Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Христианизация на Руси и ее последствия



«Повесть временных лет» сообщает, что в 988 г. великий князь Владимир Святославович захватил византийский город Херсонес (Корсунь) в Крыму и угрожал императорам Василию и Константину походом на Константинополь. Условием заключения мира князь выдвинул свою женитьбу на византийской принцессе Анне. Императоры согласились выдать за Владимира свою сестру, но только если он примет христианство. Это предложение отвечало интересам киевского князя. В Корсуни он крестился, крестил свою дружину и сочетался браком с принцессой Анной.

Вернувшись в Киев, Владимир объявил христианство государственной религией. Всем киевлянам было приказано явиться на берег Днепра и принять крещение – «а кто не придет, тот враг мне», – сообщает летопись слова князя.

Однако не везде новую религию принимали мирно. Оплотом оппозиции стал Новгород, который, по преданию, дружинникам князя Владимира, Добрыне и Путяте пришлось крестить «огнем и мечом».

Распространение христианства на Руси растянулось на долгие годы. После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей, приведший к формированию двоеверия. Постепенно языческие элементы вытеснялись, но многие сохранились и до наших дней (Масленица).

Принятие новой веры внесло изменения в социальную структуру общества – на Руси появилось новое сословие – духовенство. Постепенно складывалась церковная иерархия: во главе Русской церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; в подчинении митрополита находились епископы, руководившие монастырями и приходскими священниками. По византийской традиции на Руси духовенство делится на черное (монашествующее) и белое (живущее в миру). Высшие иерархи церкви принадлежат к черному духовенству.

В X–XI вв. церковь существовала за счет государственного финансирования и пожертвований, позднее у нее появились собственные села и земли.

Значение принятия христианства трудно переоценить:

· завершилось духовное объединение славян в единую древнерусскую народность;

· церковь активно поддерживала светскую власть, способствуя укреплению ее авторитета;

· укрепилось международное положение Руси – она стала полноправным членом семьи европейских государств;

· русская культура получила мощный импульс к развитию – появилась письменность, началось развитие литературы, архитектуры, живописи и т.д.

Культура и быт Киевской Руси

Особенности древнерусской культуры

 

Древнерусская культура не развивалась обособленно, а постоянно взаимодействовала с культурами соседних народов – попадала под иноземное влияние (скандинавов, византийцев), что, впрочем, не умаляет ее самобытности.

Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества. Принятие православия в 988 г. предопределило влияние христианской византийской традиции на все направления русской культуры, открыв широкие перспективы для укрепления контактов с Европой.

 

Письменность и образование

История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства. Во второй половине IX в. болгары Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском.

Существовали две азбуки – глаголица и кириллица. Глаголица имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII–IX вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно, именно глаголица была создана Кириллом.

Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX – начале X вв. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.

После крещения Руси кириллица была положена в основу древнерусской письменности. Центрами образования в Древней Руси были монастыри. При них создавались школы, в них переписывались книги и возникали библиотеки. Носителями грамотности, безусловно, были, в первую очередь, представители духовенства, но «книжной ученостью» владели и князья. Нередко грамоту знали и простые люди, преимущественно, горожане.

 

Устное народное творчество. Литература

Развитие устного народного творчества намного опередило появление письменной литературы. На основе язычества у славян сложилось богатое наследие – песни, заклинания, заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные события и исторических персонажей (Владимир Красно Солнышко).

Первые книги были рукописными, написанные на пергаменте (выделанная телячья кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.) оковывался золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью). Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.

Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен влиянием церкви: Священное писание, произведения Иоанна Златоуста и Кирилла Иерусалимского.

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами:

летописание – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо по поручению князя. Инок Киево-Печерского монастыря Нестор является составителем «Повести временных лет» (1113 г.);

житие (агиография ) – жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»);

слово (поучение ) – произведение, относящиеся к жанру красноречия. На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное красноречие – «Поучения Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя);

хождения (хожения) – рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор призывает к единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом – в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.

 

Музыка

В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления:

народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;

христианское богослужебное пение – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.

Архитектура

Сохранившиеся памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком мастерстве строителей, живописцев, народных умельцев.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, постройки были деревянные или деревянно-земляные. С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными (дубовая церковь «новгородская София», срубленная в 989 году; храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде).

Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров в конце X в. Преобладающим в древнерусской архитектуре стал сложившийся в Византии тип крестово-купольного храма. В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045–1050 гг.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.). Одновременно с храмами строились, но гораздо в меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

Русские мастера внесли в каменное строительство элементы русского деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность. Образовались архитектурные школы и разные направления:

владимиро-суздальское (ажурная каменная резьба) – Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, а также Золотые ворота во Владимире;

новгородская и псковская архитектура (строгость и простота форм) – Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице, Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове.

Наиболее активно застраивающимися городами были Киев, Новгород и Смоленск (приглашали черниговских мастеров – кирпичная кладка).

 

Изобразительное искусство

Древнерусское изобразительное искусство тесно связано с храмовым строительством, ведь стены храмов украшались фресками, мозаиками, иконами.

Фреска – техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Изображались евангельские сцены, лики святых, иногда князя и его детей (Ярослав Мудрый). Сохранились фрагменты фресок Софийского собора в Киеве.

Мозаика – изображение набиралось из кусочков стекловидного материала (смальты). Особого распространения на Руси не получила. В Софийском соборе в Киеве сохранилось изображение огромной фигуры Богоматери Оранты (молящейся).

Иконы впервые появились на Руси в X в., и были привезены греками из Византии. Самой почитаемой на Руси иконой была икона Владимирской Богоматери (с младенцем на руках), написанная на рубеже XI–XII вв. Впоследствии появились талантливые иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и русские школы: новгородская, псковская, ярославская, киевская.

Появление письменности привело к возникновению книжной миниатюры – красочной иллюстрации (в «Остромировом Евангелии», «Изборнике Святослава»).

Вернуться к содержанию

 


Основные даты

Даты   События
862 г. Призвание варягов
862–879 гг. Княжение Рюрика
879–912 гг. Княжение Олега
882 г. Объединение двух центров: Киева и Новгорода. Образование государства Киевская Русь
907 г. Поход князя Олега на Царьград
911 г. Подписание договора между Русью и Византией о беспошлинной торговле, полугодовой жизни в Константинополе за счет столицы Византии, обязанность оснащать русские корабли византийской стороной
912–945 гг. Княжение Игоря
941 и 944 гг. Походы князя Игоря на Константинополь
945 г. Восстание древлян и убийство князя Игоря
945–957 гг. Княжение княгини Ольги
964–972 гг. Княжение Святослава
964–966 гг. Поход Святослава на Хазарский каганат. Разгром каганата
971 г. Битва Святослава при Доростоле против Византии
980–1015 гг. Княжение Владимира I Святого
981 и 982 гг. Поход Владимира I на вятичей
980–981 гг. Поход Владимира I на польские земли
983 г. Разгром ятвягов Владимиром I
985 г. Подписан мир с Волжской Булгарией князем Владимиром I
980 г. Первая языческая реформа
988 г. Крещение Руси
988 г. Поход Владимира на Корсунь
1019–1054 гг. Княжение Ярослава Мудрого
1036 гг. Разгром печенегов при Ярославе Мудром
1043 г. Поход на Константинополь (неудача0
1051 г. Избрание первого митрополита Иллариона
1068 г. Поражение на р. Альте против половцев
1097 г. Съезд князей «Каждый защищает свою отчину»
113–1125 гг. Княжение Владимира Мономаха
1125–1132 гг. Княжение Мстислава Великого
1103–1111 гг. Походы против половцев

Вернуться к содержанию

Основные понятия

Бояре –высший наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по ХVIII вв.

Былина –эпическая песнь, посвященная действительным историческим событиям.

Вира – денежный штраф.

Вирники –те, кто взимал штрафы.

Владимиро-Суздальская архитектура –ажурная каменная резьба.

Вотчина –надел земли, передаваемый по наследству.

«Гости» – иноземные купцы.

Дым –подати с малой семьи.

Житие (апография) –жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

Закупы –категория зависимого населения на Руси. Человек боал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения.

Изгои –люди, потерявшие связь со своей социальной средой.

Кабала –форма личной зависимости одного человека от другого, связанная с займом.

Княжеские съезды –встречи князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам.

Конунг –князь у варягов.

Кормление –натурально-денежное обеспечение за службу.

Купа –долг.

Лествиничное право –по данному принципу каждый князь в течение жизни мог неоднократно перемещаться от менее значимых «столов» к более значимым.

Летописание –хронологические записи с основными датами, событиями, героями.

Люди –основная часть свободного населения.

Мечник –княжеский слуга из дружинников, вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда – держатель меча как символ правосудия.

Миниатюра –красочные иллюстрации.

Мозаика –картины из стекловидного материала смальты.

Новгородская и псковская архитектура –строгость и простота форм.

Норманнская теория –направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями славянского государства.

Огнищанин –от слова огнище – очаг, двор. Первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства.

Отроки, детские, гридни –младшие дружинники.

«Паволоки» – парча, восточные ткани.

Пергамент –выделанная телячья кожа.

Повоз – форма сбора дани в Киевской Руси.

Погост –место сбора денежной и натуральной дани.

Подъездные –сборщики податей.

Полицентричность государственной структуры –многовариантность дальнейшего политического развития.

Полюдье –зимний объезд князя с дружинниками с целью сбора дани.

Посадник –княжеский наместник в Древней Руси. В Новгороде и Пскове – высшая государственная должность, избираемая на вече из наиболее знатных и богатых боярских семей. Посадник созывал, открывал заседания вече и исполнял его решения. Он руководил внешними сношениями, контролировал действия князя, осуществлял судебные функции.

Ряд –договор.

Рядовичи –временнообязанные, полусвободные смерды, попавшие во временную зависимость в силу «ряда» – договора, на основании которого они работали на хозяина.

Скоморохи –первые актеры, соединившие в себе певцов, музыкантов, плясунов, акробатов.

Слово (поучение) –произведение, относящиеся к жанру красноречия.

Смерды –масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.

Тиун –княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах. В отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

Тысяцкий –военный предводитель городского ополчения на Руси до сердины ХV в. В Новгородской республике выбирался на вече от небоярского поселения (черных людей и посадских), т.к. они составляли главную силу ополчения сроком на один год.

Урок –норма сбора дани.

Удел –наследственное владение князя.

Фрески – техника живописи краской на свежей сырой штукатурке.

Хождения –описание путешествий о христианских святынях, достопримечательностях, природы, обычаяев других стран.

Холопы –рабы.

Челядин –раб.

Вернуться к содержанию


Основные схемы

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь