Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление понятия «экологическая культура»



Вопросы экологической культуры были подняты на Первой
Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 г. [25], на которой ряд ведущих специалистов сформулировали свое понимание этих проблем.,

Многолетнее изучение проблем экологического образования школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д.Зверева, И. Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жиз­ни людей.

Д. В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно


 



быть связано с самоограничением личного потребления и поис­ком оптимальных норм производственного потребления.

Не менее важно мнение Б. С. Кубанцева об экологической куль­туре. Он говорит о необходимости переориентации господствую­щего в мышлении соотечественников антропоцентрического мыш­ления, когда в центре всего и всея стоит человек («царь приро­ды»), на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформироваться на основе более глубокого, чем ныне, изу­чения объективных законов живой природы. Именно незнание, недооценка, игнорирование этих законов во всех формах хозяй­ственной деятельности привели к многочисленным экологическим проблемам. Научной основой оптимизации взаимоотношений че­ловека с природой, как справедливо считает В.Р.Душенков, мо­жет быть только экология, следование ее объективным законам: «Совокупность разнообразных форм деятельности человека, в кото­рых находит внешнее отражение экологическое мышление, мы назы­ваем экологической культурой» (курсив мой. — С. Н.) [32. — С. 16].

Академик Б.Т.Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтере­сованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осу­ществление, богатство нравственно-эстетических чувств и пере­живаний, порождаемых общением с природой.

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: зна­ние основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индиви­дуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимально­сти в процессе личного и производственного природопользования; вы­работку чувства ответственного отношения к природе, окружаю­щей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бы­товой и профессиональной деятельности.

Все последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образова­ния — шло развитие понятия экологической культуры. У филосо­фов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н.Н. Мо­исеев, С. Н. Глазачев, Б.Т.Лихачев, С.В.Алексеев, Н.М.Мамедов, И.Д.Зверев, И. Т. Суравегина, Л.В.Тарасов, А.Д.Урсул и др.) сложилось понимание этого явления — понимание того, что на этапе цивилизационцых сдвигов, бурных общепланетарных изме­нений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культуроло-


гических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сде­лать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два про­цесса — образование человека и его становление как социокуль­турного индивида.

Поиск и определение новой позиции отчетливо проявляются на конференции 1998 г. «Экологическая культура и образование» [30], инициированной Российской академией образования. Спе­циалисты ищут принцип обновления, которое вносит экологи­ческий подход в рассмотрение вопросов образования и культуры. По мнению С. Н. Глазачева и О. Н. Козловой, он сводится к тому, что все явления окружающего мира, включая и человека со всеми его потребностями, интересами, деятельностью, следует рассмат­ривать в их взаимосвязанности, взаимозависимости. Авторы счита­ют, что должен утвердиться принцип «расширения зоны видения», — изучение не отдельных объектов, а восприятие мира в целом, не­обходима ориентация на абсолютные культурные ценности.

Этот принцип поддерживается многими. Г. Н.Саенко считает, что в основу нового подхода (расширенной зоны видения) долж­ны быть положены космические идеи В.И.Вернадского (косми­ческое мироощущение ученого, которое сродни чувству мировой гармонии). Наиболее значимым является его учение о биосфере и ее переходе в ноосферу — сферу разумно спланированного управления биологическим потенциалом Земли. Автор справедливо утвержда­ет: учение о ноосфере — это философская концепция единства Человека и Вселенной, которая позволяет осознать, «что Разум, управляющий нашими поступками, действует как в сфере матери­ального, так и в сфере духовного. Разум создает среду, в которой мы живем. И в этом плане Россия — духовно богатая страна своими святыми, писателями, учеными и философами... деятелями культу­ры, прокладывающими новые пути человечеству» [30. — С. 23]

Россия должна занять достойное место в мировом сообществе, но для этого надо поднять духовный уровень народа.

На необходимость гуманизации экологического образования, расширения понятия экологической культуры (привнесения в него представлений о всеобщих ценностях, взгляда на мир как на це­лостный организм), на его объективную красоту и неповтори­мость указывали почти все участники конференции (А. М.Буровский, Н.В.Груздева, Н.Беркова, С.А.Варфоломеев, И.Д.Зверев, Л. П.Печко и многие другие). При этом обращается внимание на то, что необходимо различать истинную культуру и цивилизацию — в последней «духовное, живое начало культуры окостенело и омерт­вело» (Е.Б.Кнорре). Техногенная культура Запада, которая сло­жилась на значительных территориях Земли к концу второго тысячелетия и которая претендует на всеобщее распространение, бездуховна, ориентирована на удовлетворение лишь материаль­ных потребностей человека.


 


 

22
23

 

Экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гуманитарные и технические области знания. Становление экологической культуры личности в процессе экологического образования при таком под­ходе может сложиться лишь в том случае, если продумана страте­гия интеграции знания в образовании.

В.А.Игнатова всесторонне (теоретически и эксперименталь­но) изучает процесс становления экологической культуры у школь­ников [10]. Исходной в ее исследовании является такая позиция: экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, отдель­ная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической куль­туры являются универсальные ценности и такие способы деятель­ности, которые позволяют сохранить эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры являются обоснован­ные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и де­ятельность человека, действия, экологически сообразные соци-оприродной среде.

По ее мнению, познавательная модель экологического обра­зования должна строиться на теориях, рассматривающих всеоб­щие взаимосвязи. К ним относится, например, синергетика, опи­сывающая мир как процесс развития иерархически устроенной макросистемы. Синергетика позволяет понять универсальное един­ство мира, в котором случайность, неопределенность являются фундаментальными свойствами мироздания. Синергетика дает представление о том, как из хаоса возникает сложная и упоря­доченная система, дает полное, развернутое понимание процес­сов развития и эволюции различных систем, как происходит их самоорганизация и организация биологических, планетарных, космических, социальных и других систем. Автор утверждает, что такой подход к рассмотрению социоприродных и техноген­ных систем вскрывает механизмы их одновременного существо­вания, взаимодействия и развития и поэтому может стать новой (более высокого уровня) основой интеграции содержания образования.

В. А. Игнатовой в течение пяти лет предпринималась экспери­ментальная проверка данной идеи: старшеклассники одной из школ города Тюмени изучали экспериментальные интегрирован­ные курсы «Основы экологической культуры» и «Основы совре­менного естествознания»; контрольный класс в том же часовом объеме изучал предмет «Экология». Интегрированные курсы были нацелены на формирование у учащихся основ экологической куль­туры, базирующихся на экологическом мировоззрении, экологи­ческом мышлении, экологическом сознании, гуманистических идеях и общечеловеческих ценностях как то: Земля, Природа, Че­ловек, Здоровье.


Не вдаваясь в подробности эксперимента, скажем о выводе, к которому пришла В.А.Игнатова.

Экологическая культура может быть сформирована у школь­ников в процессе обучения при определенных условиях. Ключе­выми показателями экологической культуры являются целостное представление о социоприродной среде, обобщенная картина мира, понимание системности и процессуальности мира; эколо­гическое мышление; экологически целесообразная деятельность и поведение.

Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитар­ного знания в содержании образования.

Для теоретического обоснования методики экологического вос­питания дошкольников, формирования у детей начал экологи­ческой культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие поло­жения биоэкологии — первоосновы экологического знания (Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.М.Чернова, И.Н.Понома­рева и др.).

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человече­ство лишь на последней стадии исторического развития стало гео­логической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образова­ния, при любых способах интеграции его содержания знание эко­логических законов природы должно быть обязательным для каждо­го человека, оно должно составить первооснову экологической культуры. Нельзя не согласиться с И.Н.Пономаревой, которая утверждает: «Современная ориентация на развитие экологической культуры как главной задачи экологического образования ставит своей наипервейшей целью сформировать знания о законах, по которым живет природа, систему основополагающих понятий о принципах, идеях... и процессах в живой природе» [30. — С. 13].

Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на жи­мы с системы, предотвратить их деградацию.

Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией до­школьников.


 



 

Представляется, что таким основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой («единство организма и среды»). Оно универсально с разных точек зрения: с экологиче­ской — распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм; с педагогической — применимо для лю­бого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообще­ствах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о деятельности человека в природе и др.); с практической — оно предполагает наличие живых объектов природы, создание и под­держание определенных условий для них, т.е. практическую дея­тельность; с психологической — познание морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитания оказывается возможным через наблюдение, обсуждение, моделирование. Все обо­значенные аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры. По суще­ству понятие «организм и среда» — это императив экологического подхода в ознакомлении дошкольников с природой.

Большинство исследователей, рассматривая феномен эколо­гической культуры, опираются на подсистемы понятия, в каче­стве которых выступают экологическое мышление, экологичес­кое сознание, отношение, экологическая деятельность, т.е. эко­логическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

В этом случае экологическое мышление определяется как мысли­тельный акт для решения конкретной экологической задачи. Че­ловек, вооруженный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т. е. мышление определяет действие, поведение, конк­ретную деятельность.

Экологическое сознание — это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы (Э. В.Гирусов, А. Н.Кочер-гин, Ю.Г.Марков, Н.Г.Васильев и др.) рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмо­ций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятель­ности: историческую оценку достижений человечества во взаимо­действии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особенное значение имеет про­гнозирование — умение предвидеть ближайшие и отдаленные по­следствия воздействия человека на природную среду. Неслучайно исследователями выдвинута модель «опережающего образования» (А.Д.Урсул и др.), в рамках которого создается некий идеал: на него ориентируется образовательный процесс — от прошлого кнастоящему и в направлении к будущему.

26
Таким образом, экологическая культура это сложная катего­рия, которая развивается на протяжении всей жизни человека; на­чало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь