Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и сущность культурно-досуговых программ



Понятие и сущность культурно-досуговых программ

Культурно-досуговая программа – это универ­сальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художест­венного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного воспри­ятия и допускает в известных ситуациях их непосредствен­ное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зри­тель.

В рамках изучения досуговых программ под инновацией понимаются такие изменения в современном досуговом пространстве людей, которые характеризуются как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового время препровождения.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории. Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив, восстанавливает силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят: спорт, туризм, посещение выставок, театров, музеев, чтение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:

· восстановительную;

· развития;

· гармонизации.

Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела.

В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.

Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядкой, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Культурно-досуговые программы – это всегда инновации, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает новую потребность. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг.

В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности, к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

В культурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Схема организации КТД

1. Предварительная работа

2. Коллективное планирование

3. Коллективная подготовка дела

4. Проведение КТД

5. Коллективное подведение итогов

6. Важнейшее последействие.

Группа – главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Дети могут на разных этапах проведения и подготовки дела быть в разных группах. В группе ребенок вступает в новые отношения, выполнят разные роли, учится работать вместе, уважать мнение каждого участника, считаться с чужими мнениями и взглядами.

КТД ценно тем, что в нем каждому находится дело, поручение, творческая роль или задание.

Форм коллективных творческих дел великое множество, сейчас их насчитывают более 5000. Важно помнить о том, что конкретная форма любого КТД – это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая каждый раз наполняется новым творческим содержанием.

По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:

- познавательные – аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда»

- трудовые – книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, город веселых мастеров, фабрика игрушек

- художественные – карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал.

- спортивные – Олимпиада, марафон, фестиваль приключений, туристический поход, спортивные праздники

- общественно-политические – вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, выборы, политические дебаты, фестиваль дружбы народов, вечер памяти, факельное шествие, операция «Забота»

Любое творческое дело можно подготовить по следующей схеме:

1. Выбор дела. Это прерогатива детей: чем им хочется заниматься. Приемы поиска и выбора дела: разведка интересных дел, конкурс на самое, самое…, анкетирование, коллективное придумывание дела.

2. Приглашение к делу. Разработка афиш, приглашений, «живая» реклама и т.д.

3. Встреча участников и гостей дела. Зрители могут пройти через выставку работ, испытания, розыгрыши, церемониал. Подготовка встречи должна включать организационный момент: где гости приведут себя в порядок. Организация встречи важна для создания атмосферы восприятия мероприятия.

4. Начало дела. Творческое, необычное, интригующее.

5. Композиция дела (основная часть). Дело может быть сценарным или импровизированным. В основной части соседствуют слово, образ, показ, творческая деятельность, конкурсы, игра. Возникающие паузы должны быть заполнены игрой с залом, музыкальным фрагментом соответствующим теме мероприятия. Участники должны заранее знать должны заранее знать порядок выступления.

6. Заключительный этап. Четкая, яркая, краткая часть мероприятия. Могут быть вручения подарков, сюрпризы, отрядные «свечки», ритуалы, «плавный» переход к дискотеке.

7. Последействие – подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел.

Коллективный анализ является обязательной составной частью методики КТД. Вопросы для обсуждения прошедшего дела ( по работам И.П.Иванова):

1. Какими мы были?

2. Что было хорошо? Что получилось?

3. Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?

4. Как нам жить дальше?

Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм, и атрибутику в своей роли, то успех следует разделить на всех. Это и есть коллективный успех.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ

Воспитательное мероприятие – это совместная деятельность детей, организованная педагогом с воспитательной целью (А.Г. Кирпичник).

Все воспитательные мероприятия делятся на несколько видов, каждый вид подразделяется на несколько форм.:

1. Спортивные (соревнование, турпоход, военно-спортивная игра…)

2. Художественные (творческий конкурс, концерт, художественная выставка, игровая программа…)

3. Трудовые (помощь библиотеке, конкурс на лучший игровой уголок, созданный своими руками, трудовой десант…)

4. Интеллектуально-познавательные (викторина, познавательная игра, турнир знатоков…)

5. Организаторские (митинг, сбор, акция…)

Любое воспитательное мероприятие, как и любой другой вид человеческой деятельности, имеет форму, содержание и название.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание – это определённый показатель методической грамотности.

На сегодняшний день существует несколько десятков форм работы с детьми, а всё многообразие мероприятий есть результат наполнения этих форм разным содержанием с последующим придумыванием новых названий.

Для успешного «придумывания» нового мероприятия необходимо:

- знать существующие формы;

- уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;

- уметь придумать полученному результату привлекательное и точное название

Все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологий «придумывания» – это всё, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.

Одной из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга являются конкурсные программы, все они организуются одинаково, какие бы названия они не имели, как бы ни разнилось при этом их содержание.

Для того чтобы вычленить алгоритм организации конкурсных программ, нужно определить значение слова «конкурс». В основе любого конкурса лежит принцип соревновательности, значит, специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами.

Практически любой вид деятельности может лечь в основу конкурса, это может быть:

- профессиональная и близкая к профессиональной деятельность;

- деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства;

- деятельность, во время которой используется природный или синтетический материал;

- деятельность, при которой создаются разнообразные вещи, предметы, произведения искусства или литературы.

То есть всё, что человек умеет делать, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Развиваться, можно только сравнивая себя с окружающими, поэтому конкурсные программы позволяют ребёнку:

- сформировать адекватную самооценку;

- развить свои волевые качества;

- самоопределиться в мире своих увлечений;

- воспитать свой эстетический вкус и т. д.

Эти воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться нереализованными из-за небрежной или безграмотной организации.

Организация конкурсных программ – процесс не столько сложный, сколько многоэтапный, предусматривающий учёт многих деталей, проблем и вопросов. Вопросы, которые неизбежно встанут перед организатором конкурса, можно уложить в список из 10 слов:

1. Участники

2. Задания

3. Критерии оценки

4. Жюри

5. Призы

6. Ведущий

7. Реквизит

8. Техника

9. Помещение

10. Зрители

Организация любого конкурса начинается с принятия решения о необходимости соревнования в том или ином виде деятельности. Далее, до того как участники узнают о конкурсе, организатор должен:

- придумать конкурсу яркое название;

- сформулировать конкурсные задания

- разработать условия и критерии конкурса

Количество заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности (в конкурсе рисунков задание одно, в конкурсе юных туристов заданий может быть и 10). Задания должны соответствовать идее конкурсной программы (в чём соревнуемся) и возрасту участников, оно должно быть чётко и понятно сформулировано.

В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить или не входить следующие пункты:

- время на подготовку конкурсного задания;

- срок предварительной демонстрации предварительного результата;

- размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах…)

- возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;

- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей;

- перечень разрешённых и неразрешённых материалов, приспособлений, инструментов…

Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в письменном виде - «Положении о конкурсе», в котором указывается название, цели проведения конкурса, возраст и количество участников, чётко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После составления «Положения», работа организатора должна быть направлена на решения сразу нескольких задач:

1. Необходимо найти будущих участников конкурса (индивидуалов или команд), для этого нужно организовать рекламно-разъяснительную работу (приглашения, объявления, радио, телевидение…)

2. Позаботиться о наличии необходимых материалов (краски, мелки, реквизит…), если часть материалов должны обеспечить сами участники, то об этом сообщается в «Положении»

3. Пригласить компетентное жюри. В отличии от спортивных и познавательных программ, где результат определяется по количественным показателям (время, расстояние, кол-во правильных ответов…), в конкурсе победитель выявляется по качественным показателям (изящество, остроумие, уровень технического мастерства…), определение которых зависти от субъективного мнения и личного вкуса. Чтобы снизить эту опасность нельзя:

- доверять судейство одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7 человек;

- приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;

- полагаться на людей, лично заинтересованных в результате

4. Решить вопрос о награждении победителей.

Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечных продуктов деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или показательного выступления. Порой организаторы отказываются от выставки (выступления), тогда результат детской деятельности видят только члены жюри, которые затем объявляют свои оценки. При таком подходе воспитательный потенциал конкурсов многократно снижается.

Поэтому организатор на финальном этапе должен решить десятки организационно содержательных вопросов:

- как пригласить зрителей;

- когда провести предварительный просмотр;

- кого пригласить ведущим;

- как оформить помещение;

- где посадить жюри;

- на чем расположить экспонаты;

- как организовать церемонию открытия;

- какую подобрать музыку;

- во что будут одеты участники;

- где жюри будет обсуждать итоги;

- кто будет вручать призы;

- как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении конкурса можно будет поставить после проведения анализа планов и результатов.

Во всех конкурсах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации, то есть определенная последовательность действий.

Алгоритм организации творческих конкурсов тот же, что и алгоритм организации всех остальных конкурсных программ.

Первый и главный отличительный признак отражен в слове «творческий», то есть творческий подход к творческим заданиям. У детей это требование легче всего выполняется в игровой деятельности. Поэтому детские творческие конкурсы часто называют «игровыми конкурсными программами». Причин их популярности можно назвать несколько:

- веселый и задорный характер заданий;

- для выполнения конкурсных заданий часто не требуется высокого уровня тех или иных навыков;

- творческие конкурсы обладают исключительным потенциалом для развития самых разных способностей ребенка.

Если конкурс рассчитан на небольшую аудиторию, отдельные этапы подготовки можно упростить. Нельзя упрощать только конкурсные задания, они должны быть интересными, яркими, стимулирующими воображение. Любое упрощение не уместно тогда, когда творческий конкурс проводиться как большая праздничная программа. В этом случае ко всем этапам подготовки нужно относиться с максимальной серьёзностью. Организаторам творческих конкурсных программ необходимо овладеть приёмами творческого решения воспитательных задач – приёмами придумывания творческих конкурсов.

Варианты:

1. Конкурсы, посвящённые героям сказок, мультфильмов, мифов, комиксов, литературным героям, героям прошлого и т. п., а задания в них отражают таланты этих героев.

2. Конкурсы команд юных моряков, космонавтов, цирковых артистов, парикмахеров и т.п.

3. Конкурсы, организованные по принципу «Защиты фантастических проектов» или «Аукциона талантов» и т. п.

Когда идея конкурса определяется, ему придумывается яркое название, и самое главное интересное содержание – соответствующие названию, конкурсные задания. Такое соответствие названия, формы и содержания должно быть во всех конкурсах. И, конечно, необходимо соответствие идеи и организационных усилий. Только тогда творческие конкурсы будут яркими и запоминающимися, тогда раскроется их уникальный потенциал, тогда они будут развивать и воспитывать детей.

 

ДЕТСКИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕДЕЛИ

Комплексные формы работы привлекают к КДУ внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления). При подборе форм учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.

Проведению тематической недели предшествует подготовительный этап, на котором разрабатывается план тематической недели (месячника, дня). Большое внимание уделяется оформлению недели: это и план недельных мероприятий, реклама недели, стендовые задания, просто интересный познавательный материал, специальные выпуски газет, выставки и т.д.

При планировании такого рода мероприятий необходимо опираться на следующие принципы:

· Целостность - месячники, недели (дни) должны быть целостными и законченными, иметь очерченные начало и конец, можно придумать основную идею и девиз.

· Последовательность – каждый день (или мероприятие) должен плавно перетекать в следующий;

· Доступность – все мероприятия должны иметь определённую возрастную адресованность;

· Комплексность – события должны охватывать всех участников;

· Активность и сознательность – мероприятия должны активизировать познавательные процессы участников, а не носить лишь развлекательный характер.

Продуманная тематическая неделя дает прекрасную возможность для развития личности ребенка, отработке навыков поведения ребенка в различных жизненных ситуациях. Задача перед организаторами стоит не из легких - " сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известное с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно совершенствующееся. Важно дать ребятам возможность в игровой обстановке использовать полученные в ходе занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит толчком для формирования нового отношения к духовно-нравственным и правовым ценностям, как к чему-то важному, необходимому, востребованному в жизни. Мероприятия тематической среды представляют особую, обычно, авторскую методическую разработку, требуют длительной усиленной подготовки, предполагают активное участие и взаимодействие всех участников.

Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт. Организация и проведение подобного рода мероприятий требуют от организаторов изобретательности, а также больших временных затрат. Однако все это окупается сторицей - живым откликом со стороны участников, их растущим интересом к предлагаемому материалу.

Примеры недель:

Неделя детской книги:

Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в КДУ, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции

Неделя музыки:

Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс)

Театральная неделя строится на том же принципе.

Неделя психологии и мероприятия, приуроченные ко Дню психофизического здоровья основываются на идее содействия развитию у участников таких качеств, как любовь, дружба, взаимопонимание, терпимость, ответственность, взаимоподдержка, интерес к себе, как к личности, и к окружающим людям.

Неделя «Моя родина Россия»

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»- концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

• приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

• формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

• укрепление здоровья детей;

• формирование опыта организации содержательного досуга.

Содержание культурно-досуговой программы связано с:

• приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

• овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

• развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

• постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

• воспитанием гуманности, толерантности;

• формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

• освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

• приобщением детей к художественной культуре;

• воспитанием у них культуры общения;

• формированием культуры организации досуга;

• обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы:

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации:

• всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями),

• чтение вслух,

• рисование,

• коллекционирование,

• драматизация,

• праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

• игры на местности;

• игры на восприятие друг друга;

• спортивные игры, туризм;

• вечеринки;

• встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы);

• система зарабатывания каких-либо благ;

• праздники;

• драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

• вечера современной музыки;

• диско-шоу;

• вечера авторской песни;

• спортивные игры;

• дискуссии;

• тренинги;

• всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

• информационной насыщенности;

• эмоциональности;

• массовости;

• активности;

• диалогичности;

• преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

• игровые методы;

• упражнения;

• обсуждения;

• создание, проигрывание и анализ ситуаций;

• творческие задания;

• театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

• осмысление детьми досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

• осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

• изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

• приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

• освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

• повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

• изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

• формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке; анализа творческих работ школьников.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Понятие и сущность культурно-досуговых программ

Культурно-досуговая программа – это универ­сальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художест­венного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного воспри­ятия и допускает в известных ситуациях их непосредствен­ное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зри­тель.

В рамках изучения досуговых программ под инновацией понимаются такие изменения в современном досуговом пространстве людей, которые характеризуются как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового время препровождения.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 8386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.139 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь