, к ко­торой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше зна­ние всегда относительно, так как зависит от уровня развития об­щества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень наше­го познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точ­ные знания. Это — постоянный процесс перехода от одних отно­сительных форм объективной истины к другим. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина — это «предел» бесконечной по­следовательности относительных истин.

Противоположность истины представляет заблуждение — не­соответствие знания объективной реальности. Источниками за­блуждения могут быть низкие познавательные способности инди­вида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсут­ствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения возникают по объективным причи­нам. Так, до момента создания мощного микроскопа невозможно было провести анализ мельчайших частиц.

В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъективных факторов. Так, неверное истолкование процесса, неправильное практическое действие приводят к ошибкам, т.е. к неистинным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь.

Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь — с другой — это те оценки, с помощью которых мы отделяем зна­ния, соответствующие объективной реальности, от знаний, про­тиворечащих ей.

Но эти критерии не являются единственными. Можно выде­лить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полезность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избы­точная радиация опасна для здоровья, и он оказался в зоне ра­диоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах ради­ации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют за­пасные части.

Таким образом, достижение истины — процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество по­знает новое, и это способствует его движению по пути социаль­ного прогресса.

Вопросы и задания

1. Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина».

2. Охарактеризуйте практику как критерий истины.

3. В чем состоит различие относительной и абсолютной истины?

4. Что такое заблуждение? Почему оно возникает?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь