Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН



ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН


Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1. Античные источники. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами, и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

2. Иордан возводит современных ему славян — венедов, склавинов и антов — к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VIVIII вв.

 

Формировались 3 ветви славянства — восточная, западная и южная — зафиксированных Иорданом.

 

3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.

 

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII в.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и прозвавшиеся;

древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;

дреговичи — между Припятью и Западной Двиной;

полочане — в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);

кривичи — в верховьях Волги и Днепра;

радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами — Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже (приток Днепра), и Вятко — на р. Оке;

ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;

бужане, или дулебы (с X в. они назывались волынянами) — в верховьях р. Буг;

белые хорваты — в Прикарпатье;

уличи — между р. Южный Буг и Днестр

тиверцы — между Днестром и р. Прут.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

 

ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.1. Земледелие. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.

3.2. Другие виды деятельности. Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

4.1. «Военная демократия». Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща». Речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей — «военных предводителей». в этот период славяне переживали последний период общинного строя — эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствует острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. — Маврикием Стратегом; появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных — соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. На смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща, приходит соседская (земледельческая) община.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений».

Арабский энциклопедист ал-Масуди (X в.) писал, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Речь идет о славянах-волынянах, чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в начале VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе(на месте будущего Киева, Новгорода, где жили ильменские словене.), Славии, Артании. Все центры представляли собой предгосударственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество — обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности — в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.

5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род — божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.

В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога — бога неба — и его сыновей — Даждьбога (у других племен — Ярило, Хорс) и Стрибога — богов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун — бог грозы и дождя, «творец молний», почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Белес (Волос) — покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь (Мокошъ) — богиня плодородия.

5.3. Жрецы. Волхвы – жрецы, боровшиеся в XI в. с христианством. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах — капищах, богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре.

5.4. Уровень развития. В целом славянское язычество уже не соответствовало потребностям зарождавшихся государств, ибо оно не могло объяснить реалии новой жизни. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п. К X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.


ВЫВОДЫ

1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточно-славянского этноса, состоявшего из 13 племенных союзов.

2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

3. В новых условиях в ответ на изменения, происходившие как внутри славянского мира, так и во внешней среде, начался переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

4. Усложняются и верования восточных славян. На смену синкретическому Роду — главному богу славян-охотников — с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.

5. Итак, славяне в VI — середине IX в., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию), претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

 

ТЕМА 2 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ПРЕДПОСЫЛКИ

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала - эволюция языческих представлений славян. Военные успехи, выполнение сложных управленческих функций отдаляли предводителя от привычного для общинников круга дел и забот. Это вело к созданию укрепленного межплеменного центра — резиденции князя и дружины. Личность князя наделялась сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени. Все это приводило к сакрализации (освящению) княжеской власти.

Игорь (912—945)

Игорь (912945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников — печенегов. В 40-х гг. он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время сбора полюдья в древлянской земле Игорь был убит за требование дани, превышавшей обычную норму.

 

2.3. Третий этап — завершение объединения восточных славян и оформление государства — начался с реформ княгини Ольги (945—964) .

• Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга установила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Сын Ольги Святослав (964—972) стал князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начал править в 964 г. Он добился победы над Хазарией и предпринял закончившиеся поражением походы на Дунай (970—971), куда он собирался перенести столицу Руси. Это потребовало мобилизации значительных сил и несколько задержало внутреннее устроение Русской земли.

• Окончательная ликвидация племенных княжений произошла во время правления Владимира Святого (9801015), сына Святослава и Малуши (рабыня или наложница. Фактически же она являлась одной из жен Святослава.)

Владимир хитростью победил своего брата Ярополка (972—980) в борьбе за киевский стол. В 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

— Он пытался реорганизовать языческую веру, а вместе с ней — укрепить княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников.

Но эта мера мало что изменила — племенные Полянские боги не были приняты другими восточными славянами. Тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху — ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная (монотеистическая) религия, имевшая разработанное учение и систему обрядов, мощные традиции и тесно связанная со светской властью, начала вытеснять местные языческие культы и заложила духовную основу для складывавшейся единой русской народности и Древнерусского государства.

 

— Следующим решительным шагом, завершившим создание государства, стала замена Владимиром местных племенных князей своими сыновьями. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность мобилизовать население страны для создания мощных •оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин-защитник, а как глава государства, обеспечивавший охрану его рубежей.

 

ВЫВОДЫ

1. Особенности образования восточнославянского государства.

• Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

• Сложное и удачное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило восточнославянскому государству появиться в обществе, состоявшем из общин, объединенных в племена и племенные союзы. Германские же племена восприняли достижения римской цивилизации и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

• С самого своего начала восточнославянское государство было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивавшими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Результаты.

• Образование государства создало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли.

• Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

• Мощный импульс получила древнерусская культура.

• В рамках Древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Общественный строй

2.1. Характер общественного строя. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладали общинные отношения (И. Я. Фроянов).

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, еще значительно отличавшегося от зрелого феодализма.

2.2. Основные черты зрелого феодального строя:

– монопольная собственность феодалов на землю;

– наличие самостоятельного крестьянского хозяйства, в котором производитель владел

орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;

– за пользование землей крестьянин нес повинности – оброк, барщину или денежную

ренту;

– личная зависимость крестьянина от феодала;

– господство натурального хозяйства.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН


Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1. Античные источники. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами, и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

2. Иордан возводит современных ему славян — венедов, склавинов и антов — к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VIVIII вв.

 

Формировались 3 ветви славянства — восточная, западная и южная — зафиксированных Иорданом.

 

3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь