Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воображение и возможность управления им на учебном занятии



Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Воображение надо рассмат­ривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением не­скольких функций в их своеобразных отношениях. Так же как в развитии детского мышления, в развитии воображения основной переломный пункт совпадает с проявлением речи.

Воображение это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действийспособности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Как правило, различные упражнения и тренировки воображения заложены в курс детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие воображения у старшеклассников проходит несколько сложнее и требует аналогично серьезной концентрации и внимательности. Занятия по развитию воображения проходят чаще всего в игровой форме, независимо от возраста и социального положения участников.

Воображение складывается в процессе развития деятельности ребенка и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому.

Также успех развития творческого воображения зависит от ряда педагогических условий:

· Развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

· Накапливание знаний и опыта во внеучебное время;

· Ребенок должен обладать достаточным количеством высококачественных материалов;

· Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

· Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью учащихся с педагогически целесообразной помощью им;

· Применение разнообразных художественных материалов и техник работы с ними;

· Смена видов деятельности в течение всего учебного года (графика, живопись, конструирование, декоративные работы и др.);

· Введение в структуру уроков игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования;

· Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

· Развитие речи и межпредметных связей [25].

Ю.Г. Тамберг перечисляет такие способы развития воображения:

Сформировать мотивацию! Убедить, что воображать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Воображение должно быть интересно. У младших школьников интерес не к рассуждениям, а событиям.

Собственным примером.Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:

в нежном возрасте (2-6 лет) - сказки, фантастические рассказы;

в отрочестве (7-14 лет) - приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уеллса…);

в юности - добротная научная фантастика. Научите детей восхищаться хорошей фантазией.

Стимулировать воображение вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья? Куда бы ты полетел? »

Ставить детей в затруднительные ситуации.

Обучить специальным приемам развития воображения.

Процесс становления творческой личности в онтогенезе включает несколько этапов.

Первый этап - пробуждения - накопление сенсорного, эмоционального опыта как первоосновы творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно богатое пространство и импульсы пробуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.

Второй этап - подражания, имитаций - освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. Главное на этом этапе - технологический опыт ребенка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.

Третий этап - преобразований - применение освоенных эталонов и их трансформация в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.

Четвертый этап - альтернатив - индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.

Исходя из законов деятельности воображения и процесса становления личности, описанных выше, можем назвать методы развития психологической активности на занятиях изобразительного искусства:

· накопление знаний, эмоций и их выражение;

· побуждение, мотивация творческого воображения;

· знакомство со способами фантазирования, выразительными средствами изобразительного искусства;

· применение освоенных эталонов в соответствии с индивидуальным стилем;

· развитие чувства цвета и воображения;

· развитие чувства пространства, формы и логического мышления.

 

№ 19. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное.

Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, то есть соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности.

Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

 

№ 20. Воспитание (психологический аспект) —

1) в широком смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей к педагогов;

2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

В обоих этих значениях воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика воспитания воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности.

№ 21. Педагогическая деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Сущность заключаетсяв:

· производстве знаний, то есть проведении исследований, поиске нового, осуществлении разработок, проведении экспертизы и т. п.;

· передаче знаний при проведении учебного процесса на всех уровнях;

· распространении знаний путем разработки и издания учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, научных статей;

· воспитании учащихся, формировании и развитии их личности.

Все эти составляющие педагогической деятельности одинаково важны и выступают в динамической взаимосвязи.

Трехкомпонентная структура педаго­гической деятельности, выделенная Н.В.Кузьминой

1.Конструктивный компонент - деятельность, связан­ная с отбором, композицией, проектированием учебного материала, созданием планов.

Конструктивная деятельность учителя включает планирование: 1. содержания будущей педагогической деятельности (план работы вообще); 2.системы и последовательности собственных действий (что, как и в какой последовательности должен делать сам); 3 системы и последовательности действий учащихся (коллектива в целом, отдельных групп в нем и конкретных учащихся в зависимости от их особенностей).

2.Организаторская деятельность учителя тесно свя­зана с конструктивной и без нее немыслима.

Организаторская деятельность учителя имеет три аспекта: 1.организация своего изложения (рассказ, беседа); 2.организация своего поведения, действий в условиях деятельности: 3.организация деятельности детей (коллективной, групповой и индивидуальной).

3.Коммуникативная деятельность - важный фактор успеха педагога, от того, как сложатся его отношения с детьми, зависит успех его работы. Представления о том, как учителя должны отно­ситься к учащимся, формируется гораздо раньше пред­ставлений о том, каким должно быть преподавание. Ребенок представляет себе внешний облик и характер учителя, внешние атрибуты деятельности и оценивает учителя на основании этого. Учащиеся средних классов, как правило, требуют точного, конкретного объяснения материала, доступно­сти и понятности изложения, ярких, запоминающихся примеров. Они воспринимают предмет через учителя, а качество преподавания - через отношение к классу. В старших классах дети имеют представления о том, каким должен быть процесс обучения. Учитель, в их понимании, должен любить свой предмет, знать его и уметь преподнести. Они думают, что учителю даже важнее любить свой предмет, чем уметь преподавать, так как знание приходит с опытом, а без любви к пред­мету опыта не будет. В младших классах сам учитель как бы окружен ореолом романтики, а в старших классах дети оценива­ют эффективность работы педагога, эффективность ре­зультатов коммуникативной деятельности. Учащиеся особенно чувствительны к тому, как учитель их слуша­ет, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей.

Т.С.Полякова выделяет семь компо­нентов:

1. Проектировочно-целевой – (определение цели своей деятельности).

2. Содержательный (определение содержания деятельности).

3. Диагностический - (обеспечение решения конкретных педагогических задач)

Содержательный и диагностический компоненты своего рода различные стороны гностической деятельности учителя. Содержательный ее аспект направлен на овладение педагогическими знаниями, а диагностический - обеспечивает опосредование знаний конкретным педагогическим материалом и решение конкретных педагогических задач.

3. Организационно-методический (организация воздействия на группу учеников, стимулирование, регулирование и т.п.)

5. Коммуникативный ( создание определенной атмосферы урока.)

6. Стимулирующе- регулировочный (сбор текущей информации о процессе обучения, стимулирование учащихся в соответствии с этой информацией, внесение корректив в собственную работу).

7. Контрольно-оценочный компонент ( непрерыв­ный текущий и итоговый контроль процесса и результата педагогической деятельности).

А.К. Маркова выделяет следующие компоненты:

· Постановка учителем педагогических целей и задач;

· Выбор и применение средств воздействия на учащихся (отбор и передача содержания материала; изучение возможностей учащихся, выбор и применение методов, средств воздействия и их комбинация);

· Контроль и оценка учителем собственных педагогических воздействий, педагогический самоанализ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь