Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОСПИТАНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Воспитание в узком смысле, воспитание как специальная дея­тельность людей характеризуется помимо осознанности и целе­направленности, целостности и противоречивости рядом других важных особенностей. Это деятельность — духовная, комплексная, динамичная, дифференцированная.

Духовна она потому, что основным материалом ее являются ценности и идеалы, а главной целью — стимулирование процес­сов самоопределения, самосовершенствования через приобщение к этим ценностям. Воспитание формирует у ребенка внутренние принципы, которые становятся основными регуляторами действий и поступков и воспринимаются как табу. Нарушить их невозмож­но, «не потеряв себя», не разрушив образ Я.

Воспитание не только формирует социально пенную иерархию потребностей ребенка. Оно также поддерживает его социальные и идеальные потребности, «социализирует и идеализирует» виталъ-ные потребности (П. Симонов).

Так, оно способствует реализации сексуальных потребностей человека не только как физиологически необходимого процесса, связанного с деятельностью определенных желез и инстинктом продолжения рода. Оно органично связывает их с потребностями социальными (заботиться о другом, проявлять к нему внимание, делить с ним радость и горе и др.) и идеальными (понимать сущее и должное, добро и зло, смысл и назначение жизни человека и пр.). Чем сильнее выражены социальные и идеальные составляющие сек­суальной потребности, тем более глубокое, возвышенное, разно­образное удовольствие она приносит человеку, тем больше отли­чается человек от животного в своих сексуальных проявлениях.

Комплексный характер воспитания обуслов­лен взаимозависимостью педагогической деятельности воспитателя и активности воспитанника. Комплексность воспитания проявля­ется в том, что оно направлено и на сознание, и на подсознание, и на самосознание человека, на ето волю и чувства. Воспитание стимулирует развитие и индивидуальных интересов (гедонизма). и чувства долга (обязательности), и осознания необходимости, пользы определенных усилий (прагматизма). Оно осуществляется одновременно через материальную, инструментальную и духов­ную деятельность и организуется в массовых, групповых и инди­видуальных формах. Охватывает как продуктивную деятельность, ' так и сферу отдыха. При всей осознанности и целенаправленности воспитательной деятельности в ней в то же время комплексно присутствуют и немаловажную роль играют случайность, неожи­данность, непреднамеренность.

Динамичность обусловлена объективным изменением частных задач, содержания и набора методов и средств воспитания как в истории человечества, так и в течение жизни отдельно то человека, а также возрастными изменениями потребности \ способности к воспитанию. Она обнаруживается в выделении воз­растного подхода как педагогического принципа; в вычленение социализации как отдельного педагогического процесса; в объек­тивном повышении меры субъектное™ воспитателя и воспитан­ника и личностной значимости этого факта.

Дифференцированный характер воспитания обуслов­лен возрастными и половыми характеристиками детей, различия­ми их способностей и жизненного опыта, индивидуальными осо­бенностями каждого ребенка и отражается педагогикой в ее принципах индивидуального, дифференцированного, возрастно­го подходов.

Рассмотренные выше особенности воспитания как специаль­ной человеческой деятельности всегда объективно присутствуют в педагогическом процессе. Но мера осознанности педагогами-практиками сущности воспитания, целенаправленность их дея­тельности, как и соответствие конкретной воспитательной ситуа­ции природе ребенка, могут быть разными. В зависимости от этого реальное воспитание оказывается более или менее антропологи­чески безупречным.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ БЕЗУПРЕЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В отечественной педагогике существуют замечательные преце­денты создания антропологически безупречных концепций и ор­ганизации соответствующей практики. Это дидактические системы Л. В.Занкова и Ш. А. Амонашвили, воспитательные системы В. А. Сухомлинского и А. И. Мещерякова, «коммунарская педагоги­ка» и организация коллективной познавательной деятельности и др.

Подробный анализ каждой из этих концепций свидетельствует об их высокой воспитательной эффективности. И дети, и взрос­лые, создающие подобные концепции и включенные в их реали­зацию, развиваются целостно. Их индивидуализация и социализа­ция осуществляются гармонично. Каждый из них чувствует себя субъектом своей собственной и окружающей жизни, каждый го­тов к самосовершенствованию.

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей:

осознанная постановка гуманистических целей;

антропологическая ориентированность — акцентирование на развитии человека (и ребенка и взрослого, и ученика и учителя и т. д.);

целостность и продуманность всех компонентов системы;

четкая организация педагогического процесса;

высокие нравственные ориентиры и природосообразные, не­насильственные методы воспитания.

Все антропологически безупречные, или (что то же самое) гу­манистические, педагогические системы:

поддерживают свойственную детям активность;

опираются на их жизненный опыт;

прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значи­мых для него людей;

организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;

создают условия для активного освоения ребенком простран­ства своего бытия;

бережно относятся ко времени ребенка.

Все это способствует индивидуализации воспитательного про­цесса, обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, креативности и рефлексии, тела и духа; развертывание личностной индивидуальности всех его участни­ков — и детей, и взрослых.

На эту практику, на эти педагогические концепции ориенти­руется современная педагогика, из них вырастают представления о воспитании будущего.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Развитие человечества, проблемы, актуальные для России, все больше ориентируют современное воспитание на решение задач, связанных с гуманитаризацией образования, гуманизаци­ей педагогического процесса, демократизацией воспитательных отношений, созданием правовой основы взаимодействия взрос­лых и детей.

В то же время кризис традиционных ценностей, размытость нравственных критериев, агрессивность средств масс-медна, со­циальная неопределенность, экономические трудности, резкая дифференциация общества, война и терроризм — все это создает «ножницы» между реальным и идеальным бытием граждан, педа­гогов, детей. Решение в этих условиях вышеназванных задач — Дело непростое, но возможное, требующее определенных усло­вий. Среди них одно из важнейших — высокий уровень личност­ного развития и профессионализм педагога.

Обществу сегодня необходим педагог, стремящийся и способ­ный к целостному самосовершенствованию, а также к совершен­ствованию своего педагогического мировоззрения в направлении его антропологизапни. Несмотря на актуальность антропологического мировоззрения, оно еще не свойственно подавляющему боль­шинству современных российских педагогов.

Антропологическое мировоззрение педагога имеет несколько составляющих. Оно включает в себя следующее:

органичную ориентированность на каждого ребенка как на че­ловека, представляющего собой огромную ценность, имеющего неотъемлемые права и обязанности;

признание антропологических ценностей (жизнь, физическое и психическое здоровье ребенка, соблюдение его прав и свобод и др.) в качестве приоритетных;

формирование ценностного отношения к каждому дню и пери­оду жизни, к детству как самоценной поре развития человека;

глубокое осознание и органичное принятие гуманистических целей воспитания: целостного развития ребенка как человека, ста­новления детской (и своей) индивидуальности, гармонизации ре­бенка с природой, обществом, самим собой, создания комфорт­ной эмоциональной атмосферы в образовательных учреждениях;

установка на воспитание как на важнейшую составляющую об­разовательного процесса, а также как на взаимодействие, диалог, взаимное движение взрослого и ребенка навстречу друг другу;

признание того факта, что успешно воспитывать можно толь­ко при совпадении представлений взрослого и ребенка о совер­шенном человеке; что анализ состояния и проблем воспитанни­ка — объекта воспитания — всегда является предметом самоанализа его субъекта — воспитателя.

Антропологическое мировоззрение достигается в процессе ов­ладения гуманитарной информацией, прежде всего интегри­рованным знанием о человеке, его природе, закономерностях развития, роли в мире. Высокий профессионализм современного педагога, с одной стороны, предполагает его открытость миру, культуре, людям, высокий уровень самоанализа, исследователь­ской и технологической культуры, а с другой стороны, обуслов­ливается этими качествами.

Остановимся подробнее на технологической культуре педагога. Среди современных технологий, реализующих антропологиче­скую направленность педагогического мировоззрения, на первый план выходят следующие:

умение создавать возможности для осознанного, свободного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов сво­их действий;

владение методами организации групповой деятельности, в том числе демократическими процедурами принятия решений, спо­собами делегирования определенных воспитательных функций детям, введения традиций смены организационных лидеров, со­вместного планирования, коллективной рефлексии в воспитатель­ном сообществе и др.;

повышение доли игры в воспитании, оптимальное ее исполь­зование, умение занять игровую позиции во взаимодействии с детьми;

насыщение воспитательного пространства импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

создание и поддержание атмосферы взаимного уважения, вза­имной терпимости, принятия друг друга, атмосферы доверитель­ного общения и открытости (критике, чужому опыту, нововведе­ниям);

интеграция разнообразных педагогических позиций: защитни­ка, опекуна, старшего друга, консультанта, эксперта, исповед­ника, исследователя и др. (А. В. Мудрик);

овладение логикой сотрудничества: движения от совместных (взрослого и ребенка) актов поведения к самостоятельному, ав­тономному поведению ребенка;

умение преобразовывать индифферентную для ребенка среду в актуальное и оптимальное пространство его развития;

владение временем как значимым фактором воспитания и са­мовоспитания: осуществление своевременных, адекватных возра­сту педагогических действий; разумная экономия и уплотнение педагогически организованного времени; установление для себя и детей разумного режима труда и отдыха; учет колебания инди­видуальных и коллективных биоритмов;

осуществление педагогической поддержки ребенка (О. С. Газман, И. Ю. Шустова, С. М. Юсфин) в процессе осознания им своих потребностей и интересов, овладения способами самоанализа, целеполагания, планирования жизни, а также продуктивного ре­шения внутриличностных конфликтов, проблемных ситуаций в социуме.

Итак, воспитание — это специфически человеческий способ бы­тия и специальная человеческая деятельность, суть которой — ду­ховное взаимодействие людей друг с другом в целях самосовершен­ствования. Потребность и способность к воспитанию врождены человеку и изменяются с возрастом. Эффективность воспитатель­ного процесса зависит и от социокулътурной ситуации, и от антро­пологического мировоззрения и педагогического (технологического) мастерства взрослых, и от желания и возможности ребенка быть воспитанным.

По мере развития человечества воспитание становится все бо­лее антропологически ориентированным, антропологические ос­нования воспитания все более укрепляются.

 

Вопросы и задания

1. Почему воспитание осуществляется только человеком?

2. Как изменяется способность воспитываться в течение жизни?

3. Назовите основные противоречия воспитания.

4. В чем состоят различия воспитания в широком, среднем и узком смысле слова?

5. Каковы основные особенности воспитания как специальной дея­тельности?

6. Охарактеризуйте антропологически безупречные педагогические концепции.

7. Проанализируйте составляющие антропологического мировоззре­ния педагога.

8. Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения педагогической антропологии?

 

Литература для самостоятельного изучения

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Библер В. С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. — 1988.-№ И.

Бим-Бад Б. М, Антропологические основания теории и практики об­разования. — М., 1994.

Блага К., Шебен М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. — М., 1991.

Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентиро­ванного образования // Педагогика. — 1977. — № 4.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.

Глассар У. Школа без неудачников. — М., 1991.

Гузеев В. В. Образовательная технология: От приема до философии. — М., 1996.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М., 1998.

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. — М., 1982.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание! — М., 1996.

Кларии М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. — 1998. — № 1.

Колесникоеа И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — № 6.

Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1979.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге, — М., 1989.

Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: Проблемы и возможно­сти // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1999.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989.

Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной моно-Яйфии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М-,

^Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в «йпязовательном процессе. — М., 2000.

Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитаниями саморазвития личности //Психологический журнал. - 19У2. - 1. 13.

№ ^Суворов А. В. Обучение и воспитание слепоглухонемых детей // Совет­ская педагогика. - 1990. - № 3.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь