Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общество как исторический процесс
Общество никогда не находится в состоянии покоя, а пребывает в постоянном движении. Диалектика рассматривает общество в этом постоянном изменении, т.е. изучает его как процесс. Процесс – это последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Ряд философских наук предполагает, что общество развивается циклически, имеет замкнутый характер. Большинство философов в мире признает, что общественно-исторический процесс носит поступательный, т.е. линейно-направленный характер.
Общество имеет 2 направления: прогрессивное и регрессивное. Поступательное, восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам называется прогрессом. Нисходящее развитие, возвращение к отжившим традициям и устоям называется регрессом. Критерием общественного прогресса являются показатели степени развития общества. Материалисты считали основным показателем социального процесса уровень развития материального производства. Идеалисты признают главным критерием степень духовного развития общества – нравственность, просвещенность и др.. Принято считать, что существуют два основных типов социальной динамики -революционный и эволюционный. Эволюцией называют процесс постепенных, в основном количественных изменений. Революцией называют коренные качественные изменения, скачкообразные перехода от одного состояния к другому. При рассмотрении исторического процесса, важное значение имеет выяснение того – в чем смысл истории? В этом представляет интерес концепция американского историка Фукуямы. (Конец истории). С его точки зрения – конец подходит к концу, что “Я”человеческое достигло таких форм в социальном развитии, которое оно не сможет преодолеть. Говоря о конце истории Фукуяма имел ввиду, что якобы рыночная экономика и западная демократия символизируют венец человеческой истории. Какова логика исторического развития? Этот итог можно выразить следующим образом – это единая, равноправная и конкретная история любой страны – многовариантный. Что касается природы многообразия вариантов развития это объясняется тем, что существуют многообразные исторические условия деятельности разных народов. Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных источников и факторов общественного развития Источником любого развития являются противоречия. Факторами общественного прогресса называются движущие силы развития общества; их подразделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам относят материальное производство, природные ресурсы, социальные ресурсы, науку и технику и т.д. К субъективным относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, социальных групп, человечества в целом. Основные формы общественного развития: эволюция – процесс постепенных, в основном количественных, изменений; революция – коренные, качественные изменения, скачкообразный переход от одного состояния к другому.
Гражданское общество и правовое государство. Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага. Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами». К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства. Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д. Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется. Формационное и цивилизационное концепции
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: Те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности; Те, кто видит определенную логику в истории. Считая историю целенаправленным, закономерным процессом.
Среди подходов к истории наиболее распространены: Формационный; Цивилизационный; Культурологический и др..
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
В целом Маркс выделил пять формаций: Первобытно-общинная; Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Коммунистическая (социалистическая);
Достоинства формационного подхода -: понимание истории как закономерного объективного процесса. Глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки: неучет других факторов (культурных, национальных..), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975)
Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными.
К основным цивилизациям относятся:: Шумерская; Вавилонская; Минойская; Эллинская; Китайская; Индусская; Исламская; Христианская и некоторые др..
Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии: Зарождение; Рост; Надлом; Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Культурологиченский подход был предложен немецким философом О.Шпенглером (1880-1936). Понятие «культура» у Шпенглера близко к понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» Шпенглера имеет другое значение. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Шпенглер выделил 8 культур: Индийская; Китайская; Вавилонская; Египетская; Античная; Арабская; Русская; Западно-европейская.
Вопросы для самопроверки 1.Какое определение общества дается в социальной философии? 2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества? 3. Что такое общественно-исторический процесс? 4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы