Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности



Добра (любви) как воскрешающей силы Л. Улицкая «Перловый суп» Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кор­мила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несча­стных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о беско­рыстной сердечной теплоте са­мой Мариночки.
Соотноше­ния внут­ренней и внешней красоты Ю. Яковлев «Черника» Коля Луковкин заболел в пио­нерском лагере и был помещён в изолятор. Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некра­сивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он уви­дел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоро­вел, а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.
Возвы­шающей силы любви А. Куприн «Суламифь» Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую девушку из виноград­ника, в царицу.
Талантли­вости, при­родной ода­ренности Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» Косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.
Ответственности (за близких; окружаю­щих; за свои действия)   И. Бабель «Конармия» Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Рево­люция — это хорошее дело хо­роших людей. Но хорошие лю­ди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».

Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности

Нравственного выбора В. Распутин «Деньги для Марии» Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, до­пустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют прове­рить каждого из сельчан на нравственную прочность.
Смысла жизни Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» Один из героев рассказа, раз­мышляя о смысле жизни, прихо­дит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лиш­нее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».
Поиска сча­стья в жиз­ни Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире ма­териальных интересов, а в самой жизни на родной зем­ле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и си­деть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Ра­ботать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»
Человече­ских воз­можностей Р. Бах «Чайка по имени Джо­натан Ливингстон» Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом бес­предельных возможностей то­го, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.

 

Человек в ходе истории

Переоценки ценностей в тоталитар­ном госу­дарстве В. Шаламов «Одиночный замер» Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что связывает его с нормальной человеческой сре­дой обитания, с прежним опы­том, который теперь неприме­ним. Герой рассказаДугаевпочти умирает от голода: «По­следнее время он плохо спал, го­лод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучитель­ные — буханки хлеба, дымящие­ся жирные супы». Опыт ГУЛАГА подтвердил, что так называемая переоценка ценно­стей — не сложное психологиче­ское явление, а неминуемая участь каждого зэка. На самом деле, человеку, чтобы не умереть физически, нужна пища и сон, а до смерти духовной никому нет дела. Заключённый понял, что ради еды он способен абсолютно на всё.

Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека

Роли музы­ки в жизни человека К. Паустов­ский «Старый повар» Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, уви­деть самые счастливые события своей жизни.
Роли худ. лит-ры в становле­нии лично­сти М. Горький «Мои универ­ситеты» Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком..
Роли чте­ния в жизни человека Р. Брэдбери ««451 по Фа­ренгейту». Фантаст считал, что простой че­ловек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять про­центов он познает через книгу.
Нравствен­ной ценно­сти худ. лит-ры Ю. Бондарев «Редкий дар» В своей статье писатель рассу­ждает о том, как с детства сказ­ки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в чи­тателях великие качества чело­вечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, тру­сости, жестокости.

Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека

Роли живо­писи в жиз­ни человека Б. Екимов «Музыка ста­рого дома» Этюды Шишкина, Серова в Рус­ском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.
Роли искусства в жизни человека человека В. Тендряков «Свидание с Нефертити» В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.
Сохранения культуры Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечест­венной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современно­сти: ведь в ней истоки нравст­венности, без которой немыс­лим человек.
Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника Р. Брэдбери «Улыбка» Мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.

 

Прочие проблемы

Добра и зла М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Зло, по Булгакову, не в имею­щих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески сла­бы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неот­вратимости разоблачения и на­казания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства , лжи. Однако окончательное добро могут вне­сти в мир лишь любовь и мило­сердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и об­щественного устройства Булга­ков.
Личности и власти М.Замятин «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.
Недопус­тимости вмешатель­ства в есте­ственный ход вещей (опасности непроду­манных экспери­ментов) М. Булгаков «Роковые яй­ца» Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практи­ческой деятельности Рокком, дали непредвиденные и траги­ческие результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных га­дов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его.
Бесчеловечности и бессмыс­ленности войны К. Воробьев «Убиты под Москвой» Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада, в котором нет места ничему живому.
Проблема историче­ской памя­ти (сопри­частности к ходу исто­рии) В. Распутин «Поле Кули­ково» На Куликовом поле Русь осво­бодилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило не­сколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь