Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Фигура
| Значение термина
| Пример
| Анафора (или едино-начатие)
| Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
| Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
| Антитеза
| Стилистический приём контраста,
противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов
| А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.
| Градация
| (постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и дейтвия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возраста-ющей или убывающей значимости
| Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых
яблонь дым.
| Инверсия
| Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи
| Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
| Лексический повтор
| Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
| Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
| Плеоназм
| Повторение сходных слов и оборо-тов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
| Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
| Оксюморон
| Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом
| Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
| Риторический вопрос, восклицание, обращение
| Приёмы, использующиеся для уси-ления выразительности речи. Рито-рический вопрос задаётся не с це-лью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на чи-тателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
| Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.
(Ф. Тютчев.)
| Синтаксический
параллелизм
| Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
| Гляжу на будущность
с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...
| Умолчание
| Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании
| Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей
судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
| Эллипсис
| Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
| Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
| Эпифора
| Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания
| Милый друг, и в этом тихом
Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)
|
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины
| Значение
| Примеры
| Антонимы,
контекстные
антонимы
| Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
| Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
| Синонимы,
контекстные
синонимы
| Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется
| Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
| Омонимы
| Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения
| Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
| Омографы
| Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению
| Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
| Паронимы
| Близкие по звучанию, но различные по значению слова
| Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
| Слова в переносном значении
| В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное
| Меч правосудия, море света
| Диалектизмы
| Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
| Драники, шанежки, буряки
| Жаргонизмы
| Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий
| Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
| Профессиона -лизмы
| Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
| Камбуз, боцман, акварель, мольберт
| Термины
| Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.
| Грамматика, хирургический, оптика
| Книжная лексика
| Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску
| Бессмертие, стимул, превалировать...
| Простореч-ная
лексика
| Слова, разговорного употребления,
отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера
| Болван, вертихвостка, вихлять
| Неологизмы (новые слова)
| Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы
| Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
| Устаревшие слова (архаизмы)
| Слова, вытесненные из современного языка
другими, обозначающими те же понятия
| Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,
чужестранец — иностранец
| Заимствован -ные
| Слова, перенесённые из слова других языков
| Парламент, сенат, депутат, консенсус
| Фразеологиз-мы
| Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц
| Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро
|
Экспрессивно – эмоциональная лексика
Разговорная.
| Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
| Грязнуля, крикун, бородач
| Эмоционально окрашенные слова
| Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
| Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
| Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
| Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
| Миленький, зайчонок, умишко, детище
| ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
| 1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
| Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
| 2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола
| Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
| 3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
| Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
|
4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
| Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах! » — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
| | | | |
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство
| Значение термина
| Пример
| Аллитерация
| Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков
| Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..
| Альтернация
| Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
| Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
| Ассонанс
| Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков
| Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
| Звукопись
| Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине
| Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
| Звукоподра-
жание
| Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы
| Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)
|
|