Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Включает разные мелкие, но важные тонкости публичного выступления, без которых,



Конечно, можно обойтись, но если использовать их, ваше выступление пройдет с

Большим успехом

Чем плотнее, тем лучше

Если хотите управлять эмоциями аудитории с большим успехом, учтите: рассеянная по

большому залу публика гораздо менее восприимчива. Специалистами отмечен такой

феномен, как эмоциональное заражение. Публика в зале хохочет над анекдотом заметно

активнее, чем отдельно взятый гражданин. Припомните, кстати, не бывало ли с вами

такого, что в компании вы весело хохотали над шуткой, а потом переспрашивали соседа о

последних словах, которых не расслышали. Это и есть эмоциональное заражение. Но фокус

в том, что этот эффект работает только в том случае, когда люди сидят (стоят) плотно друг

к другу. То же касается праведного гнева и других чувств, которые вы хотите пробудить в

аудитории.

Таким образом, подбирая помещение для выступления, остановитесь на том, которое

обеспечит заполненность зала, чтобы люди сидели вплотную друг к другу. В этом смысле

гораздо лучше маленький, но битком забитый зал, чем большой, но заполненный

наполовину. Если же вы не имеете на это влияния, то перед началом выступления можете

использовать трюк, который я применял много раз. Когда мне приходилось выступать перед

аудиторией в двести человек в зале на шестьсот мест, я перед началом лекции или семинара

натягивал ленточку между десятым и одиннадцатым рядами. Таким образом, участникам

ничего не оставалось делать, как заполнить первые десять рядов по двадцать мест. Если нет

ленточки, можно положить на все сиденья одиннадцатого ряда листы бумаги и попросить

слушателей не садиться за эту границу. Можно заграждать проход стульями, использовать

скотч, стойки для микрофонов, собственную фантазию. Если есть возможность убрать

пустующие кресла, лучше сделать это. Если и это невозможно, непосредственно перед

началом своего выступления дружески пригласите сидящих на «галерке» пересесть вперед.

Лучше, конечно, если это сделает ведущий. Скорее всего, в первые секунды никто не

шевельнется. Будьте вежливы, но настойчивы. Стоит первому засопеть и завозиться, как

сработает «стадное чувство» и все потянутся к первым рядам. Проверено.

Выступать будет значительно легче. Валерий Леонтьев как-то сказал, что одно пустое

место в зале отнимает у него больше энергии, чем сотни заполненных. Тут есть и еще один

дополнительный эффект. Не очень приятно и сидящему в зале видеть пустые стулья. Он

часто чувствует, что пришел послушать то, что другим, видимо, неинтересно. Убрав же

лишние места, вы создаете ощущение аншлага. А присутствие на аншлаговых

представлениях гораздо больше льстит самолюбию собравшихся.

Темп

Многие ораторы, особенно начинающие, как правило, говорят слишком быстро. Важно

учесть, что субъективное ощущение времени у оратора и у публики не совпадает. У вас во

время выступления все процессы в организме идут быстрее, и быстрая речь для вас

нормальна. Публике же кажется, что вы тараторите. А это воспринимается аудиторией как

неуверенность и желание поскорее избавиться от этого кошмара. Вам кажется, что вы

говорите слишком медленно, а публика еле успевает схватывать сказанное вами. Вам

кажется, что пора сказать о самом главном, а публика еще не успела уяснить суть дела. Вам

кажется, что уже пора начинать выступление, а публика еще не зафиксировала, что вы

появились на сцене. Вывод: говорите медленнее. Иногда напоминайте себе об этом. Если в вашем случае имеют место патологические отклонения, используйте необычные методы. У одной моей ученицы во время ее выступлений к трибуне (с внутренней, разумеется, стороны) был приклеен стикер с надписью: «Лена, не гони! ».

Если же вы часок перед речью будете говорить, как мальчик с задержкой умственного

развития, то под действием этого эталона субъективное время выровняется. Медленно,

после паузы, отвечайте на вопросы, медленно ходите, медленно берите трубку телефона.

Очень помогает.

Важно также помнить, что просто замедлить темп недостаточно. Чтобы сохранять

внимание аудитории, как мы уже знаем, нам необходимы контрастные раздражители.

Меняем темп. В наиболее важных частях выступления говорим медленнее, чем в других. И

внушительнее. С паузами.

Вы - вас - ваш

Много раз в разных книгах было писано о том, что человеку приятно слышать его

собственное имя. Специалистам по продажам и переговорам рекомендуют почаще

обращаться к контрпартнеру по имени. Мы же не можем так обратиться к аудитории. Нам

остается использовать то обращение, которое мы выбрали с самого начала: «Так что,

дорогие коллеги, позвольте мне подытожить...», «Обратите внимание, друзья, что здесь...»,

«Несомненно, мои дорогие, вы заметили...». И так далее. Только не нужно обращаться к

людям, называя их безлично «аудитория» или «публика». Это так же неприятно, как когда

вас называют «население».

Продолжим тему, мои дорогие читатели. О присутствующих говорят во втором лице, не так

ли? Таким образом, для нас становятся теперь недопустимыми такие формы обращения,

как: «Я хотел бы поблагодарить собравшихся...» или «Я хотел бы сообщить

присутствующим...». Лучше сказать: «Я хотел бы поблагодарить всех вас...». Излишне

говорить, что при индивидуальном общении ошибка, от которой я пытаюсь вас

предостеречь, может вам дорого стоить. Попробуйте вместо слов «Я тебя люблю» сказать

«Я люблю присутствующую здесь девушку». Она, конечно, поймет, что речь о ней, но

эффект от этой фразы, мягко говоря, будет слабым. И если уж пошел такой разговор, то

милые читательницы наверняка подтвердят, что банальный тост «За присутствующих здесь

дам! » гораздо приятнее в версии «За ВАС, дорогие женщины/дамы/девочки! ».

И вообще, чем чаще в вашем выступлении будут попадаться слова «вы», «вас», «ваш», тем

лучше.

Сколько этим заниматься

Еще Достоевский в романе «Бесы» отмечал: «Разве можно продержать на одной статье

такую публику, как наша, целый час? Вообще я сделал вывод, что будь разгений, но в

публичном легком литературном чтении нельзя занимать собою публику более двадцати

минут безнаказанно». Это в литературном, а в остальных и подавно. Таким образом,

ограничьте свой триумф двадцатью минутами. Это примерно шесть страниц текста.

Рон Хофф написал книгу «Say it in Six», где убеждает нас в необходимости сокращать

любую презентацию даже до шести минут. Он приводит в ней примеры того, как можно

блестящие спичи уложить в триста шестьдесят секунд. Очень интересно. Я же солидарен с

Достоевским: двадцать минут - предел.

Именно двадцать минут составляет цикл внимания человека. Вспомним, почему школьный

урок составляет сорок пять минут? Две минуты - на приветствие и наведение подобия

дисциплины, двадцать минут - на проверку домашнего задания, еще двадцать - на

объяснение нового материала, три минуты - на то, чтобы задать домашнее задание и

выскользнуть из класса.

Таким образом, сделаем вывод, что если по каким-либо причинам (объем информации,

традиции, регламент) мы не можем ограничиться двадцатью минутами, то следует менять

род деятельности сидящих в зале. Двадцать минут вас слушали, потом можно ответить на

вопросы, потом показать видеосюжет, потом снова перейти к докладу. И так далее. Если

выступление слишком продолжительное, дробите его перерывами. Хотя бы короткими. Это

позволит каждый раз запускать новый цикл внимания.

Поскольку во время устного выступления слушатели не могут, как при чтении,

возвращаться к его началу, не бойтесь отдельные моменты повторять. То же касается и

окончания речи - следует заранее предупредить слушателей: «Перед тем, как перейти к

вопросам...», «В завершение...» и т. п. Постарайтесь избежать нашей любимой фразы «И

последнее...», которую мы повторяем неоднократно, убивая в слушателях всякую надежду

дожить до окончания выступления.

Почему вялый Леннокс Льюис победил прыткого Дэвида Туа

Любителям профессионального бокса наверняка запомнился поединок Леннокса Льюиса и

Дэвида Туа. Напомню, что во время поединка Ленноксу было тридцать шесть лет.

Старичок. А Дэвиду - двадцать семь. Сопляк. Но до этого нам показали несколько боев, где

именитых соперников Туа уносили на первых секундах. Они были отнюдь не слабаки.

Заметим также, что современный профессиональный бокс из спорта превратился в шоу-

бизнес. Если боксер одерживает победу нокаутом, все понятно. Но если нет, победу

определяют судьи. По очкам. Что такое очки? Определенное количество попаданий с

определенной силой в определенные места на теле противника. Но почему тогда мнения

судей так часто расходятся? Такие попадания может подсчитать даже начинающий. Дело в

том, что на это решение влияет целый ряд факторов. Субъективных. Учитывая эти

обстоятельства, можем считать боксерский поединок частным случаем публичного

выступления, где основная публика - судьи. Вспомним, что Леннокс Льюис вел бой крайне

пассивно, избегая обострения, всячески уходя от потасовок. Он даже как будто скучал. Туа

же откровенно стремился к победе, был суетлив и энергичен. Льюис, казалось, был даже

безразличен к исходу поединка. Туа обнаруживал постоянное стремление выиграть любой

ценой. Это его и погубило. При равном положении к концу двенадцатого раунда судьи

вынесли решение в пользу ветерана. Закономерно. Ему победа, как казалось, и не нужна

была. И он получил ее. Туа стремился к ней. И потерял ее. Вывод: если хотите добиться

своего от аудитории, не показывайте виду, насколько важно для вас ее решение. Не

обозначайте своего стремления. Продемонстрируйте здоровое безразличие. И получите свой

чемпионский пояс.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь