Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2. Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 2. Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.) Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения они все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации: - западные славяне – поляки, чехи, словаки; - южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы; - восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, существовавшее с конца IX в. до 30-х гг. XII в. (882-1132 гг.).
1. Основные теории об образовании древнерусского государства Киевская Русь Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII-VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной общины к соседской и начало складываться имущественное неравенство. К концу VIII в. сложилось два основных русских центра государственности – Киев и Новгород. Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород. По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две теории: норманнская и антинорманская. Норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в России в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности. Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи «Повесть временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, о легендарном призвании варягов в Новгород: В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой. В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Однако, есть версия, что слова «Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и следовательно в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом. Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян. После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком. Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и, в конце концов, подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства. Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир. В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманскую теорию, согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс фактически минимальное. Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств: Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека, государство не может. Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти. В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса. В-четвертых, уже в VII-VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально-экономический уровень славян был выше, чем у варягов. Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян. Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584-1598 гг.) называли себя Рюриковичами. Это была первая правящая династия в России (882-1598 гг.).
Общественный строй и социально-экономические отношения в Киевской Руси Основные этапы истории Киевской Руси Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа: - первый этап – вторая половина IX-X вв. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации; - второй этап – конец 1X-XI вв. – расцвет Киевской Руси; - третий этап – конец XI-первая половина XII вв. – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов, что привело к феодальной раздробленности.
Княжение первых Рюриковичей Объединив под своей властью Киев и Новгород, князь Олег правил 30 лет (879-912), не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью многие славянские племена, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, но многие его районы были мало заселены, и оно не отличалось прочностью. После смерти Олега его дело продолжил Игорь (912-945 гг.). Во внешней политике он также как и его предшественник стремился обеспечить русским купцам благоприятные условия в торговле с Востоком и Византией, а также безопасность от набегов кочевников. Важным источником доходов князя являлось полюдье, выплачиваемое подчиненными славянскими племенами. Для его сбора князь с дружиной объезжал подвластные земли. Размер полюдья не был фиксированным, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. Так, в 945 г. во время сбора полюдья в племени древлян Игорь учинил насилие и вторично попытался собрать дань. Но древляне подняли восстание, во время которого Игорь был убит. В Киеве осталась жена Игоря Ольга (945-957 гг.) с малолетним сыном Святославом. Она проявила себя как умная, решительная и суровая правительница и отомстила древлянам за смерть мужа. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания, поэтому установила фиксированный размер дани – «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси. Ольгу также считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957 г. в Царьграде крестил патриарх. В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги – Святослав (957-972 гг.). Его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену. В 980 г. Великим киевским князем стал Владимир Святославович (980-1015 гг.), продолживший политику своих предшественников. Но в историю он вошел, прежде всего, как креститель Руси. В 988 г. вместо язычества официальной религией Древнерусского государства стало православное христианство. Это событие получило название – крещение Руси, проводившееся зачастую насильственными методами. Принятие православия оказало значительное воздействие на политическую. духовную и культурную жизнь русского народа: 1) крещение Руси способствовало объединению русских земель, поскольку церковь поддерживала усилия князей и бояр в борьбе за единство и усилению великокняжеской власти. 2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами. 3) церковь способствовала развитию феодального землевладения на Руси, в частности, появлению крупных церковных и монастырских владений. 4) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на уровень развития ремесла (ювелирного, строительного и др.). Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. 5) церковь способствовала распространению на Руси грамотности и письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов, при монастырях открывались школы и библиотеки. 6) христианство способствовало укреплению морали и нравственности в славянском обществе, осуждая некоторые первобытные порядки (многоженство, кровная месть и т.п.) Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных. Великий киевский князь Ярослав, прозванный Мудрым (1019-1054 гг.), в отличии от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятелем, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Его правление – время расцвета Руси. В конце XI в. начинается процесс распада Руси. В 1097 г. впервые в истории Руси князя съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха – Любеч (Любечский съезд) для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение наказания грозило суровое наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение. Руси. На время остановить распад Руси удалось Владимиру Мономаху (1113-1125 гг.). И именно об этом – единстве Руси, борьбе с межкняжескими усобицами – он писал в своем знаменитом «Поучении», обращенном к сыновьям. Однако, в 30-е гг. XII в. начался процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.
Батыево нашествие В 1227 г. Чингисхан умер. Но еще при жизни он разделил между сыновьями все завоеванные земли (в том числе и те, что предстояло еще завоевать) на 4 улуса. Во главе Западного встал его сын Джучи. В 1235 г. на курултае в Каракоруме было решено начать новый поход на Европу, и во главе амии был поставлен внук Чингисхана – хан Батый. В 1236 г. орды Батыя разгромили Волжскую Булгарию, подчинили башкир, марийцев, половцев. В 1237 г. огромное войско вступило в пределы русских земель – в Рязанское княжество. Завоевание Руси монголами произошло в результате двух походов: 1) 1237-1238 гг. – покорение Северо-Восточной Руси. 2) 1239-1240 гг. – завоевание южнорусских земель. В конечном итоге уцелели только псковские, минские, смоленские и новгородские земли. В 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Чехию, Венгрию. Однако летом 1242 г. он внезапно прервал поход и возвратился в Поволжье. Тому было несколько причин. Во-первых, у Батыя не хватало войска для контроля над завоеванными территориями. Во-вторых, 4-летнее сопротивление Руси ослабило силы захватчиков. И Европа была спасена растерзанной Русью. В 1243 г. на Нижней Волге Батый образовал одно из крупнейших государств Средневековья – Золотая Орда. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани). Золотая Орда – монголо-татарское военно-феодальное государство (1243 – 1502 гг.), образованное ханом Батыем, в состав которого входили территории Западной Сибири, Волжская Булгария, Хорезм, степи от Волги до Дуная. Русские земли в состав этого государства не входили, а были зависимыми территориями. Тема 2. Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.) Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения они все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации: - западные славяне – поляки, чехи, словаки; - южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы; - восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, существовавшее с конца IX в. до 30-х гг. XII в. (882-1132 гг.).
1. Основные теории об образовании древнерусского государства Киевская Русь Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII-VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной общины к соседской и начало складываться имущественное неравенство. К концу VIII в. сложилось два основных русских центра государственности – Киев и Новгород. Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород. По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две теории: норманнская и антинорманская. Норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в России в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности. Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи «Повесть временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, о легендарном призвании варягов в Новгород: В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой. В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Однако, есть версия, что слова «Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и следовательно в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом. Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян. После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком. Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и, в конце концов, подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства. Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир. В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманскую теорию, согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс фактически минимальное. Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств: Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека, государство не может. Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти. В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса. В-четвертых, уже в VII-VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально-экономический уровень славян был выше, чем у варягов. Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян. Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584-1598 гг.) называли себя Рюриковичами. Это была первая правящая династия в России (882-1598 гг.).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы