Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мздовоздаяние после частного суда



Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения – рай и ад. У католиков различается три состояния – блаженство, чистилище (лат. – purgatorium) и пребывание в геенне. В Послании Восточных Патриархов сказано: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединиться с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Чл. 18).

Иначе говоря, и страдание, и блаженство, которое человек может получить после частного суда, носит предварительный характер.

Состояние душ праведных после частного суда

В Священном Писании само место пребывания праведников после частного суда называется раем (Лк. 28, 43; 2 Кор. 12, 4); Царством небесным (Мф. 8, 11; 5, 3; 5, 10); Царством Божиим (Мф. 6, 33; 1 Кор. 15, 50); Домом Отца (Ин. 14, 2); Иерусалимом вышним (Гал. 4, 26); небесами (Лк. 12, 33-34). Место нахождения праведников есть пребывание со Христом, Который сказал ученикам: Приду опять и возьму вас к Себе (Ин. 14, 1-3). Разбойнику благоразумному Господь сказал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). В Первосвященнической молитве Господь говорит: Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою (Ин. 17, 24). Апостол Павел говорит: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23).

Это состояние праведников в Священном Писании рассматривается как получение награды за добродетельную жизнь, например: готовится мне венец правды (2 Тим. 4, 7-8), – так пишет апостол Павел Тимофею в предчувствии своего конца. Праведники в раю или в Царстве Божием утешаются, как, например, Лазарь из евангельской притчи.

Состояние святых есть пребывание в славе (Откр. 4, 4; 6, 9-11; 7, 9).

Состояние праведных есть состояние покоя или успокоения от трудов: они упокоятся от трудов своих (Откр. 14, 13). Апостол Павел сравнивает этот покой с покоем Бога в 7-й день: Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих (Евр. 4, 10). Но покой Божий по окончании дел творения не есть состояние бездействия, потому что Бог, хотя и не создает новых видов существ, тем не менее непрестанно промышляет о всем мире. Поэтому состояние праведников не есть состояние праздного ожидания и бездеятельности, некое подобие сна, это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание.

О познании апостол говорит: Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13, 12).

О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). Усопшие узнают друг друга, например богач, Лазарь и Авраам. Это общение есть общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12, 22-24).

Состояние душ грешников после частного суда

Об этом нам очень мало известно. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, адом (Лк. 16, 23; Деян. 2, 51). Ад (греч. aiã dhj) буквально означает место, лишенное света. В Писании оно также называется преисподними местами земли (Еф. 4, 9), просто преисподней (Флп. 2, 10), тьмой кромешной (Мф. 22, 13; 25, 30), темницей духов (1 Пет. 3, 19), гееной или гееной огненной (Мф. 5; 10, 28; 18, 9; 23; Мк. 9; Лк. 12, 5). В Православном исповедании (чл. 68) сказано, что грешники пребывают в местах осуждения и гнева Божия.

Как описывает это состояние Священное Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: Отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: червь их не умирает, и огонь не угасает (Мк. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Апостол Павел говорит об этом состоянии: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2, 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут (Лк. 16, 26). Это различие в состояниях между праведниками и грешниками и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в нем пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88, 49; Иов. 30, 23), тем не менее, находились они в различном состоянии. После сошествия Христа во ад праведники были Им из шеола изведены (1 Пет. 3, 18-20).

Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. 14, 9-10 говорится о сошествии во ад царя Вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествование имеется в Иез. 31, 16-17 – сошествие во ад царя Ассирийского и в Иез. 32, 21 – царя Египетского. Но, несмотря на то, что общение возможно и для грешников, – это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию.

 

Молитвы Церкви за усопших

Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижений блаженного воскресения (Пространный Катихизис, чл. 11). В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т.к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Ин. 14, 13); И все, чего не попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22).

Христос имеет ключи ада и смерти (Откр. 1, 18). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32).

Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена, например, во Втор. (26, 14) и Исх. (16, 17) говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар. 3, 4-5 содержится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших.

Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился так: Да будет совершенно изглажен содеянный грех (2 Мак. 12, 42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву – да разрешатся от греха (2 Мак. 12, 45).

В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва апостола Павла об Онисифоре: Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день (2 Тим. 1, 18). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится эта молитвенное обращение апостола Павла, говорит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых.

Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чинопоследованиях Литургии, дошедших до нас.

Основные аргументы против практики молитвы об усопших:

· в Священном Писании нет прямой заповеди совершать такие молитвы;

· притча о богаче и Лазаре, где говорится о непроходимой пропасти, положенной между праведниками и грешниками, которую никто не может преступить;

· слова апостола Павла о том, что Бог воздаст каждому по де лам его (Рим 2, 6). После смерти никаких дел человек совершать уже не может, следовательно, загробное состояние человека, которое он получает после частного суда, изменить невозможно. Значит, молитвы об умерших бессмысленны.

На это можно возразить следующее. Даже если бы наши молитвы не могли изменить загробного состояния умерших, их все же никак нельзя назвать бессмысленными, поскольку они являются выражением любви. Если можно молиться за человека во время его земной жизни, почему нельзя делать это после его смерти. Во-первых, душа человека после смерти субстанционально не изменяется; во-вторых, это уместно и нравственно. Молитвы за усопших – это не просто религиозный долг, но прежде всего потребность человеческой души, и если человек этой потребности в себе не чувствует, то это свидетельствует о недостатке любви. Например, если близкого нам человека посадили в тюрьму, и мы знаем, что наши усилия не могут никоим образом ни сократить срок его заключения, ни изменить меру пресечения, все же вряд ли это можно считать основанием для того, чтобы не писать ему писем и не посылать передач. К тому же молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых. Преп. Иоанн Дамаскин говорит, что всякий подвизающий о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела.

Таким образом, даже если бы наши молитвы за умерших никак не могли изменить произнесенного над ними Божьего суда, то нельзя назвать их бессмысленными, и уж совсем не оправдана практика запрета молитв за усопших, которое имеет место у многих протестантов.

Запрета молиться об усопших в Священном Писании нет. Во времена земной жизни Иисуса Христа у иудеев это было нормой. Господь многократно осуждал различные обычаи Иудеев, но, тем не менее, против молитв об усопших Он ничего не говорил. Что касается притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16), то она предлагает нам картину, относящуюся к ветхозаветному времени, когда изменение участи усопших было действительно невозможно. Но с пришествием Христовым, после Его Искупительной Жертвы, ситуация радикальным образом изменяется.

О возможности изменения загробной участи усопших нас также убеждает то, что помимо частного суда будет еще и Суд Всеобщий. Если бы изменение состояния душ после смерти было невозможным, то всеобщий Суд был бы излишним.

Совершаемые нами молитвы и подвиги могут привлечь милость на душу усопшего человека и изменить его состояние. Есть такое выражение: «после смерти нет покаяния». Это совершенно верно, если понимать под покаянием (как определяет его, например, преп. Иоанн Лествичник) завет с Богом об исправлении жизни.

Однако даже во аде у человека сохраняется способность направлять свою волю на тот или иной объект, свобода выбирать между различными возможностями, в том числе между добром и злом. Хотя грешники не могут изменить своего состояния, не могут сделать никакого добра, тем не менее они могут возжелать освободиться от зла и обратиться к добру. Наши молитвы, молитвы Церкви помогают в этом обращении, потому что Бог не хочет смерти грешников, а желает спасения всех людей. Но для того чтобы Бог мог освободить человека от греха, необходимо, по крайней мере, чтобы человек искренне обратился к Богу и пожелал расстаться со злом. Это сделать очень непросто, потому что человек переступает порог вечности с определенным жизненным багажом и расстаться с ним очень тяжело. Если человек всю жизнь жил во грехе, если он отождествился с грехом и грех стал его внутренним содержанием, то человеку очень трудно возжелать освободиться от зла и обратиться к Богу. Наши молитвы и подвиги, призывающие благодать на душу усопшего, помогают ему в этом обращении от зла к добру. И по мере того как это обращение совершается, возможно очищение души человека Богом от греха и, следовательно, изменение его посмертного состояния.

 

Загробная участь младенцев

В Священном Писании конкретно о загробной участи младенцев ничего не говорится. Что касается Церковного Предания, то по поводу участи младенцев крещеных сомнений никаких нет: «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в крещении и приняли Святого Духа в Миропомазании» (Послание Восточных Патриархов, чл. 16).

Никто и никогда не сомневался в том, что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, существует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, естественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют «положительного наполнения», поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали.

Различные мнения имеют место относительно того, какова участь младенцев некрещеных. Некоторые святые Отцы, например свт. Григорий Нисский, смотрели на этот вопрос слишком оптимистично – души младенцев, похищаемых смертью, могут достигнуть полной меры блаженства. Здесь видна некоторая недооценка силы наследственного греха. Бл. Августин занимал прямо противоположную позицию. По его словам, никакого вечного спасения не обещается младенцам. В этом высказывании чувствуется некоторый формализм, и самый дух его мало согласуется с представлениями о милости и человеколюбии Творца.

Наиболее точно церковное мнение по этому вопросу выражает свт. Григорий Богослов. Он пишет, что иные даже не имеют возможности принять дары крещения или по малолетству, или по какому-либо независящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати. Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести.

Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в каком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайностей блаженного Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь