Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Укажите основные особенности дореволюционной, советской и современной российской историографии.



Назовите мыслителей XIX в., ставших апологетами концепции экономического детерминизма. Объясните его суть и выразите своё отношение к данной концепции.

Поль Лафарг (1842-1911), которому принадлежит известная работа «Экономический детерминизм Карла Маркса»

Ошибка экономического детерминизма заключается не в том, что он выдвигает экономический фактор в качестве определяющего в развитии общества, а в том, что пытается объяснить все явления и процессы не только материальной, но и духовной жизни, развития науки и культуры исключительно экономическими факторами и практикой, т.е. экономический фактор выдвигается здесь не в качестве существенного, а единственного, определяющего - развитие общества, его идеологию и другие формы сознания.

5. Приведите конкретно-исторические примеры, свидетельствующие о справедливости и ограниченности марксистского понимания движущих сил исторического процесса.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определенный отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства. Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создает государства, а также различные формы идеологии(включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые нарушают баланс сил и приводят к революциям.

В 60 годы Маркс занялся изучением реформы 1861 года «Вопрос об отмене крепостного права в России». «Об освобождении крестьян в России». Реформа 1861 года - это вступление России на путь капиталистического развития, она создала предпосылки для развития крупной промышленности, завершения промышленного переворота, роста пролетариата и развития рабочего движения.

Объясните сущность психологического детерминизма. Раскройте воздействие особенностей массовой психологии на исторический процесс.

Психологический детерминизм: Интерес к личности, мотивам и особенностям человеческого поведения существовал на всех этапах исторического знания, однако психологический фактор стал привлекаться для объяснения исторического процесса лишь с XIX в. Одним из первых подчеркнул роль «психологической анатомии» в общественном развитии известный французский историк И. Тэн (1828-1893).

1)Детерминизм в психологии - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм является концепцией, согласно которой действия людей детерминируются - определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

2)Переход к еще одной форме детерминационной зависимости определило родство человека со сферой культуры. Оно преобразовало индивида в личность. Его поведение стало не только целесообразным, но и ценностнообразным. Потребность филологии, этнографии, истории и других общественных дисциплин в том, чтобы определить факторы, от которых зависит формирование продуктов культуры, побудила обратиться к области психического. Это внесло новый момент в исследования психической деятельности и открыло перспективу для соотношения этих исследований с исторически развивающимся миром культуры. Реальный состав знания свидетельствовал о том, что культура каждого народа своеобразна. Это своеобразие было объяснено первичными психическими связями «духа народа», выражающегося в языке, мифах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникает план создания специальной науки, объединяющей психические исследования с историко-филологическими. Она получила наименование «психология народов».

 

Дайте характеристику формационного подхода.

Формационный подход предполагает, что на протяжении истории в своем развитии человечество проходит определенные стадии (формации), отличающиеся друг от друга базисом и надстройкой. Яркими представителями второго подхода являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Формация – сложившийся исторически тип общества, основу которого составляет определенный способ материального производства. Фундаментом всех общественных отношений, являются производственные.

Формационный подход включает в себя такие понятия как надстройка и базис (Последний означает совокупность отношений в сфере экономики, складывающихся при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ). При этом на характер производственных отношений оказывает влияние достигнутый уровень и потребности материальных либо производственных сил этих отношений. Под надстройкой понимают совокупность правовых, религиозных, политических и других взглядов и отношений. Структуру надстройки составляют социальные отношения в обществе, определенные формы семьи, быта и образа жизни.

Смысл формационной концепции заключается в том, что в результате развития сил производства, создаются им соответствующие производственные отношения, которые сменяют существующие и определяют возникновение новой формации.

Для каждой из них характерны определенные основные формы собственности и господствующие в политике и в экономике ведущие классы. Аграрной цивилизации соответствуют стадии первобытного, рабовладельческого, феодального общества. Капиталистической – индустриальная цивилизация. Высшей формацией считалась коммунистическая, которая с марксистской точки зрения строится на лучшем, экономически более развитом базисе.

Самим К.Марксом выделялось три формации – первичная, вторичная и третичная. Первичной являлась первобытная (архаичная), вторичной – экономическая, в которую включались античный, азиатский, феодальный и капиталистический (буржуазный) способы производства, третичной – коммунистическая. То есть согласно этой теории, формация являлась определенной ступенью исторического прогресса, каждая из которых поступательно и закономерно приближала общество к коммунизму.

Формационный подход развития подразумевает постоянную, неуклонную и прогрессивную трансформацию общества от низших типов к высшим в связи с изменениями и развитием производственных отношений. Центральным моментом теории является то, что смена формаций происходит через борьбу классов и социальную революцию, разрешающую политическими средствами противоречия, возникающие между базисом и надстройкой.

Формационный подход к типологии государства также основывается на марксистском учении о сменах общественно-экономических формаций. Исторические типы государства (выделяется рабовладельческий, феодальный, затем капиталистический, социалистический) соответствую каждой из них.

Формационный подход имеет ряд недостатков:

• преувеличена роль экономики в общественной жизни;

• недооценена роль духовных и иных надстроечных факторов;

• предопределенность развития исторических процессов;

• историческое развитие происходит однолинейно;

• привязанность к материалистическому воззрению.

В настоящее время формационный подход трактуют более широко. История развития человечества рассматривается с позиции постоянного прогресса из-за развития производительных сил.

Охарактеризуйте современные научные представления о генезисе древнерусской государственности. Как оценивают современные исследователи роль варягов, как определяют их этническую принадлежность? Какие существуют версии происхождения названия «Русь»?

Киевская Русь – книжный термин. Современники назвали свое государство «Русью» или «Русской землей». Происхождение названия «Русь» – спорный вопрос.

Немецкие историки-норманисты утверждали, что имя «Русь» – скандинавского происхождения. Антинорманисты же доказывали, что, поскольку государство наше исконно русское, то и название у него не чужеземное.

Строго говоря, происхождение названий может быть достаточно случайным, и в истории немало примеров их заимствований. Но давние споры норманистов и антинорманистов вылились в две существующие по сей день концепции происхождения названия «Русь»: южнорусскую и севернорусскую. Сторонники первой ведут слово «Русь» от реки Рось (приток Днепра). Они ссылаются на широкое распространение корня «рос»-«рус» в топонимии Восточной Европы, в названии местных племен начала нашей эры (рос, росомоны, роксоланы). Отмечают, что византийские авторы еще в VI – VII вв. (т. е. задолго до варягов) сообщают о нашествии «россов» на Царьград. А иранский географ IХ в. говорит прямо: «Русы суть племя из славян».

Приверженцы иной, севернорусской версии, полагают, что это название сначала появилось на севере Руси. Многие считают, что это не славянский термин. Возможно, он произошел от финского обозначения ruotsy, которое, в свою очередь, связано с древнескандинавским roods (гребцы).

+ см. предыдущий вопрос

11. Под влиянием каких факторов формировалась культура древней и средневековой Руси? Назовите основные особенности древнерусской культуры, которые отличают её от культуры Нового времени, от современной культуры. Проиллюстрируйте примерами каждую из особенностей.

Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.

2.1.1. Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д.     

2.1.3. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.     

2.2. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.     

2.3. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности. 

2.4. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.     

2.4.1. Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.     

2.4.2. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.     

Какое воздействие оказала Вторая мировая война на различные стороны человеческой деятельности, на ситуацию в Западной Европе, СССР, США? Как изменилась геополитическая ситуация в мире в результате войны?

Важным следствием Второй Мировой войны стало изменение всемирно-исторического масштаба, в результате произошел распад колониальных империй и образовалось множество новых независимых государств (Индия, Пакистан, Алжир, Тунис). Таким образом, во второй половине XX в. произошло завершение процесса деколонизации. Следствием этого явилось сужение территориальных границ капиталистического мирового хозяйства, сферы приложения капитала.

После Второй мировой войны во всех развитых странах Запада сложилась и развивалась система ГМК. США усилили свое экономическое и военное могущество. Расширилось государственное вмешательство в экономику (развитие государственной военной промышленности, национализация ряда предприятий и отраслей, строительство объектов инфраструктуры, кредитная и налоговая политика, " политика роста" ) при одновременной заботе об " эффективном спросе" - в духе неокейнсианства.

В 50-е гг. наблюдается экономический подъем (" экономическое чудо" в Италии, ФРГ и др.). Происходит изменение структуры экономики, связанное с НТР. Начинаются интеграционные процессы. Подъему эко-номики способствовало создание Бреттон-Вудской валютной системы (1944 г.) и реализация " плана Маршалла" (1948 - 1952 гг.). Создается " общество потребления". Происходит " революция белых воротничков".

В политической жизни наблюдается восстановление демократических институтов. Усиление демократизации общества происходит на волне антифашистского Сопротивления. Все политические партии (за редким исключением) выступают за реформы.

Возрождаются под флагом религиозной идеологии консервативные партии. Либеральные партии менее влиятельны, но от их позиции зависела расстановка политических сил (Италия, Франция и др.).

Происходит усиление позиций коммунистических, социал-демократических партий, социалистических, лейбористских партий (Италия, Франция, Бельгия, Финляндия, Великобритания и др.).

Профсоюзное движение оказалось под сильным влиянием политических партий различных направлений. Возникают международные профсоюзные объединения (ВФП, МКСП и др.) и международные политические объединения (Социнтерн, интернационалы либеральных партий, консервативных партий). Принимаются новые конституции (Италия, Франция, ФРГ и др.). большое внимание уделяется принятию документов о правах человека (Всеобщая декларация прав человека и др.).

Постепенно фашистские режимы (Испания и др.) эволюционизируют и интегрируются в демократическую систему Запада.

Складываются военнополитические блоки (Западный Союз, НАТО и др.).

Структурный экономический кризис 70-х - начала 80-х гг., нефтяной кризис 1973 г., стагфляция показали неэффективность неокейнсианских методов регулирования экономики. Происходит крах Бреттон-Вудской валютной системы.

Укажите основные особенности дореволюционной, советской и современной российской историографии.

Дореволюционная историография

Оформление русской историографии в 19 веке как самостоятельной дисциплины, в рамках которой складываются следующие направления:

а) Консервативное направление в этот период было господствующим (крупнейший представитель 1-й пол. 19 в. - Н.М. Карамзин ). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития.

б) Государственная школа считала государство движущей силой исторического развития. Ее представители (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и Соловьев С.М. ) признавали закономерности исторического развития, стремились установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривали историю как процесс развития политических и юридических институтов - при особом внимании к истории государства (с которой нередко отождествлялась история народа).

в) Революционно-демократическая концепция истории сложилась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Они при постановке вопроса об объективных законах истории, придавали особое значение развитию экономического быта, изменениям в социально-экономическом положении народных масс. Стержнем революционно-демократической концепции явилась идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетенных против угнетателей.

г) В 70-х гг. XIX в России в работах Н.Я. Данилевского получает развитие концепция, отрицающая существование единого мирового исторического процесса. Формируется цивилизационный подход - это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах, который получил дальнейшее развитие в работах западных исследователей О. Шпенглера, и А. Дж. Тойнби.

д) Марксистская историография нашла свое выражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства, порождающих всю общественную структуру. В рамках этой концепции было сформулировано учения об общественно-экономических формациях в которую было вписано все мировое развитие.

В России марксистская историография получила развитие в работах В.И. Ленина. Он разрабатывал проблемы буржуазных революций и социалистической революции, роли народных масс в истории, рабочего, демократического и национально-освободительного движения, особенности феодального строя в России, генезис капитализма, вопросы пореформенного социально-экономического и политического развития России и др. Он предложил свою периодизацию истории России и русского революционного движения.

 

Историография советского периода

а) Официальная историография сложилась в СССР после октябрьской революции, когда сформировалась советская историческая наука, которая полностью опиралась на труды Маркса, Энгельса, Ленина, отвергнув все другие историографические концепции.

Советская историография в силу господствующей идеологической установки концентрировалась на изучении классов и классовой борьбы в разные исторические периоды, на истории буржуазных революций (особенно Великой французской революции), Парижской Коммуны, возникновения и развития марксизма, русского революционного движения, большевизма, истории Великой Октябрьской революции и практически не уделяла внимания социальной (повседневной) истории.

С середины 30-х гг. в советской исторической науке окончательно сформировалась концепция всемирно-исторического процесса, рассматривающая его как закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма, капитализма, социализма (коммунизма), Изучение социально-экономических отношений, положения непосредственных производителей заняло центральное место в исторических исследованиях. Ведущими советскими историками становятся Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков.

В 60-70-е гг. в советской историографии сформировался ряд исследовательских направлений, отличающихся определенной спецификой в разработке больших проблем истории, например М. Н. Тихомирова - по русской истории эпохи феодализма, А. Л. Сидорова - по истории российского империализма, И. И. Минца - по истории Великой Октябрьской революции, М. В. Нечкиной - по истории русского революционного движения 19 в. и т.д.

б) альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепции. Л.Н. Гумилев автора пассионарной теории, предложил рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов.

Современное состояние российской исторической науки.

В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идет поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории (на основе положений «школы Анналов »), истории отдельных социальных групп (например: интеллигенции), гендерной истории (истории взаимодействия полов) и др. Наблюдается тенденция к использованию комплексных подходов, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, культурологии и др.

 

3. Дайте определение понятию " детерминизм". Объясните специфику " христианского" детерминизма периода Средневековья и подходов к объяснению исторического процесса, сложившихся в рамках европейского Просвещения XVIII в.

ДЕТЕРМИНИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром исторического детерминизма является признание причинности, т. е. такой связи явлений, когда одно из них (причина) с необходимостью при определенных условиях порождает другое - следствие.

История средневековья начинается с падением Римской империи. Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г. до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств. Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было равнозначным. Доминантой средневековой культуры стало христианство, которое выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи, что обусловило формирование средневековой культуры как целостности.

1. Теоцентризм. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является не природа, космос, а сверхъестественное начало — Бог.. Бог – сосредоточие и источник всех ценностей: бытия, могущества, святости, добра, истины, творческой силы, красоты, любви.. Христианские мыслители придают сверхъестественному роль определяющего начала во всех происходящих в мире процессах, ставят в зависимость от него существование и природы, и человека, и общества.

2. Креационизм (лат. creation – творение) – размышление о творении мира Богом по его воле. Бог – творец, он создал мир из ничего.. Мир является осуществлением замысла Божия. Человек - это образ и подобие Бога. Согласно христианскому вероучению, Бог продолжает каждый миг поддерживать бытие мира.

3. Антропоцентризм- совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творения Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Если все другие материальные системы — лишь просто творения, то человек — венец творения.

4. Эсхатология (учение о конце мира). История в христианском мировоззрении изображается как целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели – царству Эсхатона («царству Божию»). Христианские мыслители изображают его как мир истинного, прекрасного и совершенного, где человек находится в полном единении с Богом. Достижение этого царства – конечная цель и смысл человеческого существования.

5. Традиционализм (обращённость в прошлое, следование традиции), который заключался в разъяснении священного писания (Библии), принятие богословских положений как абсолютно истинных, не подлежащих критике откровений, отказ от создания теоретических философских концепций о мире. Средневековые авторы стремились не к выдвижению новых положений, но лишь к комментированию и систематизации наследия основателей христианской Церкви.

Просвещение

К религии и церкви просветители основном относились равнодушно, а то и враждебно. Богословские проблемы их больше не интересовали. Они думали, что мироздания было или деистический (Бог создал мир и спустя уже не вмешивался в историю человечества), или атеистическим (полное отрицание существования Бога).

Ответом церкви на эти новые умонастроения стало убеждение, что должна доминировать убежденность в вере, а не формальное исполнение церковных правил. Однако церковь уже не могла достойно ответить на критику просветителей, потому религиозный подъем XVII в. иссякло.

С падением авторитета церкви ее богатства и привилегии стали объектом притязаний со стороны государства. Открывались светские школы. Папе Римскому даже пришлось распустить орден иезуитов (впоследствии его восстановили. В большинстве стран прекратились суды инквизиции.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1656; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь